© Dottore

К списку статей


Забытые истории ХХ века. Mercedes & Benz. Люди и события.

Часть 51(3/3). Гонщики команды "Мерседес".


Люди и события ХХ века. Гонщики "Мерседес" 1899-1925.

Биографии: Луи Вагнер, граф Джулио Мазетти. Кристиан Вернер. Адольф Нойбауэр. граф Луи Зборовски.




Луи Вагнер. Louis Wagner (1882, Пре-Сен-Жерве, Франция - 1960, Монлери, Франция)

В юности Луи выиграл немало гонок в составе команды "Даррак". Начав участвовать в первых гонках еще в конце XIX века, в 1903 он пришёл к успеху - это было третье место в классе в печально известной гонке Париж-Мадрид, которую из-за трагедии пришлось остановить в Бордо, и еще около 20 лет был звездой автогонок. В том же 1903 он стал победителем в бельгийских Арденнах, в 1904 стал восьмым на Кубке Беннета, в 1905 снова стал первым в Арденнах. В 1906 он победил на Кубке Вандербильта, в 1907 - на Гран При Америки.

01. Луи Вагнер и механик Луи Виве на Кубке Вандербильта, 1905.

02. "Даррак" №10 Вагнера на Кубке Вандербильта, 1906.

03. Вагнер финиширует первым на Кубке Вандербильта. Кроме того, это - первая известная фотография с изображением клетчатого флага на финише, 1906.

04. Вагнер за рулём "Даррака" на Гран При Франции. Ле Ман, 26 июня 1906.


В 1907 он принимал участие в "Тарга Флорио", но машины выбыла из борьбы из-за сломавшегося дифференциала. Александер Даррак обвинил Вагнера в поломке, и возмущённый гонщик покинул команду (как, всего за несколько недель до него, Виктор Эмери ушёл в команду "Бенц").
Из "Даррака" Вагнер перешёл в команду "Фиат", где его коллегами были Феличе Наззаро и Ральф Де Пальма. В 1908 Вагнер завоевал Гран При Америки, причём последние 100 миль гонки его механик Антонио Ферро держал на коленях запасной бак с бензином.

05. Победитель Гран При Америки на "Фиате" №14 - Луи Вагнер. Саванна, США, 1908.

06. Луи Вагнер и механик Антонио Ферро, державший бензобак на коленях на протяжении 100 миль гонки. Гран При Америки, Саванна, 1908.

07. Вагнер на "Фиате" на Гран При Франции в Дьеппе, 1908.


В 1912 он пришёл вторым на Гран При Франции, после чего сделал перерыв в карьере, став тест-пилотом в фирме гонщика и конструктора самолётов Рене Анрио. В 1910 он был одним из участников первого международного конкурса авиаторов в Борнмуте (Bournemouth, UK), где получил призы за 3 место по скорости и за 3 место за скорость круга, управляя монопланом Hanriot 40 hp.
(*) Во время проведения конкурсных полётов в Борнмуте погиб Чарльз Роллс, один из основателей компании "Роллс-Ройс", пилотируя самолёт Wright.

08. Луи Вагнер за штурвалом "Анрио". Борнмут, 1910.

09. Авиаторы (слева направо): французский лётчик Леон Моран (на Bleriot), швейцарец Эдмон Одемар, лётчик и владелец часовой компании Audemar Piguet (на Demoiselle), бельгийский лётчик, инженер и автогонщик Йозеф Христианс (на Farman), и Луи Вагнер (на Hanriot). Борнмут, 1910.

10. Луи Вагнер на моноплане Hanriot. Борнмут, 1910.

11. Вагнер за рулём Fiat S-74 на Гран При Франции в Дьеппе, 1912.


В 1914 он был принят в команду "Мерседес". Вместе с Лаутеншлагером и Зальцером он стал победителем триумфальной гонки на Гран При Франции, заняв вторую строчку. Это Гран При стало одним из камней в фундаменте истории гоночного автоспорта.

12. Вагнер на "Мерседесе" на Гран При Франции, 1914.

13. Луи Вагнер, 1914.


Когда началась Первая Мировая, Вагнер записался во французский артиллерийский дивизион. После войны, в 1919 он принял участие в "Инди-500" на французском Ballot. А в 1921 стал участником двух Гран При - седьмой результат на Ballot во Франции, и третий - на Fiat в Брешии (Италия).

14. Вагнер на "Инди 500", 1919..

15. Вагнер на Гран При Франции, 1922.


С 1924 Вагнер выступает за команду Alfa Romeo, на Targa Florio, во Франции и в Италии. В 1925 он участвовал в Targa Florio на "Пежо" (второе место), и в Гран При Франции на Delage (тоже 2 место). В 1926 на Delage занял третье место на Гран При Испании. В 1926 Вагнер, вместе с Робером Сенешалем участвовали в Гран При Британии. Delage Вагнера сошёл с дистанции уже после 6 круга, тогда он занял место пилота в Delage Сенешаля и за оставшиеся 3/4 дистанции вышел на первое место, выиграв Гран При. Последними значительными соревнованиями в карьере Луи Вагнера стали Гран При Франции 1927 (на Talbot) и "Тарга Флорио" 1929 (на Peugeot).

16. Вагнер за рулём Alfa Romeo, 1924.

17. Вагнер за рулём Peugeot 174S на 24-часовой гонке в Ле Мане, 1926.


В 1944, во время Второй Мировой, Вагнер перенёс тяжёлую операцию - из-за инфекции он потерял ногу. Однако, после войны продолжил работу в автоспорте - помощником менеджера трассы в Монлери. До середины 1950-х Вагнер был частым гостем на слётах исторических автомобилей на своём Delage 1911 года. В 1955 за свои заслуги Вагнер был награждён Орденом Почётного Легиона, однако умер в бедности, после долгой болезни, в 1960.

