© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века.
Часть 15. Биографии: Капцов, Солдатёнков, Шпаман.


Гонки и гонщики ХХ века. Биографии: Сергей Капцов, Михаил Капцов, Василий Солдатёнков, Пауль (Дитрих) Шпаман.



Сергей Александрович Капцов (1885-1932), Михаил Александрович Капцов (1888-1930)

Сергей Александрович родился 16 августа 1885 г. в семье купцов и фабрикантов династии Капцовых. Окончил Московский и Гейдельбергский университеты. Семья Капцовых владела шелкоткацкой фабрикой в подмосковном Фрязино, а также имением Горюшки (или Горишки) в районе Апрелевки. Зажиточная семья была известна своей благотворительностью. В Москве было много "капцовок" - гимназий, построенных и управляемых семьей Капцовых, в том числе - одна, сохранившаяся по сей день (*).

01. Братья Николай, Михаил, Сергей (слева направо) Капцовы, с матерью Анной Михайловной. 1901.

02. Семья Капцовых, 1906.

03. Сергей Капцов.

На Капцовых в 1912-1915 годах были зарегистрированы несколько автомобилей марки Opel и один французский La Buire. Сергей и Михаил являлись действительными членами Московского Автомобильного Общества и участвовали в гонках и пробегах.

04. За рулем автомобиля - Михаил Александрович Капцов. 1913.

Первым из трех братьев, автомобиль приобрёл Сергей. Он любил быструю полихачить на своем новом "Ла Бюире" с номером 823. А вот и первое упоминание о нём в полицейской сводке от 1911 года в журнале "Автомобилист" №10: "Управлял лично. Столкновение с ломовым извозчиком, последний получил ушибы". Известно также, что братья Сергей и Михаил уже в 1910 г. состояли членами МАО. Осенью 1911 года оба брата участвовали в пробеге С.-Петербург - Севастополь, Сергей на своем La Buire, а Михаил на Benz c мотором 6,5 л. Именно капцовский "Ла Бюир" попал в буклет о пробеге, где было фото с засевшим в песках автомобилем. (см. часть 11, фото 12).

05. Сергей Капцов.

Есть интересный факт встречи российского экипажа, следовавшего из Петербурга в Монако, в составе Андрея Нагеля и журналиста Вадима Михайлова, с Сергеем Капцовым зимой 1912 года в Гейдельберге, который любезно указал дорогу соотечественникам, заблудившимся в маленьком городке. В июне того же года Сергей принимал участие в пробеге Москва - Орёл.

06. Сергей Капцов с супругой Екатериной Ивановной (Брашниной). Обвенчались они в 1904 году, а в 1909 появился на свет сын Александр.

Михаил Капцов в период 1911-1915 владел гаражом "Опель", о чем свидетельствует реклама в профильных изданиях. Насколько я понимаю, Сергей также участвовал в деле. В 1911 году он организовал мастерскую, в которой на шасси автомобилей "Опель" и "Мерседес" ставил кузова своего производства и продавал эти автомобили состоятельным москвичам.

07. Реклама склада и конторы М.Капцова на Воронцовом поле. Журнал "Автомобилистъ", 1912.

08. Реклама магазина "Опель" на Б. Дмитровке. Журнал "Автомобилистъ", 1914.

В первые же дни войны с Германией С. А. Капцов ушел на фронт (прапорщик автороты). Одна из открыток, адресованных ему, надписана так: "410-й пехотный полк, шофферу Сергею Александровичу Капцову". Его брат М.А. Капцов, состоявший до войны в Московской добровольной автомобильной дружине, которой руководил Владимир Павлович Рябушинский, также служил в Первую Мировую в автомобильных войсках, как и сам Рябушинский, который в Гражданскую командовал автомобильным отрядом в армии Врангеля.

После 1917 года все три брата остались в России. Николай стал профессором физфака МГУ, Михаил был арестован по делу Промпартии и расстрелян в 1930 г., а Сергей служил в Горном тресте до 1928 года, когда был арестован по обвинению в финансировании белогвардейцев, и приговорён к расстрелу, который после заменили 10 годами строгого режима. По всей видимости, его выпустили из тюрьмы раньше, так как умер он уже в Москве 30 марта 1932 года, от тифа. Похоронен на Пятницком кладбище. Жена Сергея - Екатерина Брашнина родила ему в 1909 году сына Александра, продолжившего династию Капцовых. Пережила мужа на много лет, и умерла в 1975 году в Москве.

09. Михаил Капцов - третий слева. (фото из журнала Автомобилист).

10. Михаил Капцов на фронте. В Первую Мировую Михаил воевал в автомобильных частях РИА. Передал несколько своих машин в санитарный отряд ПРАК, постоянно жертвовал крупные суммы на содержание санитарного отряда и на содержание раненых в военном лазарете.


