Гонки и гонщики ХХ века. Рижский и Балтийский автомобильные клубы.
Рига в конце XIX - начале ХХ века.
По насыщенности автомобильной жизни в Российской Империи Рига уступала только Санкт-Петербургу, Москве, Киеву, Варшаве. Наличие в Риге собственного автомобильного производства, - на фабрике Александра Лейтнера, на "Руссо-Балте", определило особую роль города в автомобильной истории Российской Империи.
01. Магазин А. Лейтнера по торговле велосипедами, 1886.
Еще в конце XIX века Гуго Герман Мейер открыл в Риге первое агентство по продаже автомобилей и стал представителем немецкой фирмы "Бенц" в Прибалтийском крае. А в 1901 году из ворот фабрики "Россия" Александра Лейтнера и К° выехал первый автомобиль, собранный в Риге с использованием узлов и агрегатов немецкой фирмы "Кудель" (Cudell). В июне 1899 года, во время первой автомобильной выставки в Риге, г-н Мейер продал первый Benz Velo одному из жителей Риги, чьё имя история не сохранила.
02. Реклама фирмы Гуго Мейера, 1898.
03. Реклама "Бенцъ" в рижском салоне Гуго Мейера, 1899.
Число автомобилей в Риге в начале ХХ века быстро росло. Первые автомобилисты Риги объединились в 1904 году - Общество велосипедистов "Унион" создало Автомобильную секцию, председателем которой стал Александр Александрович Лейтнер.
04. Завод А. Лейтнера в Риге, 1910.
Рижский клуб автомобилистов (RAC) 1908-1917.
Весной 1908 года на базе Автомобильной секции общества "Унион" открылся Рижский клуб автомобилистов (Rigaer Automobil-Club), его председателем стал Гуго Герман Мейер, на следующий год его сменил Рудольф Фрейзингер, один из владельцев Резиновой фабрики "Руссия", изготовлявшей, в числе прочего, велосипедные и автомобильные шины, а А. Лейтнер занял пост вице-председателя. Почетными членами клуба были В.В. Свечин и губернатор Лифляндии Н.А. Звегинцóв. Правление клуба с 1909 года располагалось в фешенебельной гостинице "Рим" (Театральный бульвар, дом №5). В 1912 году Рижский клуб вошёл, на правах отделения, в Балтийский клуб автомобилистов.
05. Эмблема Рижского Автомобильного Клуба (RAC).
Рижский клуб активно участвовал в организации и проведении автомобильных гонок и пробегов, сотрудничал с автоклубами Петербурга и Москвы. В августе 1909 года совместно со СПАК был проведён первый в России длительный автопробег по маршруту С.-Петербург - Рига - С.-Петербург. На входившей в рамки этого пробега верстовой гонке в Риге немецкий гонщик Фриц Эрле на автомобиле "Бенц" достиг скорости 144 версты в час (153,846 км/час), установив новый рекорд скорости в России (рекорд Эрле продержался до 1913 года). В июле 1911 года в гостях у Рижского автоклуба побывали спортсмены из МАО. Пробег Москва - Рига закончился верстовой гонкой в Роденпойсе, в которой победил рижанин П. Ланге на машине "Бенц".
06, 07. Отель "Рим" в Риге, на открытке начала ХХ века, и отель "Рим" в наше время, с современной пристройкой к фасаду.
Балтийский клуб автомобилистов (BAC), 1911-1917.
В 1911 году в Риге был основан Балтийский клуб автомобилистов (Baltischer Automobil-Club). Штаб-квартира BAC расположилась первоначально также в гостинице "Рим". Председателем стал глава Рижского биржевого комитета, директор Рижского городового учётного банка В. Керковиус. В списке почётных членов числились губернатор Звегинцов, вице-президент ИРАО Свечин. Покровителем Клуба был Великий Князь Николай Николаевич. БАК просуществовал до взятия Риги немцами в августе 1917 года. Последний адрес клуба: Николаевская ул., дом №23.
