© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века.
Часть 12. Кавказский пробег 1911 г.


Гонки и гонщики ХХ века. Автопробег Новороссийск - Гагры.


1911

01. Постер, посвященный путешествиям по Военно-Грузинской дороге (СССР, 1930-е годы)

Еще в начале ХХ века правительство России обратило внимание на кавказские дороги. В 1903 году министр путей сообщения князь Михаил Иванович Хилков пригласил известных автомобильных экспертов Николая фон Мекка и Петра Фрезе в испытательную поездку по горным дорогам Кавказа, для испытания возможности эксплуатации моторов и возможности устройства сообщения по Черноморскому береговому шоссе. А уже с 1911 года перевозками по Военно-Грузинской дороге на автомобилях занималось Автомобильное товарищество, основанное купцами П.В. Григорьевым, Г.А. Гавриным и В.Ф. Солововым, эксплуатируя 4 машины – 6-местные Mercedes и 10-местные Daimler.

02. На Военно-Грузинской дороге автомобиль Benz из состава автокоманды штаба Кавказского военного округа. 21 июня 1910 г.

Черноморскую губернию в начале прошлого века вполне можно отнести к пионерам в области развития автомобилизма в России. Среди важнейших причин этого было отсутствие железной дороги вдоль побережья, что вызывало потребность в регулярном сообщении между растущими курортами с помощью других видов транспорта.
Т. Скупенский в книге «На лазурном берегу» в 1911 г. писал: «… на сентябрь, октябрь и ноябрь едет с севера фешенебельная богатая публика, чтобы продлить себе лето, греться на солнышке, купаться в море. Едут не только морем, но и на собственных автомобилях прямо из Новороссийска по прекрасному, теперь исправленному шоссе. Едут не только русские, но часто уже сюда заглядывают и иностранцы».

В Гаграх была Климатическая станция, организованная принцем Александром Петровичем Ольденбургским. Он был, кроме прочего, большим любителем автомобилей. По его инициативе в Гаграх с 1904 года действовала мастерская «для починки и налаживания автомобилей и велосипедов», она же отпускала автомашины в прокат. Впоследствии при Гагринской климатической станции был оборудован большой гараж, откуда автомобили, по желанию публики, совершали рейсы в Сочи, Красную Поляну и Сухум. Первый Кавказский автопробег Новороссийск-Гагры был организован, при поддержке ИРАО, как раз принцем А.П. Ольденбургским.(*)

03. Принц Александр Петрович Ольденбургский

(*) Лимузин «бенц» ехал в сторону ущелья Жоеквары. Редкие прохожие, останавливаясь, смотрели на экипаж принца и на самого Ольденбургского. Он сидел, откинувшись назад, как бы полностью доверяясь стремительности мотора и потому давая отдохнуть собственной стремительности.
(Фазиль Искандер. «Сандро из Чегема»)

04. Новороссийск – Гагры. Его Высочество Принц Александр Петрович Ольденбургский у автомобиля Benz 24-40.

Из финишировавших в Севастополе гонщиков 22 участника решили продолжить борьбу в первом кавказском состязании. А всего из Севастополя через Ялту на Феодосию двинулось 30 автомобилей, откуда их пароходом доставили в Новороссийск. Автомобили Участников соревнования доставил из Севастополя в Новороссийск пароход «Инженер Авдаков»(см.**).

05. «Мерседес» фон Мекка на борту парохода

06. Брошюра с правилами состязаний, отпечатанная в типографии Альтшулера в С.-Петербурге, 1911.


(**)
пароход ИНЖЕНЕР АВДАКОВ
Построен в 1904 в Англии для мариупольского предпринимателя Петра Регира, с 1915 – это военный транспорт ЧФ, в 1918 захвачен немцами в Севастополе, возвращен в 1919. С 1920 – в Британии под названием SILVERLIGHT. С 1939 – в Эстонии под названием CATHRINE. С 1940 под панамским флагом. 24.06.1940 потоплен немецкой субмариной U-47 в рейсе Джексонвилль – Лондон.

07. Автомобили участников автопробега на борту парохода «Инж. Авдаков»

08. Пароход Silverlight (бывш. «Инженер Авдаков»), 1920 г.