(*) ГИМНАЗИЯ ИМ. КАПЦОВЫХ (СПЕЦШКОЛА № 31)
Одна из московских школ была построена как гимназия еще дедом Сергея и Михаила - Александром Сергеевичем. В 1970-80-х гг. это была спецшкола №31 с английским языком, где учился и Ваш покорный слуга. В советские годы из её стен вышли будущие: театральный режиссер Андрей Гончаров, актриса Людмила Целиковская, писатель Эмиль Брагинский, композитор Максим Дунаевский, Наталья Солженицина, Никита Хрущев-младший, Антон Табаков, писатель Виктор Пелевин, актер Михаил Ефремов, актриса Юлия Рутберг, певица Алика Смехова, режиссер Федор Бондарчук, режиссер Константин Богомолов. В 1996 году, по ходатайству гимназии №1520 (к тому времени школе №31 изменили номер), ей было присвоено имя братьев Сергея и Михаила Капцовых. И только в 2006 году, по ходатайству гимназии, братья Капцовы были реабилитированы. Кстати, в этой же школе учился и сын Сергея Капцова-младшего.

(**) Особняк В.В. Правдиной
Согласно справочнику "Вся Москва", Михаил Александрович Капцов проживал по адресу Воронцово Поле, д. 12 - этот особняк сыграл роль "Музея мебели" в фильме Гайдая "12 стульев". По этому же адресу поначалу находилось и представительство немецкой фирмы "Опель", автомобилями которой Михаил Капцов торговал с 1913 года. Сергей Александрович проживал по адресу Садовая-Сухаревская, дом 5 с 1910 по 1918 год. Этот особняк в стиле модерн жив и поныне, и тоже отметился в кино - именно на его ступеньках Глеб Жеглов ловко подкинул кошелёк вору-карманнику Кирпичу. В 1918 особняк пришлось продать и на вырученные деньги купить квартиру в доме №4 по Большому Афанасьевскому переулку.

11. Особняк В.В. Правдиной (фотография с сайта https://pastvu.com приблизительно 1979 года).

12. Особняк В.В. Правдиной (фотография с сайта https://pastvu.com приблизительно 1979 года).


Фотографии:
1. Братья Николай, Михаил, Сергей (слева направо) Капцовы, с матерью Анной Михайловной. 1901.
2. Семья Капцовых, 1906.
3. Сергей Капцов.
4. За рулем автомобиля - Михаил Александрович Капцов. 1913.
5. Сергей Капцов.
6. Сергей Капцов с супругой Екатериной Ивановной (Брашниной). Обвенчались они в 1904 году, а в 1909 появился на свет сын Александр.
7. Реклама склада и конторы М.Капцова на Воронцовом поле. Журнал "Автомобилистъ", 1912.
8. Реклама магазина "Опель" на Б. Дмитровке. Журнал "Автомобилистъ", 1914.
9. Михаил Капцов - третий слева. (фото из журнала Автомобилист).
10. Михаил Капцов на фронте. В Первую Мировую Михаил воевал в автомобильных частях РИА. Передал несколько своих машин в санитарный отряд ПРАК, постоянно жертвовал крупные суммы на содержание санитарного отряда и на содержание раненых в военном лазарете.
11. Особняк В.В. Правдиной (фотография с сайта https://pastvu.com приблизительно 1979 года).
12. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя": "Да, есё что вам скажу: вам насяльство обязательно сею намылит за вашу топорную работу".


Источники:
1. Иван Баранцев. Купцов Капцовых. Коммерсант Автопилот №2, 06.02.2012. https://www.kommersant.ru/doc/1859382
2. Сайт гимназии им. Капцовых. http://www.1520gym.ru/about/history/kapcovki/
3. Соколова Л.А. Московский модерн в лицах и судьбах. Изд-во Центрполиграф, Москва, 2014.
4. Богородское краеведение. https://www.bogorodsk-noginsk.ru/rodoslovie/kaptzovy.html





Василий Васильевич Солдатёнков (Basilio Soldatenkoff /Basil Soldatenkov) (1879 - 1944)

Василий Солдатёнков родился в Москве 14 июля 1879, служил в Императорском флоте, службу проходил при Посольстве в Риме, и значительную часть жизни провел в Италии. Там же он увлекся автоспортом, и участвовал в различных состязаниях в России, Италии, Франции. Был женат на княжне Горчаковой Елене Константиновне.

13. B.B. Cолдатёнков и его Renault 105 CV.

14. Гоночный "Рено" Солдатёнкова.

Василий Солдатёнков происходил из зажиточной купеческой семьи. Стоит сказать, что его дядя Кузьма Терентьевич Солдатёнков, скончавшийся в 1901, оставил после себя крупное наследство, и завещал построить больницу. Которая и по сей день стоит - бывшая городская бесплатная больница им. К.Т. Солдатёнкова, а с 1920 года - Боткинская. Что интересно, семьи Боткиных и Солдатёнковых дружили в конце XIX - начале ХХ века.

