© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 31. Западные области Российской Империи.


Люди и события ХХ века. Царство Польское, Белоруссия.

Биографии: Друцкой-Любецкий, Гродзский, Радзивилл, Сурмец.



Автомобилисты Царства Польского.


Царство Польское, ввиду своей близости к европейским странам, быстрее всех осваивало западноевропейские технические новинки. Первый автомобиль появился в Польше 25 августа 1896 г., это был Benz Vis-a-Vis, принадлежавший промышленнику Станиславу Гродзскому.

01. Станислав Гродзский на своём первом автомобиле, 1896.


Журнал "Циклист" в 1897 году сообщал о поездке двух варшавских спортсменов, гг. Гродзского и Наимского, в Париж, с целью принять участие в гонке Париж-Дьепп. К началу гонки они не успели, но совершили весьма интересное путешествие, к тому же, по всей видимости, это было первое путешествие русских автомобилистов в Европу. Станислав Гродзский был один из самых первых автомобилистов в России, представитель фирмы "Пежо", а Сигизмунд Наимский - секретарь редакции польского журнала Cyclista, вместе с ними путешествовал механик фирмы "Пежо", г-н Крейтлер. Для поездки был выбран автомобиль Peugeot с мотором Daimler 3,5 л.с. Маршрут поездки: Варшава - Познань - Франкфурт - Берлин - Магдебург - Ганновер - Брюссель - Париж.

02. Статья в "Циклисте" о выезде спортсменов в Париж, 1897.


28 июня в 8 утра путешественники торжественно выехали из Варшавы, в сопровождении провожающих: 1 автомобиля, нескольких конных экипажей и группы велосипедистов. На второй день путешествия машина добралась до германской границы, и вечером была в Познани (тогда - Германия), на 3-й день были во Франкфурте, на 4-й - в Берлине, где их встречала толпа репортёров. Еще через несколько дней их чествовали члены Бельгийского Автомобильного клуба в Брюсселе. В Париж они прибыли 14 июля, и отправились сразу в Дьепп, куда прибыли на следующий день после окончания гонок. Французские газеты, тем не менее, с воодушевлением писали о путешественниках, совершивших такую длинную поездку из Варшавы в Париж.

03. Статья в "Циклисте" о приезде автомобилистов из Варшавы в Париж, 1897.

04. Гонка в Дьеппе. Dieppe, 1897.



Общество Автомобилистов Царства Польского - Towarzystwo Automobilistów Królestwa Polskiego (TAKP), (1909 - 1918)

История Автомобильного клуба Польши восходит к временам раздела Польши. 7 декабря 1909 года в отеле "Бристоль" в Варшаве состоялось первое организационное собрание Автомобильного общества Королевства Польского - ассоциации энтузиастов и пионеров автомобилестроения.

05. Эмблема Общества автомобилистов Царства Польского.

06. Редкий сегодня серебряный знак Общества автомобилистов Королевства Польского.


Князь Владислав Друцкий-Любецкий был избран президентом Общества, а Станислав Гродзский - пионер польского автомобилизма - генеральным секретарем.

07. Гостиница "Бристоль", где располагалась штаб-квартира польского автоклуба. Варшава, 1910-е годы.

08. Гостиница "Бристоль" сегодня. Варшава, 2011.

09. Список членов клуба, 1913.


Одним из первых мероприятий клуба стал пробег Варшава - Лодзь - Люблин - Варшава длиной 282 версты. 21-25 мая 1914 года состоялось ралли на 1215 км, а в июне того же года - первая автомобильная выставка.

10. Вице-президент ИРАО В.В. Свечин, председатель Общества автомобилистов Царства Польского В. Друцкой-Любецкий, губернатор Варшавы С.Н. Корф.

11. Член комитета ИРАО А.П. Нагель и генерал-губернатор Варшавы Г.А. Скалон.


После убийства князя Друцкого-Любецкого в 1913 году, руководителем клуба стал князь Здислав Любомирский (1865-1943), впоследствии президент Варшавы в 1916-1917 г. С началом Первой Мировой клуб занимался, преимущественно, помощью Обществу Красного Креста, а после 1918 года, когда была принята Декларация о Независимости, некоторое время было не до автомобильных и спортивных мероприятий.