08. Эмблема Балтийского Клуба Автомобилистов (BAC).
Балтийский автомобиль- и аэро-клуб (BAAC), 1910-1917.
Самым влиятельным обществом автомобилистов Прибалтийского края стал Балтийский автомобиль- и аэро-клуб (Baltischer Automobil- und Aero-Club). Основанный в Риге в 1910 году, он расположился вначале на Елизаветинской улице в доме №14, потом переехал на Школьную улицу, дом №3а. Устав клуба был внесён в реестр обществ и союзов Лифляндской губернии 29 мая 1910 года.
09. Эмблема Балтийского Автомобильного и Аэро- Клуба (BAAC). 10. Нагрудный знак БААК, аналогичными были и кокарды для ношения на фуражке.
11. Здание, где располагалась штаб-квартира БААК, на Школьной улице в Риге. 12. Интерьер штаб-квартиры БААК на Школьной улице, 3а.
Членами клуба стали, в основном, представители местного и иностранного дворянства. Высочайшим покровителем БААК стал великий князь Кирилл Владимирович, на пост председателя был избран вице-губернатор Курляндии, генерал-майор князь Николай Дмитриевич Кропоткин, вице-президенты - барон Ф.А. Мендген (Мендген фон Штуббензее) и консул А.А. Зельмер, затем А.Н. фон Транзе.
13. Устав БААК. Рига. Тип. Эрнста Платеса, 1910. (архив РГБ)
14. Член БААК Г.А. фон Транзе за рулём автомобиля "Опель" во время пробега на Приз Виктории Федоровны, 1914.
Основали Балтийский автомобиль- и аэро-клуб 42 члена-учредителя, а в 1912 году в нём состояло 63 человека. На 1 января 1914 года в БААК числилось уже 160 членов, из них десять почётных, таких как Король Швеции Густав V, Великая Княгиня Виктория Фёдоровна, барон Ф.А. Мендген, фабрикант М.М. Кузнецов. К этому времени 35 членов БААК были рижанами, 70 - жителями других прибалтийских городов, 13 - петербуржцы. В клубе состояли и жители Великого Герцогства Финляндского и Царства Польского, числились там подданные Швеции (4 человека) и Германии. Члены БААК владели 130 автомобилями 30 марок, больше всего были распространены в клубе немецкие машины марок Benz (38 единиц), Opel (18), Mercedes (11), Adler (8).
15. Портрет Великого Князя Кирилла Владимировича работы художника Константина Маковского, 1880.
16. Вел. Кн. Кирилл Владимирович и Великая Княгиня Виктория Фёдоровна на автомобиле "Панар-Левассор".
Мероприятия клуба:
Международные автопробеги.
С самого начала своей деятельности БААК активно участвовал в различных спортивных соревнованиях, в том числе и международных. БААК был, пожалуй, единственным российским клубом, организовавшим целый ряд международных пробегов, выходивших за пределы Российской Империи - уже в 1910 году рижане, во главе с директором рижской мануфактуры "Текстиль" Людвигом Поссельтом, отправились в пробег по маршруту Рига - Москва - Ростов - Тифлис - Тегеран - Батум - Одесса - Варшава - Рига, но потерпели аварию в Персии. Об этом пробеге писал Поссельт в австрийском журнале Sport im Bild. Летом 1911 года Поссельт на своём "Бенце" совместно с тремя соратниками по БААК повторил попытку - на сей раз удачно. Участник обоих пробегов И.А. Крегер описал приключения рижан в журнале "Автомобиль".
17. Людвиг Поссельт (Ludwig Posselt), Иван Крегер (Hans Kröger) и шофёр Граль (Grall) на машине "Бенц" во время первого пробега в Персию. Кавказ, 1910.
18. Людвиг Поссельт, Иван Крегер и Л.Я. Гордеев в автомобиле "Бенц" перед вторым пробегом в Тегеран. Рига, 1911.