18. Луи Вагнер (74 года), 1956.


ФОТОГРАФИИ:

01. Луи Вагнер и механик Луи Виве на Кубке Вандербильта, 1905.
02. "Даррак" №10 Вагнера на Кубке Вандербильта, 1906.
03. Вагнер финиширует первым на Кубке Вандербильта. Кроме того, это - первая известная фотография с изображением клетчатого флага, 1906.
04. Вагнер за рулём "Даррака" на Гран При Франции. Ле Ман, 26 июня 1906.
05. Победитель Гран При Америки на "Фиате" №14 - Луи Вагнер. Саванна, США, 1908.
06. Луи Вагнер и механик Антонио Ферро, державший бензобак на коленях на протяжении 100 миль гонки. Гран При Америки, Саванна, 1908.
07. Вагнер на "Фиате" на Гран При Франции в Дьеппе, 1908.
08. Луи Вагнер за штурвалом "Анрио". Борнмут, 1910.
09. Авиаторы (слева направо): французский лётчик Леон Моран (на Bleriot), швейцарец Эдмон Одемар, лётчик и владелец часовой компании Audemar Piguet (на Demoiselle), бельгийский лётчик, инженер и автогонщик Йозеф Христианс (на Farman), и Луи Вагнер (на Hanriot). Борнмут, 1910.
10. Луи Вагнер на моноплане Hanriot. Борнмут, 1910.
11. Вагнер за рулём Fiat S-74 на Гран При Франции в Дьеппе, 1912.
12. Вагнер на "Мерседесе" на Гран При Франции, 1914.
13. Луи Вагнер, 1914.
14. Вагнер на "Инди 500", 1919.
15. Вагнер на Гран При Франции, 1922.
16. Вагнер за рулём Alfa Romeo, 1924.
17. Вагнер за рулём Peugeot 174S на 24-часовой гонке в Ле Мане, 1926.
18. Луи Вагнер (74 года), 1956.


ИСТОЧНИКИ:

1. Angus Dougall. The Greatest Racing Driver: The Life and Times of Great Drivers, Balboa Press, 2013.
2. Louis Wagner. Winner of the 1906 Vanderbilt Cup Race and the First American Grand Prize (1908). Vanderbilt Cup Races. (www.vanderbiltcupraces.com/drivers/bio/wagner)
3. Louis Wagner biography. HR'22 (www.historicracing.com/driverDetail.cfm?driverID=8285)
4. Louis Wagner. The flying men at Bournemouth - July 23, 1910. The Early Birds of Aviation (www.earlyaviators.com/ewagner.htm)
5. Louis Wagner. Oldracingcars.Com (www.oldracingcars.com/driver/Louis_Wagner)



Граф Джулио Мазетти. Count Giulio Carlo Leonardo Maria Natale Masetti de' Dainelli da Bagnano (Винчи, Тоскана, Италия, 1895 - Сицилия, 1926)

Джулио Мазетти, как и его старший брат Карло, с юных лет был увлечен автогонками.

01. Джулио Мазетти.


В 1919 году он купил у гонщика Антонио Аскари потрёпанный, но в хорошем состоянии, свой первый автомобиль - Fiat S57 1914 года выпуска, на котором в том же году принял участие в Targa Florio (четвёртый результат), и выиграл эту сицилийскую гонку в 1921, обойдя именитые команды "Альфа Ромео" и "Мерседес".

02. Мазетти на "Тарга Флорио". Сицилия, 29 мая 1921.

03. Победитель Targa Florio Джулио Мазетти на "Фиате", 1921.

04. Граф Джулио Мазетти, 1921.

05. Победитель "Тарга Флорио" Джулио Мазетти на Fiat S57. Сицилия, 1921.


После этой победы были переговоры между Мазетти и "Мерседесом", однако немецкая команда решила, что победа была случайностью, и гонщик не стоит того, чтобы брать его в команду. Такое решение разозлило итальянца. В 1922 он купил "Мерседес" 1914 года выпуска у Отто Зальцера, перекрасил его в красный цвет (цвет гоночных команд Италии), и снова одержал победу в "Тарга Флорио", доказав, что предыдущая победа не была случайностью, и обойдя всю команду "Мерседес" в составе: Фердинандо Минойя, Пауль Шееф, Макс Зайлер и Кристиан Вернер.

06. Мазетти за рулём красного 4,5-литрового "Мерседеса" перед стартом "Тарга Флорио", 2 апреля 1922.

07. Мазетти на "Мерседесе" проходит поворот с управляемым заносом на "Тарга Флорио", 1922.

08. Мазетти на "Мерседесе" проносится мимо скал буквально в паре сантиметров. Targa Florio, 1922.

09. Поздравления победителю - Джулио Мазетти. "Тарга Флорио", 2 апреля 1922..

10. Джулио Мазетти на Targa Florio, 1922.


Свою победу в "Тарга Флорио" он закрепил успешными выступлениями ещё в нескольких соревнованиях 1922 года и в гонках на километр с хода.

11. Всегда элегантный граф Мазетти и его механик, тоже при галстуке. Гран При Франции, 1922.

12. Джулио Мазетти на французском Ballot. Гран При Франции, 1922.


В 1923 он становится официальным пилотом команды Alfa Romeo, вскоре на Гран При Брешии занимает второе место. В 1924 на Сицилии он стал вторым, на этот раз за рулём "Альфа Ромео", а в 1925 на Sunbeam стал третьим на Гран При Франции, а также участвовал в Гран При Сан-Себастьяна, в швейцарском Клаузене и в 200-мильной гонке в Бруклендсе.

13. Мазетти на Alfa Romeo, на "Тарга Флорио", 27 апреля 1924.