И вот, 21 сентября 1911 г. в столице Черноморской губернии Новороссийске стартовал первый на Кавказе автопробег по маршруту Новороссийск – Гагры, ставший продолжением масштабного тура Петербург – Севастополь. Руководил состязанием вице-президент Российского императорского автомобильного общества флигель-адъютант В.В.Свечин.
Гонка по Черноморскому побережью прошла в два этапа. Первый был от Новороссийска до Аше, имения братьев Голубевых, с остановкой для завтрака в Туапсе. Второй этап был от Аше до Гагры, с завтраком в Сочи.
Дорога Новороссийск - Гагра была трудной, извилистой, с большим количеством подъемов и спусков. На первых же верстах случилось несколько аварий из-за крутых поворотов гористого ландшафта. Серьезно никто не пострадал, но это добавило нервозности и в без того напряженную обстановку. В Туапсе, где запланирована была часовая остановка, уже прибывшие участники пробега встречали вновь прибывших расспросами: «всё ли в порядке на дороге? не случилось ли ещё аварий?». К вечеру все участники прибыли в Аше, в имение г-на Голубева и, переночевав, в 8 утра двинулись дальше. Следующая остановка перед завершающим участком была сделана в Сочи. До Сочи же был самый сложный участок дороги: узкие места, крутые обрывы, неудобные для проезда машин мосты. Наконец, все участники автопробега вышли на финишную прямую - отрезок между Сочи и Гагрой. Этот участок действительно отличался от предыдущих 300 верст относительной прямотой и ровностью, и все экипажи как "выпущенные на свободу птицы" летели с высокой скоростью. На финише в Гагре хозяин Климатической станции принц Ольденбургский встречал лично каждого участника, и в своей палатке угощал всех чаем. А вечером в имении принца, под раскинутыми шатрами, был устроен праздничный ужин, а после и бал в Новой гостинице.
На следующий день была завершающая часть всего мероприятия - гонка на скорость, проходила она в 17 верстах от Гагры. Криволинейный участок дороги, выделенный для гонки, не дал возможности продемонстрировать участникам все, на что способны их автомобили. Первым проехал г-н Орлов-Давыдов на своей "Итале", второй – Ю. Меллер на "Бенце", последней была машина единственной женщины, участвовавшей в пробеге - г-жи Ставросельской, её машину зрители встретили овациями. После гонки все участники вернулись в имение Ольденбургского, где был устроен шикарный пир, где на вертеле жарили барашков, тогда же и были вручены призы.

09. Гагры. Марк фон Мекк у автомобиля Mercedes.(2 место)

10. Гагры. Фриц Эрле на «Бенце». (3 место)

11. Диплом ИРАО Фрицу Эрле за участие в автопробеге на автомобиле Бенцъ.

12. «Бенцы» Мюллера (№46) и Эрле (№45)

Гонка аристократов.
22 сентября 1911 года гонщики прибыли в Сочи, на Базарной площади состоялась презентация автомобилей, вызвавшая у сочинцев большой интерес. В заключительном этапе гонок Сочи – Гагра приняли участие 29 экипажей, в Гагру к финишу прибыло 26, 23 – без штрафных очков и практически одновременно. В связи с этим было принято решение "О дополнительном критерии", которым стала верстовая гонка.
Победителем заключительного этапа стал граф Александр Коловрат (см.***) на своем "Лауринт Клементе", он прошел версту с хода на 38,6 секунды, показав скорость 99,5 км/час, и взял первый приз из рук Великой княгини Ольги Александровны. Второе место занял барон фон Мекк Марк Николаевич на автомобиле "Мерседес". Третье – гонщик и конструктор фирмы "Бенц" Фриц Эрле на машине своей фирмы. В "Гонке аристократов", так журналисты окрестили эти состязания, приняла участие единственная женщина-автоледи госпожа Ставросельская (Санкт-Петербург) и на своем автомобиле "Штевер" заняла 11-е место.

(Игорь Щербаков, историк)

13. Новороссийск – Гагры. Остановка на завтрак в Сочи. 22 сентября 1911.


Пройдя 450 верст по крутым серпантинным дорогам Кавказа, 26 автомобилей финишировали в Гаграх, и почти все - без штрафных очков. В этих условиях решающее значение приобрела заключительная верстовая гонка. Первый приз на кавказских соревнованиях в общем зачете завоевал известный австрийский спортсмен граф Александр Коловрат (***) на «Лаурин-Клемент», вторым был Марк фон Мекк на «Мерседесе», третьим Фриц Эрле из заводской команды «Бенц». В гонках на версту с хода первый приз выиграл немец Мюллер на «Бенце» (134,7 км/ч), второй — француз Донье на «Мерседесе». Госпожа Ставросельская заняла 11 место на автомобиле "Штевер".
Главным итогом этого спортивного мероприятия стало то, что на деле была доказана возможность и практическая выгода автомобильного сообщения вдоль Черноморского побережья по Сухумскому шоссе. Следует отметить, что "техничек" по пути следования пробега в ту пору не было. Все неполадки или поломки решались на месте самими участниками...

(***)Александр Коловрат (Alexander Joseph Graf Kolowrat-Krakowsky), род. В США в 1886, умер в Вене в 1927. Участвовал во многих гонках, в том числе на автомобилях марки «Австро-Даймлер» и мотоциклах «Puch». Граф Александр "Саша" Коловрат (Alexander «Sascha» Kolowrat) был одним из влиятельнейших аристократов Австрии, имел крупное состояние – ему принадлежала фабрика богемского стекла, дворцы в Вене и Праге. Он был пионером австрийской киноиндустрии. Считается, что именно Коловрат отрыл новую кинематографическую звезду – Марлен Дитрих. На его венской киностудии «Саша-фильм» сняли «Кафе Электрик» с Марлен в главной роли. Другом Коловрата был и легендарный Фердинанд Порше. Познакомились они перед Первой мировой войной, отдыхая в Альпах. В 1922 году на средства Саши Коловрата Порше создал спортивный автомобиль. В благодарность за помощь Фердинанд дал своему детищу имя графа. Автомобиль стал называться Austro-Daimler Sascha. Умер Коловрат в 42 года. Марлен Дитрих навещала киномагната в больнице, где он скончался в декабре 1927-го, а спустя много лет для героини фильма «Обесчещенная» она взяла имя «вдова Коловрат».

