Гонки и гонщики ХХ века. Балтийские автомобилисты. Биографии. Ч.1
Автомобили в начале ХХ века - удовольствие дорогое, да и членство в автоклубах требовало не только ежегодных взносов, но и взносов на участие в соревнованиях. Поэтому, понятно, что автовладельцами становились представители знати, дворянства, купечества, предприниматели. И если российские архивы, после 1917 года, сохранили мало сведений о россиянах, то архивы балтийских стран позволили собрать чуть больше информации. Да и любителей автомобилей "Бенц" и "Мерседес" среди них оказалось немало. Поэтому следующая часть, биографическая, будет с продолжением, ибо упомянуть всех в одной статье не представляется возможным. Рассказ о Балтийских клубах начался в предыдущей Части 18. Итак, балтийские автомобилисты:
Великий Князь Кирилл Владимирович (Романов) (1876 - 1938)
Князь Кирилл, двоюродный брат Николая II. Женитьба в 1905 году на принцессе Виктории (Саксенбургской) стала причиной грандиозного скандала в императорской семье, и отлучения Кирилла от семьи. Однако в 1907 г., когда Виктория согласилась принять православие, их чета была возвращена в круг императорской семьи, и Виктории пожалован титул Великой Княгини. В 1909-1912 годах служил на крейсере "Олег", последний год - командиром. С 1913 года - в Гвардейском экипаже, а с 1915 года - командир Гвардейского экипажа.
После создания Б.А.А.К. Вел.Кн. Кирилл стал его почетным президентом, сам неоднократно участвовал в соревнованиях. Во 2-й гонке на приз Виктории взял первый приз.
После убийства в 1918 г. Императора Николая II и его семьи, а затем и Михаила Александровича - брата Николая, Кирилл Владимирович остался самым старшим из живых наследников династии Романовых. Несмотря на то, что СССР уже был признан рядом государств, 31 августа 1924 он провозгласил себя российским императором Кириллом I. Князь скончался 12 октября 1938 года в Париже, похоронен в Кобурге (Германия) в родовой усыпальнице герцогов Саксен-Кобург-Готских. 7 марта 1995 года их останки были торжественно перезахоронены в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга.
01. Вел. Кн. Кирилл Владимирович и Великая Княгиня Виктория Фёдоровна на автомобиле "Панар-Левассор".
02. Великий Князь Кирилл Владимирович.
Boris Wittenberg / Борис Вильгельмович Виттенберг (1867-1942)
В ранних российских документах упоминается как Вениамин Владимирович или Борис Владимирович (в те годы путаница в разных изданиях и документах, и смена имени были частым делом). У рижского завода "Проводник" (производителя всемирно известных в то время шин) также имелся автомобиль Mercedes, который использовали не только для тестов шин, но и для участия в гонках, где за руль садился директор Виттенберг (кстати, он пришел на "Проводник" в 1889 году на должность заведующего отделом испытаний).
В мае 1913 года он противостоял на "Мерседесе" Хёрнеру на "Бенце", и уже тогда это была борьба покрышек, как сегодня на "Формуле 1". Mercedes Виттенберга был обут в рижский "Проводник", а Benz Хёрнера - в петербургский "Треугольник".
В 1915 году, в связи с начавшейся войной, администрация завода "Проводник" эвакуирована из Риги в Москву, а в 1917 году Борис Виттенберг эмигрирует в Париж, продолжая руководить заводом, и регулярно приезжая в Ригу, вплоть до 1930 (по некоторым данным, до 1938) года. Умер в 1942 году в Париже. В газете Le Figaro за 23 января 1942 года написано: "Мы узнали о смерти Бориса Виттенберга, бывш. царского статского советника, бывш. Президента французско-русской гуттаперчевой компании "Проводник" в возрасте 75 лет. Похоронен 5 января 1942 года, в городе Сен-Матьё, департамент Верхняя Вьенна".
В послевоенное время, в СССР в 1928 году, была попытка восстановить производство некоторых резиновых изделий на эвакуированных в Москву заводских мощностях "Проводника", но ничего не получилось, и завод был ликвидирован.