В 1926 участвует в Гран При Рима, и снова записывается на "Тарга Флорио". Ему нравилось это соревнование, сицилийцы его обожали, а он любил Сицилию. К тому же его манера вождения и прохождения поворотов идеально подходила для сицилийских трасс. Мазетти не успевал подготовить к гонке свой собственный Delage, и взял другой 2-литровый 12-цилиндровый. Но в этот раз фортуна отвернулась от графа. Во время XVII гонки "Тарга Флорио", его автомобиль Delage под №13 вылетел с трассы и перевернулся. Джулио Мазетти мгновенно погиб, в возрасте всего 31 год. С тех пор на соревнованиях Гран При никому не выдается номер 13.

14. Последняя гонка. Delage Дж. Мазетти перед стартом "Тарга Флорио", 25 апреля 1926.


Граф Джулио Мазетти всегда был джентльменом - и на гоночной трассе, и в обычной жизни. Даже на гонки он и его механик надевали костюмы и галстуки.

15. Mercedes Grand Prix образца 1914 года.

16. Джулио Мазетти, если не в костюме, то обязательно в белом спортивном комбинезоне.


ФОТОГРАФИИ:

01. Джулио Мазетти.
02. Мазетти на "Тарга Флорио". Сицилия, 29 мая 1921.
03. Победитель Targa Florio Джулио Мазетти на "Фиате", 1921.
04. Граф Джулио Мазетти, 1921.
05. Победитель "Тарга Флорио" Джулио Мазетти на Fiat S57. Сицилия, 1921.
06. Мазетти за рулём красного 4,5-литрового "Мерседеса" перед стартом "Тарга Флорио", 2 апреля 1922.
07. Мазетти на "Мерседесе" проходит поворот с управляемым заносом на "Тарга Флорио", 1922.
08. Мазетти на "Мерседесе" проносится мимо скал буквально в паре сантиметров. Targa Florio, 1922.
09. Поздравления победителю - Джулио Мазетти. "Тарга Флорио", 2 апреля 1922.
10. Джулио Мазетти на Targa Florio, 1922.
11. Всегда элегантный граф Мазетти и его механик, тоже при галстуке. Гран При Франции, 1922.
12. Джулио Мазетти на французском Ballot. Гран При Франции, 1922.
13. Мазетти на Alfa Romeo, на "Тарга Флорио", 27 апреля 1924.
14. Последняя гонка. Delage Дж. Мазетти перед стартом "Тарга Флорио", 25 апреля 1926.
15. Mercedes Grand Prix образца 1914 года.
16. Джулио Мазетти, если не в костюме, то обязательно в белом спортивном комбинезоне.


ИСТОЧНИКИ:

1. Giulio Masetti. La Targa Florio. (www.targaflorio.info/masetti.htm)
2. Giulio Masetti. Motorsport Memorial. (www.motorsportmemorial.org/focus.php?db=ct&n=160)
3. Steve McKelvie. Giulio Masetti: Winner Of The 1921 Targa Florio And More. Wordpress, 23.11.2016 (www.stevemckelvie.wordpress.com/2016/11/23/giulio-masetti-winner-of-the-1921-targa-florio-and-more/)



Кристиан Вернер. Christian Werner (1892, Штуттгарт - 1932, Штуттгарт-Каннштатт, Германия)

Кристиан Вернер родился в небогатой семье обувщика, и свою карьеру в "Даймлере" начинал с самых низов. Кристиан поступил на работу в компанию "Даймлер" ещё юношей, в 1911, на завод в Унтертюркхайме. И всю жизнь оставался преданным сотрудником DMG, сначала механиком, мастером, сотрудником тестового и исследовательского отдела, потом механиком-водителем и гонщиком, партнёром Макса Зайлера, Кристиана Лаутеншлагера, Пауля Шеефа и Отто Зальцера. В Первую мировую он был призван в армию, где проявился его талант к вождению, и он даже несколько раз возил самого графа фон Цеппелина.
Дебют Вернера в гонках пришёлся уже на послевоенное время. В 1922 он принял участие в Targa Florio на Сицилии, одной из самых сложных гонок в мире в то время, и занял 8 место в общем зачёте, ненамного отстав от победителя, Джулио Мазетти, также на "Мерседесе". В том же году он одержал победу в ралли по Румынии, и в соревновании на холмах Клаузенбурга.

01. Кристиан Вернер на Targa Florio. Сицилия, 2 апреля 1922.

02. К. Вернер на трассе Мадоние. Targa Florio, 2 апреля 1922.

03. Вернер поздравляет Мазетти с победой на "Тарга Флорио", 2 апреля 1922.


В преддверии гонки "Индианаполис 500" в 1923 Американская Автомобильная Ассоциация изменила требования к объёму двигателя, подгоняя требования к международным. Компания "Даймлер" отправила на гонку Зайлера, Лаутеншлагера и Вернера с новыми "Мерседесами" по проекту Пауля Даймлера. В этом соревновании Вернер финишировал на 11 месте, Зайлер занял 8 строчку, а Лаутеншлагер потерпел аварию.

04. Вернер на "Инди-500", 30 мая 1923.


Самый громкий успех пришёл к Вернеру в 1924 на сицилийской трассе Мадоние. В этой "Тарга Флорио" Кристиан Вернер выступал на прошлогоднем 2-литровом "Мерседесе", с некоторыми улучшениями д-ра Ф. Порше. А его основным соперником стал прошлогодний коллега по команде граф Джулио Мазетти, выступавший теперь за "Альфу Ромео". После напряжённой дорожной дуэли Вернер стал победителем Targa Florio. И в этот же день Вернер принял участие в Coppa Florio, которая проходила по одному из участков трассы Мадоние, выиграв и Кубок Флорио тоже (*). На призовые деньги Вернер построил в родной деревне дом под названием "Тарга Флорио Вилла". Той же осенью Вернер стал первым на соревновании в Земмеринге.

