= Фольксваген-Бенц или Первые шаги малыша Бенца к рождению С-класса
Начнем эту историю немного издалека, так как
история довольно запутанная, и в ней перемешались известные имена и брэнды: Мерседес, Фольксваген, Фердинанд Порше, Гитлер, Ганс Нибель.
Удивлены?
Еще бы, эту историю можно начать предысторией 1926 года.
В 1926 году, после слияния компаний Daimler и Benz, во главе объединенного конструкторского бюро встал Фердинанд Порше. Кроме
работы над мощными компрессорными моторами и скоростными автомобилями, его увлекала и витавшая в воздухе идея "народного автомобиля",
который должен был быть компактным и недорогим.
В 1928 году Порше покинул Daimler-Benz, и главным конструктором стал Ганс Нибель.
Под его руководством увидели свет автомобили, задуманные еще Фердинандом Порше - Маннгейм-370 и Нюрбург-500, а в 1930-м году - знаменитый
8-цилиндровый 200-сильный "Гроссер Мерседес" модель 770, ставший культовым автомобилем германской элиты предвоенного времени.
В 30-х годах в модельном ряду Mercedes-Benz были не только люксовые автомобили. В 1931 году компания представила модель "170" (кузов W15).
Этот самый маленький Мерседес-Бенц был, тем не менее, вполне люксовым по сравнению с большинством автомобилей на рынке в то время, но был
доступен более широким слоям населения. Несмотря на свою сложную конструкцию, в которой впервые была использована независимая подвеска
передних и задних колес, базовая версия стоила всего 4.400 рейхсмарок.
В 1933 году "Даймлер-Бенц" выпустил автомобиль с кузовом W17/W25D с удлиненной хвостовой частью и закругленным капотом. Заднее овальное
стекло было разделено вертикальной перегородкой.
Во всех этих очертаниях угадывался автомобиль, ставший позже всенародно любимым и узнаваемым "Жуком". Машина была оборудована 30-сильным
дизелем, очень шумным, по причине этого было собрано всего 12 автомобилей. В этом первом прообразе знаменитого "фольксвагена" угадывалась
рука Порше, - и во внешних очертаниях, и в расположении мотора, и во многих узлах. Появившийся много позже автомобиль Porsche только
подтверждает эту догадку.
В начале 30-х годов, покинув компанию Daimler-Benz, Фердинанд Порше основал компанию по "Дизайну моторов для автомобилей, судов и
самолетов", и в те же годы увлекся идеей создания "народного автомобиля", которую активно продвигало германское руководство.
Правительство Германии решило, что нет лучше подарка для народных масс, чем дешевый и доступный автомобиль. По идее, ответом должна
была стать всенародная любовь к правительству. Для 55-летнего Порше это была не только интересная идея, но и возможность хорошо
заработать до выхода на пенсию. В 1934 году он представил дизайнерскую разработку и подписал контракт с Федерацией автопромышленников.
Однако вопрос упирался в цену автомобиля - он должен был стоить не дороже 1 тысячи рейхсмарок, иначе рабочие не смогли бы его приобрести.
В 1934 году на автомобильной выставке в Берлине был представлен двухдверный заднемоторный Mercedes-Benz 130 (W23), 26-сильный мотор которого
был способен разогнаться до 92 км/ч. Синхронизированная 4-ступенчатая КПП впоследствии была принята компанией Volkswagen под обозначением
"3+Е". Из-за малых продаж машина была снята с производства уже в 1936 году.
В 1935 году был выпущен 2-местный родстер Mercedes-Benz 150 (W30), с мощным 55-сильным мотором, способным разогнаться до 125 км/ч. Однако
его цена была 6.600 рейхсмарок в сравнении с успешно продаваемым седаном 170V (5.500 РМ), и производство было прекращено в 1936 году.
1936 год, на наш взгляд, стал годом если не рождения, то зарождения будущего С-класса и А-класса. Конструкторы "Мерседеса" взяли кузов от
седана "130" и 1,7-литровый двигатель от "170V". У нового автомобиля с индексом 170Н (W28) получился багажник значительно меньше, уровень
шума больше, а цена выше (4.350 рейхсмарок), чем у двухдверного седана 170V (3.750 РМ).
В итоге, с 1936 по 1939 год было выпущено всего около 1.500 заднемоторных "стосемидесяток". Идея народного автомобиля не очень-то
увязывалась с концепцией автомобилей "Мерседес-Бенц". Покупатели "Мерседесов" ценили комфорт, и шумный и тесный автомобиль не мог
прельстить их относительно невысокой ценой, а более демократичный покупатель не мог себе позволить "Мерседес".
Однако ирония заключалась в том, что Гитлер видел будущее Германии в образе "народного автомобиля" для каждого рабочего, а сам автомобиль
видел в образе "Мерседеса", на котором ездил сам (в частности, упомянутый уже кабриолет "770").
Проблема заключалась не только в цене. К 1936 году Порше создал 2 образца, в которых впервые было применено воздушное охлаждение, однако
не мог справиться с задачей удешевления проекта, а также с проблемой большого веса машины.
Требование правительства - 100.000 машин в год - сулило изрядные прибыли, однако ассоциация автопромышленников не спешила финансировать
проект, попросту не веря в успех, и в возможности германского автопрома.
Фердинанд Порше привлек к исследованиям Технический
Университет Штуттгарта, компанию "Даймлер-Бенц", и в 1936-37 на заводе "Мерседес-Бенц" были собраны первые 30 "букашек" опытной партии,
а в 1938 году в поместье графа Шуленберга недалеко от города Фаллерслебен (позднее - Вольфсбург) было начато строительство завода по
выпуску "Народного Автомобиля" (Volks Wagen).
Гитлер возложил проблемы финансирования на Немецкий Рабочий Фронт. Каждый рабочий выплачивал взнос в размере 750 марок (по 5 марок в неделю)
и получал сертификат на приобретение автомобиля "для каждой немецкой семьи".
Следует упомянуть также и о том, что в процессе
проектирования автомобиля Фердинанд Порше встречался с самим рейхсканцлером Германии. Гитлер собственноручно делал наброски будущего
автомобиля, но опять же - ирония в том, что рисовал он не то, что придумал сам, а то, что уже видел раньше, а именно - Mercedes-Benz 170H.
Однако подготовка к войне приостановила гражданские планы, и с 1939 года предприятие "Фольксваген" начало выпускать вездеходы и амфибии.
Кстати, в то время эти автомобили официально именовались KDF (Крафт Дурх Фройде - "Сила через радость") в честь нацистской общественной
организации, пожертвовавшей 10 млн. рейхсмарок на строительство завода.
После окончания войны разрушенный на две трети "Фольксваген" был восстановлен британскими союзниками уже к концу 1945 года, а в 1947 году
появились первые "Жуки", ставшие символом новой эпохи.
А в 1948 году появляется первый автомобиль "Порше", собранный в Австрии герром Фердинандом с друзьями, и так сильно напоминающий Мерседес-130Н,
Мерседес-170Н, Фольксваген-Жук...кстати, обратите внимание на фото первого автомобиля.
Что касается заднеприводных малолитражек "Мерседес 130, 150, 170", то они не были конфискованы Вермахтом у частных лиц в пользу армии
в связи с невозможностью переоборудовать двигатель под газогенератор, и эти автомобили прослужили своим хозяевам долгие годы даже после
войны. Сегодня их осталось очень мало, и они являются одним из самых лакомых кусочков для коллекционеров-ценителей марки Mercedes-Benz.
Пути Daimler-Benz и Volkswagen пересеклись еще раз в середине 60-х годов, когда "Даймлер-Бенц" продал одно из своих подразделений - завод
Auto-Union в Ингольштадте, выпускавший устаревшие переднееприводные двухтактные "Ауди", и в 1965 году новые хозяева загрузили мощности
старым добрым "Жуком", пользовавшимся беспрецедентной популярностью не только в Германии, но и в США, Канаде, Бразилии, ЮАР, Австралии,
не говоря о странах Европы.
Таким образом, можно вполне уверенно говорить о том, что рождение "Бэби-Бенца" 190Е было предопределено еще в период работы Фердинанда
Порше на объединенном "Даймлер-Бенце" в 1926-1928 годах, как второй виток интереса к проблеме создания "народного автомобиля" на базе
совершенной технологии и комфорта на уровне люкс-класса. И эта мысль вполне прослеживается как на примере W201, так и в нынешнем
поколении "малышей" W204 и А-классе.
(с) 2009, MBCM.RU