03. Виттенберг, директор товарищества "Проводник".
04. Заводы товарищества "Проводник" в Риге.
05. Нагрудный значок товарищества "Проводник".
06. Рекламный плакат шин "Проводник" отделения в Аделаиде (Австралия).
07. Заметка из газеты Le Figaro о смерти Виттенберга (1942): Nous apprenons la mort à l'âge de 75 ans dfi M. Boris WITTENBERG ex-Conseiller d'Etat intime du Tsar. ex-Président de la Société Franco-Russe de Caoutchouc "Prowodnik". Les obsèques ont eu lieu .le 5 janvier 1942 a Saint-Mathieu (Hte-Vienne).
Граф Александр Павлович Шувалов (1881 - 1935)
Шуваловы - древний дворянский и графский род с XVI века. Шуваловы младшей ветви породнились с графским родом Воронцовых. Многие Шуваловы занимали высокие должности в военных и гражданских ведомствах, и при дворе ЕИВ.
Церемониймейстер Императорского двора, флигель-адъютант, член ИРАО и Б.А.А.К., граф А.П. Шувалов был также членом оргкомитета 2-й и 3-й гонки на приз Виктории, и сам принимал участие на своем Benz 39/100HP. Маршрут 3-й гонки пролегал, в числе прочего, и мимо дворца в Рундале, принадлежавшего двоюродному брату Андрею Петровичу Шувалову. Этот прекрасный дворец, спроектированный самим Бартоломео Растрелли, был изначально построен для герцога Бирона, фаворита императрицы Анны Иоанновны. И по сей день этот дворец в Рундале, называемый часто Балтийским Версалем, привлекает тысячи туристов, впрочем, как и другой владение Шуваловых - дворец Воронцовых в Крыму.
Граф Шувалов эмигрировал после 1917 года в Англию. Умер в Лондоне в 1935.
08. Эдгар Террепсон, князь Николай Кропоткин, граф Александр Шувалов (справа), 1914.
09. Рундальский дворец, 2012 (Латвия).
10. Воронцовский дворец в Алупке, 2013 (Украина).
Князь Николай Дмитриевич Кропоткин (1872 - 1937)
Кропоткины - один из древних аристократических родов, имеющих прямое происхождение от Рюриковичей. Н.Д. Кропоткин - сын харьковского губернатора князя Дмитрия Николаевича Кропоткина, убитого в 1879 году народовольцем, дальний родственник знаменитого анархиста князя Кропоткина. Воспитывался в Пажеском корпусе, прапорщик запаса армейской кавалерии. Унаследовав родовое имение Борхов "Зегевольд" вместе с одноименным замком, был внесен в матрикулы Лифляндского рыцарства и получил право именоваться "князь фон Кропоткин". Превратил Зегевольд (современное название - Сигулда) в курорт, который получил прозвище "Лифляндская Швейцария" и стал известен не только в России, но и в Европе. При Николае Дмитриевиче были построены вокзал, гостиница и 900-метровая лыжно-санная трасса, построено много пансионатов, обустроены смотровые площадки и набережная реки Гауи.
Князь Кропоткин родился в 1872 г. в Харькове, камер-юнкер Высочайшего Двора, был вице-губернатором Курляндии (1907-1912) и Лифляндии (1912-1915), с 1910 года до начала войны был председателем Балтийского Автомобиль и Аэро-клуба. Владел автомобилем Benz 33/75HP. В гонке на приз Виктории князь Кропоткин участвовал на своем автомобиле Benz, его сопровождала супруга Мария Кропоткина и член комитета Б.А.А.К. Рейнхард Фрейтаг фон Лорингховен - отец Карины фон Транзее-Розенек, супруги его одноклубника.
С началом Первой Мировой, вместе с другими членами клуба, князь Кропоткин организовал бригаду Красного Креста, доставлявшую раненых в госпитали. В 1919 году было национализировало всё его имущество, после чего Кропоткин эмигрировал в Германию. Умер в Берлине в 1937, похоронен в Берлине на православном кладбище Тегель.
