Гонки и гонщики ХХ века. ОАО. Яков Руссо. Вольдемар Фаатц. Павел Фаатц. Фердинанд Цорн.
Одесское автомобильное общество в начале 20-века
Легенды и истории.
Согласно легенде (а фактов сохранилось немного, и они противоречивы), первым автомобилем, появившимся на улицах Одессы в 1891 году, был белоснежный "Бенц", привезенный из Франции издателем газеты "Одесский листок" г-ном В.В. Навроцким. Историки же утверждают, что это был французский фаэтон Panhard & Levassor с мотором Даймлера 3 л.с. В память об этом, в 2007 году в Одессе был создан Клуб Любителей АвтоДревностей имени Василия Васильевича Навроцкого.
01. "Одесский листок" и его издатель В.В. Навроцкий.
Надо заметить, что, когда первые автомобили уже колесили по Одессе, Государь Император еще продолжал пользоваться каретами с лошадиными упряжками. Уже в 1910 году приезжим предлагались "автомобили с таксометрами, вполне удобные и изящные, можно иметь по цене 30 коп. за 1 версту...".
15 апреля 1912 года состоялся первый автомобильный салон, устроенный Одесским автомобильным обществом, где представляли автомобили около 20 фирм, имевших представительства в городе. В память о событии одесский ювелир Л. Пахман изготовил серебряные памятные жетоны, один из которых хранится сегодня в Государственном Историческом Музее в Москве.
02. Серебряный памятный жетон об автосалоне в Одессе 1912 г.
03. Памятный жетон об Одесском автосалоне из коллекции Государственного Исторического Музея.
Цены на автомобили на Одесском автосалоне были в раойне 3-6 тыс. рублей, т.е. около 30-60 тыс. долларов по сегодняшним меркам. Поэтому первыми автомобилистами были состоятельные люди, а хорошие водители и механики получали приличное жалование.
ОАО. Создание и события.
В конце 1911 года было создано Одесское Автомобильное Общество.
04. Эмблема Одесского Автомобильного Общества.
Президент ОАО Алексей Владимирович Вассал с помощью родственника, известного домовладельца Александра Романовича Вассала, построил всего за год здание клуба, с канцелярией, библиотекой, залом собраний, гаражом и мастерскими. Здание располагалось на Гаванной (Гаванской) улице, дом 3 (см.ссылку внизу(*).
05. Проект гаража на Гаванной,3 архитекторов Клейна и Меснера.
06. Газетное объявление о местонахождении ОАО, 1912.
В состав ОАО вошли многие известные личности и предприниматели. Конечно же, граф Свечин и барон фон Мекк, барон Фредерикс, представители иностранных автомобильных фирм барон А. А. Рено и его управляющий П. К. Домбик ("Берлие"), Ф. А. Цорн ("Бенц"), П. Ф. Фаатц и его управляющий Л. Ф. Гилиенгоф ("Мерседес"), Э. М. Ваккер ("Опель"), Н. И. Брун ("Бьюик") и Т. А. Лещинский ("Адлер"), господа Я. Н. Руссо, В. В. Алейников, Ф. и М. Суручаны - известные местные помещики и автоспортсмены-любители.
07. Коллективное фото членов ОАО, 1912.
В сезон 1912 года были проведены автопробеги до Тирасполя, Аккермана, Умани, Кишинева. Все это было серьезной подготовкой к Крымскому автопробегу 5-11 сентября, организованному при содействии ИРАО, по маршруту Одесса - Николаев - Херсон - Симферополь - Севастополь и обратно, 1160 верст (1238 км), из них около 1000 верст - по грунтовым и проселочным дорогам.
08. Крымский пробег. Фотография из газеты "Русскiй Спортъ" №38, 1912.
09. Поездка членов ОАО Одесса-Васильевка, 1912.
Трое членов будущего ОАО принимали участие и в больших автопробегах: в Киевском 1910 г. участвовал В.К. Фаатц, в Севастопольском и Кавказском 1911 г. приняли участие Фаатц и М.П. Дмитриев, а в Варшавском - В.В. Пенистан. Но и задолго до официального создания ОАО одесские автомобилисты проводили пробеги и совместные поездки, из которых самоым известным является, наверное, пробег 8 сентября 1907 года Одесса - Николаев, где, в числе прочих участвовал одессит Юревич (Юрьевич) на "Мерседесе", занявший 2 место (за рулем был его шофер Охотский).