(*) Так как бывали случаи, что сицилийские крестьяне забрасывали камнями и устраивали помехи на дорогах для машин не итальянских гонщиков, а итальянские машины были все покрашены, как известно, в красный цвет, то руководители немецкой команды решили покрасить традиционно белые "Мерседесы" специально для Targa Florio в красный цвет. И это сработало - зрители радостно приветствовали проносящийся красный автомобиль, не подозревая, что это немцы.

05. Победитель Кристиан Вернер с механиком Карлом Зайлером, 27 апреля 1924.

06. Кристиан Вернер принимает поздравления с победой на "Тарга Флорио". Сицилия, 27 апреля 1924.

07. Победитель 432-километровой Targa Florio и 540-километровой Coppa Florio, 27 апреля 1924.

08. Кристиан Вернер, Фердинанд Порше, К. Зайлер. Сицилия, 27 апреля 1924.


В 1925-1926 Кристиан Вернер одержал немало побед, как в местных соревнованиях, так и международных, таких как Гран При Туринг в Сан-Себастьяне. В последующие после знаменательной победы на Сицилии годы Кристиан Вернер получал многочисленные предложение от разных команд и фирм, но оставался верным родному DMG, а затем, после слияния двух брендов в 1926, "Мерседес-Бенцу". В конце 1926 на Mercedes-Benz пришёл молодой гонщик Руди Караччиола, и Вернер начал работать с ним в паре.

В 1927 на Гран При Германии в Нюрбургринге Вернер выступал на Mercedes-Benz Typ S, показав лучшую скорость круга, и финишировал вторым, уступив товарищу по команде Отто Мерцу. В 1928 на Гран При Германии, на той же трассе, Кристиан Вернер дублировал Вилли Вальба, но когда вдруг Караччиола почувствовал себя плохо из-за теплового удара и был вынужден сойти с трассы, Вернер занял его место, и сумел обойти лидировавшего на тот момент Отто Мерца, выиграв Гран При.

09. Гран При Германии. Нюрбургринг, 17 июля 1927.

10. "Мерседес" №6 К. Вернера на Гран При Германии. Нюрбургринг, 15 июля 1928.

11. Команда "Мерседес" с руководителями. В верхнем ряду (слева направо, начиная с 5-го): Кристиан Вернер, Рудольф Караччиола, Отто Мерц и менеджер команды Альфред Нойбауэр. Нижний ряд (слева направо): Фердинанд Порше, Вилли Вальб, Эрнст Карстенс, Георг Кимпель, Карл Шипперт. Гран При Германии, Нюрбургринг, 15 июля 1928.


Так как из-за Великой депрессии "Мерседес-Бенц" отошёл от участия в гонках в 1930-е годы, многие гонщики участвовали в соревнованиях персонально. В 1930 Караччиола пригласил Вернера дублёром на ралли "Милле Милья", где они финишировали шестыми, а чуть позже - на гонку в Ле Мане на Mercedes-Benz SSK. Однако из-за разрядки аккумулятора машина не завелась после очередного пит-стопа, а согласно правилам, аккумулятор нельзя было менять во время гонки. Таким образом, Вернер и Караччиола выбыли из соревнования. По сути, это было последнее соревнование для Вернера. Команда вернулась в гонки в 1933, но уже без него. Кристиан Вернер скончался от сердечного приступа в 1932 в Каннштатте, всего 40 лет от роду.

12. Кристиан Вернер (1924).

13. Красный Mercedes Targa Florio образца 1924 года.


ФОТОГРАФИИ:

01. Кристиан Вернер на Targa Florio. Сицилия, 2 апреля 1922.
02. К. Вернер на трассе Мадоние. Targa Florio, 2 апреля 1922.
03. Вернер поздравляет Мазетти с победой на "Тарга Флорио", 2 апреля 1922.
04. Вернер на "Инди-500", 30 мая 1923.
05. Победитель Кристиан Вернер с механиком Карлом Зайлером, 27 апреля 1924
06. Кристиан Вернер принимает поздравления с победой на "Тарга Флорио". Сицилия, 27 апреля 1924
07. Победитель 432-километровой Targa Florio и 540-километровой Coppa Florio, 27 апреля 1924.
08. Кристиан Вернер, Фердинанд Порше, К. Зайлер. Сицилия, 27 апреля 1924.
09. Гран При Германии. Нюрбургринг, 17 июля 1927.
10. "Мерседес" №6 К. Вернера на Гран При Германии. Нюрбургринг, 15 июля 1928.
11. Команда "Мерседес" с руководителями. В верхнем ряду (слева направо, начиная с 5-го): Кристиан Вернер, Рудольф Караччиола, Отто Мерц и менеджер команды Альфред Нойбауэр. Нижний ряд (слева направо): Фердинанд Порше, Вилли Вальб, Эрнст Карстенс, Георг Кимпель, Карл Шипперт. Гран При Германии, Нюрбургринг, 15 июля 1928.
12. Кристиан Вернер (1924).
13. Красный Mercedes Targa Florio образца 1924 года.


ИСТОЧНИКИ:

1. Christian Werner. Motorsport Memorial (www.motorsportmemorial.org/LWFWIW/focusLWFWIW.php?db=LWF&db2=ms&n=2068)
2. Forums at Autosport.Com (forums.autosport.com/topic/52115-christian-werner-1892-1932/)
3. Ferdinand Porsche at Daimler (Mercedes)-Benz. Fahtraum - The Ferdinand Porsche Experience (www.fahrtraum.at/en/ferdinand-porsche-at-daimler-mercedes-benz/)



Альфред Нойбауэр. Alfred "Friedl" Neubauer (1891, Нови Йичин (Острава), Чехия - 1980, Альдинген (Штуттгарт), ФРГ)

Альфред родился в семье столяра-мебельщика в чешской Моравии, бывшей в то время частью Австро-Венгерской империи. Когда ему было 7, он увидел первый автомобиль, проезжавший через его деревню, это был "Бенц". С тех пор, как вспоминал сам Нойбауэр, в его жилах кровь превратилась в бензин. Во время службы в армии, в автомобильных войсках, он занимался ремонтом моторов, а после окончания Первой мировой поступил на работу в компанию Austro-Daimler, где вскоре его заметил Ф. Порше и назначил главным тестировщиком (тест-пилотом). И уже в 1922 Нойбауэр начал участвовать в гонках на "Австро-Даймлерах". На "Тарга Флорио" 1922 года он был одним из четырёх гонщиков команды графа "Саши" Коловрата, причём финишировал 19-м, его коллеги были на 22 и 24 месте, а сам Коловрат сошёл с дистанции.

