© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 32. Год 1914. Гран-При России. Неоконченный пробег Владивосток-Петербург.


Люди и события ХХ века. События 1914 г.

Биографии: Вилли Шолль, Степан Овсянников, Василий Всеволожский, Александр Головачёв.



1 9 1 4


1914

Хотя 1914 и не был богат на спортивные события, и уже в воздухе висела политическая напряженность, но несколько интересных для нас событий имели место в Европе, Америке и России.
26 февраля в Санта-Монике на "Кубке Вандербилта" Ральф Де Пальма одержал победу на машине "Мерседес".

01. Ральф Де Пальма на "Мерседесе" - победитель кубка Вандербилта, 1914.


В мае в Испании состоялись соревнования Copa Tibidabo, где Франц Хёрнер, поставивший рекорд скорости годом ранее на верстовых гонках на Волхонском шоссе, одержал убедительную победу на своем Benz 200.

02. "Бенц" Франца Хёрнера на гонке Copa Tibidabo в Испании, 1914.


4 июля состоялись гонки Гран-При Франции, где команда "Мерседес" одержала тройную победу - 1-е место у Кристиана Лаутеншлагера, 2-е у Луиса Вагнера, 3-е у Отто Зальцера, все трое на Mercedes 18/100. Соперники у них были очень достойные: американец Ральф Де Пальма, итальянцы Феличе Назарро и Бериа Д'Аржентина, бельгиец Артур Дюре.

03. Кристиан Лаутеншлагер на Гран-При Франции, 1914.

04. Луис Вагнер на Гран-При Франции, 1914.

05. "Бенц" Отто Зальцера на Гран-При Франции, 1914.

06. Эудженио Бериа Д'Аржентина со своим механиком, на Гран-При Франции, 1914.


Это были последние крупные гонки в Европе, состоявшиеся перед самой войной. В Америке 22 августа прошли гонки Elgin National Trophy в городе Элжин, штат Иллинойс, где снова Ральф Де Пальма пришёл первым на Mercedes 18/100.

07. Сообщение в "Русских ведомостях" о тройной победе команды "Мерседес" в Гран-При Франции 1914 года.



8 апреля. ЮРАК в Москве на авиапразднике.

В последнем предвоенном отчете ЮРАК, как обычно, публикует списки членов: 79 действительных и 85 "соревнователей". Можно сказать, что сумма этих двух чисел и есть приблизительное число машин в Харькове в 1914 году - редкий автовладелец не состоял в клубе.
В начале апреля группа харьковских автомобилистов из Южно-Российского Автомобильного Клуба отправилась в Москву, по случаю предстоящего авиационного праздника на Московском аэродроме на Ходынском поле, где должен был показать фигуры высшего пилотажа французский лётчик Пегу (*). Всего мероприятие посетило около 300 тысяч человек.

08. Члены ЮРАК и провожающие, перед отъездом в Москву. Харьков, апрель 1914.


"Московский аэродром никогда не привлекал такое огромное количество платной и бесплатной публики, как в дни полетов знаменитого авиатора Пегу, удивительное искусство летания которого покоряет с первого взгляда каждого, кто смотрит на его игру с воздухом, может гордиться, что он расшевелил нашу "белокаменную", и она покинула свои дома и улицы и пришла на Ходынское поле, чтобы изумляться красоте и дерзости полетов авиатора". (Журнал "К Спорту!" № 20, 1914.)

09. Члены ЮРАК на Московском аэродроме. На переднем плане - американский Hupmobilе встречающей стороны, за ним машины харьковских автомобилистов, 8 апреля 1914.


Интересно, что композитор Сергей Рахманинов, увлечённый как автомобилями, так и любыми другими техническими новшествами, не мог оставить без внимания такое мероприятие. Пианист Александр Борисович Голденвейзер вспоминал, что Рахманинов пригласил его посетить аэродром вместе с ним и с его женой Натальей Александровной, на автомобиле. В дороге "Сергей Васильевич демонстрировал нам свою шофёрскую виртуозность" (журнал "Автомобиль")

10. Парковка на Ходынке, где проходил авиапраздник. Москва, Ходынское поле, 1914.


(*) Месяц спустя, 18 мая 1914-го года Петр Нестеров, Адольф Пегу и Н. Е. Жуковский выступили в московском Политехническом музее, а Пегу продемонстрировал на Ходынском поле свои новые пируэты и освоенную им "петлю Нестерова" (вторым в мире).

