© Dottore



"Мерседес" Былинского


 

«Мерседес» (также «Мерседес» Былинского, бронеавтомобиль Былинского) — пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан в 1915 году штабс-капитаном Былинским на базе легкового автомобиля фирмы «Mercedes». Содержал в себе ряд новаторских и прогрессивных инженерных решений. В 1915 году Обуховским заводом было построено два экземпляра бронеавтомобиля, использовавшихся Русской Императорской армией в боях Первой мировой войны.


 

Корпус собирался при помощи заклёпок на каркасе из листов хромо-никеле-ванадиевой стали толщиной 5-6 мм. При этом рама ходовой части была специально усилена для компенсации возросших нагрузок на неё.

Для наблюдения за полем боя командир и водитель располагали смотровыми лючками  и перископами. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через две двери в правом борту корпуса.

Артиллерийским вооружением бронеавтомобиля являлась скорострельная 37-мм пушка Максима-Норденфельда, которая могла вести стрельбу только в стороны и назад через откидные борта. Когда борта корпуса были закрыты, наличие у бронеавтомобиля пушки практически ничем не выдавалось. На крыше, над пушкой, размещалась башня кругового вращения с 7,62-мм пулемётом Максим образца 1910 года. Кроме того, дополнительно внутри корпуса перевозились два 7,62-мм ружья-пулемёта «Мадсен» образца 1902 года. Располагая таким вооружением, экипаж броневика мог вести практически круговой обстрел, развивая весьма высокую для подобной машины огневую мощь.

Силовой установкой бронеавтомобиля являлся «родной» двигатель «Mercedes», бензиновый, 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения мощностью 45 л.с. Запуск двигателя, что немаловажно, осуществлялся с места водителя, причём автомобиль оснащался двумя стартёрами — основным электрическим, и запасным механическим (на случай выхода первого из строя). Двигатель позволял бронеавтомобилю передвигаться со скоростью до 70 км/ч. Для увеличения запаса хода в корпусе машины были размещены дополнительные бензобаки.

В заднеприводной (4x2) ходовой части использовались колёса с литыми шинами, односкатные на переднем мосту и двускатные — на заднем. Рессорная подвеска была специально усилена. Спицы колёс прикрывались бронеколпаками. Для передвижения в ночное время бронеавтомобиль комплектовался двумя крупными фарами, расположенными на крыльях по бокам моторного отсека. В боевой обстановке фары закрывались бронеколпаками.

В июне 1915 года два «Мерседеса» Былинского (получившие имена  «Опальный» и «Обуховец») отправились в распоряжение 13 армии Северо-Западного фронта. Бронеавтомобили поддерживали 3-ю кавалерийскую дивизию, которая вела бои на Холмо-Люблинском направлении.

Надёжные и хорошо вооружённые машины сразу же заслужили положительную репутацию в войсках. Былинский обратился с просьбой о постройке третьей машины к генерал-майору свиты Государя императора, князю В. Н. Орлову, от которого вскоре получил средства и трофейный 1,5-тонный грузовик «Ганза-Ллойд». Вскоре по распоряжению ГВТУ бронеавтомобили Былинского — два «Мерседеса» и «Ганза-Ллойд» — были сведены в отдельный авто-пулемётный взвод (АПВ), получивший номер 25. 15 сентября 1915 года взвод перебросили под Двинск, где сражалась 5 армия Северного фронта.

Вплоть до весны 1916 года броневики использовались в боях, а в апреле 1916 были отправлены для ремонта в петроградские мастерские Запасной броневой роты. Однако в мастерских выяснилось, что бронеавтомобили дешевле утилизировать, чем отремонтировать — из-за уникальности шасси (на фронте почти не было других «Мерседесов») к ним практически не было запчастей, а изношенность машин в боях была весьма значительна. В итоге комиссия ГВТУ постановила переделать броневики в бронедрезины, для чего «Мерседесы» были отправлены в мастерские 2-го коренного полка в Савёлове, где и застряли с началом политических катаклизмов в России. По крайней мере, до апреля 1917 года они продолжали оставаться в мастерских.

Вероятнее всего, во время Гражданской войны броневики не использовались и после её завершения были разбронированы.

 «Мерседес» Былинского на испытаниях. Правый борт боевого отделения откинут для обеспечения возможности стрельбы из орудия. Полигон Офицерской стрелковой школы, 1915 год «Мерседес» Былинского на площади перед Михайловским манежем. Петроград, 1915 год 

«Мерседесы» Былинского «Опальный» и «Обуховец» по пути на фронт. Июнь 1915 года Броневик „Мерседес“ после испытания обстрелом. Офицерская стрелковая школа, июнь 1915 года. На борту хорошо видны следы пуль

 

(c) Источники: М.Барятинский, М.Коломиец "Бронеавтомобили русской армии 1906-1917", Москва, Техника-Молодежи, 2000

(c) aviarmor . net , 2013











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2002-2019, contact: dottore124@yandex.ru