01. Альфред Нойбауэр и механик Георг Ауэр на "Австро-Даймлере", на Targa Florio, 1922.


В 1923, вместе с Порше, переходит на работу в DMG, где, в том числе, участвует в знаменитой сицилийской "Тарга Флорио". Не достигнув значительных успехов в гонках, в 1926 Нойбауэр стал "гоночным менеджером", как он сам называл свою должность, тогда ещё не было "менеджеров команды". Он первым ввёл сигналы флагами, табличками, которые затем стали использовать и другие команды.

02. Нойбауэр и механик Эрнст Хеммингер, на Тарга Флорио, 1924.

03. Нойбауэр (за рулём) и Фердинанд Порше (справа) на "Тарга Флорио", 1924.

04. Альфред Нойбауэр за рулём Mercedes 24/100/140 PS, 1925.

05. Нойбауэр на трассе со своим знаменитыми табличками, флажками и знаками.


Под его руководством родились легендарные "Серебряные Стрелы" в 1934, и блистала победами команда в составе Караччиолы, Фаджоли, Ланга, фон Браухитча и Симэна. В 1938 "Мерседес-Бенц", отправляя команду в Монцу на Гран При Италии, уверенно рассчитывал на победу. И не без причины - их новые W154 выиграли 6 предыдущих гонок. Поэтому Нойбауэр заранее заказал праздничный ужин. Однако, всё пошло не так. Только машина Караччиолы добралась до финиша, да и то - третьей, пропустив Auto Union Тацио Нуволари и Alfa Romeo Нино Фарина. После гонки Дик Симэн сказал, что ждёт с нетерпением ужина, на что Нойбауэр мрачно ответил, что они с Ханзи (жена Нойбауэра), будут ужинать вдвоём. Вечером, однако, не успела чета Нойбауэров сесть за стол, как появились Херрманн и Лидия Ланг, воскликнув: "Вот это встреча! Можно мы присоединимся к вам?". Несколько минут спустя вошли Руди и Баби Караччиола: "Дон Альфредо, какая встреча! Можно мы присоединимся?". Следом появились Дик и Эрика Симэн: "Герр Нойбауэр, какая неожиданная…" Раздосадованный Нойбауэр попросил официанта поставить ещё приборы на стол, а ему самому принести счёт за двоих. Руди наклонился к нему и сказал: "Дон Альфредо, вы сегодня проставляетесь." "Ни за что!" - воскликнул Нойбауэр, и крикнул громче на английском, на весь зал: "После сегодняшнего выступления моих так называемых гонщиков, "Мерседесу" нечего отмечать!" Тут Баби Караччиола отвечает ему: "Есть что отмечать. Дик и Эрика объявили о помолвке." И тут началась настоящая вечеринка, просветлевший Нойбауэр всех угощал шампанским, потом поехали в ночной клуб. Это было типично для Нойбауэра - он не мог долго грустить (из воспоминаний Эрики Симэн). А немецкий журналист Гюнтер Молтер, ездивший вместе с командой в Мексику на "Каррера Панамерикана" в 1952, сравнивал Нойбауэра с Фальстафом. При том, что он был великолепный организатор, не упускавший ни одной мелочи, он любил шумные компании, вкусную еду и выпивку, шутки. После пары рюмок коньяка он мог спародировать Адольфа Хунляйна, нацисткого офицера, курировавшего автоспорт. А если ещё несколько рюмок, и своя дружеская компания, то он пародировал и Гитлера, да так, что вся компания падала со смеху! А Стирлинг Мосс рассказывал, что, когда они летели в Аргентину в 1955, Нойбауэр пошёл в туалет, и вскоре позвал: "Мосс, Херрманн, помогите мне!" Он сказал, что застрял в дверном проёме и просил протолкнуть его внутрь (уже тогда он весил 125 кг). Несмотря на все усилия, Мосс и Херрманн не могли сдвинуть его. И тут он рассмеялся - он просто разыграл их.

А после войны, к 1954 году возродил легендарную команду, в новом составе: Клинг, Херрманн, Фанхио, Мосс. В 1955 Нойбауэр дополнил команду французом Пьером Левегом, а также заметил талантливого немецкого гонщика Вольфганга фон Трипса, которого собирался поставить в одну из предстоящих гонок сезона.

06. Техзона команды "Мерседес" на гонке Eiffel. Согласно легенде, белую краску с W25 соскребали где-то здесь, 1934.

07. "Серебряные стрелы": Манфред фон Браухитч, Альфред Нойбауэр, Ричард Симэн, Херманн Ланг и Рудольф Караччиола, 1938.