12. Польский иллюстрированный ежемесячник, посвященный воздухоплаванию и автомобилизму "Lotnik i Automobilista" № 7, 1914.

13. Граф Юзеф Альфред Потоцкий, польский аристократ и дипломат, сын графа Потоцкого и княжны Радзивилл.

14. Мерседес 55/60 HР (1909 г.в.) графа Юзефа Потоцкого. Варшава.

15. Автомобиль Mercedes в городе Проскуров, Польша, 1911. (сегодня это Хмельницкий, Украина).

16. Эстляндский барон В.А. фон дер Остен-Сакен.


Только в 1921 году клуб возобновил свою деятельность под новым названием - Польский Автомобильный клуб, вступив в Международное Объединение автомобильных клубов (сегодня - FIA, Международная автомобильная федерация)

17. Участники Польского Автомобильного клуба в автопробеге, под руководством командора Януша Регульского, 1930. (кадр из видео с сайта Польского Автомобильного Клуба).



Князь Владислав Друцкий-Любецкий (Władysław Drucki-Lubecki) (1864 - 1913)

Друцкие-Любецкие - польско-литовский княжеский род. Князь Владислав был крупным помещиком, владельцем имений и земель в Полесье и на Гродненщине, внук министра финансов Королевства Польского. Президент Гродно в 1907 г. В 1909 году он стал первым председателем Общества автомобилистов. У него был яркий красный автомобиль, на котором он с удовольствием разъезжал по своим поместьям. Однако, из-за плохого зрения, он часто попадал в трагикомичные ситуации. Однажды, остановившись на железнодорожном переезде, он не заметил шлагбаум, который опустился прямо на крышу его автомобиля. После этого князь взял на работу водителя, в функции которого входило ездить на пассажирском сиденье и, в случае опасной ситуации хвататься за руль, уводя машину от столкновения или пешеходов.
8 апреля 1913 года князь трагически и загадочно погиб. В убийстве был обвинен его родственник, барон Биспинг, но следствие по этому загадочному делу продолжалось еще много лет. Причем, оно вызвало большой резонанс во многих странах, и даже в американской прессе. Лишь в 1928 году суд оправдал Биспинга, не ответив, при этом, на вопрос, кому и зачем понадобилось убийство князя.

18. Председатель Общества автомобилистов Царства Польского В. Друцкой-Любецкий.



Станислав Гродзский (Stanislaw Grodzki) (1866 - 1927)

Руководил в Варшаве семейной фирмой по продаже сельскохозяйственной техники. Был первым польским автомобилистом, купившим Benz Vis-?-vis в 1896 году. В конце XIX века фирма его отца Альфреда Гродзского, была представителем De Dion Bouton, предлагавшей трициклы. Гродзский был представителем фирм Benz и Peugeot в Королевстве Польском. После создания Общества Автомобилистов Царства Польского стал его генеральным секретарём, а также был президентом Польского Автомобильного клуба (Automobilklub Polski) в 1923-1927 гг.

19. Реклама трициклов "Де Дион Бутон" варшавского представительства - торгового дома Альфреда Гродзкого.

20. Станислав Гродзский.



ФОТОГРАФИИ:

01. Станислав Гродзский на своём первом автомобиле, 1896.
02. Статья в "Циклисте" о выезде спортсменов в Париж, 1897.
03. Статья в "Циклисте" о приезде автомобилистов из Варшавы в Париж, 1897.
04. Гонка в Дьеппе. Dieppe, 1897.
05. Эмблема Общества автомобилистов Царства Польского.
06. Редкий сегодня серебряный знак Общества автомобилистов Королевства Польского.
07. Гостиница "Бристоль", где располагалась штаб-квартира польского автоклуба. Варшава, 1910-е годы.
08. Гостиница "Бристоль" сегодня. Варшава, 2011.
09. Список членов клуба, 1913.
10. Вице-президент ИРАО В.В. Свечин, председатель Общества автомобилистов Царства Польского В. Друцкой- Любецкий, губернатор Варшавы С.Н. Корф.
11. Член комитета ИРАО А.П. Нагель и генерал-губернатор Варшавы Г.А. Скалон.
12. Польский иллюстрированный ежемесячник, посвященный воздухоплаванию и автомобилизму "Lotnik i Automobilista" № 7, 1914.
13. Граф Юзеф Альфред Потоцкий, польский аристократ и дипломат, сын графа Потоцкого и княжны Радзивилл.
14. Мерседес 55/60 HР (1909 г.в.) графа Юзефа Потоцкого. Варшава.
15. Автомобиль Mercedes в городе Проскуров, Польша, 1911. (сегодня это Хмельницкий, Украина)
16. Эстляндский барон В.А. фон дер Остен-Сакен.
17. Участники Польского Автомобильного клуба в автопробеге, под руководством командора Януша Регульского, 1930. (кадр из видео с сайта Польского Автомобильного Клуба)
18. Председатель Общества автомобилистов Царства Польского В. Друцкой-Любецкий.
19. Реклама трициклов "Де Дион Бутон" варшавского представительства - торгового дома Альфреда Гродзкого.
20. Станислав Гродзский.


ИСТОЧНИКИ:

1. Журнал "Циклист" № 161, 29 июля 1897 год.
2. Ольга Бикбова. "Преступление, за которое мог взяться Конан Дойл. История загадочного убийства гродненского князя." TUT.BY, 29 апреля 2020 (news.tut.by)
3. Людмила Рублевская. "Тайна убийства князя Друцкого-Любецкого". Газета "Советская Белоруссия" № 189 (24819), 2 октября 2015 (sb.by)
4. Википедия. (pl.wikipedia.org/wiki/Automobilklub_Polski)
5. Automobilklub Polski (automobilklubpolski.pl/historia-2/historia/)
6. Carretro (carretro.ru)
7. Фотографии из публикаций Рустама Бикбова.


Автомобилизм в белорусских губерниях.



Велосипедный спорт был популярен в Белоруссии с 1870-х годов, во всех крупных городах сооружались треки - в Минске, Гродно, Витебске, Гомеле, Могилеве. С развитием автомобилизма интерес к велосипеду стал падать, зато автомобильный спорт стал быстро развиваться. Первый автопробег прошел по территории Белоруссии в 1910 году. 46 гонщиков преодолевали круговую дистанцию в 3200 километров со стартом и финишем в Санкт-Петербурге, по пути побывав в Витебске, Могилеве и Гомеле. Победителем "Кубка Царя" в тот год стал немецкий гонщик Вилли Пеге.

21. Минский велотрек. Начало ХХ в.


А первая машина появилась в 1895 или 1896 году - это был Panhard Levassor, купленный по распоряжению министра путей сообщения князя М.И. Хилкова для Ковенского округа (с 1901 - Виленский округ). Первыми частными автовладельцами считаются князь Радзивилл из Несвижа и Пашкевич из Гомеля.
К 1915 году в Минске было около 20 автомобилей. В то время их можно было заказать у дилеров в С.-Петербурге, Риге или Москве, или же напрямую из Германии, как, к примеру, минчанин гр. Неусыхин купил "Мерседес" в Берлине, а сын банкира Брауде купил "Форд Т" в Гамбурге. У минчанина Василия Терещенко было 3 автомобиля, по 2 - у несвижского князя Радзивилла, у княгини Паскевич и у М. Перельмутера из Минска. У помещика Гребницкого был 50-сильный "Мерседес" и 20-сильный "Бенц". Автомобили были у губернатора Минска А.Ф. Гирса (тёмно-синий "Бенц"), у генерала Новосильцова и у аристократа-спортсмена Любанского. Некоторые зажиточные крестьяне также могли себе позволить автомобиль, который стоил тогда не менее 2000 рублей. Минский крестьянин Раков владел автомобилем, а у витебского крестьянина Терехова был даже "Бенц".

22. Стоянка в Гомеле во время автопробега на Кубок царя, 1910.

23. Минск, 1918.


