© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века.
Часть 16. Клубы Юга России. ККА. ЕАК. Биографии: Сухомлинов, Родзянко.



Гонки и гонщики ХХ века. Клубы Юга России. Киевский Клуб Автомобилистов. Екатеринославский Автомобильный Клуб. Биографии: Владимир Сухомлинов, Михаил Родзянко.


В 1903 году (а именно, 15 мая) было создано Российское автомобильное общество (РАО), которое поставило своей задачей развитие и пропаганду автомобилизации, организацию спортивных соревнований на автомобилях и мотоциклах, регламентацию дорожного движения, проведение выставок, туристских пробегов и т. п. Как только был сделан первый шаг в столице, инициативу подхватили автомобилисты и других городов - тех, где больше всего было владельцев новых транспортных средств: Москва, Варшава, Рига, Харьков, Киев, Одесса, Екатеринослав. Членские взносы были довольно высокими - 40-50 рублей в год (лишь СПАК назначил 25 рублей). Поэтому в клубах состояли богатые люди, промышленники, купцы, высшие государственные чиновники, генералы, дворяне. В 1909 году РАО обрело официальное признание, то есть получило Высочайшее Его Императорского Величества покровительство и стало называться Императорским (ИРАО). В 1910 году ИРАО предложило всем клубам войти в союзное соглашение, чтобы координировать совместную деятельность и получить представительство в лице ИРАО на международном уровне, т. е. в АИАКР - тогдашнем аналоге ФИА.
Кроме Одесского Автомобильного Общества (ОАО, 1911 - 1917), о котором было рассказано ранее, на Юге Российской Империи выделялись еще три крупных клуба: Киевский, Южно-Русский (в Харькове) и Екатеринославский.

01. Эмблема ИРАО.

02. Эмблема Киевского Клуба Автомобилистов.


Киевский Клуб Автомобилистов (ККА), 1904 - 1917.

24 ноября 1904 года 19 энтузиастов автомобильного дела собрались, чтобы учредить Киевский клуб автомобилистов - "для сближения любителей автомобильной и моторной езды, для усовершенствования в ней и возможного распространения автомобилей и моторных самокатов". Эмблемой Общества стал герб Киева с Архистратигом Михаилом. В том же 1904 году был принят Устав Киевского клуба автомобилистов, в котором говорилось: "Целью клуба является : устраивать с надлежащего разрешения: закрытые и открытые места для езды на автомобилях и моторах, а также мастерские для сборки и починки их; разные дозволенные законом общественные увеселения, а также иметь учителей для обучения езде на автомобилях и моторных самокатах".

В распоряжении членов Объединения были хорошо оборудованные помещения с библиотекой и гостиной для общения и отдыха. Кроме того, при Клубе были гараж, автомастерская, пункт проката и автомагазин "Стрела". В клубе можно было получить квалифицированную техническую консультацию по устройству и работе автомобиля, по правилам езды по городу, а также можно было (за плату) научиться водить автомобиль. Два активиста клуба автомобилистов участвовали в экзаменационной комиссии при Киевской городской управе по приему экзаменов от лиц, желавших стать водителями.

В конце 1913 года в Киеве начинает издаваться иллюстрированный спортивно-технический журнал "Автомобильная жизнь и авиация", который с апреля 1914 года стал органом Киевского клуба автомобилистов. За 1913-1914 год было издано 18 номеров.