Трагедия в Ле Мане в 1955, унёсшая жизнь гонщика Пьера Левега и более 80 зрителей, заставила команду "Мерседес-Бенц" уйти из "Формулы 1". Вместе с уходом команды из гонок закончилась и карьера Нойбауэра, великий "Дон Альфредо" был вынужден уйти в отставку, передав свою должность Карлу Клингу. Когда он, вместе с Фангио, натягивал чехлы на гоночные автомобили, готовящиеся к отправке в музей, у него текли слёзы. 64-летний босс гонщиков перебрался в Музей Mercedes-Benz в Унтертюркхайме, обновляя экспозицию гоночных машин. Но, конечно, он посещал многие соревнования, где выступали его "воспитанники", и писал воспоминания, полные легенд, баек, и ценных исторических фактов. С 1957 по 1965 Нойбауэр работал в историческом отделе Daimler-Benz AG. В 1958 он выпустил книгу "Мужчины, женщины и моторы", написанную вместе с журналистом Роу. В 1960 вышла книга "Скорость это моя жизнь" с предисловием Стирлинга Мосса.

08. Альфред Нойбауэр, Зандвоорт, Голландия, 19 апреля 1958.

09. Обложка книги "Мужчины, Женщины и Моторы", 1958.

10. Обложка книги "Скорость это моя жизнь", 1960.


Уйдя окончательно на пенсию, поселился с женой в Альдингене, недалеко от Штуттгарта, где оставшиеся годы наслаждался отдыхом, приготовлением разных блюд мира, книгами, встречами со старыми друзьями, особенно с Фанхио, с которым сохранил тёплые отношения.

Я протиснулся сквозь дверь. - Мой дорогой мистер Симэн, Вы еще вгоните меня в могилу. Старт через два часа, а Вы плескаетесь в своей ванне, как утка в деревенском пруду. Немедленно вылазьте на сушу!
- Только если я получу чашку английского чаю.
- Вы получите все, что угодно, если наконец-то начнёте двигаться. Если Вы и в гонке будете так плестись, то не выиграете и цветочного горшка!
- Зато могу лавровый венок с лентами! - еще успел крикнуть этот наглец мне вслед.
А я уже барабаню обеими руками в дверь соседней комнаты, где, храпя, встречает новый день Херманн Ланг.
Вы даже не можете себе представить, сколько забот у гоночного руководителя утром перед Гран При. Для начала извлечь "овечек" из кроватей и ванн, а потом еще исполнять их желания за завтраком…
Горячий сладкий чай для Дика Симэна. Фирмы "Twinning". Иначе парень не проснётся по-настоящему. Огромный бифштекс, снаружи хрустящий, а внутри с кровью - для Рудольфа Карачиоллы. Ему это нужно, чтобы войти в раж. Ланг, чудак, ест перед гонкой полфунта рафинада. Просто как конь с пашни. Он считает, что это укрепляет нервы.
Рафинад, английский чай, бифштекс-обо всем позаботились. Там, в углу столовой "Айфель хофа" сидят мои "барашки" в белых гоночных комбинезонах. Пока они могут от меня отдохнуть.

(из книги Нойбауэра "Мужчины, женщины и моторы")

ФОТОГРАФИИ:

01. Альфред Нойбауэр и механик Георг Ауэр на "Австро-Даймлере", на Targa Florio, 1922.
02. Нойбауэр и механик Эрнст Хеммингер, на Тарга Флорио, 1924.
03. Нойбауэр (за рулём) и Фердинанд Порше (справа) на "Тарга Флорио", 1924.
04. Альфред Нойбауэр за рулём Mercedes 24/100/140 PS, 1925.
05. Нойбауэр на трассе со своим знаменитыми табличками, флажками и знаками
06. Техзона команды "Мерседес" на гонке Eiffel. Согласно легенде, белую краску с W25 соскребали где-то здесь, 1934.
07. "Серебряные стрелы": Манфред фон Браухитч, Альфред Нойбауэр, Ричард Симэн, Херманн Ланг и Рудольф Караччиола, 1938.
08. Альфред Нойбауэр, Зандвоорт, Голландия, 19 апреля 1958.
09. Книга Neubauer Alfred. Мужчины, Женщины и Моторы = M?nner, Frauen und Motoren. - Heyne, 1959.
10. Книга Neubauer Alfred. Speed was my life.


ИСТОЧНИКИ:

1. Jim Donnely. Alfred Neubauer. Hemmings, September 2006 (www.hemmings.com/stories/article/alfred-neubauer)
2. Dennis David. Alfred Neubauer biography. Sports Car Digest, 19.06.2010 (www.sportscardigest.com/alfred-neubauer/)
3. Simon Bourgin. Racing's Unloved Genius: Alfred Neubauer, the Man Behind Mercedes' Silver Arrows. Car and Driver, 01.09.1970 (www.caranddriver.com/features/a15142225/racings-unloved-genius-alfred-neubauer-archived-feature/)
4. Alex Oagana. Alfred Neubauer: the First "Don" of Motor Racing. Autoevolution, 02.04.2020 (www.autoevolution.com/news/alfred-neubauer-the-first-don-of-motor-racing-1594.html)
5. Chris Nixon. Team Managers - Alfred Neubauer. Motor Sport Magazine, January 1999. (www.motorsportmagazine.com/archive/article/january-1999/52/team-managers-alfred-neubauer)
6. Graham Kozak. Throttle-Back Thursday: Happy 125th birthday to Alfred Neubauer, forgotten motorsport titan. The Autoweek, 31.03.2016 (www.autoweek.com/car-life/a1843261/throttle-back-thursday-happy-125th-birthday-alfred-neubauer-racing-legend-and/)
7. Marijan Malcevic. Alfred Neubauer - the godfather of Silver Arrows. Snap Lap, 29.03.2018 (www.snaplap.net/alfred-neubauer/)
8. Rodney & Ian Knott. Alfred 'Friedl' Neubauer. MMIM Hall of Fame. (www.themotormuseuminminiature.co.uk/mosport-hof-alfred-neubauer.php)
9. Alfred Neubauer. Speed Was My Life. Barrie and Rockliff Publisher, London, UK, 1960



Граф Луи Зборовски. Count Louis Vorow Zborowski (1895, Великобритания - 1924, Монца, Италия)

Луи Зборовски родился в Англии, его отец, граф Зборовски, был наполовину поляк, наполовину американец, получивший классическое английское образование в Королевском колледже в Итоне. Мать Луи была американкой, богатой наследницей рода Асторов. Уже в подростковом возрасте Луи был увлечён новым миром автомобилей, даже несмотря на то, что его отец трагически погиб в 1903 на автогонках в Ля Турби во Франции - запонка рубашки зацепилась за дроссель его "Мерседеса". 16-летний Луи унаследовал приличное состояние от умершей в 1911 матери, что позволило ему заняться проектированием автомобилей, и стать этаким джентльменом-гонщиком, как их тогда называли. Его наследство состояло из 11 миллионов фунтов (1,3 миллиарда по современным меркам) плюс недвижимость на Манхеттене и Пятой авеню, и парковые земли в Англии.