20 августа 1906 года на улицах Минска появилось первое такси - 6-местный "Мерседес" мещанина Ивана Фёдорова. Правда, в тот же день произошла авария, и погиб один пассажир, а таксомоторные перевозки были возобновлены только в 1912 г. В 1909 г. бобруйский купец Ф. Некрич и И. Эттингер из Слуцка организовали первое автобусное сообщение в Слуцке, купив 3 немецких автобуса NAG. В 1911 г. обойная фабрика Канторовича приобрела первый грузовик - "Бенц". На базе нефтяных складов "Товарищества Братьев Нобель" появились первые бензиновые станции в Витебске, Гомеле, Минске, Слуцке.

24. Встреча участников автопробега Петербург - Москва в г. Барановичи, 1912 г.

25. Стоянка автомобилей - участников автопробега. Барановичи, 1912 г.

26. Реклама нефтепродуктов Т-ва Бр. Нобель.


Нередко автопробеги устраивались в военных целях. 6 июня 1912 года состоялся пробег Санкт-Петербург - Псков - Двинск - Ковно - Гродно - Белосток - Барановичи - Минск - Смоленск - Москва - Санкт-Петербург, задача которого была проверка подготовки водителей и выбор марок автомобилей, наиболее подходящих для военной службы. Начальником пробега был назначен командир Первой учебной автомобильной роты Петр Иванович Секретёв. Общее руководство осуществлял начальник Отдела военных сообщений генерал-лейтенант Добрышин. Маршрут пробега был составлен с таким расчетом, чтобы он включал все типы дорог - от шоссе и мощенных булыжником до полного бездорожья. В отчетах 1912 года сохранились свидетельства о впечатлении, произведённом на людей: "Представители города выразили удовольствие, что в первый раз видят автомобили, сумевшие преодолеть бездорожье; этот факт заставит население смотреть на этот род передвижения не как на забаву, а как на новое завоевание техники… В 20 верстах от Орши, в деревне Савино, крестьяне вышли из домов с образами и хлебом-солью".

27. Автомобиль "Уайт" под №29 в грязевом плену грунтовых дорог на участке Минск - Орша, 2 июня 1912 г.



Князь Альбрехт Антоний Радзивилл (1885, Берлин - 1935, Варшава)

Род Радзивиллов - один из древнейших в Европе, и восходит к Священной Римской Империи. Радзивиллы были чрезвычайно богаты, их замки славились красотой и убранством. Князь Альбрехт владел землями в районе Несвижа и Клецка. Одним из первых в западной части Российской Империи приобрел несколько автомобилей - Мерседес, Паккард, Кадиллак, и несколько Фордов для служащих. Сам ездил не только в Варшаву, но и в Париж, Вену, Рим. Много сделал для развития культуры и внедрения образования на своих землях. В 1918 году стал представителем Белоруской Народной Республики в Европе. В 1935 году, предчувствуя наступление советской власти, уехал и увёз всё самое ценное в Варшаву.

28. "Мерседес" князя Альбрехта Радзивилла. Несвижский замок, Минская губерния, 1913.

29. Князь Альбрехт Радзивилл с дочерью на балконе Несвижского замка, 1920-е годы.

30. Несвижский замок. Беларусь, 2019.



ФОТОГРАФИИ:

21. Минский велотрек. Начало ХХ в.
22. Стоянка в Гомеле во время автопробега на Кубок царя, 1910.
23. Минск, 1918.
24. Встреча участников автопробега Петербург - Москва в г. Барановичи, 1912 г.
25. Стоянка автомобилей - участников автопробега. Барановичи, 1912 г
26. Реклама нефтяных продуктов Тов-ва Бр. Нобель.
27. Автомобиль "Уайт" под №?29 в грязевом плену грунтовых дорог на участке Минск - Орша, 2 июня 1912 г.
28. "Мерседес" князя Альбрехта Радзивилла. Несвижский замок, Минская губерния, 1913.
29. Князь Альбрехт Радзивилл с дочерью на балконе Несвижского замка, 1920-е годы.
30. Несвижский замок. Беларусь, 2019.


