© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века.
Часть 8. Год 1910-й.
.


Гонки и гонщики ХХ века. 1910 год.

1910

Май 1910 - автопробег Москва - Орел, организован МАО.

24.05.1910 - верстовая гонка на Волхонском шоссе, приуроченная к III международному автосалону в С.-Петербурге.

13.12.1910 - зимний автопробег на 140 верст в Москве. Участвовали девять автомобилей. Трое участников пробега: Н.К. фон Мекк, И.Н. Филиппов и И.К. Исаев получили серебряные призы, а трое - жетоны.

1910 - Однодневный пробег Москва - Нижний Новгород на 420 верст, организованный Московским Автомобильным Обществом.

1910 - Верстовая гонка под Петербургом. Победитель - Донье на Mercedes.

Конец 1910 - Автопробег С.-Петербург - Германия - Бельгия - Франция - Италия - Австро-Венгрия - С.-Петербург, 12000 верст (12800 км).


Автопробеги и автотуризм стали распространенным видом деятельности российских автомобильных клубов. В одном из таких пробегов Москва — Орел в мае 1910 года члены Московского Автомобильного Общества на четырнадцатой версте за Тулой повстречали Льва Николаевича Толстого. Великий русский писатель заинтересованно обсуждал дела автомобильные и напутствовал на успехи. В последующем стало традицией посещать Ясную Поляну во время автопробегов и возлагать цветы на его могилу.

Лев Николаевич надел белый картуз и взял палку, был час его обычной прогулки. В этот день, выйдя из дому, он пошел по шоссе. Шел он быстро и на ходу развевалась его длинная серая борода. Вдали заклубилось облако пыли. Он остановился и прикрыв глаза рукой стал ждать. Показалась первая машина. Едущие в ней не обратили внимания на стоявшего у дороги старика, похожего на любого крестьянина. В следующих автомобилях гонщики уже узнали Толстого, но, боясь, что остановка будет зачтена им в минус, раскланивались с ним, не замедляя хода. Только француз Герберт де Корни предпочел беседу с великим писателем лаврам победителя на состязании.
- Я нарочно остановился, - сказал он, - чтобы приветствовать нашего любимого писателя.
- Представьте себе: впервые вижу автомобиль так близко, - сказал Толстой тихим голосом.

Автопробег Москва - Орел. 1910 г.



Через Россию пролегали и маршруты дальних зарубежных автопробегов. Летом 1907 года Петербург встречал итальянца Боргезе, совершавшего пробег по маршруту Пекин - Париж (дистанция около 14.000 км пройдена за 60 дней), а летом 1908 года - американца Шустера, отправившегося из Нью-Йорка в Париж. Ко времени прибытия в российскую столицу он уже прошел 25.000 км и находился в пути 4 месяца и 23 дня, оставив позади США, Канаду, Аляску, громадные просторы восточной России. А всего им было пройдено 34.000 км. Это был не единственный вояж американских автомобилистов в наши земли. Журнал "Русский спорт" за 1909 год в № 6 писал: "Американцы Фельдж, Пэдж и Бэлдэп, совершающие кругосветное путешествие на автомобиле из Калифорнии, на днях проехали через Москву по направлению к Варшаве".

02. Военный курьер на Мерседесе. 1910 г.

03. Гонщик А. фон Люде на Мерседесе, во время Киевского автопробега. Новгород, 1910 г.


В одной из русских публикаций 1910 года можно было прочесть: "Потребность быстрого передвижения - отличительная черта делового человека". Англичанин, так же как и американец, в продолжение шести дней недели смотрит на автомобиль как на орудие труда. У нас же до сих пор принято смотреть на него, как на удовольствие. Выставка и автопробег 1910 года сыграли заметную роль в изменении отношения к автомобилю в России.

04. Н.К. фон Мекк на Мерседесе, во время Киевского автопробега. Царское Село, 1910 г.

05. Вице-командор Киевского автопробега Н.К. фон Мекк на Мерседесе 16-50, 1910 г.



12 июня 1910 г. газета "Псковская жизнь" сообщила: "Прибыл автомобиль, приобретенный на С-Петербургской выставке акционерным обществом автомобильного сообщения Остров-Опочка-Пустошка."
Приобретенный автомобиль был немецкого производства. Газета не сообщила, какой именно фирмы, но вероятнее всего это был автомобиль корпорации Mercedes-Benz, в которую входили и автомобильные заводы Gaggenau. Об этом сообщает и Н.В. Волков-Муромцев. Вряд ли в этом случае мемуарист ошибается. Именно эта корпорация с 1907 г. активно поставляла в Россию омнибусы для перевозки пассажиров.

16. Опочка, 1910 г., встреча участников Киевского автопробега.

17. Скорее всего, омнибусы именно этой конфигурации использовались на маршруте. Фото московского омнибуса Останкино-Марьина Роща, 1907 г.


"По шоссе ходили автобусы два раза в день в оба направления. Назывались они "ореховые автобусы" (по цвету окраски кузова - прим.ред.). Брали по 15 пассажиров: 14 внутри, по 7 друг против друга, и один рядом с шофером. На крыше была решетка, на которую наваливали ящики и сундуки. Автобусы эти были немецкой постройки Gaggenau<...> Когда встречались коляски или телеги, их поворачивали на траву спиной к подъезжавшему чудовищу, иногда даже набрасывая мешок на головы лошадям."(Н.В. Волков-Муромцев)

06. Александр Новиков в автопробеге Москва - Нижний Новгород, 1910 г.

07. "Серебряный щит" - награда А. Новикова за пробег в Нижний, 1910 г.