19. Людвиг Поссельт с товарищами в Персии около автомобиля "Бенц". Пробег Рига-Москва-Ростов-Тифлис-Тегеран-Батум-Одесса-Варшава-Рига.
Правление клуба устраивало скоростные заезды на шоссе Рига - Митава, поездки через германскую границу в Тильзит и Кёнигсберг, а также многочисленные спортивные и туристические пробеги местного значения по дорогам Прибалтийских губерний, и поездки к соседям - в Петербург, Минск, Варшаву. Через Прибалтийский край проходил маршрут Третьего ("Киевского") международного автомобильного пробега на Приз императора Николая, проведённого летом 1912 года (Санкт-Петербург - Ревель - Рига - Варшава - Киев - Москва), и, разумеется, БААК оказал участникам всяческое содействие.
1-й международный пробег, 6 - 9 сентября 1912 г. Кёнигсберг - Ковно (Каунас) - Дунабург (Даугавпилс) - Псков - Рига (1034 км).
Самыми известными международными соревнованиями, организованными БААК, стали автомобильные пробеги на Приз Великой Княгини Виктории Фёдоровны (супруги великого князя Кирилла Владимировича), проводившиеся в 1912-1914 годах (Gro?f?rstin Victoria - Fahrt).
Первый из этих пробегов протяжённостью 1034 км стартовал 19 сентября 1912 года по маршруту Кёнигсберг - Инстербург - Эйдкунен - Вержболово - Ковно - Псков - Двинск - Рига. Для рижан эти соревнования начались фактически двумя днями раньше, поскольку из Риги к старту в Кёнигсберг они ехали организованно. В пробеге участвовало 24 автомобиля. Стартовали 11 российских спортсменов и 8 автомобилистов из Германии, а также 5 - вне зачёта. Первый приз города Рига и Приз Товарищества "Проводник" получил немец Карл Рейхштейн-младший - заводской гонщик, сын владельца автомобильной фирмы Brennabor.
20. Карл Рейхштейн (Carl Reichstein) на автомобиле "Бреннабор", Рига, 1912.
Приз Виктории Фёдоровны получил барон Ф.А. Мендген на машине "Бенц", кубок Балтийского автомобиль- и аэро-клуба получил немец Кригер на автомобиле "Опель", а специальный "Дамский приз" достался госпоже Паули из Германии на машине "Бенц". Награды получили также члены БААК рижане Л. Поссельт и В. Венцелидес, выступавшие на автомобилях "Бенц" и "Мерседес".
21. На старте автопробега участники: Князь Кропоткин, граф Берг, барон Фрейтаг, инженер Реттиг, барон Корф. Кёнигсберг, 1912.
22. Вольдемар Венцелидес (Woldemar Wencelides), представитель фирмы "Даймлер" в Лифляндии, Эстляндии и Курляндии за рулём автомобиля "Мерседес" на автопробеге Кёнигсберг-Рига. Рига, 1912.
