© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века.
Часть 4 - Первые гонки. Рябушинский, Ефрон.


Часть 4 – Первые гонки (1898 - 1907).

Биографии: Рябушинский, Ефрон. Автопробег Москва – Санкт-Петербург.

1898
11.10.1898 – 1-е зимние гонки, Александрово – Стрельна

Морозным заснеженным днем 11 октября (по старому стилю) 1898 года под Петербургом на Волхонском шоссе стартовала первая в России «гонка моторов», с которой, собственно, и ведет отсчет отечественный автомотоспорт.


Шесть спортсменов на трехколесных трициклах «Клеман» с двигателями «Дион-Бутон» мощностью 1,75 л. с. и один на четырехколесном «Бенце» с двигателем 6,5 л. с. отважились вступить в борьбу. Предстояло пройти 40 верст от железнодорожной станции Александровская до Стрельны и обратно (одна верста — 1066 м). Первым стартовал фон Лоде, но через 100 саженей (одна сажень равна 2,134 м) потерпел аварию. Испуганная неведомой тарахтелкой встречная лошадка отпрянула, перегородила санями дорогу и, как писал очевидец, «мы узрели в воздухе две ноги, три колеса и целое облако снежной пыли». Фон Лоде остался невредим, но сошел с трассы, погнув ось и колесо. Это не помешало стартовать остальным. Последним на узких колесах со сплошными шинами ушел массивный «Бенц», управляемый Лаврентьевым, представителем торговой фирмы «Шпан». Гонщики пропали за горизонтом, а через 40 мин вернулся Луи Мази (француз по национальности), объяснив, что его мотор забарахлил и он не решился ехать дальше.
Победителем «первой исторической гонки моторов в России», как писали тогда, стал Павел Николаевич Беляев, преодолевший снежную дистанцию за ч 33 мин 36 с со средней скоростью 24,5 верст/ч. Вторым был француз Мерль (1 ч 45 мин 36 с), третьим — Степанов (1 ч 49 мин 24 с), четвертым — Шнейдеров (2 ч 04 мин) и пятым через ч 11 мин пришел к финишу «Бенц».
Начало было положено. П. Беляев, получивший золотой жетон с надписью «1-й приз за первую в России гонку моторов», впоследствии по примеру американца Дж. Гордон Беннетта, владельца газеты «Нью-Йорк Геральд», учредил переходящий кубок от своего имени, который разыгрывался с 1904 года среди членов российских автомобильных клубов на трассе Александровская — Стрельна — Александровская.

Для России 1898 год ознаменовался еще одним автомобильным событием — вышла первая русская книга по автомобильному делу Николая Песоцкого «Самодвижущиеся экипажи с паровыми, бензиновыми и электрическими двигателями; экипажи с педалями. Описание их устройства и действия». В этой книге уже был специальный раздел, посвященный истории зарождения автомобилизма и возникновения автоспорта. Книга Песоцкого стала основным учебно-методическим пособием для русских автомобилистов и автоспортсменов.

1902
26.09.1902 – гонка на 60 верст
Среди участников: Бруно Фарих

1903
26.06.1903 – 4-е Волхонские гонки
Победитель: Бруно Фарих (представитель МАК) на Richard-Brasier
Победитель в классе мото: Альберт Ефрон

1904
18.07.1904 – 5-е Волхонские гонки
Победитель (на авто): В. Солдатенков на французском Richard-Brasier
Победитель на мото: Франсуа Донье на бельгийском мотоцикле Sarolea (установил рекорд скорости).

1906
15.07.1906 – 100-верстовая гонка под С.-Петербургом (Царское Село – Гатчина – Рождествено – Царское Село)
Победитель: Бруно Фарих на Brasier

1907
25.05.1907 – гонка Москва – Петербург, приуроченная к 1-й международной выставке автомобилей в Михайловском манеже Санкт-Петербурга
Участвовали: Б. Фарих на Brasier, Рябушинский на «Мерседесе»

Начало активной международной автомобильной жизни России приходится на 1907 год, чему способствовали два события: первая автомобильная выставка и автогонки Москва — Петербург.

Первая выставка, или, как тогда называли, «Первый русский салон» проходил с 19 мая по 4 июня в большом Михайловском манеже Петербурга (сейчас — Зимний стадион). Салон привлек более 20 фирм из разных стран, открыв им широкий русский рынок по продаже автомобилей. Перед началом выставки, дабы показать возможности сравнительно недорогого среднего автомобиля (мощность двигателя 10 л. с), журнал «Автомобиль» организовал пробег от Парижа до Петербурга: 3000 верст русские «пилоты» А. Ефрон и Е. Кузьмин прошли за 73 ч со средней скоростью 43,8 км/ч.

