Луиджи Колани (Luigi Colani) является родоначальником так называемого био-дизайна, направление в промышленном дизайне, основные формы
которого взяты из природы, так как именно природа является носителем самого совершенного дизайна, он ввел такое понятие как
“органическая форма”.
Луиджи Колани в детстве ничем не отличался от остальных детей, никто не мог и подумать, что когда он станет взрослым он
будет создавать автомобили.
Он родился 2 августа 1928 года в Берлине в обеспеченной семье. Отец (итальяно-швейцарского происхождения) работал художником кино.
Мать была родом из Польши. Но история рода Колани уходит своими корнями в далекий Курдистан.
Колани в своем детище
После окончания берлинской академии художеств по классу скульптуры и живописи, Луиджи в 1947 году изучает аэродинамику в Сорбонне,
что вызывает у него огромный интерес.
В 1952 году на авиационном предприятии Douglas в Калифорнии он проводил исследования в области
сверхвысоких скоростей. Затем во Франции конструировал автомобили спортивного класса, в 1954 году был награжден “Золотой розой” на
женевском автосалоне за дизайн модели автомобиля Fiat 1100.
Позже участвовал в проектах по внешнему оформлению Alfa Romeo, Lancia, VW, BMW.
Сейчас дизайнер живет в Карлсруэ. В апреле 2002 года, в этом городе он открыл свой Дизайнерский исследовательский центр.
Луиджи Колани очень эксцентричный человек, но он профессионал и может себе это позволить…
Mercedes-Benz Colani C112
Знаменитый «переводчик языка природы» Луиджи Колани и его фантастические транспортные средства уже давно стали классикой мирового
дизайна. Количество его безумных идей не поддается исчислению, поэтому неудивительно, что большинство из них так и остаются только идеями.
К счастью, иногда находятся люди, готовые воплотить творческие искания гения в жизнь. Так случилось с фантастическим автомобилем Mercedes
Colani C112, больше похожим на истребитель, которым пилот-водитель должен управлять почти лежа, а в задней части доминирует огромный
стеклоочиститель.
Mercedes-Benz Colani C112
Проект Колани просуществовал на бумаге почти 35 лет, и только недавно его эскизы воплотились полноразмерный макет.
Mercedes-Benz Le Mans Prototype
В 1985 году Колани создал для Мерседес очередной гоночный автомобиль. Но он так же остался в виде макета.
Colani Trucks
В 1978 году на грузовой выставке IAA во Франкфурте был представлен первый обтекаемый магистральный тягач работы мастерской Колани,
названный весьма футуристично для своего времени – Colani Truck 2001. Огромную обтекаемую кабину, нависающую над акулообразным основанием,
отличало круглое ветровое стекло с оригинальным роторным трехлучевым стеклоочистителем. Доступ в салон открывался при подъеме кабины вверх.
Благодаря тщательно продуманной форме передней части с характерным клювообразным силуэтом, ставшей впоследствии фирменным знаком грузовиков
работы Колани, коэффициент аэродинамического сопротивления Сх удалось снизить до рекордных для того времени 0,4, а расход топива был снижен
на четверть. В то время Truck 2001 обошел страницы всей мировой технической и автомобильной прессы, в том числе СССР и по праву заслужил
восторженные отзывы, однако гиганты мировой автомобильной промышленности проигнорировали творение маэстро.
Для создания следующего тягача Колани организовал в Швейцарии собственную студию большегрузных автомобилей. В основе конструкции тягача
второго поколения, впервые представленного в 1980 году, – шасси грузовика Mercedes-Benz 1729 с двигателем мощностью 240 л.с. На этой модели
Колани впервые применил полностью стеклянный колпак овальной формы, а кабина была выполнена в виде цельноклееного монокока. Кроме того, для
доступа в салон теперь служила дверь в торце кабины.
Коэффициент аэродинамического сопротивления у тягача второго поколения был снижен до 0,38, что позволило довести средний расход топлива
на трассе до 26,7 л/100 км. Максимальная скорость, несмотря на не самый мощный двигатель, составила 150 км/ч. Для популяризации идеи
обтекаемого грузовика Колани при помощи ряда спонсоров организовал пробег Truck II по США, в общей сложности тягач прошел около 30 000 км.
Впрочем, особого успеха пробег не принес, а компании-производители так и не проявили реальной заинтересованности в промышленном производстве
подобной техники. В итоге второй тягач был продан немецкой компании по производству спецодежды Bardusch, перекрашен в синий цвет и..
благополучно забыт.
Успех Aero 3000 вновь окрылил Колани, к тому же нашелся весьма мощный спонсор – немецкий производитель
цистерн Spitzer-Silo, заказавший Колани сразу после премьеры Aero демонстрационный шоу-трак к 50-летнему юбилею фирмы. При столь мощной
финансовой поддержке профессор превзошел самого себя, создав, пожалуй, свой лучший грузовик, уже шестой по счету, впервые представленный
на IAA’2002 в Ганновере.
В качестве «донора» вновь был использован Mercedes-Benz, на этот раз модели Actros с кабиной Mega Space
и двигателем мощностью 340 л.с. Весьма кстати оказался и профиль деятельности главного заказчика.
Впервые Колани включил в общий дизайн-макет и полуприцеп, в роли которого выступила цистерна круглого сечения – для нее маэстро специально
разработал внушительный аэродинамический обвес периметра и обтекатели в передней и задней части. В итоге получился целостный «бионический»
образ, напоминающий в профиль огромного кита. Естественно, столь тщательная проработка принесла свои плоды: Сх был снижен до рекордных 0,3,
а расход топлива при контрольном пробеге составил всего 20,91 л на 100 км.
Безусловно, профессор Колани – гений биодизайна. Но как и все гении, маэстро всегда был немного не от мира сего, несмотря на мировую
славу, как и его гениальные, но так и не ставшие серийными магистральные тягачи. Возможно, именно так будут выглядеть грузовики XXII века,
но уже парящие над землей