11. Адольф-Селестен Пегу (Pegoud) (1889-1915), французский лётчик-акробат, ставший одним из знаменитых асов Первой Мировой войны.


"Король воздуха" в Москве. Известный французский авиатор Пегу, сделавший в прошлом году в августе безумный прыжок с аэроплана на парашюте и вслед за тем "мертвую петлю", после петербургских "гастролей" появился на московском аэродроме. Пегу, действительно, показал ряд воздушных "трюков", которым приходится удивляться. Кувыркание в воздухе для него - забава, а "мертвая петля" - пустячное дело. Он их делает подряд десятками. Мало того, он вылезает из гондолы и летит, стоя. Это уже совершенно невероятный трюк, сделанный только Пегу, и то в первый раз в Москве." (журнал "Искры", 1914.)

26 апреля. Акция "Белый цветок"

С 1908 года во многих европейских странах получила распространение акция "Белый цветок" (или "Белая ромашка"), для сбора пожертвований для борьбы с туберкулёзом.

12. Автомобилисты Казани устроили автопробег в честь акции "Белый цветок". Колонна машин у Старой Проломной аптеки, Фотография И. Бренинга, владельца аптеки, 26 апреля 1914.

13. Акция "Белый цветок" в Нижнем Новгороде.


В России эта акция активно проводилась в 1911-1914 гг., и в ней участвовали и многие автомобилисты и городские автоклубы, для оказания посильной помощи.

14. Петербургские автомобилисты на акции "Белый цветок".

15. Одесские автомобилисты на акции "Белый цветок", рядом с шофёром - казначей ОАО Н.К. Ксида.



27 апреля. Пробег Москва - Дмитров, МАО.

В апреле Московское Автомобильное Общество устроило первый в сезоне пробег Москва - Дмитров - Москва. В 10 часов утра у здания МАО собрались двадцать участников, и тронулись в путь, под началом командора В. И. Барышева.

16. Председатель МАО князь Н.С. Щербатов у здания МАО. Москва, 1914.


Участники пробега разделились на две группы. В первой были автомобилисты, желавшие ехать с большою скоростью, а вторые - с прогулочной скоростью. В мероприятии участвовали: господа Арцимович, Барышев, Нейбюргер, Тимонин, Кольсорн, Николаев, Яроцинский, Шерупенков, Навережский, Быков, Вельдсман, Глюк, Ермольев, Теферсфельд, Годзишевский, Оловянишников, Глинка, Бабурин, Лыжин и Пендрие. В 3 часа дня московские автомобилисты прибыли в Дмитров, где состоялся товарищеский завтрак. В обратный путь участники пробега тронулись в 5 часов и в течение часа проехали всю дистанцию до Москвы. Победителем стал Николай Шерупенков на "Бенце".

17. Город Дмитров, Московская улица, в начале ХХ века.



04-08 мая. "Бессарабский пробег", ОАО (1005 верст).

Пробег на 1005 вёрст по маршруту Одесса-Аккерман-Кишинев-Тирасполь-Кривое Озеро-Елисаветград-Николаев-Одесса был организован Одесским Автомобильным Обществом, и состоялся в начале мая. Среди автомобилей участников было немало "Мерседесов" и "Бенцев".

18. Э.М. Ваккер на "Опеле" №5. Бессарабский пробег, 1914.

19. Н.Ф. Городецкий на "Бенце". Бессарабский пробег, 1914.


1-й приз ОАО получил Н.Ф. Городецкий на Benz №8, 2-й приз ОАО - Г.М. Бурт, также на Benz №7, 3-й приз ОАО достался победителю "Звёздного пробега" 1913 года Ф.Ф. Суручану на Benz №9. Также приняли участие Я.Н. Руссо на Mercedes №13, Д.Д. Кавур на Mercedes №14.

Журнал "Южный автомобилист" посвятил этому событию специальный номер журнала.

20. Специальный номер журнала "Южный автомобилист", посвященный Бессарабскому пробегу 1914 г.

21-22. Статья о Бессарабском пробеге в "Южном автомобилисте" №4, апрель 1914.



10 мая. Неудачная прогулка.