22. Вырезка из английской либо американской газеты о пробеге Одесса-Николаев
5-10 сентября 1912 - Крымский пробег (Одесса-Херсон-Берислав-Каховка-Симферополь-Севастополь-Николаев-Одесса), 1000 вёрст.
5 сентября 1912 г. стартовал первый автопробег Одесского автомобильного общества. Кстати, колонну участников сопровождал автомобиль "скорой помощи", с медикаментами и перевязочным материалом, предоставленными самим графом Толстым.
На первом же этапе до Николаева выбыл из-за поломки экипаж помещиков Ф.Ф. и М.Ф. Суручанов на "Бенце". На "Мерседесе" Руссо погнулась рулевая тяга, но он продолжил гонку, хотя именно за эту неустраненную своими силами поломку получил штрафные очки, и приза ему не досталось, несмотря на отличные результаты. Получили повреждения также "Мерседес" Л.Ф. Гильенгофа, и "Бенц" Цорна, но тоже прошли весь маршрут до Симферополя в бешеном режиме. "Мерседес" П. Фаатца тоже получил много штрафных очков из-за поломок, но дошел до финиша.
13 сентября, после торжества по освящению нового здания Одесского автомобильного общества, построенного в установленные сроки А. Р. Вассалом, состоялось подведение итогов и раздача призов. Истинным героем автопробега признали Я. Руссо на мощном "Мерседесе". На всех этапах он стартовал и финишировал первым, не имел нигде незапланированной остановки, ни разу не переменил шин. Но все испортила погнутая рулевая тяга. Руссо подал протест, в котором утверждал, что тяга была неисправна еще до первого старта, но жюри, рассмотрев протест, авторитетно констатировало, что "погнутие безусловно увеличилось во время пути" и пенализация в 50 штрафных очков за это правильная.
27 августа - 1 сентября 1913 - Круговой пробег (Одесса-Елисаветград-Екатеринослав-Мелитополь-Херсон-Одесса), 1160 вёрст.
Среди участников:
- в 4 категории (до 3 литров) - И.К. Гесс на "Бенце", Н.Ф. Городецкий на "Бенце", П.Ф. Фаатц на "Мерседесе", Л.А. Герм на "Мерседесе",
- в 3 категории (до 4,5 литров) - Ф.Х. Келлер на "Мерседесе", Б.А. Яцкевич на "Бенце", Ф.А. Цорн на "Бенце", Г.М. Бурт на "Бенце", С.Р. Ротте на "Бенце", Ф.Ф. Тульчианов на "Бенце", а также В.К. Фаатц на "Дикси",
- в 1 категории (от 6 до 10 литров) - Ф.Ф. Суручан на "Бенце" 7,32 л. и Я.Н. Руссо на "Мерседесе" 9,48 л.
4-8 мая 1913 - Бессарабский пробег (Одесса-Аккерман-Кишинев-Тирасполь-Кривое Озеро-Елисаветград-Николаев-Одесса), 1005 вёрст.
Участвовали:
- Г.М. Бурт на "Бенце" под №7, Н.Ф. Городецкий на "Бенце" под №8, Ф.Ф. Суручан на "Бенце" под №9 - в 3 категории,
- Я.Н. Руссо на "Мерседесе" под №13 и Д.Д. Кавур на "Мерседесе" под №14 - в 1 категории.
Первый приз ИРАО достался Ваккеру на "Опеле", а Городецкий получил первый приз ОАО, Бурт и Суручану получили 2-й и 3-й призы ОАО.
10. Н.Ф. Городецкий на "Бенце". Бессарабский пробег, 1913.
11. Обложка "Справочника автомобилиста", изданного ОАО, 1913.
(*)
О гараже
В 2018 году одесская пресса сообщила о том, что найден гараж, которому более 100 лет. Речь шла как раз о гараже ОАО. Как он мог быть "потерян", ума не приложу, но, слава богу, "найден". Согласно, обнаруженной мной документации, гараж спроектирован и построен под надзором архитекторов Павла Ульриховича Клейна и Эдуарда Яковлевича Меснера. Им же Александр Романович Вассал (родственник президента ОАО) поручил воздвигнуть на соседнем участке, рядом со своим домом и гаражом (Гаванная, 5) римско-католический костел Св.Павла, существующий и поныне. В советское время гараж использовался как "вспомогательное помещение для школы". Есть надежда, что найдутся энтузиасты и восстановят исторический объект.