ИСТОЧНИКИ:

1. Геннадий Можейко. "Первыми владельцами авто в Беларуси были Радзивиллы." 17 ноября 2010. (kp.by)
2. Владимир Воложинский. "История АЗС в Беларуси", Минск, изд. "Харвест", 2012. (auto.onliner.by/2013/02/02/history-6)
3. Владимир Воложинский. "Они не думали, что дороги так плохи.", 24 ноября 2014 (auto.tut.by)
4. Сергей Макавчик. Эльжбета Радзивилл и Несвижский замок Фото автора и из домашнего архива князей Радзивиллов. (nesvizh1223.ucoz.ru)
5. Минск старый и новый. (minsk-old-new.com)


Автомобилисты Эстляндской губернии.


Большая часть автомобилистов Эстляндии состояло в Балтийском Авто- и Аэро-Клубе, и участвовали во многих пробегах, включая пробеги на приз Княгини Виктории. Но один из эстонских спортсменов заслуживает особого внимания.

31. Площадь у Балтийского вокзала в Ревеле (Таллин), 1910-е годы.

32. Книготорговец М. Отставель с семьей в автомобиле Бразье. Эстляндия, 1913.


О мероприятиях и участниках Балтийского клуба - в предыдущих частях: 18, 19, 20, 21 .

33. Автомобиль "Бенц" помещика Эд. Вульфа (Эстляндская губерния), 1914.

34. "ПТС" образца 1913 года барона Б. Икскюля.

35. "Бенц" 30 hp Густава Таубе (Эстляндская губерния).

36. Автомобиль "Бенц" 20 hp барона Акселя Ферзена (Эстляндская губерния).



Самуэль Янович Сурмец (Samo Suurmõts) (1874, Пылва, Эстония - 1932, Ст. Руса, Новгородская область)

Первый известный эстонский автогонщик Самуэль Сурмец родился в Лифляндской губернии (сегодня это г. Пылва в Эстонии). Крещён под именем Само, но в российских документах записан как Самуэль Янович. Семья принадлежала к дворянскому сословию, владела кирпичным заводом. Еще в юности Само много путешествовал, получил техническое образование и научился управлять автомобилем, а в конце XIX века вернулся в Россию, и поселился в С.-Петербурге. Первое его транспортное средство он купил, вероятно, в 1899 году - это был трицикл "Клеман", - и стал участвовать в автомобильных соревнованиях.

37. Самуэль Сурмец.


16 января 1900 года состоялась гонка на кубок Общества велосипедной езды Санкт-Петербурга по маршруту Александровская - Красное Село - Гатчина - Пулково - Александровская на 65 вёрст. Однако трицикл Сурмеца застрял в снегу, и выбыл из гонки. В том соревновании победил Вадим Михайлов, среди участников были Степанов, Танский. Неудачно закончилась для него и следующая 130-верстная гонка Луга - Санкт-Петербург весной 1900 г. Но уже в декабре того же года он победил на 40-вёрстной гонке на Волхонском шоссе, показав рекордную скорость.

38. Старт одного из мотоциклетных соревнований на Марсовом Поле в Санкт-Петербурге. На бельгийском мотоцикле "FN 2,5 CV" слева Самуэль Сурмец. Возможно, что мотоциклет собран в мастерских Торгового дома "Победа".


В марте 1901 он снова выходит победителем на Волхонских гонках. К этому времени он состоит механиком у гонщика Фёдора Танского, и оба они выступают за Торговый дом "Победа" (*). 4 июля 1901 г. Сурмец принял участие в гонке Москва - С.-Петербург, однако выбыл из соревнования под Тверью. 26 сентября 1902 состоялась 60-вёрстная гонка Стрельна - Красное Село - Гатчина, организованная недавно созданным журналом "Автомобиль" Андрея Нагеля. В этом соревновании снова побеждает Сурмец, обойдя 15 соперников - уже на автомобиле французского производства "Жорж Ришар".

39. Сурмец на старте пробега Петербург - Рига - Петербург за рулём автомобиля Opel, стартовый номер 1, 1909.


(*) Поставщик двора Его Императорского Величества Торговый дом "Победа", основанный в 1892 году в Санкт-Петербурге Фёдором Ивановичем Танским, торговал импортными и собственного производства велосипедами. С 1899 года "Победа" начала торговать также мотоциклами и автомобилями. В 1912 году, после смерти Танского, управление перешло к Н.И. Соколову, а в 1917 году фирма "Победа" прекратила своё существование.