"На 9 мая, в 6 час. утра, по приглашению Екатеринославского Автомобильного Клуба, была назначена интересная автомобильная прогулка харьковских автомобилистов (членов Южно-Русского автомобильного клуба) в Екатеринослав. К 6 час. утра, на старт, к автомобильному клубу, прибыло около 10 автомобилей с пассажирами участниками прогулки. В это время шел маленький дождик, который потом постепенно усилился. Кроме того, участники прогулки получили сведения, что между Харьковом и Константиноградом дорога, благодаря большим дождям, является неудобной и затруднительной для автомобильного пробега. В виду таких неблагоприятных условий прогулку решено отложить на неопределенное время."(газета "Утро", Харьков)

11 мая. Верстовая гонка на Волхонке, СПАК.

Традиционные гонки на 1 версту на Волхонском шоссе состоялись в соответствии с программой СПАК, утвержденной на 1914 год. 24 участника, разделённые на 6 категорий, приняли участие в соревновании. Среди них были 2 женщины - Е. Самсонова на "Хупмобиле" и г-жа Суворина на "Эксельсиоре". Лучшим стал немец Вилли Шолль на "Бенце", показавший скорость 147,7 км/ч, Франсуа Донье на "Мерседесе" уступил ему 3,4 секунды.

23. Победитель соревнования - немецкий гонщик Вилли Шолль (фото из журнала "Автомобиль"), 1914.


Гонки омрачились гибелью гонщика Диена и его механика. Уже после финиша их "Пежо" при торможении опрокинулся, и оба погибли на месте.
В соответствии со спортивной программой Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба, 20 июля 1914 года на Волхонском шоссе должна была состояться очередная гонка. Однако, это соревнование стало последней верстовой гонкой на Волхонке в мирное время.

18 мая. Гран-При России в Санкт-Петербурге

Мероприятие, организованное ИРАО и СПАК, называлось официально "Большое международное состязание автомобилей по кругу" (Grand Prix d'Automobile-Club de S. Petersbourg). Официально, это было первое Гран-При. Однако, в 1913 году уже проводились кольцевые гонки на этой трассе, которые многие источники, как российские, так и иностранные, называют "первым Гран-При".

24. Победителю Большого Приза (Гран-При) Санкт-Петербурга был установлен, кроме прочего, приз от представителя фирмы Bosch - Феофила Андреевского. 1914.

25. Список участников соревнования и результаты прохождения кругов. 1914.


В 1913 году иностранное участие было гораздо более представительным. В 1914 иностранное участие было более скромным и ограничилось итальянцем Бериа Д,Аржентина из команды "Acquila Italiana", и немцем Вилли Шоллем из команды "Benz". Большинство именитых гонщиков предпочли готовиться к предстоящему в июле Гран-При Франции. Из российских участников были А. Слубский на "Эксельсиоре", И. Иванов на "Руссо-Балте", С. Овсянников на "Воксхолле", Е. Самсонова на "Хупмобиле", А. Гребенщиков на "Бьюике", Жамойда на "НАГ", всего 15 человек, из которых не вышли на старт 3 (в том числе Гиссер на "Бенце"), таким образом соревновались 12 участников. Маршрут и длина дистанции были те же, что и в 1913, когда неожиданно для всех победил Суворин.

26. Гонщик Овсянников ждёт, пока ему заменят шину "Проводник" в ходе гонки (фото из журнала "Автомобиль"), 1914.

27. Эудженио Бериа Д'Аржентина на Aquila Italiana, 1914.


Шолль, с его 15-литровым "Бенцем", был явным фаворитом. "Бенц" проносился по прямой мимо трибун словно ураган, осторожно "облизывал" повороты, и показал на четвертом круге абсолютно лучшее время - 13 минут 55,6 секунды. Тем самым более чем на полминуты улучшил прежний рекорд трассы, установленный за год до этого Ивановым

В этот раз гонку выиграл немец Вилли Шолль на автомобиле Benz 55/150 HP. Вторым стал С. Овсянников на "Воксхолле", третьим - Бериа д.Аржентина.

28. Сводная таблица участников "Большого Приза Санкт-Петербурга", 1914.

29. Вилли Шолль на "Бенце" №1 - 1й в первом Гран-При, 1914.



Вилли Шолль (Willy Scholl)

В 1914 году, на 2, последнем, Гран-При России 18 мая 1914 года, гонку выиграл гонщик германской команды "Benz" Вилли Шолль на 150-сильном автомобиле "Бенц", принадлежавшем богачу Меркурьеву, и показал скорость 147,7 км/ч. Шолль часто выступал на машине московского представительства фирмы Benz & Cie - завода "Листъ". За неделю до Гран-При, 11 мая Шолль практически так же легко выиграл гонку на 1 версту на Волхонском шоссе.