"Автомобильный клуб, основанный дворянством прибалтийских губерний России, устраивал ежегодные пробеги, которые назывались "Ралли Виктория"; в честь моей жены. Это было хорошо организованное и увлекательное мероприятие, включавшее посещение многих знаменитых замков трех прибалтийских губерний. Члены клуба устраивали для нас приемы, а владельцы замков, встречавшихся на пути, очень гостеприимно принимали нас в своих поместьях. Меня особенно поразила величавая красота некоторых уголков Лифляндии. Мы посетили замок Кремон в имении Павла Павловича Ливена. Я его хорошо помню - он расположен среди великолепной природы в красивой долине реки Аа. Господство на этих землях Тевтонского ордена и шведов, начиная с XIII века и до 1721 года, когда Петр Великий отвоевал их у Карла XII, оставило полунемецкий, полускандинавский отпечаток на опрятных деревенских домиках, фермах и церквах. Рига, столица Лифляндии, поразительно напоминает северонемецкий портовый город. В то время она являлась одним из наших крупнейших портовых и промышленных центров. Ее гавань кишела судами, так как здесь проходил важный торговый путь России. Сюда стекались железнодорожные грузы со всех концов страны и далее морем шли на Запад. В живописных уголках старых кварталов Риги есть дома XVI-XVII веков и три красивые церкви, построенные в ганзейском стиле." (из воспоминаний Вел.Кн. Кирилла Владимировича)
2-й международный пробег. 25 июня - 1 июля 1913 г. Стокгольм. (976 км)
Следующий пробег на Приз великой княгини Виктории Фёдоровны был проведён с 25 июня по 2 июля 1913 года. Он была организован БААК совместно с Королевским автомобиль-клубом Швеции, (Kungliga Automobil-Klubben Sverige), и проходил по дорогам Швеции. Круговой "русско-шведский" пробег на дистанции 940 км стартовал и финишировал в Стокгольме, к состязанию были допущены только члены российских и шведских автоклубов. БААК организовал перевозку российских спортсменов и машин на пароходе из Риги в Стокгольм. По завершении пробега были устроены соревнования на подъём в гору, а на стокгольмском стадионе состязались в умении и ловкости управления автомобилями. В обратный путь из Стокгольма в Або автомобили перевезли также на пароме, откуда рижане отправились своим ходом в Ригу через Гельсингфорс, Петербург, Псков и Юрьев (нынешний Тарту).
23, 24, 25. Эмблема, нагрудный знак и значок Шведского Королевского Автомобильного Клуба (KAK).
Представители БААК отличились в этой гонке - Главный приз Великой Княгини Виктории Федоровны получил Великий Князь Кирилл Владимирович, на французской "Панар-Левассор". Сын вице-президента клуба Гастон Арведович фон Транзе на "Опеле" взял второй приз в общем зачёте, а граф Фёдор Фёдорович фон Берг из имения Шлосс-Загниц Юрьевского уезда, выступавший на своём 45-сильном "Мерседесе", одержал победу в категории II. В категории I победил барон Эгон фон Вольф на автомобиле "Бенц", получивший приз Великой Княгини Виктории Фёдоровны и Первый клубный приз. В категории III победу одержал швед Гиленштерн на мощной "Минерве" (Minerva). В соревнованиях на подъём в гору первый приз Великой Княгини Марии Павловны за скорость получил член технической комиссии БААК директор Л. Поссельт на автомобиле "Бенц". Петербургская газета "Вечернее время" отметила: "Пробег оказался во всех отношениях весьма удачным и доставил его участникам немало приятных минут и свежих впечатлений. Русские автомобилисты были буквально очарованы радушным приемом своих шведских коллег. Особое впечатление произвели посещения древних фамильных замков, где гонщиков встречали потомки славных родов".
26. Газетная заметка "Русская неделя в Швеции" о 2-м автопробеге на приз Вел. Княгини Виктории Фёдоровны, организованном 12-17 июня 1913 года Балтийсим Автомобиль и Аэро-Клубом совместно с Королевским Автомобиль-Клубом Швеции, опубликованная в журнале "Огонек" в августе 1913 года. На фото: Старт Второго международного пробега, Стокгольм, 12 июня 1913 года.
27. Газетная заметка о Втором пробеге. 1913.
3-й пробег "Ралли Виктория". 11 - 15 июля 1914.
Маршрут последнего пробега на Приз великой княгини Виктории Фёдоровны проложили большей частью по дорогам Прибалтики. Напряжённая политическая обстановка лета 1914 года (15 июня был застрелен эрцгергцог Франц Фердинанд) не позволила организовать традиционное международное состязание с прежним размахом и участием иностранных спортсменов, организаторы наметили маршрут в 1066,5 вёрст со стартом в Юрьеве (нынешнем Тарту) через Пярну и Крустпилс (сейчас Екабпилс), и финишем в Риге.