11. Князь Н.Д. Кропоткин (оборачивается с переднего сидения), Вел. Княгиня Виктория Фёдоровна, губернатор Н.А. Звегинцов, 1914.
12. Князь Н.Д. Кропоткин (1901).
13. Замок Кропоткиных в Сигулде (Латвия), 2007.
Николай Александрович Звегинцов (1848 - 1920)
Из потомственных дворян Воронежской губернии. Род. 22 апреля в Новохопёрске Воронежской губернии. Окончил Николаевское кавалерийское училище, и был выпущен корнетом в Кавалергардский полк. В 1902-1905 - губернатор Смоленска. С 1905 по 1914 год занимал должность Лифляндского губернатора. С 1915 года - Сенатор.
После октябрьского переворота эмигрировал в Данию, умер в Копенгагене в 1920 г. Двое детей тоже стали военными. Старший, Владимир (1891-1973) стал полковником, командиром Кавалергардского полка, с 1918 года служил в Добровольческой армии и в Вооруженных Силах Юга России, позднее, в эмиграции во Франции, стал военным историком. Похоронен на Сен-Женевьев-де-Буа. Младший, Николай (1894-1927 ?) стал штабс-капитаном, участвовал в Первой Мировой, остался в России после 1917, был репрессирован и погиб в Соловецком лагере.
14. Н.А. Звегинцов? в бытность кавалергардом (1908).
15. Губернатор Лифляндии Николай Александрович Звегинцов.
Boris Konstantin Peter Friedrich von Korff / Борис Петрович, барон Корф (1883 - 1946)
Родился в 1883 в Газенпоте Курляндской губернии. Учился юриспруденции в Риге, С.-Петербурге, Варшаве, Бонне. Его семья владела знаменитым своими тайнами старинным, XIII века, Крустпилским замком с 1585 по 1920 год. В этом замке он принимал гостей, сделавших остановку во время 3-й гонки на приз Виктории.
Барон Корф состоял членом ИРАО, был вице-президентом Рижского автоклуба. Владел автомобилем Benz 29/55HP 1911 года выпуска, на котором принимал участие в гонке. В соревновании его сопровождали супруга Ирена, старший брат Николай (1880-1945) и водитель-техник Артур Фай.
Умер в эмиграции, в Мюнхене, в 1946.
16. На старте автопробега участники: Князь Кропоткин, граф Берг, барон Фрейтаг, инженер Реттиг, барон Корф. Кёнигсберг, 1912.
17. Член БААК Борис фон Корфф за рулем автомобиля "Бенц", рядом с ним водитель Артур Фай, на заднем сиденье - жена Ирена фон Корфф и брат Николаус фон Корфф, 1914.
18. Борис фон Корф.
19. Крустпилсский замок (Латвия), 2010.
Count Ermes Friedrich Berg / граф Фёдор Фёдорович Берг (1880 - 1949)
Берг упоминается в архивах и как Ф.Ф. Берг, и Эрмес фон Берг, и граф Берг фон Сангасте, по названию имения. Как и фон Стрюк, был одним из первых автовладельцев в Ливонии. Уже в 1903 году он путешествовал по Франции. В числе прочих авто, у него был Mercedes Simplex 25HP 1908 года с кузовом фабрики А. Лейтнера, и Mercedes Knight 16/40HP 1913 года с кузовом знаменитого ателье Erdmann & Rossi. Именно на нем он и выступал в 3-й гонке на приз Виктории.
Граф Берг состоял членом Б.А.А.К., а также ИРАО, и участвовал почти во всех соревнованиях под эгидой этих клубов. Трое его братьев - Карл, Филипп и Иоганн, - часто помогали ему в качестве водителя. В 3-й гонке на приз Виктории его сопровождали супруга Аделе Эрнестина, и дядя, генерал Георг фон Берг.
Во время войны Берг был представителем Российского Общества Красного Креста. Значительная часть балтийско-германской аристократии эмигрировала, и их имения были национализированы. Однако за заслуги в области селекции сортов пшеницы его отца, Фридриха фон Берга, которого называли "пшеничным графом", Эстонским государством была дарована неприкосновенность имению Сангасте. В родовом замке, в самом начале войны, Ф.Ф. Берг устроил военный госпиталь, а также организовал санитарный поезд для перевозки раненых. Во время войны за независимость Эстонии Берг воевал в финском полку "Сыновья Севера", получил в награду Крест Свободы за храбрость. Позднее эмигрировал в Финляндию.
20. Граф Эрмес фон Берг за рулем автомобиля "Мерседес", рядом с ним водитель Йохан Пуйви, на заднем сиденье - генерал Георг фон Берг, 1914.
21. Mercedes Simplex 1908 года выпуска графа фон Берга.
22. Граф Эрмес фон Берг (1913).
23. Замок Загниц в Сангасте (2012).
24. Эрмес Берг во время войны за независимость.
25. Памятник Ф.Г. Бергу ("пшеничному графу") в Сангасте.
Продолжение следует: бароны фон Стрюк, фон Валь, фон Транзее, фон Люде, фон Вульф, Венцелидес, фон Менгден, Александр Лейтнер, М.Кузнецов.
Фотографии:
01. Вел. Кн. Кирилл Владимирович и Великая Княгиня Виктория Фёдоровна на автомобиле "Панар-Левассор".
02. Великий Князь Кирилл Владимирович.
03. Виттенберг, директор товарищества "Проводник".
04. Заводы товарищества "Проводник" в Риге.
05. Нагрудный значок товарищества "Проводник".
06. Рекламный плакат шин "Проводник" отделения в Аделаиде (Австралия).
07. Заметка из газеты Le Figaro о смерти Виттенберга (1942)
08. Э. Террепсон, князь Кропоткин, граф Шувалов, 1914.
09. Рундальский дворец, 2012 (Латвия)
10. Воронцовский дворец в Алупке, 2013 (Украина).
11. Князь Н.Д. Кропоткин, Вел. Княгиня Виктория Фёдоровна, губернатор Н.А. Звегинцов, 1914.
12. Князь Кропоткин
13. Замок Кропоткиных в Сигулде
14. Н.А. Звегинцов, в бытность кавалергардом (1908)
15. Николай Александрович Звегинцов
16. Князь Кропоткин, граф Берг, барон Фрейтаг, инженер Реттиг, барон Корф. Кёнигсберг, 1912.
17. Член БААК Борис фон Корфф за рулем Benz, водитель Артур Фай, жена Ирена фон Корфф и брат Николаус фон Корфф, 1914.
18. Борис фон Корф.
19. Крустпилсский замок (Латвия), 2010.
20. Граф Эрмес фон Берг за рулем Mercedes, водитель Йохан Пуйви, генерал Георг фон Берг, 1914.
21. Mercedes Simplex 1908 года выпуска графа фон Берга.
22. Граф Эрмес фон Берг (1913)
23. Замок Загниц в Сангасте (2012).
24. Эрмес Берг во время войны за независимость.
25. Памятник Ф.Г. Бергу ("пшеничному графу") в Сангасте.
Источники:
1. С.В. Кирилец (© Kiriletz 2014). "Автомобильные клубы Лифляндии". Журнал Baltfort №4(29), декабрь 2014.
2. Rene Levoll. Läänemaa auto-motomehed enne esimest maailmasõda (www.salm.ee)
3. Участники Белого движения в России. (https://погибшие.рф)
4. Сайт www.geni.com
5. Русская Эстония. (http://russianestonia.eu)
6. National Archives Photo Database (http://www.ra.ee)
7. Vikipedija (https://lv.wikipedia.org)
8. Служители России (http://baronss.ru)
9. Форум "Беседы о Риге" (http://forum.myriga.info/index.php?showtopic=4739)
10. Олег Шаповалов. "Роман с "Проводникомъ"". Polaris, Рига, 2017.
11. The database of Estonian Old Technics museum (https://tehnikamuuseum.com)
12. Архив Le Figaro за 1942 год (https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k4109699/f2.item#)
© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.