30. "Бенц" Вилли Шолля на Гран-При Санкт-Петербурга, 1914.

31. Вилли Шолль за рулём Benz 55/150, С.-Петербург, 1914.


Профессиональный и жизненный путь Вилли Шолля, к сожалению, не прослеживается. Однако известно, что в 1926 году он участвовал в гонке Buckower Dreieck в рамках IV Гран-При Германии на машине "Amilcar".

32. Гоночный "Бенц" Вилли Шолля (фотоархив Mercedes-Benz).



Степан Степанович Овсянников

Сын знаменитого купца-мультимиллионера Степана Тарасовича Овсянникова, торговца мукой и зерном. Сам он коммерческой деятельностью не занимался, значился среди потомственных почётных граждан. Был членом СПАК и представителем в С.-Петербурге британской фирмы Vauxhall, на машинах которой и сам выступал в соревнованиях. Участвовал в различных пробегах на Приз Императора, в ралли в Сан-Себастьяне. О судьбе его после 1914 года неизвестно.

33. "Воксхолл" Овсянникова.

34. Степан Овсянников.



Василий Павлович Всеволожской (Всеволожский) (1871 - ? )

Доктор медицины, надворный советник, полковник, сын основателя города Всеволожска Петербургской губернии, бессменный председатель СПАК и ПАК с 1912 года до осени 1917.

35. В.П. Всеволожский, 1893.


Кроме своей деятельности в Клубе, в ИРАО, а также в Царскосельском автомобильно-спортивном обществе, доктор Всеволожский был главврачом больницы в пос. Рябово. Был участником и организатором многих соревнований, сам выступал на бельгийском автомобиле марки "Пип" (Pipe). В 1912 году был инициатором и руководителем Всероссийской добровольной автомобильной дружины, участвовал в военных манёврах и военных автопробегах.

36. председатель СПАК доктор Всеволожский, 1906.


В годы Первой мировой войны Всеволожский содержал в своём имении школу шофёров бронемашин. А в 1916 году полковник Всеволожский стал помощником начальника Всероссийской авиационно-автомобильной дружины. Осенью 1917 он вступил в подпольную монархическую организацию Пуришкевича, готовившую вооружённый переворот (арестованную позднее почти в полном составе). В начале 1918 г. Всеволожский вступил в ряды Добровольческой армии и являлся начальником её санитарной части. Участвовал в Первом Кубанском ("Ледяном") походе. Служил военным цензором в армии Врангеля. После поражения был эвакуирован в Константинополь, в 1924 году проживал в Румынии. Дальнейшая судьба достоверно неизвестна.

37. Всеволожский на автомобиле Pipe во время пробега Петербург - Рига - Петербург, 1909.



3 июня. Екатеринославский Автомобильный Клуб.

3 июня 1914 года в Потемкинском саду при массовом скоплении горожан состоялся парад автомобилистов. Чудесно декорированные автомобили кружили по саду. Первый приз был присужден присяжному поверенному В.Т. Шерстюкову (почётный секретарь клуба), украсившему свой автомобиль живыми цветами, второй - Г.Э. Камбье (вице-председатель клуба), автомобиль которого изображал гигантскую стрекозу. Остальные участники были награждены серебряными жетонами.

(*) Гастон Эмильевич Камбье, инженер, директор общества екатеринославских городских электрических железных дорог.

29 июня - 19 июля. Владивосток - Петербург (неоконченный пробег).

На "Руссо-Балте" из Владивостока в Петербург Первые автомобили, прибывшие из Санкт-Петербурга во Владивосток летом 1911 г., были грузовик Saurer и 2 легковых "Бенца". Эти, и прибывшие через полгода ещё 5 грузовиков и 10 легковых, были испытаны на местных дорогах, в том числе после ливней на размокшем грунте, и показали отличные результаты. Весной 1914 г. в крепость прибыл первый отечественный автомобиль - штабной "Руссо-Балт", с особой задней площадкой для установки пулемёта. Штабс-капитан Головачёв, совместно с отделом военных сообщений, организовал грандиозный по протяжённости пробег, но, правда, с одним автомобилем.

38. "Руссо-Балт" в пробеге по России.