Почетный Председатель - генерал Владимир Александрович Сухомлинов. Председатель Совета клуба - И.П. Дьяков. Среди членов клуба - Н.К. фон Мекк и князь С.П. Трубецкой, а также В.В. Свечин - почетный член клуба. Среди инициаторов создания клуба были: киевский городской голова Ипполит Николаевич Дьяков*, врач Евгений Федорович Гарнич-Гарницкий**, предприниматель Эрнст Эрнестович Торклер***, юрист Иван Иванович Подборский****. Секретарем общества был избран юрист М.А. Дяченко, а впоследствии - И.И. Подборский (он же заведовал гаражом и мастерской клуба). С октября 1902 года клуб возглавлял командующий войсками Киевского военного округа, большой любитель автомобилей, генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов (1848-1926). И хотя в 1908 Сухомлинов был переведен в Петербург на должность начальника Генерального штаба, а в 1909 году занял пост военного министра, он оставался почетным председателем Киевского клуба автомобилистов. На посту министра генерал Сухомлинов был сторонником развития и использования новых видов техники. Во время его руководства министерством, были созданы автомобильные части, создан Императорский военно-воздушный флот, в полках были созданы пулемётные команды, а в корпусах - авиаотряды. После отъезда из Киева В.А. Сухомлинова, фактическое руководство осталось на И. Дьякове и товарище председателя графе С.А. Тышкевиче.

* Ипполит Николаевич Дьяков (1865-1934).
В 1902 году был избран депутатом Киевской городской думы, а в 1906-1916 был городским главой. В годы его правления, с огромным успехом прошли Всероссийская промышленная выставка и Первая Российская олимпиада 1913 года, в оргкомитет которой он входил. В эмиграции, в Германии, основал издательство, владел книжным магазином и библиотекой.

** Евгений Федорович Гарнич-Гарницкий (1862-1936)
Киевский врач и общественный деятель, с его именем связана эпоха расцвета в Киеве многих спортивных обществ. После гражданской войны эмигрировал в Югославию, где работал врачом. Похоронен в Белграде.

*** Эрнст Эрнестович Торклер.
Младший сын семьи немецких предпринимателей Э.Э. Торклер имел на Крещатике, 20 магазин по продаже велосипедов, печатных машин, фильтров для воды. Был и отдел по продаже автомобилей. С началом Первой мировой войны имущество германских подданных в Российской империи было секвестрировано. Торклеры не стали исключением.

03. Магазин Эрнста Торклера в Киеве.


Поначалу Киевский клуб размещался на улице Фундуклеевской, 10, угол Ново-Елизаветинской ( теперь Пушкинская), а в 1910-х годах - в здании на углу Крещатика, 22 и Крещатицкой площади. Здесь находился "Грандъ-Отель", позднее разрушенный во время бомбардировок в 1941 году.

В те годы интересующие нас автомобили продавались в салонах на Львовской площади - "Бенцы", а на Николавеской, 7 - "Мерседесы"

**** В 1913 году в Киеве была образована "Первая нормальная школа шофферовъ" при Киевских технических курсах, которой руководил Василий Васильевич Перминов, профессор Киевского политехнического института. А одним из преподавателей по предмету "автомобилизм" был И.И. Подборский, член ККА. Иван Подборский был душой многих интересных спортивных мероприятий в Киеве. Летом 1910 года принял участие в автомобильных гонках по маршруту Петербург - Киев - Москва - Петербург, и завоевал на них два приза, развив в заездах скорость 133 версты в час, то есть 142 км/час, на автомобиле французской фирмы Berliet. Журнал "Автомобиль" № 12, за 1910 г. писал о Киевском пробеге: "На финише в Киеве царил образцовый порядок - всё было предусмотрено, всё рассчитано. Каждому прибывшему участнику был вручён пакет с карточкой, указывающей его гостиницу, приглашение на имеющий быть обед, входной билет на симфонический концерт в Купеческом Собрании и прочие. ... На следующий день участники пробега направились в пригород Киева - Святошино, где должна была состояться гонка на приз киевского предпринимателя, общественного деятеля и автолюбителя Александра Николаевича Терещенко, который в итоге завоевал секретарь Киевского клуба автомобилистов И.И. Подборский."
19 августа 1919 года заведующий гаражом ККА Иван Подборский был остановлен с автомобилем на Печерске, а на следующий день расстрелян в Аносовском саду (теперь - парк Славы).

04. Выезд из Киева по ул. Безаковской в сторону Святошино, на верстовую гонку.

05. Современный вид на улицу Симона Петлюры (бывш. Безаковская), угол бульвара Тараса Шевченко, Киев.