28. Карта маршрута 3-го автопробега на приз Вел.Кн. Виктории Фёдоровны, 1914.
Среди участников: граф Александр Шувалов на Benz 39/100HP (№1), князь Николай Кропоткин на Benz 33/75HP (№2), барон Борис фон Корфф на Benz 29/55HP (№4),
29. Князь Н.Д. Кропоткин, Великая Княгиня Виктория Фёдоровна, губернатор Н.А. Звегинцов, 1914..
30. Член БААК Борис фон Корфф за рулем автомобиля "Бенц", рядом с ним водитель Артур Фай, на заднем сиденье - жена Ирена фон Корфф и брат Николаус фон Корфф, 1914.
Леопольд фон Валь на Mercedes 18/50HP (№5), барон Эгон фон Вольфф на Benz 8/20HP (№7), Николай Кох на Benz 10/30HP (№8), барон Карлос фон Ливен на Benz 12/30HP (№11), барон Франц фон Хан на Benz 16/40HP (№13), барон Альфред фон Шиллинг на Benz 16/40HP (№14), граф Фёдор Фёдорович Эрмес фон Берг фон Загниц на Mercedes Knight 16/40HP (№15),
31. Член БААК Эгон фон Вульф (слева) рядом со своим автомобилем "Бенц" 1913 года выпуска, 1914.
32. Граф Эрмес фон Берг за рулем автомобиля "Мерседес", рядом с ним водитель Йохан Пуйви, на заднем сиденье - генерал Георг фон Берг, 1914.
инженер Владимир Крейсслер на Benz 33/75HP (№18), барон Феликс фон Менгден из Петербурга на Benz 39/100HP (№20), Генрих фон Штрик на Mercedes 10/25HP (№24), Альфред фон Штрик на Benz 10/30HP (25), барон Карл Штель фон Гольштейн на Benz 10/20HP (№26), Вольдемар фон Вульф на Mercedes Knight 16/40HP (№27).
33. Автомобиль "Мерседес" 1905 г. выпуска члена БААК Генриха фон Штрика, водитель Леопольд Грав, 1914.
34. Член БААК Николай фон Врангель.
Как мы видим, представительство автомобилей "Бенц" и "Мерседес" было значительным. Среди участников были также Великий Князь Кирилл Владимирович на Panhard-Levassor, барон Николай фон Врангель (брат генерала Петра Врангеля), и губернатор Лифляндии Николай Звегинцóв.
35. Машина Вел.Кн. Кирилла Владимирова на финише отрезка Ряпина - Тарту. На фото виден первый дорожный знак "извилистая дорога" с рекламой "Проводника" - спонсора ралли, 1914.
.
36. Клубный флажок БААК на "Опеле" Рейнхольда фон Липхарта, за рулем водитель Петр Никифоров, 1914.
Старт был дан 11 июля в предместьях Тарту (в то время Юрьев), и, сделав кольцо, заканчивался там же. 12 июля пробег продолжился до приморского Пярну. 13 июля спортсмены проследовали в обратном направлении до Сангасте (Sangaste), имения фон Бергов, где им был оказан самый радушный приём. 14 июля от Сангасте путь шёл до Яунгулбене (Jaungulbene), где гостеприимным хозяином выступали уже фон Транзе. 15 июля спортсмены добрались до Крустпилса (ныне - Екабпилс), а 16 июля финишировали в Риге.
"Мы переезжали из одного замка в другой и финишировали в Риге, где гостеприимные хозяева устроили нам банкет в фешенебельном ресторане "Штрандт"" (из воспоминаний Вел.Кн. Кирилла Владимировича)
Победителем пробега стал граф Ф.Ф. фон Берг на автомобиле "Мерседес", он получил приз Великой Княгини Виктории и Первый клубный приз в категории I на скоростных заездах. По окончании пробега, 17 июля, были проведены соревнования на скорость подъема в гору.
