© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века.
Часть 6 - Петербург-Рига. Добрышин. Свечин. Шпан.


Гонки и гонщики ХХ века. Часть 6 - Рижский автопробег 1909 года.

Биографии: генерал Добрышин, В.В. Свечин, Карл Шпан.

По инициативе журнала "Автомобиль" и при участии Российского автомобильного общества, петербургского и рижского автомобильных клубов 14-18 августа 1909 года состоялись дорожные испытания автомобилей Петербург - Рига - Петербург.


1909

14.08-18.08.1909 - "Рижский Автопробег" С.-Петербург - Рига - С.-Петербург, 1320 км.
В "соревновании, заслуживающем доверия", как назывались подобные испытания или конкурсы за рубежом, нужно было пройти более 1000 верст "не чинясь и не останавливаясь". Главное внимание здесь обращали на выносливость автомобилей и равномерный ход. На каждый экипаж был назначен контролер, отмечавший все остановки и поломки. Каждая минута остановки из-за неисправностей наказывалась одним штрафным очком. Как и в современном ралли, побеждал тот, у кого было меньше штрафных очков. Из 24 стартовавших в Ригу прибыло 17 автомобилей. Лучшее время, показанное на этом участке, 6 ч 52 мин.

"Мерседес" фон Вульфа под №7.

"Мерседес" Ф. Донье и Р. Нотомба под №8.

"Мерседес-Лесснер" В. Шварца и А. Ефрона под №12.

После гонок на 1 версту и демонстрации автомобилей они отправились в обратный путь. Рассмотрев отчеты судей-контролеров, обсудив жалобы и обменявшись мнениями, главная судейская коллегия определила победителей. 8 участников не имели штрафных очков и получили призы. Среди них - председатель Петербургского автомобильного клуба В. Всеволожский на "Пипе", французский гонщик Донье (петербуржец, сотрудник шинной фирмы "Треугольник", Франсуа Донье - прим.ред.) на "Мерседесе" и немец Эрле на "Бенце". В этих испытаниях впервые участвовал только что изготовленный опытный образец "Руссо-Балта" (30 л. с), на котором заводской гонщик Ж. Поттера занял третье место по времени прохождения дистанции. Как отмечала пресса, все кончилось с большой пользой для всех и благополучно, исключая случай с одним из судей-контролеров, которому восторженная публика чуть не выбила глаз, забрасывая автомобили во время движения цветами.

4. "Бенц" Управления военных сообщений под №5.


5. Экипаж военного "Бенца": генерал Добрышин и водитель.

Победитель: Управление Военных Сообщений под командованием генерала Ф.Н. Добрынина (на самом деле - Добрышина - прим.ред.), приз был вручен водителю-рядовому, управлявшему военным "Бенцем" под №5 (4 цилиндра, 6120 см3, 40 л.с.).
От Риги участвовал фон Вульф. Барон В. фон Вульф на "Мерседесъ" под №7, тоже во 2-й категории, ехал только до Риги, вне зачета. От Риги были также 3 коляски "Бенцъ".
Вторым в Ригу пришел Ф. Донье от петербургского общества "Треугольникъ" на "Мерседесъ" под №8, в 3-й категории. Он же пришел первым на обратном пути, но вне конкурса, хотя и установил рекорд скорости на этом участке. Контролером на машине Донье ехал Р. Нотомб. Также участвовал В.В. Шварц на отечественном "Мерседесъ-Лесснеръ" под №12, контролером с ним ехал А. Ефрон. Но Шварц не доехал до Пскова, машина сломалась. Участвовал также Ф. Эрле на "Бенцъ" под №13.

Подборка статей из журнала "Автомобилистъ", август-сентябрь 1909.


7. Статья из журнала "Автомобиль" №16, 1909.

Фотографии:
1. "Мерседес" фон Вульфа под №7.
2. "Мерседес" Ф. Донье и Р. Нотомба под №8.
3. "Мерседес-Лесснер" В. Шварца и А. Ефрона под №12.
4. "Бенц" Управления военных сообщений под №5.
5. Экипаж военного "Бенца": генерал Добрышин и водитель.
6. Подборка статей из журнала "Автомобилистъ", август-сентябрь 1909.
7. Статья из журнала "Автомобиль" №16, 1909.

