Время от времени я ворошу интернет в поисках интересных материалов, и вот на днях мне попалась интересная статья, опубликованная в воронежском журнале "Аллея Спорта" еще в 2008 году. Журналист Мария Сотникова раскопала историю про легендарный 170V (W136) 1936 года выпуска, сохранившегося на воронежской земле... (Dottore)
В 2006 году в офисе концерна «Mercedes-Benz» раздался длинный международный звонок. С того конца провода приятный мужской голос рассказал удивленному мерседесовскому клерку, что они, то есть, клуб военно-патриотической реконструкции «Набат» из Воронежа , очень, ну очень нуждаются в новом комплекте шин для автомобиля Mercedes-Benz 170V (W136) 1936 года выпуска…
«Трофейный автомобиль Мерседес-Бенц, модель 170V, представляет собой легковую двухосную машину штабного типа с задними ведущими колесами и со специальным кузовом, снабженным ящиками для перевозки небольших грузов…» Из Памятки водителю трофейного автомобиля, Воениздат, Главное автобронетанковое управление Красной Армии, Москва – 1942.
Однако когда представительный молодой мужчина впервые шагнул в темноту одного из частных гаражей в Северном районе, все эти «задние колеса», «специальный кузов», «ящики для перевозки небольших грузов», равно как и крылья, бамперы и фары – все было снято. Хозяин зашел вслед за гостем и начал пояснять.
- Я его в Москве купил, у Льва Шугурова… Знаете, наверное, писателя этого, он все про машины пишет. Шугуров его мне продал, сам ведь ездить не мог, зрение у него плохое.
Ну, вот, купил, сел и доехал сюда – между прочим, до 120 гнал, и ничего. А уж тут я его хотел привести в порядок, думал, сниму все агрегаты, покрашу, чтобы не ржавело, это ж такая замечательная машина… Однако вот, не получилось, - печально закончил владелец.
- А вообще он в комплекте? – поинтересовался гость.
- В полном! И даже запасные детали есть. У меня просто сил не хватает его в порядок привести. А у вас большая коллекция, человек вы серьезный… Я, пожалуй, готов выполнить вашу просьбу, и продать вам этот Мерседес.
Они ударили по рукам, и весь тусклый, звякающий металл, названный в заботливо сохраненных немецких и советских книжечках «Трофейным автомобилем Мерседес-Бенц», был бережно погружен и увезен на новое место жительства.
Ему еще довольно долго было суждено пробыть в состоянии «деталей». Эти детали, чудом уцелевшие за семьдесят с лишним лет, теперь тщательнейшим образом исследовались, полировались, укреплялись: перед мастерами стояла задача избежать использования новоделов, сохранив машину полностью в оригинале. Специфика сборки старого авто – терпение, постепенность, знание. Сначала проходит черновая сборка, потом пробуется результат, машина заводится, ездит. Потом разбирается снова, и все агрегаты – кузов, двигатель, коробка – доводятся до кондиции, красятся. Начинается сборка чистовая, за которой идет экспериментальный проезд, потом машина опять загоняется в мастерскую, где еще раз проверяется, насколько она способна выдерживать нагрузки, и только после этого дело завершается долгожданным штампом: годен к эксплуатации. Но до этого момента проходят месяцы.
Дух времени
«Водитель! Тщательно изучи трофейную машину и полностью освой ее. Управление трофейным автомобилем мало отличается от управления легковыми автомобилями отечественного производства». Из Памятки водителю трофейного автомобиля, Москва – 1942.
К счастью, в эти месяцы никто не мешает хозяину ежедневно приходить в мастерскую, прикасаться ладонями, шуршать листами переведенной документации, вникать в сложные сплетения внутренностей организма и восхищенно замирать, когда из груды историчного металла прорастает еще одна законченная грань облика будущей легенды. Помогать. А потом самому сесть на тестовый проезд, и за этот небольшой круг – всего 10 или 15 километров – осознать всю суть, весь подлинный характер и личную судьбу старинного авто.
…Считался он машиной серьезной и представительной, работал по «гражданке» – был штабным транспортным средством Вермахта. В 1945 году, когда военные действия подошли к Берлину, Mercedes-Benz 170V (W136) был изъят из гаражей Абвера. Оттуда по железной дороге вместе с другими трофейными машинами и танками он был доставлен в Москву и передан в личное распоряжение полковнику Генштаба Тхору Григорию Ивановичу – за доблесть и отвагу, проявленные во время взятия Берлина. Тхора Mercedes возил до начала семидесятых, и уже от него попал к писателю Шугурову. Удивительна судьба предметов: катать офицеров Вермахта, а потом дать править собой советскому полковнику, и при том не считаться ни предателем, ни шпионом, да и не быть таковым!
Евгений ИШУТИН: «В нем нет ничего от оккупантов: в нем есть германский народ, у которого тоже были свои идеи, который тоже любил свою страну и эти машины делал для нее с любовью. Поэтому его нельзя приравнять к фашистской Германии – его лучше приравнять к германскому народу, тоже очень сильному духовно». Так что новый владелец ценит свою машину в первую очередь за дух патриотизма, которым были заряжены тогда люди по обе стороны фронта. Тот дух, которого слишком мало сейчас. Ишутин знает: Мерседес, как и большинство его сверстников, куда больше принадлежит Истории, нежели конкретным историческим принципам и заблуждениям: он полностью реабилитирован морально. И полностью восстановлен физически.
От прадедов к правнукам
«Эксплуатационные данные: Максимальная скорость – 90 км/час, общий вес автомобиля – 1660 кг, допустимая полезная нагрузка – 425 кг, максимальная мощность – 38 л/с, емкость бензобака – 43 литра, из них 3 литра запас…» Краткая техническая характеристика автомобиля «Мерседес-Бенц». Москва – 1942.
Он плоть от плоти 1936 года. Единственное, что изменилось, – внутреннюю обивку сменили с дерматиновой на кожаную цвета топленого молока. Но под ней сохранилось все: даже штампы Абвера и свастики на дверях. Да еще «родная» резина Мерседеса хранится в гараже: ездить на ней столько лет спустя просто небезопасно. Все остальное – так, как было тогда, перед войной. Даже подобранные на компьютере цвета из тех лет. Даже ручки на дверях, зеркальца в салоне и стрелки на приборах. Машин такой степени сохранности можно пересчитать по пальцам. Как и мастерские, способные выполнить подобные восстановительные работы. К счастью, результатом этих работ становится весьма и весьма положительный прогноз на дальнейшее существование автомобиля Mercedes-Benz 170V (W136).
Евгений ИШУТИН: «Хотя ему немало лет, у него еще много впереди: его век, надеюсь, раза в три будет больше моего, так что станет служить моим детям и внукам. Собственно, ребенок и так его уже потихоньку осваивает. Это… это ведь не та машина, на которой надо отвязно носиться: он презентабельный, размеренный, семейный. Вот мы семейно и ездим, а для машины это главное – чтобы правильно использовали, чтобы не стояла…». Так что от даты его второго рождения – 7 ноября 2007 года – Mercedes-Benz 170V (W136) собирается отсчитывать долгую и деятельную жизнь. Отсчитывать в годах и километрах. Как и положено машине.
Автор: журналист Мария Сотникова (Воронеж)
"Рождение новой звезды"
Журнал "АС" №16, январь 2008 г.
опубликовано на сайтах:
www.alleyasporta.ru
www.allvrn.ru(Весь Воронеж)
Было бы интересно проследить дальнейшую судьбу этого автомобиля, увидеть его живьем и познакомиться с нынешним владельцем. (Dottore)