37. Прием в имении Бергов в Сангасте, по окончании 3-го этапа ралли. Граф Эрмес Берг, Великая Княгиня Виктория Фёдоровна, Вел.Кн. Кирилл Владимирович, корреспондент газеты "Rigasche Zeitung", сын графа Алексис и жена Эрна Берг, 1914.
38. Эмблема автопробега имени Великой Княгини Виктории Фёдоровны.
А 18 июля была объявлена война и всеобщая мобилизация. Несмотря на то, что сообщение было получено ночью, Великий Князь Кирилл Владимирович немедленно отправился из Риги в столицу на большом "Бенце" Шувалова. Его сопровождали В. Крейсслер, Б. фон Корфф и Ф. фон Хан на своих машинах.
39. Участники пробега: Эдгар Террепсон, князь Николай Кропоткин, граф Александр Шувалов, 1914.
Как писал в своих воспоминаниях Вел.Кн. Кирилл Владимирович, "Мы уехали из Риги в Царское Село на автомобиле графа Сергея Шувалова. Граф был отличным водителем, хотя порой слишком лихим. На дорогах царил страшный хаос. Они были забиты людьми, лошадьми и скотом. Резервисты направлялись на сборные пункты - мобилизация шла полным ходом. В Пскове или Луге, точно не помню, мы пересели в поезд, так как дороги были переполнены транспортом и продвигаться на автомашине становилось невозможно. На железной дороге тоже царил хаос, и мы радовались, что нам удалось проделать остаток пути в вагоне третьего класса." (из воспоминаний Вел.Кн. Кирилла Владимировича)
40. Великий Князь Кирилл Владимирович.
(выражаю особую признательность Станиславу Кирильцу за предоставленные исторические материалы)
Фотографии:
1. Магазин А. Лейтнера по торговле велосипедами, 1886.
2. Реклама фирмы Гуго Мейера, 1898.
3. Реклама "Бенцъ" в рижском салоне Гуго Мейера, 1899.
4. Завод А. Лейтнера в Риге, 1910.
------
5. Эмблема Рижского Автомобильного Клуба (RAC).
6. Отель "Рим" в Риге, начало ХХ века (почтовая открытка).
7. Отель "Рим" в Риге в наше время.
8. Эмблема Балтийского Клуба Автомобилистов (BAC).
9. Эмблема Балтийского Автомобильного и Аэро- Клуба (BAAC).
10. Нагрудный знак БААК, аналогичными были и кокарды для ношения на фуражке.
11. Здание, где располагалась штаб-квартира БААК, на Школьной улице в Риге.
12. Интерьер штаб-квартиры БААК на Школьной улице, 3а.
13. Устав БААК. Рига. Тип. Эрнста Платеса, 1910. (архив РГБ)
------
14. Член БААК Г.А. фон Транзе за рулём автомобиля "Опель" во время пробега на Приз Виктории Федоровны, 1914.
15. Портрет Великого Князя Кирилла Владимировича работы художника Константина Маковского, 1880.
16. Вел. Кн. Кирилл Владимирович и Великая Княгиня Виктория Фёдоровна на автомобиле "Панар-Левассор".
17. Людвиг Поссельт (Ludwig Posselt), Иван Крегер (Hans Kr?ger) и шофёр Граль (Grall) на машине "Бенц" во время первого пробега в Персию. Кавказ, 1910.
18. Людвиг Поссельт, Иван Крегер и Л.Я. Гордеев в автомобиле "Бенц" перед вторым пробегом в Тегеран. Рига, 1911
19. Людвиг Поссельт с товарищами в Персии около автомобиля "Бенц". Пробег Рига-Москва-Ростов-Тифлис-Тегеран-Батум-Одесса-Варшава-Рига.
20. Карл Рейхштейн (Carl Reichstein) на автомобиле "Бреннабор", Рига, 1912.
21. На старте автопробега участники: Князь Кропоткин, граф Берг, барон Фрейтаг, инженер Реттиг, барон Корф. Кёнигсберг, 1912.
22. Вольдемар Венцелидес (Woldemar Wencelides), представитель фирмы "Даймлер" в Лифляндии, Эстляндии и Курляндии за рулём автомобиля "Мерседес" на автопробеге Кёнигсберг-Рига. Рига, 1912.
23, 24, 25. Эмблема, нагрудный знак и значок Шведского Королевского Автомобильного Клуба (KAK).
26. Газетная заметка "Русская неделя в Швеции" о 2-м автопробеге на приз Вел. Княгини Виктории Фёдоровны, организованном 12-17 июня 1913 года Балтийсим Автомобиль и Аэро-Клубом совместно с Королевским Автомобиль-Клубом Швеции, опубликованная в журнале "Огонек" в августе 1913 года. На фото: Старт Второго международного пробега, Стокгольм, 12 июня 1913 года.
27. Газетная заметка о Втором пробеге. 1913.
------
28. Карта 3-го автопробега на приз Вел.Кн. Виктории Фёдороны, 1914.
29. Князь Н.Д. Кропоткин, Великая Княгиня Виктория Фёдоровна, губернатор Н.А. Звегинцов, 1914.
30. Член БААК Борис фон Корфф за рулем автомобиля "Бенц", рядом с ним водитель Артур Фай, на заднем сиденье - жена Ирена фон Корфф и брат Николаус фон Корфф, 1914.
31. Чден БААК Эгон фон Вульф (слева) рядом со своим автомобилем "Бенц" 1913 года выпуска, 1914.
32. Граф Эрмес фон Берг за рулем автомобиля "Мерседес", рядом с ним водитель Йохан Пуйви, на заднем сиденье - генерал Георг фон Берг, 1914.
33. Автомобиль "Мерседес" 1905 г. выпуска члена БААК Генриха фон Штрика, водитель Леопольд Грав, 1914.
34. Член БААК Николай фон Врангель.
35. Машина Вел.Кн. Кирилла Владимирова на финише отрезка Ряпина - Тарту. На фото виден первый дорожный знак с рекламой "Проводника" - спонсора ралли, 1914.
36. Клубный флажок БААК на "Опеле" Рейнхольда фон Липхарта, за рулем водитель Петр Никифоров, 1914.
37. Прием в имении Бергов в Сангасте, по окончании 3-го этапа ралли. Граф Эрмес Берг, Великая Княгиня Виктория Фёдоровна, Вел.Кн. Кирилл Владимирович, корреспондент газеты "Rigasche Zeitung", сын графа Алексис и жена Эрна Берг, 1914.
38. Эмблема автопробега имени Великой Княгини Виктории Фёдоровны.
39. Участники пробега: Эдгар Террепсон, князь Николай Кропоткин, граф Александр Шувалов, 1914.
40. Великий Князь Кирилл Владимирович.
Источники:
1. С.В. Кирилец (Kiriletz 2006). Балтийский Автомобиль- и Аэро-Клуб. "Царскосельский автомобильно-спортивный клуб". (https://www.tsar-auto-club.spb.ru/publishing/kiriletz/baltischer.html)
2. С.В. Кирилец (© Kiriletz 2014). "Автомобильные клубы Лифляндии". Журнал Baltfort №4(29), декабрь 2014. За помощь в подготовке материала автор благодарит Геннадия Канинского (Челябинск, Россия). Иллюстрации из архивов автора и EIA, а также из журналов "Автомобиль", "Огонёк", Allgemeine Automobil-Zeitung, Motor, Sport im Bild.
3. Rene Levoll. The Last Motor Race of the Empire. Estonian Old Technics Museum Foundation. Tallinn, 2014.
4. "Рига автомобильная", журнал "Олдтаймер" №31, 2004 (глав.ред. Илья Сорокин)
5. Кирилл Владимирович, Император. Моя жизнь на службе России. - СПб.: Лики России, 1996. (textarchive.ru)
© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.