39. По пути попадались и хорошие дороги, и бездорожье.

40. Проселочные дороги и уссурийская тайга, дикая степь и болота - никакие препятствия не могли остановить четырех мужественных автомобилистов и их надежный "Руссо-Балт".


В 1914 г., 29 июня 1914 г. Головачёв в сопровождении двух вооруженных солдат (дорога, пролегавшая через Маньчжурию, была небезопасна) и студента-технолога Императорского Московского технического училища Оберпаля выехал из военной крепости в пробег по маршруту Владивосток-Пограничная-Маньчжурия-Забайкалье-Иркутск-Томск-Москва-Санкт-Петербург на автомобиле "Руссо-Балт C24/40". Один из солдат, Александр Корышев, был также слесарем-механиком, а студент Оберпаль был направлен редакцией московской газеты "Русское слово" для описания пробега.

41. Где совсем не было проезда, Головачёв вел машину по шпалам.

42. Автомобиль был украшен флагом с эмблемой Российских автомобильных войск, сзади была прикреплена табличка с надписью "Владивосток-Петербург", имелся регистрационный номер (№ 13) и знак государственной принадлежности автомобиля Российской империи - жестянка с латинской литерой (R).

43. Оторванное в дороге крыло не бросили, привязали на заднюю площадку.


Сохранился дневник пробега, в котором Головачёв подробно описывал все детали пробега, не забыв указать, что пробег осуществляется на шинах "Проводник" со смазочными маслами "Бр. Нобель". 18 июля машину прибыла в Читу практически без поломок (не считая оторванного правого крыла), пройдя 1893 версты по грунтовым дорогам, бездорожью и гатям, а местами - по полотну Китайско-Восточной железной дороги. В тот же день пробег пришлось прервать по причине начавшейся мобилизации. Автомобиль и экипаж были отправлены поездом назад во Владивосток.

44. Прибытие на железнодорожные станции, радостные встречи... Но когда самый тяжелый участок пути до Читы был пройден и впереди ждал успех, началась мобилизация на Первую мировую войну, названную в России Великой войной. Грандиозный пробег пришлось прервать.

45. В Чите автомобиль был погружен на платформу, машина и ее экипаж, согласно закону о мобилизации, возвратились к месту предписания во Владивосток по железной дороге.



Штабс-капитан Александр Петрович Головачёв (1883, Кронштадт - 1942, Ленинград)

Сын капитана второго ранга Русского Императорского флота, потомственный дворянин Петербургской губернии Александр Петрович Головачёв родился 11 мая 1883 г. в Кронштадте. Закончил курс в Первом кадетском корпусе, был зачислен в Александровское военное училище, где он и научился управлять автомобилем.
13-20 августа 1909 г. он принял участие в "Рижском" автопробеге в качестве контролёра. Петербург-Рига-Петербург. 4-21 июля 1911 г. Головачёв, в качестве, контролёра, участвовал в военном пробеге под командованием подполковника П.И. Секретёва. В августе 1913 он знакомится с автомобильным и шинным производством на заводах РБВЗ и "Проводник" в Риге, после чего был назначен в штаб Владивостокской крепости для заведования автомобильной командой.
До начала Первой мировой войны Владивостокская крепость была самой значительной среди военных крепостей России по числу автомашин. Во Владивостокской крепости штабс-капитан Головачёв прослужил до ноября 1914 г., когда был отправлен на фронт.

46. Штабс-капитан Александр Петрович Головачёв.


Александр Петрович Головачёв был не только опытным военным автомобилистом, но и энтузиастом и теоретиком автомобильного дела. В 1913 г. он, совместно с инженером А. А. Саккарией составил и издал популярный учебник для шоферов "Полный катехизис автомобильного дела", который был переиздан в СССР в 1925 г.
После Октябрьской революции Головачёв служил в Красной Армии по специальности инженер-автомобилист. В ленинградскую блокадную зиму 1942 г. Александр Петрович Головачёв и почти вся его семья умерли. Пережила блокаду одна дочь, сохранив часть семейного архива Головачёва.

47. Последняя запись в дневнике датирована 19 июля 1914 г.



11-17 июля. 3-й автопробег на Приз Виктории.