16.08.1909 - верстовая гонка в Риге, как часть "Рижского пробега"
Победитель: Фриц Эрле на "Бенцъ" (150 л.с.). Долгое время не был покорен рекорд, установленный гонщиком Эрле в Риге в 1909 году. Тогда он на автомобиле "Бенц" прошел версту за 25 секунд. Это время и стало всероссийским рекордом. Скорость при этом равнялась 153,648 км/час.


Генерал Добрышин Филипп Николаевич (1855 - 1920)
Родился 8 декабря 1855 г. в дворянской семье в Орловской губернии. Образование получил в Московской гражданской гимназии и Александровское и Михайловское артиллерийские училища. В 1909 году - начальник Управления военных сообщений Генштаба. Именно в этой должности он принял участие в автопробеге Санкт-Петербург - Рига на штабном "Бенце".

Ф.Н. Добрышин, в чине генерал-лейтенанта, фото 1909 г.


Benz 24/45 Военного Управления на гонке Москва-Рига, 1909.

За рулем был солдат-шофёр, чьё имя история не сохранила, однако именно этот военный экипаж был признан победителем гонки и получил главный приз Великого Князя Михаила Александровича. В документах и статьях о гонках тех лет часто фигурирует как "генерал Добрынин", однако вдумчивый поиск позволил мне написать правильно его фамилию.

Генерал Добрышин и шофёр-рядовой у военного "Бенца" - победителя гонки, 1909.


В 1918 году вступил в РККА, в 1920 году, скорее всего, погиб в боях (история умалчивает). Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Моноплан в кузове "Бенца" на Кавказском фронте, 1916.

Источники:
http://www.grwar.ru/persons/persons.html?id=395
http://regiment.ru/bio/D/175.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Добрышин,_Филипп_Николаевич

Фотографии:
1. Ф.Н. Добрышин, в чине генерал-лейтенанта, фото 1909 г.
2. Benz 24/45 Военного Управления на гонке Москва-Рига, 1909.
3. Генерал Добрышин и шофёр-рядовой у военного "Бенца" - победителя гонки, 1909.
4. Моноплан в кузове "Бенца" на Кавказском фронте, 1916.

Карл Шпан (Carl Spahn)
Семья немецких коммерсантов по фамилии Шпан (Spahn) обосновалась в Петербурге еще в XIX веке. Во время царстования Александра II иностранные предприниматели приглашались в Россию для участия в хозяйственном развитии и деловой жизни страны. Карл Готтлоб Шпан приехал в Петербург в 1869 году, где унаследовал торгово-посредническую фирму по продаже машин и оборудования. Поселился Шпан на Фонтанке, 52. Именно там он и открыл еще в 1894 году первое в России представительство про продаже автомобилей "Бенц", а позднее - и филиал в Москве.

Benz Victoria на улице Санкт-Петербурга, 1896 г.

С 1909 года фирмой "Шпан и сыновья" управляют братья Карл, Эмиль и Борис. Любопытно, что юрисконсультом фирмы был в то время будущий премьер Керенский. Карл был успешным предпринимателем, и, как мы уже знаем, участвовал во многих гонках на автомобилях "Бенц", либо же предоставлял их другим гонщикам.

Реклама фирмы "Карл Шпан", 1898 г.


В 1898 году фирма "Карл Шпан" предоставила гонщику Лаврентьеву автомобиль "Бенц" для первых гонок на Волхонском шоссе.
После начала войны, в 1915 году, Карл был арестован по обвинению в работе на немецкую разведку, и сослан в Сибирь. Однако впоследствии был освобожден и смог бежать в Германию.

Источники:
Ольга Матич. Записки русской американки: Семейные хроники и случайные встречи. - М., Новое литературное обозрение, 2016.
https://milij-rizhik.livejournal.com/719643.html ( © Kiriletz 2011)

Фотографии:
1. Benz Victoria на улице Санкт-Петербурга, 1896 г.
2. Реклама фирмы "Карл Шпан", 1898 г.

Владимир Владимирович Свечин (1871 - 1944)
Родился в Тверской губернии в 1871 году. Служил в Преображенском полку в чине полковника. Флигель-адъютант Его Императорского Величества. Один из основателей автомобильного дела в России.

Граф Свечин Владимир Владимирович


2. Флигель-адъютант граф В.В. Свечин на гонках

В 1907 г. активно содействовал организации и проведению в Санкт-Петербурге Первой международной автомобильной выставки. Совершил продолжительную поездку на автомобиле по Европе. В 1908 г. участвовал в работе Второй международной автомобильной выставки в Москве. С 1909 г. - товарищ председателя (вице-президент) ИРАО. Организатор и участник многих автопробегов: Рижского 1909 г., Киевского 1910 г., Севастопольского 1911 г., Варшавского 1912 г. Сам владел автомобилем "Бразье".