01. Граф Луи Зборовски.


Вместе с Клайвом Гэллопом, инженером и гонщиком, он сконструировал несколько автомобилей "Читти Бэнг Бэнг" (Chitty Bang Bang), первый из которых был оснащён 23-литровым двигателем Майбаха, и на котором он одержал первые свои две победы в Бруклендсе. На шасси невинного "Мерседеса" довоенного образца (1907 г.в.) Зборовски и Гэллоп установили 20-литровый авиационный движок Maybach Zeppelin. Его презентация состоялась на Пасху 1921 года в Бруклендсе. Для того, чтобы уравновесить тяжёлый передок машины, она была загружена 7 центнерами песка (1 английский центнер = 50 кг).
Бруклендс оставался единственной трассой, где можно было испытывать таких монстров как "Читти", многие спортивные трассы ввели ограничения на вес автомобиля и объём мотора, гигантомания автопроизводителей кончилась так же быстро, как и возникла.

02. Зборовски за рулём "Читти 1" в Бруклендсе, 1921.

03. "Читти 1" рядом с автомобилем GN Special на тестовых заездах в Бруклендсе, 26 марта 1921.

04. Зборовски за рулём "Читти 1", после рестайлинга корпуса, 14 мая 1921.


Кроме автомобилей, у Зборовски было ещё одно хобби. Он спроектировал 15-дюймовую железную дорогу, которая пролегала по его поместью Хайэм и окрестностям Кентербери, и увлечённо строил её вместе с другом, гонщиком-миллионером Джоном Хоуи. Дорогу он назвал Higham Railway, и любил кататься, вместе с женой Вайолет и Клайвом, на специально сконструированном паровозе. После смерти Зборовски Хоуи заканчивал строительство сам, и дорога была открыта для публики в 1927. В годы Второй мировой дорога использовалась британскими войсками. Эта дорога с 8 станциями в графстве Кент работает до сих пор.

05. Луи Зборовски с женой Вайолет и с Клайвом Гэллопом катаются на паровозике по поместью Хайэм.

06. Английские пехотинцы на мини-бронепоезде, октябрь 1940.

07. Железная дорога в графстве Кент работает до сих пор.


Летом 1921 Зборовски закончил Chitty 2, на похожем шасси "Бенца", но с меньшим мотором. А в январе 1922 был готов Chitty 3 на базе Mercedes 28/95 c 7,4-литровым двигателем. Однако он не был доволен машиной, и позднее установил на неё 14,7-литровый движок. На этих двух Chitty он путешествовал из Англии, через Францию, в Алжир, доезжая до границ Сахары - дальше ему не позволял объем бензобака.

08. "Читти 2" на базе "Бенца" была закончена в 1921.

09. Зборовски за рулём "Читти 2", 1922.


В 1922 в Эссексе "Читти 1" на скорости занесло и выбросило с трассы задом наперёд. У машины вырвало переднюю ось, механик графа вылетел из автомобиля, а сам граф, потрясённый, оставался сидеть за рулём. Пострадал хронометрист, стоявший рядом - хоть он и успел отпрыгнуть, проносившаяся мимо махина автомобиля снесла ему два пальца. (Беднягу перевели на другую, более спокойную работу, на мотоциклетную трассу. Но однажды не вписавшийся в поворот мотоциклист врезался в него на полной скорости и там. Видно, такая судьба преследовала бедолагу.)

Всего Зборовски построил 5 автомобилей, последний из которых - 27-литровый Higham Special с авиационным двигателем Liberty V12, названный по имени его английского поместья. На первом же тесте коробка передач "Хайэма" самоликвидировалась, и Гэллопу пришлось ехать на завод в Германию за новой.

10. Зборовски возле "Читти 3", 1923.


После смерти Зборовски, Higham Special был куплен английским гонщиком Джоном Перри-Томасом, который ставил на нём рекорды скорости, один за другим, в Пендинских песках на юге Англии. При очередном заезде Перри-Томас погиб, а останки автомобиля были зарыты там же, в песках. В 60-х годах останки автомобиля были выкопаны, восстановлены и теперь "Хайэм" покоится в Музее скорости в Уэльсе.

11. Проезд Higham Special Babs перед публикой в 2005 году.


"Читти 1" была выкуплена сыновьями Артура Конан Дойля, которые гоняли на ней ещё в 30-е годы, потом машина была разобрана.
"Читти 2", в отличие от других машин Зборовски, выжила - её приобрёл молодой англичанин, и реставрировал около 10 лет, а в 1969 она была продана американскому историческому обществу в Кливленде, Огайо. С 1992 автомобиль на "временной" выставке в английском Национальном Музее Моторов в Гемпшире.

Несмотря на то, что Зборовски был влиятельным покровителем и финансистом компании Aston Martin, он не был предан одной марке, ездил на гонках и на "Бугатти", и на "Бенце".
В 1921 он должен был представлять Британию на Гран При в Ле Мане, но отказался в пользу скоростного соревнования в холмах Шелсли Уолш.