Генерал Сухомлинов Владимир Александрович (1848 - 1926)

Владимир Сухомлинов родился 16 августа 1848 года в городе Тельшяй, Литва. В 1861 году поступил в Александровский кадетский корпус в Вильно, затем переведен в Петербург в 1-ю военную гимназию. После окончания Николаевского кавалерийского училища Сухомлинов выпущен в лейб-гвардии Уланский Его Величества полк в Варшаве. В 1871 году успешно сдал экзамены и зачислен в Академию Генерального штаба. После трехлетнего обучения окончил академию по первому разряду с производством в штабс-ротмистры.

06. Генерал В.А. Сухомлинов в своем кабинете, 1912.

Сухомлинов принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Сделал ряд рекогносцировок турецких укреплений под Плевной. После окончания войны был назначен правителем дел Николаевской академии Генерального штаба. С 1884 года В.А. Сухомлинов командовал Павлоградским лейб-драгунским полком. С 1886 года стал начальником офицерской кавалерийской школы. В 1904 году стал командующим войсками Киевского военного округа. В 1908 году назначен начальником Генерального штаба, а в 1909 году - военным министром.

07. Перед стартом. Справа, около фотографа стоит Военный министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов. Царское Село, 16 июня 1910 г.

08. Николай II (в центре), справа от него: военный министр В. А. Сухомлинов, П.И. Секретёв и офицеры Учебной автомобильной роты. Санкт-Петербург (1913).

Новый министр являлся сторонником развития и использования новых видов техники. В его министерство созданы автомобильные части, создан Императорский военно-воздушный флот.

09. Перед стартом военного автопробега 1913 г. Слева направо: начальник учебной автомобильной роты полковник П.И. Секретев, начальник отдела военных сообщений Военного министерства генерал-лейтенант Ф.Н. Добрышин, начальник Генерального штаба генерал от кавалерии Я.Г. Жилинский, Военный министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов (1913).

10. Военный министр В.А. Сухомлинов, 1915.

В мае 1917 года был обвинен в финансовых нарушениях и заключен под стражу в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. После Октябрьского переворота переведен в тюрьму "Кресты". По амнистии, как достигший 70-летнего возраста, Владимир Сухомлинов 1 мая 1918 года освобожден и выехал в Финляндию, а оттуда в Германию. Находясь в эмиграции, написал свои воспоминания. Скончался генерал Сухомлинов 2 февраля 1926 года в возрасте 77 лет. Похоронен на русском кладбище Тегель в Берлине.

11. Воспоминания В.А. Сухомлинова. Издание 1924 г. Переиздание 2015 г., Изд-во "Питер".


Фотографии:
01. Эмблема ИРАО.
02. Эмблема Киевского Клуба Автомобилистов.
03. Магазин Эрнста Торклера в Киеве.
04. Выезд из Киева по ул. Безаковской в сторону Святошино, на верстовую гонку.
05. Современный вид на улицу Симона Петлюры (бывш. Безаковская), угол бульвара Тараса Шевченко, Киев.
06. Генерал В.А. Сухомлинов в своем кабинете, 1912.
07. Перед стартом. Справа, около фотографа стоит Военный министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов. Царское Село, 16 июня 1910 г.
08. Николай II, военный министр В. А. Сухомлинов, П.И. Секретёв и офицеры Учебной автомобильной роты. Санкт-Петербург (1913).
09. Перед стартом военного автопробега 1913 г. Слева направо: начальник учебной автомобильной роты полковник П.И. Секретев, начальник отдела военных сообщений Военного министерства генерал-лейтенант Ф.Н. Добрышин, начальник Генерального штаба генерал от кавалерии Я.Г. Жилинский, Военный министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов (1913).
10. Военный министр В.А. Сухомлинов, 1915.
11. Воспоминания В.А. Сухомлинова. Издание 1924 г. Переиздание 2015 г., Изд-во "Питер".