"Мерседес" В.В. Свечина после аварии на этапе Киевского автопробега. 1910 г.

Свечин, управлявший сам машиной, как полагали, задремал от усталости, и автомобиль его, следуя по прекрасному шоссе, вдруг свалился под откос. Машина разбилась, ранены были Свечин, шофер и контролер. У бедного Свечина оказался перелом двух ребер, кровоизлияние в плевре и кровоподтек в глазу, у шофера повреждена была почка, а у контролера переломлена ключица.
Они все были помещены в дом губернатора в Чернигове и окружены тщательными заботами. Свечин, благодаря Бога, скоро оправился, но это падение сильно отозвалось на его и без того слабом здоровье.
(из воспоминаний Владимира Федоровича Джунковского - в то время московского губернатора)


В 1909 г. участвовал в Парижской конференции, где был избран одним из 4-х вице-председателей. По итогам конференции подписал от России Международную конвенцию об автомобильном движении. После эмиграции жил в Бордо, в Париже, работал на заводе "Рено", умер 21 ментября 1944 г., похоронен на Сен-Женевьев де Буа.

1. Торжественное открытие автосалона в С.-Петербурге. На переднем плане великий князь Борис Владимирович, вице-президент ИРАО В.В. Свечин и великая княгиня Мария Павловна. Санкт-Петербург, Михайловский манеж, 15 мая 1910 года.


В.В. Свечин на окончании пробега грузовых автомобилей. 1911.


3-тонный грузовик Daimler DM-2b 28PS, участвовавший в пробеге 1911 года. Вне конкурса участвовали еще и четыре легковых автомобиля, среди них - Франсуа Донье на Mercedes, а также Benz Учебной автомобильной роты.

Прибытие машины командора ралли В.В. Свечина в Ревель. Сам командор - на заднем сиденье справа (1912).

Достижения:
- Участник ралли Москва - Ревель на "Бенце".
- участник Киевского автопробега на "Мерседесе". 1910 г.

Источники:
https://dobrovol999.livejournal.com/tag/ Союз%20Преображенцев
http://www.belrussia.ru/page-id-1523.html (Белая Россия)
http://www.tsar-auto-club.spb.ru/history/svechin.html (Вячеслав Маслов)
http://ria1914.info/index.php?title =Свечин_Владимир_Владимирович
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Свечин,_Владимир_Владимирович
http://dalizovut.narod.ru/avto/avto1911.htm (SAMOHOD)
http://von-meck.info/29-vonmeckinfo/141-pervyj-avtoprobeg-na-priz-imperatora-nikolaya-ii-v-1910-godu

Фотографии:
1. Граф Свечин Владимир Владимирович
2. Флигель-адъютант граф В.В. Свечин на гонках
3. "Мерседес" В.В. Свечина после аварии на этапе Киевского автопробега. 1910 г.
Свечин, управлявший сам машиной, как полагали, задремал от усталости, и автомобиль его, следуя по прекрасному шоссе, вдруг свалился под откос. Машина разбилась, ранены были Свечин, шофер и контролер. У бедного Свечина оказался перелом двух ребер, кровоизлияние в плевре и кровоподтек в глазу, у шофера повреждена была почка, а у контролера переломлена ключица.
Они все были помещены в дом губернатора в Чернигове и окружены тщательными заботами. Свечин, благодаря Бога, скоро оправился, но это падение сильно отозвалось на его и без того слабом здоровье.
(из воспоминаний Владимира Федоровича Джунковского - в то время московского губернатора)
4. 4-я Международная автомобильная выставка. В центре - председатель оргкомитета выставки В.В. Свечин. 1913.
5. Свечин на окончании пробега грузовых автомобилей. 1911.
6. 3-тонный грузовик Daimler DM-2b 28PS, участвовавший в пробеге 1911 года. Вне конкурса участвовали еще и четыре легковых автомобиля, среди них - Франсуа Донье на Mercedes, а также Benz Учебной автомобильной роты.
7. Прибытие машины командора ралли В.В. Свечина в Ревель, 1912.


© Dottore & Dottore.Ru, 2019 специально для © MBCM.ru, 2019.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2019, contact: dottore124@yandex.ru