12. Зборовски на "Астон Мартине" в Шелсли Уолш, 1922. Шелсли Уолш в английском Вустершире - старейшая трасса по скоростному подъёму на холм, существует с 1905 по сей день.


В 1922 Зборовски принимал участие в Гран При Франции и в Бруклендсе на "Астон Мартине", в 1922 гонял в Бруклендсе на 200-сильном Blitzen Benz, в 1923 он отправился в США на Инди-500, где выступал на "Бугатти", а также в 1923 участвовал в Гран При Италии в Монце на американском "Миллер 122".

13. Луи Зборовски. Гран При Франции, 1922.

14. Зборовски обходит по внешней стороне Хэмфри Кука на французском Ballot. Бруклендс, 1923.

15. После "Инди-500" гонщики сфотографировались вместе: Макоко Альзага и Луи Зборовски, и их друзья Родригес Ларрета и Клайв Гэллоп. Нью-Йорк, 1923.

16. Зборовски на "Миллере", 1924.


Его талант к гонкам, равно как и приличное состояние, привлекло команду "Мерседес", куда он получил приглашение в 1924. Другие члены команды на тот момент - Кристиан Вернер, граф Джулио Мазетти и Альфред Нойбауэр, в запасе оставались чересчур крупный Отто Мерц и новичок Руди Караччиола.
В сентябре 1924 Луи Зборовски погиб на трассе в Монце. По невероятному стечению обстоятельств, в день гибели на нём были те самые запонки отца. И, как судачили потом в английских гостиных за чашкой чая, "по крайней мере, он ушёл стильно". Его жизнь оборвалась всего в 29 лет.
Теорий о причине катастрофы было много, и чрезмерный износ одной из шин, и отказ тормозной системы, и протечка топлива из бака впереди идущей "Альфы", и просто ошибка в рулении на крутом повороте. Но, так или иначе, в автогонках нет "если бы", понятно лишь, что машина была не слишком хорошо подготовлена. Есть ещё и мнение, что виной могла быть сигарета, которую курил Зборовски на пит-стопе, и с сигаретой поехал дальше. Возможно, что выбрасывая её, он отпустил руль и упустил момент начала поворота на огромной скорости. Не зря говорят, что курение опасно для здоровья.

17. Зборовски часто закуривал во время пит-стопа, хотя рядом заправляли его автомобиль. Впрочем, в то время курили почти все и везде.


Фигура Зборовски привлекала многих известных людей. Среди них был и Ян Флеминг - автор "Джеймса Бонда". Будучи подростком, с восхищением наблюдал за гонками Зборовски в Бруклендсе. В 1964 он написал детскую книгу под названием "Chitty Chitty Bang Bang: Волшебный автомобиль" (1964). А в 1968 по книге был снят музыкальный фильм, с участием многих актёров из "бондиады".

18. Обложка книга Яна Флеминга "Читти Читти Бэнг Бэнг. Волшебный автомобиль" (1964).

19. Постер музыкального фильма Chitty Chitty Bang Bang (Великобритания, 1968).


ФОТОГРАФИИ:

01. Граф Луи Зборовски.
02. Зборовски за рулём "Читти 1" в Бруклендсе, 1921.
03. "Читти 1" рядом с автомобилем GN Special на тестовых заездах в Бруклендсе, 26 марта 1921.
04. Зборовски за рулём "Читти 1", после рестайлинга корпуса, 14 мая 1921.
05. Луи Зборовски с женой Вайолет и с Клайвом Гэллопом катаются на паровозике по поместью Хайэм.
06. Английские пехотинцы на мини-бронепоезде, октябрь 1940.
07. Железная дорога в графстве Кент работает до сих пор.
08. "Читти 2" на базе "Бенца" была закончена в 1921.
09. Зборовски за рулём "Читти 2", 1922.
10. Зборовски возле "Читти 3", 1923.
11. Проезд Higham Special Babs перед публикой в 2005 году.
12. Зборовски на "Астон Мартине" в Шелсли Уолш, 1922. Шелсли Уолш в английском Вустершире - старейшая трасса по скоростному подъёму на холм, существует с 1905 по сей день.
13. Луи Зборовски. Гран При Франции, 1922.
14. Зборовски обходит по внешней стороне Хэмфри Кука на французском Ballot. Бруклендс, 1923.
15. После "Инди-500" гонщики сфотографировались вместе: Макоко Альзага и Луи Зборовски, и их друзья Родригес Ларрета и Клайв Гэллоп. Нью-Йорк, 1923.
16. Зборовски на "Миллере", 1924.
17. Зборовски часто закуривал во время пит-стопа, хотя рядом заправляли его автомобиль. Впрочем, в то время курили почти все и везде.
18. Обложка книга Яна Флеминга "Читти Читти Бэнг Бэнг. Волшебный автомобиль" (1964).
19. Постер музыкального фильма Chitty Chitty Bang Bang (Великобритания, 1968).


ИСТОЧНИКИ:

1. Gerry Warren. The dashing Kent aristocrat and racing driver Louis Zborowski who inspired Chitty Chitty Bang Bang. Kent Online, 27.05.2020 (www.kentonline.co.uk/canterbury/news/a-billionaire-at-16-the-kent-aristocrat-who-inspired-chitty-chitty-bang-bang-227759/)
2. Simon de Burton. Count Louis Zborowski, Gentleman Driver. Classic Life Magazine, 23.03.2014. (www.classicdriver.com/en/article/classic-life/count-louis-zborowski-gentleman-driver)
3. Bill Boddy. What killed Count Louis Zborowski? Motor Sport, November 1993. (www.motorsportmagazine.com/archive/article/november-1993/68/what-killed-zborowski)
4. Count Louis Zborowski. HR'22. (www.historicracing.com/driverDetail.cfm?driverID=2708)




© Dottore & Dottore.Ru, 2022.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2022, contact: dottore124@yandex.ru