Но самым долгим автопробегом того года являлся Петербург - Рим - Петербург (если быть точным, то пробег проходил по маршруту С.-Петербург - Берлин - Сен-Готард - Рим -Неаполь - Берлин -С.-Петербург), который стартовал 28 августа. В экипаж из 5 человек, кроме спортсменов- автомобилистов, входил также и знаменитый фотограф К. Булла. Преодолев более 10 тысяч километров, а также подъем на Везувий, автомобиль не выявил никаких неполадок, кроме прокола шин (одна из шин русского производства "Проводник" выдержала весь маршрут). Победителем пробега стал выдающийся российский автогонщик, ученый, журналист и общественный деятель Андрей Платонович Нагель.

08. А. Нагель в Италии, 1910 г.



Кстати, именно в 1910 году открылся первый салон в Москве по продаже автомобилей Daimler Motoren Gesellschaft.

09. Реклама первого салона "Мерседес" в Москве.

10. Первый салон "Мерседес" завода "Даймлер" в Москве на Неглинном проезде, 15А. 1910 г.



Известно, что в 1910 году Николай II посетил Германию. В царском поезде прибыли также 4 автомобиля для обслуживания монаршей семьи и сопровождающих лиц. Для императорской четы взяли два автомобиля: представительский лимузин Николая II "Делоне-Белльвилль" (6 цил., 80 Н.Р., экипаж ландоле 1908 г.) и новый "Мерседес" (экипаж ландоле 1910 г.). Для свиты был взят также "Мерседес" (4 цил. 45 Н.Р., экипаж ландоле 1906 г.). Для Министра Императорского двора предназначался "Делоне-Белльвилль" (6 цил., 25 Н.Р., экипаж ландоле 1910 г.).

11. Погрузка одного из лимузинов Николая II в царский поезд.

12. "Делано-Бельвиль" и 2 "Мерседеса" из царского гаража в Германии. 1910 г.

13. Benz Николая II, за рулем Адольф Кегресс. Санкт-Петербург, 1910 г.


Бензин, керосин, моторное масло и запчасти приобретались в Германии в представительстве фирмы "Даймлер". Кроме этого, фирма "Даймлер" предоставила в наем три автомобиля "Мерседес", трех шоферов и одного "шофера-путеводителя". С русской стороны автомобили обслуживали "заведующий технической частью гаража Адольф Кегресс, его помощник, 6 шоферов, 4 мыльщика". Всего 12 человек. Автомобили императора по установленному правилу не имели номеров, ни каких-либо других опознавательных знаков.

14. Князь В.Н. Орлов за рулем Mercedes Simplex 24-65, 1910 г.

15. Граф Александр Дмитриевич Шереметев в усадьбе Ульянка под С.-Петербургом. Слева - французский Brasier, справа - Benz. 1910 г.

18. Начальник Императорского гаража князь В.Н. Орлов за рулем Mercedes.


После революции в 1917 году все автомобили из императорского гаража были реквизированы, материальную часть гаража передали Временному правительству. А после Октябрьской революции автомобили снова поменяли хозяев, их передали Автоконюшенной базе Рабоче-крестьянского правительства. Годы смуты, гражданской войны уничтожили все, что собрал Николай II, до наших дней не сохранилось ни одного автомобиля из императорской коллекции.


Источники:
01. Станислав Кирилец, цикл статей "История русского автомобилизма", 2007-2008, сайт "Союз Возрождения Родословных Традиций" www.svrt.ru
02. Б. Гольд, статья "Лев Толстой и автомобиль", "За Рулем" №7, 1929 г.
03. Л. Максимовская, статья "По булыжной мостовой на Мерседесе", https://nevel.ru/kraevedenie/110-po-bulyzhno-mostovo-na-mersedese

Фотографии:
01. Автопробег Москва - Орел. 1910 г.
02. Военный курьер на Мерседесе. 1910 г.
03. Гонщик А. фон Люде на Мерседесе, во время Киевского автопробега. Новгород, 1910 г.
04. Н.К. фон Мекк на Мерседесе, во время Киевского автопробега. Царское Село, 1910 г.
05. Вице-командор Киевского автопробега Н.К. фон Мекк на Мерседесе 16-50, 1910 г.
06. Александр Новиков в автопробеге Москва - Нижний Новгород, 1910 г.
07. "Серебряный щит" - награда А. Новикова за пробег в Нижний, 1910 г.
08. А. Нагель в Италии, 1910 г.
09. Реклама первого салона "Мерседес" в Москве.
10. Первый салон "Мерседес" завода "Даймлер" в Москве на Неглинном проезде, 15А. 1910 г.
11. Погрузка одного из лимузинов Николая II в царский поезд.
12. "Делано-Бельвиль" и 2 "Мерседеса" из царского гаража в Германии. 1910 г.
13. Benz Николая II, за рулем Адольф Кегресс. Санкт-Петербург, 1910 г.
14. Князь В.Н. Орлов за рулем Mercedes Simplex 24-65, 1910 г.
15. Граф Александр Дмитриевич Шереметев рядом с автомобилями "Бразье" и "Мерседес". Санкт-Петербургская губ.-усадьба Ульянка. 1910 г.
16. Опочка, 1910 г., встреча участников Киевского автопробега.
17. Скорее всего, омнибусы именно этой конфигурации использовались на маршруте. Фото московского омнибуса Останкино-Марьина Роща, 1907 г.
18. Флигель-адьютант полковник князь Владимир Николаевич Орлов, начальник Императорского гаража с 1907 года.


© Dottore & Dottore.Ru, 2019 специально для © MBCM.ru, 2019.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2019, contact: dottore124@yandex.ru