14. Граф Коловрат на «Лаурин-Клементе».


15. Александр Коловрат за рулем «Лаурин-Клемента»


____________________________________________
Из воспоминаний Андрея Нагеля об этой гонке:
"..... В Новороссийск из Севастополя я решил добраться поездом, - рассказ гонщика помещен в журнале за 1912 год. – Поезд тащился, как черепаха, в духоте. Поневоле я завидовал тем, кто отправился по морю. По прибытии в Новороссийск, поздно вечером, первым лицом, встретившим меня на вокзале, был господин Бобошко, занявший уже для меня комнату в местной гостинице. Вместе со мной в одном поезде прибыл и командир пробега барон фон Мекк, от которого я узнал о том, что старт будет дан в 7 часов утра следующего дня. Автомобиль был оставлен у гостиницы и поручен ночному сторожу. Наутро уже к 6 часам было полное оживление. Все нервничали, в результате чего старт был дан даже раньше оговоренного срока. По знаку судьи на старте я одним из первых двинулся в путь. Дорога была совершенно неизвестная, сразу пошла в гору и становилась все извилистее. Иногда на прямых участках можно было и разогнать машину. На самом перевале сзади меня раздалось неистовое гудение свистка и даже крики, и через несколько секунд мимо меня пронесся с хулиганским шиком автомобиль новороссийского автомобильного предпринимателя Белобородова, управляемый его шофером. Он так неприлично брал повороты, что чувствовалось, что добром это не кончится. Не успели мы проехать и трех верст, как при въезде в какую-то деревню были остановлены на мосту стражником, бежавшим к нам навстречу. За поворотом мы увидели большую толпу и наскочивший на бревно автомобиль Белобородова, лежавший кверху колесами. Но когда я понял, что моя помощь не понадобится, то поехал дальше».

Фотографии:
01. Постер, посвященный путешествиям по Военно-Грузинской дороге (СССР, 1930-е годы)
02. На Военно-Грузинской дороге автомобиль Benz из состава автокоманды штаба Кавказского военного округа. 21 июня 1910 г.
03. Принц Александр Петрович Ольденбургский
04. Новороссийск – Гагры. Его Высочество Принц Александр Петрович Ольденбургский у автомобиля Benz 24-40.
05. «Мерседес» фон Мекка на борту парохода
06. Брошюра с правилами состязаний, отпечатанная в типографии Альтшулера в С.-Петербурге, 1911
07. Автомобили участников автопробега на борту парохода «Инж. Авдаков»
08. Пароход Silverlight (бывш. «Инженер Авдаков»), 1920 г.
09. Гагры. Марк фон Мекк у автомобиля Mercedes.(2 место)
10. Гагры. Фриц Эрле на «Бенце». (3 место)
11. Диплом ИРАО Фрицу Эрле за участие в автопробеге на автомобиле Бенцъ.
12. «Бенцы» Мюллера (№46) и Эрле (№45)
13. Новороссийск – Гагры. Остановка на завтрак в Сочи. 22 сентября 1911.
14. Граф Коловрат на «Лаурин-Клементе».
15. Александр Коловрат за рулем «Лаурин-Клемента»



Источники:
1. «Гонка аристократов» (ЖЖ): (https://alisha-96.livejournal.com/43372.html)
2. Владимир Костинников. «Победитель гонки моторов». Сайт Царскосельского автомобильно-спортивного клуба, 2008: (http://www.tsar-auto-club.spb.ru/publishing/kostinikov/pobeditel_gonki_motorov.html)
3. Костинников В.Н. Календарь сочинского краеведа. – Майкоп, 2008. – С.229-230.
4. Сайт «Моремход»: (http://www.moremhod.info/index.php/library-menu/34-strana-kotoroj-bolshe-net/252-pervoe-rossijskoe-avto?start=25)
5. Форум Абхазии: (http://www.abhazia.com)
6. Stanislav Kiriletz. «Шайтан-арба на Военно-Грузинской дороге». Сайт «Грузовик Пресс»: (http://www.gruzovikpress.ru/article/20605-zarojdenie-avtomobilnogo-soobshcheniya-na-kavkaze-shaytan-arba-na-voenno-gruzinskoy-doroge-ch-1/)
7. Сайт old-mariupol.com.ua: форум (https://vse-grani.com/viewtopic.php?f=56&t=993&start=1070)




© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2020, contact: dottore124@yandex.ru