Пробег на приз Великой Княгини Виктории Федоровны по маршруту Дерпт (Юрьев) - Рига - Псков, на 1290 верст, в котором победил граф фон Эрмес-Берг на "Мерседесъ". Фактически, он не был завершен из-за начала Первой Мировой войны. Конечной точкой значился Псков, но на промежуточном финише в Риге было решено закончить пробег и присудить награды по результатам фактически пройденного маршрута. 18 июля из Риги срочно выехали в Петербург участники пробега Великий Князь Кирилл Владимирович, граф Александр Шувалов, барон фон Корф, барон фон Хан и инженер Владимир Крейслер.

48. Вел. Князь Кирилл Владимирович и Вел. Княгиня Виктория Фёдоровна.

Подробнее о пробеге рассказано в одной из предыдущих глав.

Август 1914.

Убийство в городе Сараево 15 июня 1914 года сербом Г. Принципом наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцога Франца Фердинанда послужило началом международного кризиса, перешедшего в войну. 19 июля Германия, а 24 Австро-Венгрия объявят войну России. Начался кровавый водоворот Первой мировой войны. Все крупные "мирные" мероприятия, в том числе и планируемые автомотогонки, отменены.
На осень 1914-го был намечен грандиозный автопробег на Приз Императора Николая II из Москвы до Одессы через Харьков, Ростов-на-Дону, Владикавказ, Тифлис, Кутаис, Сухум, Гагры, Новороссийск, Ялту, Севастополь, Херсон, и маршрут даже был пройден экипажем А. Нагеля, но проведению пробега помешала разразившаяся война. Решение было принято на заседании ИРАО 29 ноября 1913, но на экстренном заседании 15 июля 1914 года было принято единогласное решение об отмене пробега. Спортивная автомобильная жизнь России, как и в других странах, сворачивалась.
В порыве общественных патриотических чувств, связанных с войной, Санкт-Петербург 19 августа 1914 года был переименован в Петроград. В те же дни СПАК - Санкт-Петербургский Автомобильный Клуб был переименован в Петроградский Автомобильный Клуб (ПАК).

49. Эмблема ПАК с августа 1914.

50. Реклама шин "Треугольник" в Петрограде.


Мировая война, революция, интервенция и гражданская война на годы прервали развитие автомобилизма и автоспорта в России


ФОТОГРАФИИ:

01. Ральф Де Пальма на "Мерседесе" - победитель кубка Вандербилта, 1914.
02. "Бенц" Франца Хёрнера на гонке Copa Tibidabo в Испании, 1914.
03. Кристиан Лаутеншлагер на Гран-При Франции, 1914.
04. Луис Вагнер на Гран-При Франции, 1914.
05. "Бенц" Отто Зальцера на Гран-При Франции, 1914.
06. Эудженио Бериа Д'Аржентина со своим механиком, на Гран-При Франции, 1914.
07. Сообщение в "Русских ведомостях" о тройной победе команды "Мерседес" в Гран-При Франции 1914 года.
08. Члены ЮРАК и провожающие, перед отъездом в Москву. Харьков, апрель 1914.
09. Члены ЮРАК на Московском аэродроме. На переднем плане - Hupmobilе встречающей стороны, за ним - харьковские автомобилисты, 8 апреля 1914.
10. Парковка на Ходынке, где проходил авиапраздник. Москва, Ходынское поле, 1914.
11. Адольф-Селестен Пегу, французский лётчик-акробат, ставший одним из знаменитых асов Первой Мировой войны.
12. "Белый цветок". Колонна машин у Старой Проломной аптеки, Фотография И. Бренинга, владельца аптеки, Казань, 26 апреля 1914.
13. Акция "Белый цветок" в Нижнем Новгороде
14. Петербургские автомобилисты на акции "Белый цветок"
15. Одесские автомобилисты на акции "Белый цветок", рядом с шофёром - казначей ОАО Н.К. Ксида
16. Председатель МАО князь Н.С. Щербатов у здания МАО. Москва, 1914.
17. Город Дмитров, Московская улица, в начале ХХ века.
18. Э.М. Ваккер на "Опеле" №5. Бессарабский пробег, 1914.
19. Н.Ф. Городецкий на "Бенце". Бессарабский пробег, 1914.
20. Специальный номер журнала "Южный автомобилист", посвященный Бессарабскому пробегу 1914 г.
21-22. Статья о Бессарабском пробеге в "Южном автомобилисте" №4, апрель 1914.
23. Победитель соревнования - немецкий гонщик Вилли Шолль (фото из журнала "Автомобиль"), 1914.
24. Победителю Гран-При был установлен приз от представителя фирмы Bosch. 1914.
25. Список участников соревнования и результаты прохождения кругов. 1914.
26. Гонщик Овсянников ждёт, пока ему заменят шину (фото из журнала "Автомобиль"), 1914.
27. Эудженио Бериа Д'Аржентина на Aquila Italiana, 1914.
28. Сводная таблица участников "Большого Приза Санкт-Петербурга", 1914.
29. Вилли Шолль на "Бенце" №1 - 1й в первом Гран-При, 1914.
30. "Бенц" Вилли Шолля на Гран-При Санкт-Петербурга, 1914.
31. Вилли Шолль за рулём Benz 55/150, С.-Петербург, 1914.
32. Гоночный "Бенц" Вилли Шолля (фотоархив Mercedes-Benz).
33. "Воксхолл" Овсянникова
34. Степан Овсянников
35. В.П. Всеволожский, 1893.
36. Председатель СПАК доктор Всеволожский, 1906.
37. Всеволожский на автомобиле Pipe во время пробега Петербург - Рига - Петербург, 1909.
38. "Руссо-Балт" в пробеге по России.
39. По пути попадались и хорошие дороги, и бездорожье.
40. Проселочные дороги и уссурийская тайга, дикая степь и болота... .
41. Где совсем не было проезда, Головачёв вел машину по шпалам.
42. Автомобиль с эмблемой Российских автомобильных войск, и табличкой "Владивосток-Петербург".
43. Оторванное в дороге крыло не бросили, привязали на заднюю площадку
44. Прибытие на железнодорожные станции, радостные встречи... .
45. В Чите автомобиль был погружен на платформу, машина вернулась во Владивосток по железной дороге.
46. Штабс-капитан Александр Петрович Головачёв
47. Последняя запись в дневнике датирована 19 июля 1914 г.
48. Вел. Князь Кирилл Владимирович и Вел. Княгиня Виктория Фёдоровна.
49. Эмблема ПАК с августа 1914.
50. Реклама шин "Треугольник" в Петрограде.