Артур Дюре на Lorraine-Dietrich, работа французского художника Эрнеста Монто (1907)

При закрытии выставки были устроены оригинальные состязания автомобилей с воздушным шаром, как это бывало и в Париже. Аэронавт Фор стартовал со двора выставки, а победителем должны были объявить того, кто на автомобиле найдет его и доставит обратно. Петербург с четырьмя дорогами из города — не Париж, где их 39! Однако состязания удались. Победителями стали Е. Данилов и Л. Нобель, которые спасли Фора, сняв его с телеграфного столба у Пулкова, в 30 верстах от выставки.

"Техничка" тащит Мерс Рябушинского под Вышним Волочком (1907)

Однако главное мероприятие — большие «гонки моторов» — было приурочено к самому разгару выставки. 25 мая ровно в 2 ч в Москве взял старт на Петербург первый гонщик, вслед за ним через каждые две минуты отправлялись в путь остальные — всего на 17 автомобилях и 9 мотоциклах. Объединенная гоночная комиссия, состоявшая из членов Российского автомобильного общества, Петербургского и Московского автомобильных клубов разделила автомобили по мощности двигателей на две категории: I — более 24 л. с. (стартовало 7) и II — менее 24 л.с. (стартовало 10). На трассе Москва — Петербург установили 7 судейских контрольных пунктов («контролей»): в Клину, Твери, Вышнем Волочке, Крестцове, Новгороде, Чудове и Царском Селе. Вся дистанция составила 645,5 верст (688,1 км). Во избежание несчастных случаев при проезде крупных городов ввели нейтрализацию — время, в течение которого спортсмены обязаны были двигаться с пониженной скоростью по территории города. Международная гонка Москва — Петербург с контрольными пунктами, нейтрализацией и другими особенностями стала прообразом современного автомобильного ралли.

Источники:
"За Рулем" №10, 1968 г., "Старт на станции Александровская", В. Бекман. (https://www.zr.ru/archive/zr/1968/10/start-na-stantsii-alieksandrovskaia)
"За Рулем" №9, 1928 г., "Автомобильный спорт в старой России и СССР", Ф. Борисов. (https://www.zr.ru/archive/zr/1928/09/avtomobil-nyi-sport-v-staroi-rossii-i-v-sssr)
https://krasnoeselo.su/blog/krasnoe_selo_na_puti_istorii_avtomobilja_248_10_nojabrja_2012/2012-11-22-4632 (Сергей Глезеров)


Фотографии:
1. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона.
2. И.А. Ефрон
3. Альберт Ефрон (на заднем плане, в котелке), фото из журнала «К спорту!..» (1912).

 

Фотографии:
01. Артур Дюре на Lorraine-Dietrich, работа французского художника Эрнеста Монто (1907).
02. Техничка тащит Мерс Рябушинского под Вышним Волочком (1907).

 

 

Альберт Ильич Ефрон (1880? - .... ?)

Альберт Ефрон – один из активных автомобилистов Санкт-Петербурга, неоднократный участник автогонок, ралли, пробегов. Член СПАК, входил в состав технической комиссии Клуба. У Ефрона были автомобили Vauxhall и Fiat.

 Альберт Ефрон (на заднем плане, в котелке), фото из журнала «К спорту!..» (1912)


Фамилия Ефрона довольно широко известна, благодаря его отцу, Илье Абрамовичу Ефрону, петербургскому издателю, выпустившему вместе с Ф.А. Брокгаузом знаменитый теперь «Энциклопедический словарь», называемый сегодня «Энциклопедия Брокгауза и Ефрона».

 «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона

 И.А. Ефрон


В начале 1918 года Альберт Ефрон продает издательство "Брокгаузъ и Ефронъ" А.Ф. Перельману, и уезжает из России.
В настоящее время достоверно известно только об одном потомке Ефронов - Вере Ефрон, проживающей с 1989 года в Стокгольме.

Достижения:
• в 1907 году, Альберт Ефрон прославился смелой поездкой из Парижа в Петербург, совершенной им на небольшой автомобильной коляске вместе со своим компаньоном, членом «Российского Автомобиль-клуба» Е.М.Кузьминым. Из столицы Франции в столицу России они добрались тогда за десять дней.
• В 1908 году на автомобиле "Вернер" он принял участие в гонке из Петербурга в Москву, но сошел с трассы.
• Осенью 1908 г. вместе с Нагелем А.П. и Лебедевым В.А. на "Бразье" путешествовал по Западной Европе, пройдя около 10 000 км и посетив Германию, Бельгию, Францию, Италию, Австро-Венгрию.
• На следующий год его можно было увидеть контролером на автомобиле "Мерседес-Лесснер" во время пробега из Петербурга в Ригу и обратно. 1909
• В 1911 г. с 24 апреля по 5 июня, совместно со Шпацем, совершил автопробег по Западной Европе, пройдя около 9000 вёрст.
• 27.08.1912 стартовал из Москвы в ралли "Сан-Себастьян" в Испанию, занял 3-е место.
• Участвовал в первой русской кольцевой автогонке 26.05.1913, где занял 5 место в скорости.
• Варшавский пробег - II приз ИРАО

Источники:
http://www.tsar-auto-club.spb.ru/history/pioneers/efron_albert.html (Станислав Кирилец)
https://www.kommersant.ru/doc/2115978 (И. Баранцев, 2013)
https://krasnoeselo.su/blog/krasnoe_selo_na_puti_istorii_avtomobilja_248_10_nojabrja_2012/2012-11-22-4632 (Сергей Глезеров)

Нина Крутова. Хроника жизни и издательской деятельности И.А. Ефрона. "Заметки по еврейской истории" №5-6(208), 2018.

Фотографии:
1. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона.
2. И.А. Ефрон
3. Альберт Ефрон (на заднем плане, в котелке), фото из журнала «К спорту!..» (1912).

 


Сергей Павлович Рябушинский (1872-1936), Степан Павлович Рябушинский (1874-1942), Николай Павлович Рябушинский (1877-1951)


Сергей Рябушинский, русский предприниматель, скульптор, меценат. Оставил значительный след в архитектурном облике Москвы. «Дом Рябушинского», в котором располагается музей М. Горького у Никитских ворот, известен любому москвичу, интересующемуся историей родного города.

 

Особняк Рябушинских постройки 1900 года, и фото в настоящее время.


Он являлся также одним из руководителей МКА – Московского Клуба Автомобилистов, был участником многих гонок. В 1916 году, вместе с братом Степаном, стал инициатором постройки завода АМО (в советское время – ЗиЛ).

 Сергей и Степан Рябушинские обсуждают план строительства АМО (1916 г.)

Их брат, Николай Рябушинский, также участвовал на автомобиле Mercedes в гонке 1910 года. Он, как и его старшие братья, был меценатом и коллекционером. В 1922 году эмигрировал во Францию, умер в Ницце в 1951 г.
Как и многие известные россияне, Сергей Рябушинский уехал в эмиграцию во Францию, умер в Париже в 1936 г. 

Сергей Рябушинский, Степан Рябушинский с женой Анной, Николай Рябушинский

   

Семья Степана Рябушинского эмигрировала в Италию, Степан умер в Милане в 1942 г. Его потомки по линии дочери Елены живут в Милане под фамилией Rijoff – мужем Елены Рябушинской в 1922 г. стал белый офицер Александр Рыжов.

 Последняя фотография Степана Рябушинского из личного архива его правнука Стефано Рижофф

Достижения:
• 25 мая 1907 – участник гонки Москва – Петербург, приуроченной к 1-й Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге (участник – Сергей Рябушинский)
• Гонка 1910 (участник гонки – Николай Рябушинский)

Источники:
https://www.oldtimer.ru/blogs/ivan_barantsev/48/ (И. Баранцев, 2013)

Фотографии:
1. Сергей Рябушинский.
2. Степан Рябушинский с женой Анной.
3. Николай Рябушинский.
4. Сергей и Степан Рябушинские обсуждают план строительства АМО (1916 г.).
5. Особняк Степана Рябушинского и его жены Анны, построенный знаменитым архитекторов Ф. О. Шехтелем на Малой Никитской в Москве.
6. «Дом Рябушинского» сегодня.
7. Последняя фотография Степана Рябушинского из личного архива его правнука Стефано Рижофф.
8. Пара гнедых – «техничка» начала ХХ века. Mercedes Рябушинского после схода с трассы под Вышним Волочком в гонке Москва – Петербург (фото из журнала «Искры» №21, 1907 г.).


© Dottore & Dottore.Ru, 2019 специально для © MBCM.ru, 2019.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2019, contact: dottore124@yandex.ru