Источники:
1. Дмитрий Ротков. "Первые автомобили в России. Начало ХХ века. Киев". (Московскiя Ведомости, 2014: mosvedi.ru/news/lifeway/russian-style/17260.html)
2. Каменцов Олег Андреевич. "Из истории подготовки водителей автомобилей на Украине". (avto-zakaz.com.ua/Text-3.html)
3. Виталий Ковалинский. "Автомобильные страсти. Первые ДТП, такси и запреты в Киеве", 2020. (www.weekend.today)
4. Дмитро Малаков. "З історії автомобіля на вулицях Києва". Газета "День", 2012 (day.kyiv.ua)
5. Михаил Кальницкий. "Автомобили на улицах Киева", 2007. (kontrakty.ua/article/495)
6. "Механические чудовища", 2013 (dsnews.ua/POLITICS/102566)
7. Влад Каганов. "Крещатик. Киевское общество автомобилистов", 2016 (proza.ru/2016/10/29/215)
8. Лев Шугуров. "Русские автомобильные клубы". Журнал "АМС" №1, 1992 (carracer.ru/personal_archive/1992/january/russian_automobile_clubs)
9. Дмитрий Григорьев. Зiркове Ралi. (stellarrally.com/zvezdnoe-ralli/istoriya/avtomobilnyie-klubyi-nachala-20-ogo-veka/kievskiy-klub-avtomobilistov-kka/)



Екатеринославский Автомобильный клуб (ЕАК), 1911 - 1917.

Если в начале ХХ века автомобильное дело находилось еще в зародыше, а лошади оставались важнейшим фактором экономики государства, то уже с 1910 года бум механического передвижения резко сократил потребность в лошадях. Ошеломляющие темпы развития автомобилизма коснулись и Екатеринослава, где до этого главным способом передвижения были извозчики.

Первое автомобильное ежедневное сообщение между Екатеринославом и Новомосковском было открыто в феврале 1908 года. Организатором его выступил потомок древнего украинского дворянского рода - Андрей Миклашевский. Поначалу автомобиль возил 9 человек, позже приобрели 20-местный. Автомобиль отходил ежедневно из Екатеринослава в 8 утра и возвращался в 2 часа дня. Летом того же года по этому маршруту уже ходили автомобили еще трех других владельцев.

12. Автомобиль "Панар-Левассор", курсировавший между Екатеринославом и Южным берегом Крыма.


В декабре 1911 года на Дворцовой (Шевченко) площади организовался Екатеринославский автомобильный клуб.(*) Председателем ЕАК был вице-губернатор Н.А. Татищев. Клуб располагался в Екатеринославе на ул. Гоголевской, 4, позже - на Дворцовой, 10.

13. Эмблема Екатеринославского Автомобильного клуба.

14. Жетон с эмблемой ЕАК.

В то время автомобили были невиданной роскошью, стоили очень дорого, а купить их можно было за границей или в столичных городах. В Екатеринославе продавать автомобили начали только перед Первой мировой войной. Тогда же появились и первые гаражи, предоставляющие прокат этих транспортных средств.

15. Реклама автосалона "Бенц" Б.А. Яцкевича в Екатеринославе на углу Екатерининского проспекта и Фабричной (улицы Столярова), 1912.

Владельцами автомобилей в Екатеринославе были богатые дворянские семьи: Родзянки(**), Миклашевские, Маламы, Евецкие. Имели авто инженеры Кузьмицкий, Толстиков и Доллежаль, из иностранцев: директор Екатеринославского бельгийского трамвая - Камбье, директор первой электрической станции города - Каттавоз и другие. Автомобили покупали для личного передвижения, спорта и путешествий.

16. Газетное объявление ЕАК.

6 мая 1912 года члены ЕАК выехали в путешествие на Южный берег Крыма. А весной 1914 года они совершили пробег из Екатеринослава в Одессу, где посетили банкет Одесского автомобильного общества.

17. Газетная заметка об автопробеге, август 1913 г.

3 июня 1914 года в Потемкинском саду при массовом скоплении горожан состоялся парад автомобилистов. Чудесно декорированные автомобили кружили по саду. Первый приз был присужден присяжному поверенному Шерстюкову, украсившему свой автомобиль живыми цветами, второй - Камбье, автомобиль которого изображал гигантскую стрекозу. Остальные участники были награждены серебряными жетонами.

Участники Екатеринославского клуба принимали участие во многих спортивных мероприятиях:
- В сентябре 1911 г. через Екатеринослав проходил маршрут пробега на Приз Императора С.-Петербург - Севастополь;
- В мае 1913 г. приняли участие в "Звездном пробеге", организованном ПРАК;
- В августе 1913 г. ЕАК, совместно с ОАО, выступил организатором Кругового пробега;
- В мае 1914 г. приняли участие в Бессарабском пробеге, организованном ОАО.

(*)В настоящее время бумажная версия Устава ЕАК издания 1911 г. (22 стр.) хранится в Российской Национальной Библиотеке в Санкт-Петербурге.

(**) Михаил Владимирович Родзянко (1859 - 1924)

Родился в Екатеринославской губернии. Выходец из знатного украинского дворянского рода, сын генерал-лейтенанта. С 1884 года был женат на княжне Анне Николаевне Голицыной (1859-1929), фрейлине Двора ЕИВ. Председатель Государственной Думы с 1911 до октября 1917 года.

18. Михаил Владимирович Родзянко (фото 1911 г., из журнала "Наше наследие", 1990.)

Во время Октябрьского переворота находился в Петрограде, пытался организовать защиту Временного правительства, позднее выехал на Дон, находился при Добровольческой армии, участвовал в первом Кубанском (Ледяном) походе Добровольческой армии зимой-весной 1918 г. После поражения Врангеля в 1920 г. эмигрировал в Королевство Сербии и Хорватии. Умер в Югославии, похоронен на Новом кладбище в Белграде.

19. Автомобиль "Опель" М.В. Родзянко.


Фотографии:
12. Автомобиль Panhard-Levassor, курсировавший между Екатеринославом и Южным берегом Крыма.
13. Эмблема Екатеринославского Автомобильного клуба.
14. Жетон с эмблемой ЕАК.
15. Реклама автосалона "Бенц" Б.А. Яцкевича в Екатеринославе на углу Екатерининского проспекта и Фабричной (улицы Столярова).
16. Газетное объявление ЕАК.
17. Газетная заметка об автопробеге, август 1913 г.
18. Михаил Владимирович Родзянко (фото 1911 г., из журнала "Наше наследие", 1990.)
19. Автомобиль Opel М.В. Родзянко.

Источники:
1. по материалам украинского историка и краеведа Валентины Лазебник (Днепропетровский национальный исторический музей), (facebook.com/dnepr.history/posts/961433227400388)
2. Дмитрий Григорьев. Зiркове Ралi. (stellarrally.com/zvezdnoe-ralli/istoriya/avtomobilnyie-klubyi-nachala-20-ogo-veka/ekaterinoslavskiy-avtomobilnyiy-klub-eak/)



Промежуточное послесловие:
К середине лета 1914 года международная обстановка в Европе резко ухудшилась. По этой причине на заседании комитета Императорского Российского Автомобильного Общества 15 июля 1914 года было принято единогласное решение об отмене большого автопробега от Москвы до Тифлиса, и далее по Черноморскому побережью Кавказа, по Крыму и до Одессы. Спортивная автомобильная жизнь России, как и в других странах, сворачивалась. Многие автоклубы и частные лица передавали свои автомобили армии, и местные автопробеги и соревнования тоже прекратились.

20. Офицеры Императорского флота на автомобиле Mercedes.

Клубы собирали пожертвования в помощь фронту, и организовывали санитарные колонны для перевозки раненых. А в 1917 году почти все клубы, как и ИРАО, прекратили свою деятельность.

21. Автомобильная санитарная колонна. (фото из журнала "Столица и усадьба", №29 , 1 марта 1915 г.)


Фотографии:
20. Офицеры Императорского флота на автомобиле Mercedes
21. Автомобильная санитарная колонна. (фото из журнала "Столица и усадьба", №29 , 1 марта 1915 г.)


Продолжение следует…


© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2020, contact: dottore124@yandex.ru