12. Гараж ОАО, "найденный" в 2018 году во дворе Гаванной, 3.
13. Дом А.Р. Вассала на Гаванной,3 в Одессе.
14. Костел Св.Павла на Гаванной,5 в Одессе.
Яков Николаевич Руссо (1888 - ?)
Родился в 1888 г. в Кишиневе. В 1913 году - студент Киевского политехнического института. Увлекался мотоспортом, принимал участие в соревнованиях. На первой своей машине Oryx выиграл свою первую автогонку в 1908 году, организованную Одесским аэроклубом. Вскоре после этого приобрел 90-сильный Mercedes, звезду Парижского автосалона 1907 года. Совершил 1000-вёрстный пробег Одесса - Киев и обратно за 29 часов. В 1912 г. принял участие в автопробеге Одесса - Севастополь - Одесса, получив приз П.Ф. Фаатца за лучшее прохождение дистанции. Член Одесского аэроклуба, участник Одесского Автомобильного общества.
15. Яков Руссо (1913).
Вольдемар Карлович Фаатц (1881 - ?)
Родился в 1881 г. в Одессе. Состоял членом Правления Одесского Автомобильного Общества (как и Цорн)
В июне 1910 года В.К. Фаатц был участником Первого международного автопробега по маршруту С.-Петербург - Киев - Москва - С.-Петербург на автомобиле "Дикси", за который получил памятную медаль Французского автоклуба. В 1911 году участвовал в Севастпольском и Кавказском автопробегах, где получил приз организаторов. Через год, накануне официального открытия ОАО В.К. Фаатц стартовал на "Хорьхе" в первом Крымском автопробеге Одесского Автомобильного Общества. На финиш в Одессе он и еще три экипажа пришли без штрафов, но брошенный жребий выбрал победителем Я. Руссо. В 1913 году В.К. Фаатц снова на "Дикси" стартует в Круговом пробеге ОАО по маршруту Одесса - Елисаветград (сегодня Кропивницький, в советский период Кировоград)) - Екатеринослав (сегодня Днепр, в советский период Днепропетровск) - Александровск (сегодня Запорожье) - Херсон - Одесса (1200 км).
Известно, что после большевистского переворота судьба занесла его в Томск, где он был скромным служащим - делопроизводителем секции отдела наробраза, и был арестован в 1920 году. В том же году якобы был освобожден, и его след окончательно теряется.
Кроме того, не удается выяснить, была ли какая-либо связь между Вольдемаром Карловичем и Павлом Федоровичем Фаатцем - официальным представителем "Мерседес" в Одессе. Впрочем, в то время в Одессе проживало немало обрусевших немцев, и фамилия Фаатц встречается в архивах не единожды, так что, скорее всего, они были просто однофамильцы.
16. Вольдемар Фаатц на старте Киевского пробега в С.-Петербурге, 16 июня 1910.
Павел Фёдорович Фаатц (1882 - ?)
Родился в 1882 г. в Херсонской губернии. По окончании Одесского коммерческого училища учился в Коммерческом Институте высших коммерческих наук в Антверпене (Бельгия), и затем работал в европейских фиомах. В 1910 г. основал в Одессе склад (гараж) автомобилей Mercedes. Член Екатерининского яхт-клуба.
17. Гараж "Мерседес" П.Ф. Фаатца в Одессе. 1912.
18. Павел Фаатц (1913).
Фердинанд Адольфович Цорн (1871 - ?)
Родился в 1871 г. в Кременчуге. Закончив реальное училище Св.Павла в Одессе, принял на себя дело отца, владевшего велосипедным магазином. Позже стал основателем Одесского велосипедного общества. В 1900 г. открыл в Одессе автомобильное предприятие, занимавшееся поставкой автомобилей, и их ремонтом. А в 1912 г. получил предложение стать директором представительства Бенцъ в Одессе. Ф.А. Цорн являлся одним из учредителей Одесского аэроклуба и Одесского Автомобильного Общества (член Правления ОАО), членом ИРАО. Фердинанд Цорн по праву считается одним из тех, кто внес серьезный вклад в развитие автомобилизма на юге Российской Империи. Нередко сам участвовал в автопробегах, организованных ОАО.