40. Сурмец за рулём автомобиля Opel 30/50. На заднем сидении контролёр штабс-капитан А.А. Крживицкий, 1909.


В последующие годы Самуэль Сурмец много работает в автомобильном отделении "Победы", а также в Санкт-Петербургском Автомобильном Клубе (СПАК), отойдя на некоторое время от соревнований. Однако в июле 1909 принимает участие в "Рижском пробеге", организованном СПАК и РАО, при поддержке Военного министерства и МПС, и приходит первым на промежуточный финиш в Риге на "Опеле" торгового дома "Победа". А в августе приходит вторым на Волхонской гонке, уступив Франсуа Донье на "Мерседесе".

41. Сурмец во время "Рижского пробега" за рулём "Опеля", 1909.


Большевистская революция 1917 года внесла коррективы в его жизнь. Опасаясь репрессий большевиков, дворянин Самуэль Сурмец был вынужден бежать вместе с семьёй, и скрываться у друзей. Позже Самуэлю Яновичу пришлось всю оставшуюся жизнь скрывать своё происхождение - он изменил в документах имя - теперь он был Иван Андреевич Сурмец, а его супруга Ида стала Ириной. Самуэль (Иван) Сурмец умер в 1932 году, похоронен в Старой Русе Новгородской области. Всё советское время дети Самуэля Сурмеца скрывали своё происхождение. Даже в 1972 году, когда эстонский автомобильный историк Валдеко Якобович Венде, разыскивая потомков первого эстонского гонщика, нашёл их в Ленинграде, Ольга Ивановна Сурмец не рискнула рассказатъ правду. Только в 2003 году она поведала своим родным историю жизни своего отца, Самуэля Яновича Сурмеца.

42. Сурмец на финише пробега Петербург - Рига - Петербург на автомобиле "Opel 30/50". 1909 г.

ФОТОГРАФИИ:

31. Площадь у Балтийского вокзала в Ревеле (Таллин), 1910-е годы.
32. Книготорговец М. Отставель с семьей в автомобиле Бразье. Эстляндия, 1913.
33. Автомобиль "Бенц" помещика Эд. Вульфа (Эстляндская губерния), 1914.
34. "ПТС" образца 1913 года барона Б. Икскюля.
35. "Бенц" 30 hp Густава Таубе (Gustav Taube, Эстляндская губерния).
36. Автомобиль "Бенц" 20 hp барона Акселя Ферзена (Axel Fersen, Эстляндская губерния)
37. Самуэль Сурмец.
38. Старт одного из мотоциклетных соревнований на Марсовом Поле в Санкт-Петербурге. На бельгийском мотоцикле "FN 2,5 CV" слева Самуэль Сурмец. Возможно, что мотоциклет собран в мастерских Торгового дома "Победа".
39. Сурмец на старте пробега Петербург - Рига - Петербург за рулём автомобиля Opel, стартовый номер 1, 1909.
40. Сурмец за рулём автомобиля Opel 30/50. На заднем сидении контролёр штабс-капитан А.А. Крживицкий, 1909.
41. Сурмец во время "Рижского пробега" за рулём "Опеля", 1909 .
42. Сурмец на финише пробега Петербург - Рига - Петербург на автомобиле "Opel 30/50". 1909 г.


ИСТОЧНИКИ:

1. Станислав Кирилец. "Самуэль Сурмец - первый эстонский автогонщик", © Kiriletz 2008 (Автор благодарит за предоставленные материалы и активное участие в написании статьи Владислава Паршакова (Новосибирск) - правнука Самуэля Сурмеца.) Иллюстрации из архивов автора и В. Паршакова.
2. Мелентьев Ю.А. Автомотострасти Росийской Империи. СПб., 2005
3. Шляхтинский К.В. Автомобили в России. М., 1993
4. Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. М., 2003
5. National Archives Photo Database (www.ra.ee)
6. The database of Estonian Old Technics museum (tehnikamuuseum.com)




© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru