© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века.
Часть 11. Севастопольский пробег 1911 г.


Гонки и гонщики ХХ века. Севастопольский пробег


1911

Чем дальше я углубляюсь в историю, тем сложнее становится писать. Во-первых, из-за того, что информации, зачастую противоречивой, становится все больше. Во-вторых, многие факты пересекаются с тем, что уже было написано ранее, или же непонятно – что из найденного и опубликованного будет представлять интерес для читателя, и будет ли вообще. Однако, не забываем, что эти «исторические раскопки» идут в нескольких направлениях:
1) автомобили «Даймлер», «Бенц» и «Мерседес» в дореволюционной России,
2) водители, владельцы и гонщики, как российского, так и иностранного происхождения, их жизнь и судьбы,
3) события, связанные с автоспортом в России, или с российскими автоклубами.


Одним из интересных событий 1911 года стал автопробег грузовых автомобилей и Смотр военных грузовиков после автопробега 28 июля 1911 г. в Санкт-Петербурге. Но главными событиями 1911 года стали «Севастопольский (или Крымский) автопробег» на Кубок Императора по маршруту С.-Петербург – Севастополь, и последовавший за ним «Кавказский автопробег» по маршруту Новороссийск – Гагры.

01. Реклама автопробега в российской прессе.


Если до 1910 года автомобили в Крыму можно было пересчитать по пальцам одной руки, то к концу 1911-го только в Симферополе было уже 30 автомобилей. Интерес к автомобилям резко вырос после автопробега Санкт-Петербург – Севастополь на приз Императора Николая II.
Cамым значительным событием спортивного календаря России были так называемые дорожные испытания автомобилей (как бы сказали теперь «ралли») Петербург — Севастополь, а затем и на Кавказе — Новороссийск—Гагры. (Автомобильные соревнования в России такого типа были, по существу, первым крупным международным ралли, хотя именовались тогда скромно — «автопробегами». Впервые слово «ралли» в России прозвучало в названии «Автомобильное ралли Монако».)
Организаторы пробега Санкт-Петербург — Севастополь учли, что при принятых в первом пробеге правилах, на успех могли рассчитывать только специально построенные машины, ведь победить в километровой гонке на обычном автомобиле уже тогда было невозможно. Это учли при разработке новых условий состязаний. Согласно им, «от участвовавших требовались определенная на каждый этап скорость и выносливость машин как в движущих частях, так и в частях собственно экипажа, как-то: рессор, амортизаторов, рамы и т.п.». Допускался любой ремонт автомобиля в пути «вплоть до перемены частей и даже самого мотора, но лишь с запрещением под страхом дисквалификации пользоваться частями, инструментами, находящимися вне автомобиля, а также прибегать к посторонней помощи». Однако, разрешая ремонт в пути, те же правила требовали «своевременного прибытия машин на этап в исправном виде». Главный вопрос, поставленный перед участниками состязаний 1911 года, был прост: «Может ли современный автомобиль, будучи снабжен всеми необходимыми для ремонта частями и инструментом, не прибегая к посторонней помощи, двигаться по шоссейной и проселочной дороге со скоростью заданной нормы и прибывать на этап в настолько исправном виде, чтобы быть в состоянии через полчаса снова отправиться в путь?» Если не мог, то получал штрафные очки. Приз присуждался команде, число штрафных очков которой, поделенное на количество участников от данного клуба, было наименьшим. Иными словами, победа зависела от каждого.

Автопробег на приз Императора состоялось в сентябре, но готовиться к нему начали ещё летом. Стартовав в Санкт-Петербурге, участники автопробега должны были проехать через Вышний Волочок, Москву, Тулу, Курск, Харьков, Екатеринослав, Мелитополь, Симферополь и финишировать в Севастополе. Однако о состоянии дорог после Харькова у организаторов пробега было довольно смутное представление. Поэтому решили провести разведку местности, для чего выбрали Андрея Нагеля – фанатика автомобильного дела, издателя и главного редактора журнала «Автомобиль». 17 июля 1911 года Нагель с помощниками отправился исследовать маршрут автопробега на своем «Руссо-Балте».
Дорожные неприятности начались уже после Москвы, а за Харьковом на смену цветочкам пришли ягодки: рыхлый песок, чернозёмная грязь – автомобиль то и дело приходилось выталкивать вручную, а то и вовсе откапывать лопатами.
Так добрались до Екатеринославля, а дальше нужно было решать: как ехать в Крым? Нагель отважился ехать через Александровск и Мелитополь (этот путь никто не знал, и о нём рассказывали всякие ужасы). В итоге, до Крыма добрались без особых приключений, правда, дорога до Джанкоя из-за дождя превратилась в болото. К тому же, приобретённая в Москве карта местности оказалась неверной. Когда же выехали на Перекопский тракт, все дорожные тяготы остались позади, а за несколько вёрст до Симферополя началось шоссе, которое через Бахчисарай привело в Севастополь. Нагель с экипажем и автомобилем по железной дороге вернулся в Петербург, где ответственно заявил: путь проходим для любых автомобилей, в провинции ждут автопробег, дороги чинят, местные власти принимают меры для наилучшей встречи участников.

И вот, туманным утром 7 сентября 1911 года распахнулись ворота Михайловского манежа в Петербурге, и на юг отправились 57 автомобилей четырех русских автоклубов и трех иностранных: австрийского, рейнского и висбаденского. Маршрут Петербург — Москва — Тула — Орел — Курск — Харьков — Екатеринослав (ныне Днепропетровск) — Симферополь — Севастополь — 2500 верст по шоссе и 800 верст по «самым настоящим русским проселочным дорогам».

02. Группа членов ИРАО на старте в Санкт-Петербурге.


03. Экипаж А. Нагеля перед стартом.


04. Старт автопробега в Санкт-Петербурге 7 сентября 1911.


Стартовали:
В 1 категории (более 9л): И.Н. Филиппов на «Мерседесе», шины «Проводник».
В 2 категории (6 – 9 л): Галунов на «Бенце», шины «Мишлен», Капцов (от МАО) на «Бенце», шины «Континенталь».
В 3 категории (до 6 л): Синельников (от ИРАО) на «Мерседесе», шины «Проводник», Новиков (от ИРАО) на «Мерседес».
В 4 категории (до 4 л): Марк Фон Мекк (от ИРАО) на «Мерседесе», шины «Континенталь», Эрле (от РАК) на «Бенце», шины «Континенталь», Мюллер (от РАК) на «Бенце», шины «Континенталь».

05. Остановка в Курске 10.09.1911. Машина графа Орлова-Давыдова из-за поломки не смогла ехать далее.
Фото с сайта «Старый Курск». (Однако, по некоторым данным, фотография не 1911 года, из пробега С.-Петербург – Севастополь, а более поздняя, 1913 года, из так называемого «Звездного Ралли», когда автомобильные экипажи из разных городов съезжались в Москву.)


Впереди – командор автопробега, энергичный и деятельный Николай Карлович фон Мекк. Его «Мерседес», идущий со скоростью 65 верст/ч, обгонять запрещено. На каждом автомобиле находился судья-контролер, фиксировавший все, что происходило с автомобилем: время, потраченное на ремонт, который «дозволялся, но без посторонней помощи», время прибытия и убытия на контрольных пунктах, штрафные очки за опоздания и повреждения.

06. Объявление из харьковских газет о прибытии участников автопробега и торжественной встрече на ипподроме.


Вечером 11 сентября участники севастопольского автомобильного пробега прибыли в Харьков (здесь была запланирована остановка на сутки для отдыха).
«Население всюду приветствует автомобилистов. На ипподроме Харькова была устроена торжественная встреча. В это время железные коляски с людьми прибывали на дорожку ипподрома одна за другой. Почти все господа спортсмены одеты в своеобразные костюмы, немногие в больших кепках на голове, одетых козырьком назад, на лице крупные защитные очки, серый от пыли комбинезон, кожаная куртка или войсковая шинель. Всю дорогу со старта до Харькова автомобили прошли со средней скоростью около 50 вёрст», – писали газеты.
До Харькова дошло 49, остальные выбыли по дороге от тех или иных повреждений. Так, к примеру, один из автомобилей уже под Харьковом ударила копытом лошадь.

07. Прибытие участников автопробега в Харьков.


08. В песках под Харьковом застряло много автомобилей. Особенно трудно пришлось экипажам тяжелых многолитровых автомобилей, таких как «Мерседес» И.Н. Филиппова.