15. Мичман Василий Васильевич Солдатенков (Воевода XVII века в боевом облачении, при приеме во внутренних покоях Царя). - лист (157) из "Альбома Костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 года". Вып. VI.

16. Солдатёнков за рулем своего "Рено". 1912.

Любимым автомобилем Солдатёнкова был Richard-Brasier. В 1904 году он стал первым российским автогонщиком, преодолевшим порог 100 км/ч. 17 июня 1912 года на Волхонских гонках (на 1 версту) он установил рекорд скорости - 146,47 км/ч. А до этого у него были победы на состязаниях Verona Sprint в 1907 году, 3-е место в Targa Florio на Сицилии 14 мая 1911 года. В этой гонке он участвовал на автомобиле Mercedes 15/20. В 1912-13 гг. Василий Солдатёнков жил в Петербурге и Москве, состоял в ИРАО и ПРАК (Первый русский автомобильный клуб). В 1913 году московский журнал "К спорту!" поместил его фото за рулём на обложку номера.

17. Солдатёнков на старте гонки Targa Florio, Италия, 14 мая 1911 года. На его автомобиле Mercedes 14/30 PS укреплена эмблема ИРАО -"Императорского Российского Автомобильного Общества", членом которого гонщик являлся. (Второй слева от пилота - граф Флорио)

18. Бронзовая медаль, врученная Солдатёнкову за третье место в "Тарга Флорио" 1911 года.

После октябрьского переворота 1917 года эмигрировал в Италию. В 1919 Солдатёнков и княжна Горчакова расстались, а уже год спустя Василий женился в Нью-Йорке на Малелин Риз, племяннице Мартина Фогеля, помощника Главного Казначея США. Однако и этот брак не сложился, пара рассталась в 1928 году, и Солдатёнков вернулся в Италию. Умер в Риме, похоронен на кладбище Тестаччо, рядом с прахом первой супруги, княжны Елены Горчаковой.

19. Mercedes 14/30PS можно было свободно приобрести в любом представительстве Daimler, в отличие от современных болидов Formula 1. Эта модель производилась с 1909 по 1915 год.

У Солдатёнкова была дочь от брака с Горчаковой - Елена. А еще у него была дочь Донателла, родившаяся в Италии. В 1956 г. она вышла замуж за герцога Сфорца и стала матерью двух детей - потомков герцогов Сфорца и Василия Солдатёнкова.

20. В. Солдатёнков на "Ришар-Бразье" на Волхонских гонках. 1912.


"В Париже я остановился на несколько дней, повидал друзей-французов и с Васей Солдатёнковым отправился в Россию. Он вез меня на своей гоночной машине "Лина". Мчался он с бешеной скоростью. Когда я просил его сбавить скорость, он смеялся и прибавлял газу"
(из мемуаров Феликса Юсупова).

21. Обложка журнала "За Спорт!" №35 от 28.07.1912 с фотографией Солдатёнкова, и едкой подписью про неудавшуюся победу петербуржца в Москве.

22. Официальная таблица рекордов скорости России, поставленных на верстовых гонках Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба с 1902 по 1913 год.


Фотографии:
13. B.B. Cолдатёнков и его Renault 105 CV.
14. Гоночный "Рено" Солдатёнкова.
15. Мичман Василий Васильевич Солдатенков (Воевода XVII века в боевом облачении, при приеме во внутренних покоях Царя). - лист (157) из "Альбома Костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 года". Вып. VI.
16. Солдатёнков за рулем своего "Рено". 1912.
17. Солдатёнков на старте гонки Targa Florio, Италия, 14 мая 1911 года. На его автомобиле Mercedes 14/30 PS укреплена эмблема ИРАО -"Императорского Российского Автомобильного Общества", членом которого гонщик являлся. (Второй слева от пилота - граф Флорио)
18. Бронзовая медаль, врученная Солдатёнкову за третье место в "Тарга Флорио" 1911 года.
19. Mercedes 14/30PS можно было свободно приобрести в любом представительстве Daimler, в отличие от современных болидов Formula 1. Эта модель производилась с 1909 по 1915 год.
20. В. Солдатёнков на "Ришар-Бразье" на Волхонских гонках. 1912.
21. Обложка журнала "За Спорт!" №35 от 28.07.1912 с фотографией Солдатёнкова, и едкой подписью про неудавшуюся победу петербуржца в Москве. 22. Официальная таблица рекордов скорости России, поставленных на верстовых гонках Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба с 1902 по 1913 год.


