Гонки и гонщики ХХ века. Биографии: Сергей Капцов, Михаил Капцов, Василий Солдатёнков, Пауль (Дитрих) Шпаман.
01. Братья Николай, Михаил, Сергей (слева направо) Капцовы, с матерью Анной Михайловной. 1901.
02. Семья Капцовых, 1906.
03. Сергей Капцов.
На Капцовых в 1912-1915 годах были зарегистрированы несколько автомобилей марки Opel и один французский La Buire. Сергей и Михаил являлись действительными членами Московского Автомобильного Общества и участвовали в гонках и пробегах.04. За рулем автомобиля - Михаил Александрович Капцов. 1913.
Первым из трех братьев, автомобиль приобрёл Сергей. Он любил быструю полихачить на своем новом "Ла Бюире" с номером 823. А вот и первое упоминание о нём в полицейской сводке от 1911 года в журнале "Автомобилист" №10: "Управлял лично. Столкновение с ломовым извозчиком, последний получил ушибы". Известно также, что братья Сергей и Михаил уже в 1910 г. состояли членами МАО. Осенью 1911 года оба брата участвовали в пробеге С.-Петербург - Севастополь, Сергей на своем La Buire, а Михаил на Benz c мотором 6,5 л. Именно капцовский "Ла Бюир" попал в буклет о пробеге, где было фото с засевшим в песках автомобилем. (см. часть 11, фото 12).05. Сергей Капцов.
Есть интересный факт встречи российского экипажа, следовавшего из Петербурга в Монако, в составе Андрея Нагеля и журналиста Вадима Михайлова, с Сергеем Капцовым зимой 1912 года в Гейдельберге, который любезно указал дорогу соотечественникам, заблудившимся в маленьком городке. В июне того же года Сергей принимал участие в пробеге Москва - Орёл.06. Сергей Капцов с супругой Екатериной Ивановной (Брашниной). Обвенчались они в 1904 году, а в 1909 появился на свет сын Александр.
Михаил Капцов в период 1911-1915 владел гаражом "Опель", о чем свидетельствует реклама в профильных изданиях. Насколько я понимаю, Сергей также участвовал в деле. В 1911 году он организовал мастерскую, в которой на шасси автомобилей "Опель" и "Мерседес" ставил кузова своего производства и продавал эти автомобили состоятельным москвичам.07. Реклама склада и конторы М.Капцова на Воронцовом поле. Журнал "Автомобилистъ", 1912.
08. Реклама магазина "Опель" на Б. Дмитровке. Журнал "Автомобилистъ", 1914.
В первые же дни войны с Германией С. А. Капцов ушел на фронт (прапорщик автороты). Одна из открыток, адресованных ему, надписана так: "410-й пехотный полк, шофферу Сергею Александровичу Капцову". Его брат М.А. Капцов, состоявший до войны в Московской добровольной автомобильной дружине, которой руководил Владимир Павлович Рябушинский, также служил в Первую Мировую в автомобильных войсках, как и сам Рябушинский, который в Гражданскую командовал автомобильным отрядом в армии Врангеля.09. Михаил Капцов - третий слева. (фото из журнала Автомобилист).
10. Михаил Капцов на фронте. В Первую Мировую Михаил воевал в автомобильных частях РИА. Передал несколько своих машин в санитарный отряд ПРАК, постоянно жертвовал крупные суммы на содержание санитарного отряда и на содержание раненых в военном лазарете.
11. Особняк В.В. Правдиной (фотография с сайта https://pastvu.com приблизительно 1979 года).
12. Особняк В.В. Правдиной (фотография с сайта https://pastvu.com приблизительно 1979 года).
Фотографии:
1. Братья Николай, Михаил, Сергей (слева направо) Капцовы, с матерью Анной Михайловной. 1901.
2. Семья Капцовых, 1906.
3. Сергей Капцов.
4. За рулем автомобиля - Михаил Александрович Капцов. 1913.
5. Сергей Капцов.
6. Сергей Капцов с супругой Екатериной Ивановной (Брашниной). Обвенчались они в 1904 году, а в 1909 появился на свет сын Александр.
7. Реклама склада и конторы М.Капцова на Воронцовом поле. Журнал "Автомобилистъ", 1912.
8. Реклама магазина "Опель" на Б. Дмитровке. Журнал "Автомобилистъ", 1914.
9. Михаил Капцов - третий слева. (фото из журнала Автомобилист).
10. Михаил Капцов на фронте. В Первую Мировую Михаил воевал в автомобильных частях РИА. Передал несколько своих машин в санитарный отряд ПРАК, постоянно жертвовал крупные суммы на содержание санитарного отряда и на содержание раненых в военном лазарете.
11. Особняк В.В. Правдиной (фотография с сайта https://pastvu.com приблизительно 1979 года).
12. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя": "Да, есё что вам скажу: вам насяльство обязательно сею намылит за вашу топорную работу".
Источники:
1. Иван Баранцев. Купцов Капцовых. Коммерсант Автопилот №2, 06.02.2012. https://www.kommersant.ru/doc/1859382
2. Сайт гимназии им. Капцовых. http://www.1520gym.ru/about/history/kapcovki/
3. Соколова Л.А. Московский модерн в лицах и судьбах. Изд-во Центрполиграф, Москва, 2014.
4. Богородское краеведение. https://www.bogorodsk-noginsk.ru/rodoslovie/kaptzovy.html
13. B.B. Cолдатёнков и его Renault 105 CV.
14. Гоночный "Рено" Солдатёнкова.
Василий Солдатёнков происходил из зажиточной купеческой семьи. Стоит сказать, что его дядя Кузьма Терентьевич Солдатёнков, скончавшийся в 1901, оставил после себя крупное наследство, и завещал построить больницу. Которая и по сей день стоит - бывшая городская бесплатная больница им. К.Т. Солдатёнкова, а с 1920 года - Боткинская. Что интересно, семьи Боткиных и Солдатёнковых дружили в конце XIX - начале ХХ века.15. Мичман Василий Васильевич Солдатенков (Воевода XVII века в боевом облачении, при приеме во внутренних покоях Царя). - лист (157) из "Альбома Костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 года". Вып. VI.
16. Солдатёнков за рулем своего "Рено". 1912.
Любимым автомобилем Солдатёнкова был Richard-Brasier. В 1904 году он стал первым российским автогонщиком, преодолевшим порог 100 км/ч. 17 июня 1912 года на Волхонских гонках (на 1 версту) он установил рекорд скорости - 146,47 км/ч. А до этого у него были победы на состязаниях Verona Sprint в 1907 году, 3-е место в Targa Florio на Сицилии 14 мая 1911 года. В этой гонке он участвовал на автомобиле Mercedes 15/20. В 1912-13 гг. Василий Солдатёнков жил в Петербурге и Москве, состоял в ИРАО и ПРАК (Первый русский автомобильный клуб). В 1913 году московский журнал "К спорту!" поместил его фото за рулём на обложку номера.17. Солдатёнков на старте гонки Targa Florio, Италия, 14 мая 1911 года. На его автомобиле Mercedes 14/30 PS укреплена эмблема ИРАО -"Императорского Российского Автомобильного Общества", членом которого гонщик являлся. (Второй слева от пилота - граф Флорио)
18. Бронзовая медаль, врученная Солдатёнкову за третье место в "Тарга Флорио" 1911 года.
После октябрьского переворота 1917 года эмигрировал в Италию. В 1919 Солдатёнков и княжна Горчакова расстались, а уже год спустя Василий женился в Нью-Йорке на Малелин Риз, племяннице Мартина Фогеля, помощника Главного Казначея США. Однако и этот брак не сложился, пара рассталась в 1928 году, и Солдатёнков вернулся в Италию. Умер в Риме, похоронен на кладбище Тестаччо, рядом с прахом первой супруги, княжны Елены Горчаковой.19. Mercedes 14/30PS можно было свободно приобрести в любом представительстве Daimler, в отличие от современных болидов Formula 1. Эта модель производилась с 1909 по 1915 год.
У Солдатёнкова была дочь от брака с Горчаковой - Елена. А еще у него была дочь Донателла, родившаяся в Италии. В 1956 г. она вышла замуж за герцога Сфорца и стала матерью двух детей - потомков герцогов Сфорца и Василия Солдатёнкова.20. В. Солдатёнков на "Ришар-Бразье" на Волхонских гонках. 1912.
21. Обложка журнала "За Спорт!" №35 от 28.07.1912 с фотографией Солдатёнкова, и едкой подписью про неудавшуюся победу петербуржца в Москве.
22. Официальная таблица рекордов скорости России, поставленных на верстовых гонках Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба с 1902 по 1913 год.
Фотографии:
13. B.B. Cолдатёнков и его Renault 105 CV.
14. Гоночный "Рено" Солдатёнкова.
15. Мичман Василий Васильевич Солдатенков (Воевода XVII века в боевом облачении, при приеме во внутренних покоях Царя). - лист (157) из "Альбома Костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 года". Вып. VI.
16. Солдатёнков за рулем своего "Рено". 1912.