ИСТОЧНИКИ:

1. Wikipedia: 1914 French Grand Prix (www.en.wikipedia.org/wiki/1914_French_Grand_Prix)
2. "Милосердие.ру" (miloserdie.ru)
3. Ассоциация благотворителей "Белый цветок" (beliycvetok.ru)
4. Марфо-Мариинская обитель. (mmom.ru)
5. Анастасия Островкова. Столетние новости: Пробег Москва - Дмитров - Москва, 11 мая 2016 (newokruga.ru)
6. "Звёздное ралли". Бессарабский пробег. (stellarrally.com)
7. Ю.А. Мелентьев. "Верстовые гонки Волхонки" (tsar-auto-club.spb.ru)
8. Мелентьев Ю.А. "Автомотострасти Российской Империи". СПб, 2005.
9. Шляхтинский К.В. "Автомобили в России". Москва, 1993.
10. Кирилец С. В., Мелентьев Ю. А. Российская автомобильная история. Санкт-Петербургский Автомобиль-клуб. "Проблемы местного самоуправления" №2, 2009. (samoupravlenie.ru)
11. Jose Miguel Vinuesa. El origen del Gran Premio de Rusia (soymotor.com)
12. Carracer.Ru "Автогонки Гран При в России", май 1991. (carracer.ru)
13. А. Дмитриев. "Эхо минувших гонок". Журнал "АМС" №5, 1991.
14. The Golden Era Of Grand Prix Racing (kolumbus.fi)
15. "Русский гонщик Степан Овсянников". Oldtimer, 12.06.2014 (oldtimer.ru)
16. "Мыза Рябово и её обитатели" (liveinternet.ru/community/lj_humus/post439122179/)
17. Станислав Кирилец. "Председатель Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба Василий Павлович Всеволожской." Генеалогическая база знаний (baza.vgd.ru/18/76809/)
18. Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz). Незаконченный пробег (репродукции фотографий и иллюстраций из архивов Н.Я. Воробьёвой и автора). "Грузовик-Пресс" №7, 2009. (gruzovikpress.ru)
19. Журнал "Автомобилист" № 7, 1914
20. "Московская газета", 28 апреля 1914.
21. "Московская газета", 11 мая 1914.
22. Журнал "К спорту!" №20, 1914.
23. Журнал "Искры", 25 мая 1914.




© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru