Так получается, что среди российских гонщиков начала века немало выходцев из Франции и Германии, из давно обрусевших семей, или переселившихся в Россию по рабочим мотивам. Первыми в нашем архиве будут петербуржцы Франсуа Донье и Андрей Нагель, а также французский гонщик Виктор Эмери, победитель гонки Петербург - Москва 1908 года.
Франсуа Донье.
Франсуа Донье, российский гонщик французского происхождения, член СПАК, механик в РАО. В некоторых источниках ошибочно называется А. Донье. Франсуа Донье был фирменным гонщиком петербургской шинной фирмы "Треугольник", к слову говоря. В 1908-1909 Донье слыл сильнейшим гонщиком России. О месте и дате рождения, равно как и судьбе его после начала Второй Мировой ничего не известно.
1. Донье на "Мерседесе", оснащенном шинами "Треугольник" (он был фирменным гонщиком компании), слыл в 1908-1909 гг. одним из сильнейших гонщиков-автомобилистов России.
2. Франсуа Донье на трассе С.Петербург - Рига, 1909 г.
Достижения:
* 29 июня 1908 - Седьмые Волхонские гонки: Франсуа Донье на Mercedes мощностью 40 л.с. показал скорость 87,7 км/ч, и пришёл третьим. Кстати, именно на Волхонском шоссе, между Царским Селом и Петергофом, чаще всего устраивал гонки СПАК - Санктъ-Петербургский Автомобильный Клубъ.
* 1909 - В гонке С.Петербург - Рига - С.Петербург 14-18 августа 1909 года Донье пришел первым на обратном маршруте (главный приз Великого Князя Михаила Александровича в той гонке получил, однако, водитель Управления военных сообщений на военном "Бенце").
(Газета "Русское слово" сообщала: "Первым к финишу пришел в 2 ч. 07 м. дня автомобиль Мерседес с гонщиком Донье и с контрольным судьей Нотонбомом. Автомобиль этот вышел утром из Пскова девятым, и, обогнав своих соперников, прошел 240 верст в 4 ч. 02 мин. Мерседес прошел весь пробег без повреждений и имел всего три остановки для починки лопнувших шин")
* 1911 - Девятые волхонские гонки 22 мая 1911 года. Донье показал скорость 128,8 км/ч на "Мерседесе", и стал победителем.
* 14 мая 1913 - на 10-й Волхонской гонке Донье стал вторым после рекордсмена Хёрнера.
3. Шины "Треугольник" позволяли Донье мчаться по щебенке со скоростью выше 100 км/ч. В автопробеге С.Петербург - Рига 1909 года Донье показал самую высокую среднюю скорость (82 км/ч), хотя призов за скорость не было. Да и в наше время вряд ли удастся преодолеть этот рекорд, не нарушая ПДД.
4. Автомобили участников Императорского автопробега перед стартом в Михайловском гараже. На переднем плане - "Бенцъ" немецкого гонщика Хеннея. "Мерседесъ" француза Донье, вытупавшего за фирму "Треугольник" - во втором ряду слева, 1910 г.
Андрей Платонович Нагель (1877 - 1956)
"человек, пожирающий пространство и закусывающий шинами"
Родился 2 марта 1877 г. на Охте, в Петербурге, в семье обрусевших немцев. Закончив факультет права Петербургского университета, стал дипломированным юристом, работал в министерстве путей сообщения. Главный редактор и издатель журнала "Автомобиль" (не путать с московским журналом "Автомобилист"), сам гонщик, участник многих ралли и автопробегов, участник автопробегов Петербург-Париж-Венеция и Петербург-Берлин-Неаполь, а также в 1913 году - по Западной Европе и Северной Африке на "Руссо-Балте".
5-6. редактор, издатель и автогонщик Андрей Платонович Нагель
В 1898 году, посетив первые гонки на Волхонском шоссе, он стал писать в петербургский журнал "Самокат", а в 1900 г. начал издавать собственный журнал "Спорт". В 1902 г., получив наследство, он вложил все в создание первого российского журнала, посвященного автомобилям, - журнал "Автомобиль" - официальный печатный орган ИРАО. В ралли Monte Carlo в Монако 1912 года был в составе первого русского экипажа, и занял 9-е место в абсолютном зачете.
7. Журнал "Автомобиль", 1903 г.
8. А. Нагель в автопробеге 1911 г. до Севастополя.
Хотя Андрей Нагель на машинах "Бенц" и "Мерседес" не ездил, но сделал очень много для популяризации автоспорта в России, поэтому не упомянуть его было нельзя. В разное время он издавал и другие журналы: "Двигатель", "Аэро", "Аэро и автомобильная жизнь". Как и многие известные люди того времени, он тоже после "революции" эмигрировал во Францию. Умер в Париже в 1956 г.
9. Андрей Нагель, Вадим Михайлов и "Руссо-Балт" С24-55 утром 31 декабря 1911 г. у Московской заставы, перед стартом в Монако. Снега намело уже достаточно много, по опубликованным в "Автомобиле" рассказам, дела обстояли так: "дорогу замело, пришлось идти на первой передаче и рулить вдвоем - когда машину заносило, Нагель кричал "Руль!" и Михайлов хватался за обод, помогая его выкручивать"
10. "Руссо-Балт" Андрея Нагеля в Монако. Из журнала "Автомобиль": "Во Франции Андрей Платонович гнал со скоростью 100 км/ч, не сбавляя газ даже в населенных пунктах, обливая грязью стены домов на узких улочках и случайных прохожих. В Монако российский экипаж влетел около 11 утра 21 января под дождем и вырулил на центральную площадь к месту финиша."
Достижения:
Участвовал в пробегах с целью популяризации автомобиля:
* Весной 1900 г. участвовал в гонке Луга - Петербург.
* В 1908 г. проехал на автомобиле "Даррак" по маршруту Санкт-Петербург - Париж - Венеция - Санкт-Петербург.
* В 1910 г. Нагель совершил пробег по маршруту: Санкт-Петербург - Берлин - Сен-Готард - Рим - Неаполь - Берлин - Санкт-Петербург на автомобиле "Руссо-Балт".
* Автопробег на приз Императора в июне 1910 года СанктПетербург - Киев - Москва.
* Автопробег на приз Императора в сентябре 1911 года Петербург - Севастополь на автомобиле "Руссо-Балт С24-30".
11. Монте-Карло. Финиширует А. Нагель на "Руссо-Балте" под номером 6.
12. страницы журнала "Автомобиль" с рассказом о поездке Андрея Нагеля в Европу.
Кроме российских гонщиков, в российских гонках участвовали и гонщики других стран, в том числе из заводских команд Daimler Motoren и Benz.
Виктор Эмери (Victor Hemery) (1876-1950).
Виктор Эмери родился в 1876 г. в Силь-ле-Гийом. Выступал за команды Benz Motoren и за DMG с 1905 по 1910 год. В том же 1908 году Эмери отправился в США, где стал вторым на "Бенце" в Большом призе Америки в Саванне. С 1911 года выступал за F.I.A.T., став чемпионом Франции 1911 года. После Первой мировой продолжал выступать до 1923 года, позже содержал свой гараж. Знаменитый гонщик умер в 1950 г., пережив многих своих соперников героической эпохи, в Ле Мане, во Франции, в возрасте 73 лет.
13. Виктор Эмери (в некоторых источниках - Хемери), чемпион Франции 1911 г.
14. роспись по плитке с изображением победителя российской гонки 1908 г. Виктора Эмери на "Бенце" под номером 3.
Достижения:
* 1 июня 1908 г. в гонке С.Петербург - Москва он принял участие и победил на 15-литровом автомобиле Benz Grand Prix 55/150 PS, мощностью 150 л.с. Средняя скорость составила 82 км/ч, а максимальная достигала 160 км/ч. В награду ему были вручены 5000 франков, серебряный кубок и портсигар.
15. победитель гонки Виктор Эмери в Кремле, 1908 г.
16. Виктор Эмери на "Бенце" 55/150 PS у Царь-колокола, 1908 г.
17. Победитель гонки Петербург - Москва В. Эмери в Кремле у Царь-пушки, 1908 г.
© Dottore & Dottore.Ru 2018, специально для © MBCM.Ru 2018.
Источники и интересные ссылки:
- "История автогонок в Царском селе", на сайте "Царское Село": www.tsarselo.ru
- "Волхонка. Автомобильные безобразия", газета "Петербургский листок" от 15 июня 1916 г.
- "С. Петербургъ - Монако. Русский огурецъ", в Живом Журнале: https://kitowras.livejournal.com/457492.html
- журнал АМС, 1990 г, на сайте: www.carracer.ru/personal_archive/1990/march/magellan_russian_rally
- "Верстовые гонки Волхонки" (авторы Ю.А. Мелентьев, В.М. Маслов), на сайте Царскосельского Клуба: www.tsar-auto-club.spb.ru
- "Жизнь до "Формулы", на сайте FurFur: www.furfur.me/furfur/culture/culture/176821-iz-istorii-avtogonok-v-rossii
- "Российская автомобильная история", на сайте "Самоуправление" (автор С.В. Кирилец): http://www.samoupravlenie.ru/33-10.php