19. Фирменный конверт конторы Цорна.
20. Реклама магазина Цорна на Ришельевской.
21. Фердинанд Цорн (1913).
Послесловие
Новости 1914 года: "По распоряжению из Петербурга в Одессе конфискованы автомобили нескольких немецких фирм. В магазине "Бенц и Ком." по Ришельевской ул. вчера утром явился полицейский надзиратель и составил подробную опись всех бывших на складе машин. Той же участи подверглись автомобили, найденные на другом складе общества - на углу ул. Кондратенко и Ришельевской. В обоих складах "Бенц и Ком." конфисковано всего 25 автомобилей. Передают, что на русско-германской границе также арестованы 30 автомобилей этой фирмы. Конфискации подверглись также автомобили других австрийских и германских Фирм "Делер", "Dixi" и др."
(**)
- Устав ОАО, 15-страничный документ 1912 года издания, хранится в Национальной Электронной Библиотеке в С.-Петербурге, Садовая, 18.
- Отчет ОАО за 1914 года, 10-страничный документ, изданный в Одессе в 1915 г., хранится в Российской Государственной Библиотеке.
- Ежегодник ОАО, изданный в 1914 г., хранится в РГБ в Москве.
23. ещё один жетон Одесского Автомобильного Общества (изготовлен между 1911 и 1915 гг.).
Фотографии:
1. "Одесский листок" и его издатель В.В. Навроцкий.
2. Серебряный памятный жетон об автосалоне в Одессе 1912 г.
3. Памятный жетон об Одесском автосалоне из коллекции Государственного Исторического Музея.
4. Эмблема Одесского Автомобильного Общества.
5. Проект гаража на Гаванной,3 архитекторов Клейна и Меснера.
6. Газетное объявление о местонахождении ОАО, 1912.
7. Коллективное фото членов ОАО, 1912.
8. Крымский пробег. Остановка в Севастополе. 1912.
9. Поездка членов ОАО Одесса-Васильевка, 1912.
10. Н.Ф. Городецкий на "Бенце". Бессарабский пробег, 1913.
11. Обложка "Справочника автомобилиста", изданного ОАО, 1913.
12. Гараж ОАО, "найденный" в 2018 году во дворе Гаванной, 3.
13. Дом А.Р. Вассала на Гаванной,3 в Одессе.
14. Костел Св.Павла на Гаванной,5 в Одессе.
15. Я.Н. Руссо. 1913.
16. В.К. Фаатц на старте Киевского пробега в С.-Петербурге, 16 июня 1910.
17. Гараж "Мерседес" П.Ф. Фаатца в Одессе. 1912.
18. П.Ф. Фаатц. 1913.
19. Фирменный конверт конторы Цорна.
20. Реклама магазина Цорна на Ришельевской.
21. Ф. Цорн. 1913.
22. Газетная вырезка на английском языке о пробеге Одесса-Николаев, 1907
23. жетон Одесского Автомобильного Общества (между 1911 и 1915 гг.)
Источники:
1. Виктор Корченов (Нью-Йорк), с сайта: http://odesskiy.com/
2. Сайт "История Одессы": https://histodessa.ru/pervyj-avtomobil-v-odesse/
3. Юрий Мелентьев. АВТО-МОТО-СПОРТ. Малая энциклопедия. Часть 2 - Время
4. Сайт https://grad.ua
5. Сайт "Звездное ралли": http://stellarrally.com/zvezdnoe-ralli/
6. Дмитрий "Samohod" Григорьев. "Записки автомобилиста", 2015 г.
7. Дмитрий Григорьев. Товариство друзів класичних авто (Харьков).
8. Сайт http://culturemeter.od.ua
9. Сайт https://domofoto.ru/object/7251/
10. Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного Дома Романовых / Изд. М. С. Гугеля. - М. : [Тип. В. М. Саблина], 1913
11. Александр Захаров. Мой город - Херсон. http://mycity.kherson.ua/avtory-ag/zaharov-2015/pervyj-avtomobil.html
© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.