Источники:
5. Виктор Корченов (Нью-Йорк), с сайта: http://odesskiy.com/
6. Сайт "История Одессы": https://histodessa.ru/pervyj-avtomobil-v-odesse/
7. Юрий Мелентьев. АВТО-МОТО-СПОРТ. Малая энциклопедия. Часть 2 - Время
8. Сайт https://grad.ua
9. Сайт "Звездное ралли": http://stellarrally.com/zvezdnoe-ralli/
10. Дмитрий "Samohod" Григорьев. "Записки автомобилиста", 2015 г.
11. Дмитрий Григорьев. Товариство друзів класичних авто (Харьков).
12. Сайт http://culturemeter.od.ua
13. Сайт https://domofoto.ru/object/7251/
14. Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного Дома Романовых / Изд. М. С. Гугеля. - М. : [Тип. В. М. Саблина], 1913
15. Александр Захаров. Мой город - Херсон. http://mycity.kherson.ua/avtory-ag/zaharov-2015/pervyj-avtomobil.html




Пауль Шпаман (Paul Dietrich Spamann)

Шпаман был одним из гонщиков команды завода "Бенц". Некоторые источники называют его "сессионным гонщиком" с 1907 года, то есть, он не был в команде на постоянной основе. И действительно, информации о нем крайне мало, как личной, так и о гонках, а точнее - почти совсем никакой. Впервые Шпаман упоминается в связи с гонкой Targa Florio в апреле 1907 года, где он, вместе с Эрле (Fritz Erle) и герцог фон Бояно (Herzog Clemente von Bojano) привезли командный приз для Benz & Cie. Причём, что интересно, в отчётах Targa Florio он фигурирует как Dietrich Spamann, но точно известно, что это тот же человек, а не однофамилец. Поэтому, теоретически, его могли звать Paul Dietrich Spamann, что достаточно распространено в европейской культуре по сей день.

22. Автомобиль команды "Бенц" Benz 60HP - победитель "Тарга Флорио", 1907 г.

А в 1912 году он участвует в 100-километровой гонке в России, на которую был заявлен 4-цилиндровый Benz мощностью 200 л.с. при 1300 об/мин. Машина была заявлена фабрикантом А. Диетом, являвшимся дилером "Бенц" в Москве, хотя сам автомобиль принадлежал Густаву Листу. Машина весом в 1250 кг развивала скорость до 200 км/ч (уже в те времена!). За рулем аналогичного автомобиля другой немецкий гонщик Ф. Хёрнер установил под Петербургом всероссийский рекорд скорости - 201 км/ч.

23. 200-сильный "Бенц", приведший к победе П. Шпамана и Ф. Хёрнера. В машине позирует сын владельца автомобиля Г. Листа, тогда еще подросток. Кстати, позже, в 1925-1935 гг., он работал конструктором на заводе АМО (ЗИЛ).


"Тридцать третья верста Петербургского шоссе (это за нынешними Химками) 23 сентября 1912 года стала местом проведения стокилометровых гонок. Зрители шпалерами выстроились вдоль дороги (в их числе с фотоаппаратом находился и Яковлев), развевались трёхцветные флаги. Под рёв чудовищного мотора рабочим объёмом 21 литр через линию финиша на гоночном "Бенце" пронёсся Шпаман (№4)."

24. Шпаман на финише 100-километровой гонки, 1912.

25. Фотографии из газеты "Русскiй Спортъ" №38, 1912.

26. Единственный портрет Шпамана из газеты "Русскiй Спортъ". В прессе часто допускали ошибки в фамилиях и даже именах, поэтому ничего удивительного в том, что под фото стоит фамилия "Шпарман". 1912.

Это всё, что известно про немецкого гонщика Пауля Шпамана. Не удалось найти ни биографических данных, ни фотографии.

Фотографии:
22. Автомобиль команды "Бенц" Benz 60HP - победитель "Тарга Флорио", 1907 г.
23. 200-сильный "Бенц", приведший к победе П. Шпамана и Ф. Хёрнера. В машине позирует сын владельца автомобиля Г. Листа, тогда еще подросток. Кстати, позже, в 1925-1935 гг., он работал конструктором на заводе АМО (ЗИЛ).
24. Шпаман на финише 100-километровой гонки, 1912.
25. фотографии из газеты "Русскiй Спортъ" №38, 1912.
26. Единственный портрет Шпамана из газеты "Русскiй Спортъ". 1912.


Источники:
16. Л. Шугуров. Из личного архива Григория Яковлева. Журнал АМС №7, 1995.
17. media.daimler.com
18. https://www.supercars.net/blog/1907-benz-60hp-targa-florio-rennwagen/
19. http://porschecarshistory.com/wp-content/old/lib/magazines/AMS/95/ams-95-07.pdf
20. http://www.rcforum.ru/
21. http://www.dlg.speedfreaks.org/archive/book/1909.pdf




© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2020, contact: dottore124@yandex.ru