17. Солдатёнков на старте гонки Targa Florio, Италия, 14 мая 1911 года. На его автомобиле Mercedes 14/30 PS укреплена эмблема ИРАО -"Императорского Российского Автомобильного Общества", членом которого гонщик являлся. (Второй слева от пилота - граф Флорио)
18. Бронзовая медаль, врученная Солдатёнкову за третье место в "Тарга Флорио" 1911 года.
19. Mercedes 14/30PS можно было свободно приобрести в любом представительстве Daimler, в отличие от современных болидов Formula 1. Эта модель производилась с 1909 по 1915 год.
20. В. Солдатёнков на "Ришар-Бразье" на Волхонских гонках. 1912.
21. Обложка журнала "За Спорт!" №35 от 28.07.1912 с фотографией Солдатёнкова, и едкой подписью про неудавшуюся победу петербуржца в Москве.
22. Официальная таблица рекордов скорости России, поставленных на верстовых гонках Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба с 1902 по 1913 год.
Источники:
5. Виктор Корченов (Нью-Йорк), с сайта: http://odesskiy.com/
6. Сайт "История Одессы": https://histodessa.ru/pervyj-avtomobil-v-odesse/
7. Юрий Мелентьев. АВТО-МОТО-СПОРТ. Малая энциклопедия. Часть 2 - Время
8. Сайт https://grad.ua
9. Сайт "Звездное ралли": http://stellarrally.com/zvezdnoe-ralli/
10. Дмитрий "Samohod" Григорьев. "Записки автомобилиста", 2015 г.
11. Дмитрий Григорьев. Товариство друзів класичних авто (Харьков).
12. Сайт http://culturemeter.od.ua
13. Сайт https://domofoto.ru/object/7251/
14. Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного Дома Романовых / Изд. М. С. Гугеля. - М. : [Тип. В. М. Саблина], 1913
15. Александр Захаров. Мой город - Херсон. http://mycity.kherson.ua/avtory-ag/zaharov-2015/pervyj-avtomobil.html
22. Автомобиль команды "Бенц" Benz 60HP - победитель "Тарга Флорио", 1907 г.
А в 1912 году он участвует в 100-километровой гонке в России, на которую был заявлен 4-цилиндровый Benz мощностью 200 л.с. при 1300 об/мин. Машина была заявлена фабрикантом А. Диетом, являвшимся дилером "Бенц" в Москве, хотя сам автомобиль принадлежал Густаву Листу. Машина весом в 1250 кг развивала скорость до 200 км/ч (уже в те времена!). За рулем аналогичного автомобиля другой немецкий гонщик Ф. Хёрнер установил под Петербургом всероссийский рекорд скорости - 201 км/ч.23. 200-сильный "Бенц", приведший к победе П. Шпамана и Ф. Хёрнера. В машине позирует сын владельца автомобиля Г. Листа, тогда еще подросток. Кстати, позже, в 1925-1935 гг., он работал конструктором на заводе АМО (ЗИЛ).
24. Шпаман на финише 100-километровой гонки, 1912.
25. Фотографии из газеты "Русскiй Спортъ" №38, 1912.
26. Единственный портрет Шпамана из газеты "Русскiй Спортъ". В прессе часто допускали ошибки в фамилиях и даже именах, поэтому ничего удивительного в том, что под фото стоит фамилия "Шпарман". 1912.
Это всё, что известно про немецкого гонщика Пауля Шпамана. Не удалось найти ни биографических данных, ни фотографии.Фотографии:
22. Автомобиль команды "Бенц" Benz 60HP - победитель "Тарга Флорио", 1907 г.
23. 200-сильный "Бенц", приведший к победе П. Шпамана и Ф. Хёрнера. В машине позирует сын владельца автомобиля Г. Листа, тогда еще подросток. Кстати, позже, в 1925-1935 гг., он работал конструктором на заводе АМО (ЗИЛ).
24. Шпаман на финише 100-километровой гонки, 1912.
25. фотографии из газеты "Русскiй Спортъ" №38, 1912.
26. Единственный портрет Шпамана из газеты "Русскiй Спортъ". 1912.
Источники:
16. Л. Шугуров. Из личного архива Григория Яковлева. Журнал АМС №7, 1995.
17. media.daimler.com
18. https://www.supercars.net/blog/1907-benz-60hp-targa-florio-rennwagen/
19. http://porschecarshistory.com/wp-content/old/lib/magazines/AMS/95/ams-95-07.pdf
20. http://www.rcforum.ru/
21. http://www.dlg.speedfreaks.org/archive/book/1909.pdf
© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.