Первым прибыл на слегка поврежденной машине Н.К.фон Мекк, затем сотрудники журнала «Автомобиль». Гостей на поле встретили господа из комитета по встрече и газетные репортеры. Громогласные приветствия, рукопожатия, хлопки пробок шампанского слились в один шум. Кто-то кому-то аплодировал, какие-то незнакомые дамы целовали растерянных ездоков, щелкали "кодаки".
Первым подошел к гонщикам товарищ председателя харьковского автоклуба г-н Орлов А.Н. и долго тряс руку отважному командору. Потом стали подходить знакомые и малознакомые люди и тоже жали руки. Фон Мекк улыбался и был, по-видимому, абсолютно счастлив.
Через два дня с дороги в адрес Южно-Русского Клуба пришла телеграмма:
«Участники Императорского пробега просят передать Южно-Русскому Клубу сердечную благодарность за широкую гостеприимную встречу и пожелания славного будущего, чему порукой результат первого блестящего опыта.
Н.К.фон-Мекк»

В ответ харьковцы выслали следующую депешу:
«Просим передать всем участникам пробега, наши приветствия и глубокую благодарность за доставленную радость своим посещением и за выраженные телеграммой пожелания. Просим выразить искреннюю благодарность шоферам за поднесенную клубу бронзовую группу и передать им наши лучшие пожелания.
Члены Южно-Русского Автомобильного Клуба»


До Севастополя 16 сентября добралось 45 автомобилей из 57 стартовавших.
Высшую награду – Императорский кубок - за автопробег завоевала команда Первого русского автомобильного клуба (ПРАК) в Москве, в составе И.Н. Филиппова на «Мерседесе», Н.М. Миронова на французском «Берлие», О.Г. Фольмана на бельгийской «Минерве» и П.П. Ильина на французском «Ла-Бюир». При распределении наград вышел конфуз: оказалось, что команда Рейнского автомобильного клуба в Мангейме тоже претендует на главный трофей, поскольку тоже прошла весь маршрут без штрафных очков. Немцы, узнав о том, что победа будет присуждена не им, подали протест. Дабы избежать лишних разговоров, протест решили удовлетворить. Но победителей становилось «слишком много», организаторам пришлось срочно учредить дополнительный приз, который и вручили гостям из Германии.

09. Один из победителей – И.Н. Филиппов (московский ПРАК) на «Мерседесе».


10. Жетон победителя автопробега.


11. Его Императорское Величество Николай II вручает призы в Севастополе.


Был и еще один курьез - часть команды московского автоклуба, признанного победителем, выступала на шинах «Мишлен», а часть — на шинах «Континенталь». Это дало возможность обоим конкурентам впоследствии не без оснований заявлять: «Победители пробега на Императорский приз выступали на наших шинах»!

13. Реклама шин после пробега заполнила страницы специальных изданий и газет.


Cтоит добавить, что пробеги на Императорский приз обеспечивались не только силами столичных и местных автомобильных клубов, но и военным и полицейским ведомствами. Местные власти получали от высокого начальства предписание «всячески содействовать проведению мероприятия», обеспечивая порядок на пути следования участников, а также охраняя их автомобили в местах ночевок. Все это позволяло гарантировать безопасность для российских и иностранных спортсменов. Во время пробегов на Императорский приз не произошло ни одного преступления против автомобилистов.

12. Кубок Императора с иллюстрацией «В песках под Харьковом».


Фотографии:
01. Реклама автопробега в российской прессе.
02. Группа членов ИРАО на старте в Санкт-Петербурге.
03. Экипаж А. Нагеля перед стартом.
04. Старт автопробега в Санкт-Петербурге 7 сентября 1911.
05. Остановка в Курске 10.09.1911. Машина графа Орлова-Давыдова из-за поломки не смогла ехать далее.
Фото с сайта «Старый Курск». (Однако, по некоторым данным, фотография не 1911 года, из пробега С.-Петербург – Севастополь, а более поздняя, 1913 года, из так называемого «Звездного Ралли», когда автомобильные экипажи из разных городов съезжались в Москву.)
06. Объявление из харьковских газет о прибытии участников автопробега и торжественной встрече на ипподроме.
07. Прибытие участников автопробега в Харьков.
08. В песках под Харьковом застряло много автомобилей. Особенно трудно пришлось экипажам тяжелых многолитровых автомобилей, таких как «Мерседес» И.Н. Филиппова.
09. Один из победителей – И.Н. Филиппов (московский ПРАК) на «Мерседесе».
10. Жетон победителя автопробега.
11. Его Императорское Величество Николай II вручает призы в Севастополе.
12. Кубок Императора с иллюстрацией «В песках под Харьковом».
13. Реклама шин после пробега заполнила страницы специальных изданий и газет.


Источники:
1. "Крымская газета". Татьяна Шевченко. Из Петебурга в Крым за 9 дней.
(https://gazetacrimea.ru/news/iz-peterbyrga-v-krim-za-9-dnei-23604)
2. Дмитрий "SAMOHOD" Григорьев. Хроники большого автопробега.
(http://dalizovut.narod.ru/avto/avto1911.htm)
3. Автомобильный пробег Петербург - Севастополь (2000-верстный) 1911.
(https://humus.livejournal.com/3962203.html)
4. Константин Шляхтинский. Погоня за Императорским призом.
(http://www.off-road-drive.ru/archive/55/Pogonya_za_Imperatorskim_prizom)
5. Ю.А. Мелентьев, М.Ю. Мелентьев. Авто-мото-спорт. Малая энциклопедия.



Юбилейный Севастопольский пробег 2011 г.

2011

Спустя 100 лет состоялся памятный автопробег «Сто лет в дороге» по части маршрута. Колонна 2011 года стартовала в Харькове, двигалась через Днепропетровск, Запорожье, Мелитополь, Симферополь, и финишировала, как и 100 лет назад, у Графской пристани в Севастополе. В каждом городе пробег встречали представители автоклубов и жители города, устраивали праздник с конкурсами и демонстрировали отполированные до блеска старинные авто. Севастопольцы встречали колонну "Сто лет в дороге" на отреставрированных "Победах", "Горбатых" и "Жуках".

14. Дмитрий Григорьев с участниками автопробега.


15. "Дядя Фара", один из активных участников ЮРАК.


Харьковчане привезли в Севастополь книгу "Хроники большого автопробега", в которой собраны уникальные факты о зарождении автомобильных обществ в Императорской России. Когда автор книги, Дмитрий Григорьев, начал исследовать историю Севастопольского пробега, оказалось, что о развитии автомобилизма в начале 20 века известно очень немногое.

История того, что здесь происходило 100 лет назад, была никому неизвестна. Поэтому мы решили провести реконструкцию исторического события и выпустить к этой дате книгу. Маршрут пробега мы составили по графикам, сохранившимся с 1911 года. Мы старались ехать по тому же графику, но мы проиграли. В Симферополе мы должны были оказаться в 17.00, но прибыли туда только в 17.45, хотя и гнали, как могли. Для меня до сих пор остается загадкой, как автомобилисты сто лет назад смогли выполнить эти задания. Ведь тогда дороги были просто отвратительные, да и автомобили не сравнить с современными. Мы можем только догадываться о том, с какой скоростью они двигались. Но время их прибытия в города задокументировано с точностью до минуты.

16. Автомобили участников автопробега "100 лет в дороге".


17. Участники автопробега 2011 года "100 лет в дороге".


Фотографии:
14. Дмитрий Григорьев с участниками автопробега.
15. "Дядя Фара", один из активных участников ЮРАК.
16. Автомобили участников автопробега "100 лет в дороге".
17. Участники автопробега 2011 года "100 лет в дороге".


Источники:
1. Интернет-газета "В городе. Крым." 25.08.2011. Юлия Крымова. В Севастополе прошел ретро-парад автомобилей.
(https://crimea.vgorode.ua/news/transport_y_ynfrastruktura/71401/)
2. Крымский портал Kport.info 26.08.2011. В Севастополе парадом ретро-автомобилей отметили 100-летие императорского автопробега.
(https://www.kport.info/news/crimean.php?ELEMENT_ID=15984)
1. ForPost. Новости Севастополя. 26.08.2011. Владимир Пасякин. Автопробег «Сто лет в дороге» добрался до Севастополя.
(https://sevastopol.su/news/avtoprobeg-sto-let-v-doroge-dobralsya-do-sevastopolya)
1. Интернет-газета "В городе. Крым." 25.08.2011. Юлия Крымова. В Севастополе прошел ретро-парад автомобилей.
(https://crimea.vgorode.ua/news/transport_y_ynfrastruktura/71401/)



18. Участники автопробега грузовиков 1911 г. в Петербурге.


19. Император Николай II со свитой наблюдает за приезжающими грузовиками на Дворцовой набережной у Троицкого моста (1911).


20. Грузовики проезжают по Марсову полю; в центре - здание панорамы Ф.А. Рубо (1911).





© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2020, contact: dottore124@yandex.ru