Гонки и гонщики ХХ века. Балтийские автомобилисты. Биографии. Ч.2
Изучая историю автомобильной марки, историю спорта, связанную с этой маркой, невозможно не обратить внимание на судьбы людей, так или иначе связанных с этим. А также судьбы известных в то время производственных брендов. В прошлой статье мы коснулись завода "Проводник". В этот раз коснёмся фабрики Братьев Фрейзингер, и завода А. Лейтнера.
Arved von Transehe-Roseneck / Арвед Павлович фон Транзе (Транзеге-Розенек) (1878 - 1941)
Известный род балтийских (остзейских) немцев фон Транзе принадлежал дворянам, населявшим современную территорию Латвии с XVI века. Род. в 1878 недалеко от Модены (Италия). Арвед фон Транзе был вице-председателем БААК.
01. Барон Арвед фон Транзе (1913).
Rene Wilhelm Paul von Transehe-Roseneck / Рене фон Транзе-Розенек (1879-1954)
Младший брат Арведа. Жил в имении Яунгулбене, где останавливались участники автопробега 1914 г. на приз Вел.Княгини Виктории. Собственно, вся семья фон Транзе-Розенек была увлечена автомобилизмом. Отец Арведа, Рене и Гастона, Пауль тоже был активным участником БААК. Все три сына приняли участие в 3-й гонке на приз Виктории. В семье было, по меньшей мере, 9 автомобилей, среди которых был Benz 14/30HP Runabout, и Mercedes 14/30HP Limousine Landaulet. Водитель экипажа Рене в 3-й гонке был Алексей Карякин, который, к слову, был водителем экипажа Эгона фон Вольфа во 2-й гонке. Пассажирами в экипаже Рене фон Транзе тётя жены Арведа, отец семейства фон Вольф, а супруга фон Вольфа-старшего ехала в экипаже Феликса Менгдена.
02. Имение Яунгулбене семьи фон Транзе (фото 2013), где останавливался пробег 1914 года.
Paul Gaston August Valerius von Transehe-Roseneck / Гастон Павлович фон Транзе.
03. Барон Гастон фон Транзе (1913).
04. Член БААК Г.А. фон Транзе за рулём автомобиля "Опель" во время пробега на Приз Виктории (1914).
Leopold von Wahl / Лев Рейнгольдович фон Валь (1883 - 1965)
род. в Люстивере (Эстляндия) в 1883 г. Участник БААК. Владел автомобилями Mercedes 18/50HP и Benz. Умер в эмиграции в Германии в 1965 г., похоронен в Бремене.
Генрих фон Валь вспоминает о первых автомобилях семьи: "Это были Fiat-Landaux 1909 года, затем Humber, Benz 1912 года, Mercedes Daimler 1914 года, с которыми Лео фон Валь ехал на гонки, сын вспоминает Пярнуский блокпост. Вероятно, речь идет о гонке Тарту-Рига-Псков, где разыгрывался Кубок Великой княгини Виктории. Русские реквизировали Mercedes во время Первой мировой войны, который был передан русскому генералу." (речь идет о гонке на приз Вел.Княгини Виктории в 1914 году по маршруту Тарту-Рига, ввиду войны пробег до Пскова был отменен. - прим.авт.)
05. Барон Лео фон Валь (1913).
06. Имение Люстивере (акутальное фото).
Woldemar von Wulf / Вольдемар фон Вульф
Владельцы замка в Цесвайне - братья Адольф (1888-1904) и Вольдемар фон Вульфы были членами БААК. У них, кроме прочих автомобилей, был Mercedes Knighr 16/40HP. Их родственник Герман Максимилиан фон Вульф (1865-1923) из имения M?niste (Menzen) также состоял членом клуба, и владел автомобилем Benz 8/20HP 1914 года.
В 1903 году братья Адольф и Волдемар фон Вульф из имения Цесвайне купили первые в Видземе автомобили и отправили своих кучеров на курсы водителей в Цесис. После двухнедельной учебы новоявленные шофера добирались из Цесиса в Цесвайне (70 км)... двое суток. Позже братья Вульфы устроили первые в округе автогонки по Псковскому шоссе, пригласив на состязания друзей-помещиков из Петербурга. Волдемар Вульф ехал на авто, а один из его приятелей летел на планере. Победили колеса. По некоторым сведениям, именно барон спонсировал первые большие европейские автогонки в Париже.
Адольф Вульф умер в 1904 году в Вене в возрасте 47 лет. Его сын Вильгельм в автокатастрофе в Германии, ему передалась по наследству роковая страсть к быстрой и бесшабашной езде. Последний Вульф, Александр, внук Адольфа, сыграл особую роль в судьбе родового имения. Во время Второй мировой войны он воевал в составе немецкой дивизии в районе Цесвайне. Ему был дан приказ взорвать замок в Цесвайне, но он не подчинился приказу. А вскоре советские войска заняли эту территорию и замок был спасен. Сейчас он принадлежит местному самоуправлению.
07. Артур фон Вульф (1913).
08. Цесвайнский замок (актуальное фото).
Egon Viktor Adalbert Gottlieb von Wolff / Эгонт Джемсович, барон Вольф (1885-1965)
Вольф - старинный лифляндский баронский род. Эгон род. в 1885 в Вальденроде (Лифляндия), выпускник Тартусского университета. Владел автомобилем Benz 8/20HP, жил в имении Вецгулбене. В этом имении частенько бывал граф Цеппелин (Count Ferdinand von Zeppelin), женатый на одной из дочерей семейства, Изабелле фон Вульф.
Во 2-й гонке ("Шведской") 2013 года на своем "Бенце" Эгон победил в 1 категории. Вместе с ним в гонке участвовал его старший брат Вольдемар Эдуард Ральф Артур фон Вольф (1884-1930), тоже член БААК, на своем новеньком "Бенце" 30НР 1913 года. С началом войны Эгон эмигрировал в Германию, умер в 1965 в Штуттгарте.
09. Барон Эгон фон Вольф (1913).
10. Имение Вецгулбене (актуальное фото).
Baron Felix von Mengden von Stubbensee / Барон Феликс Альбертович Менгден (фон Штуббензее) (1875 - 1918)
Род баронов фон Менгден происходит из Вестфалии и восходит к XV столетию. Член Рижского отделения крестьянского поземельного банка от Лифляндского ландтага в 1914 году. Вице-председатель БААК. Владел автомобилем Benz 39/100HP, на котором взял 1-й приз в 1-й гонке на приз Виктории.
11. Барон Феликс фон Менгден фон Штуббензее (1913).
Baron Nikolai von Wrangell / Николай Врангель, барон (1869 - 1927)
Аристократическая семья Врангелей принадлежит к эстонскому рыцарству. Двоюродный брат Николая, генерал Пётр Врангель (1878 - 1928) - стал самым известный среди них. Николай был полковником 16-го Иркутского гусарского полка, адьютантом Великого Герцога Михаила Александровича. Во время гонки его сопровождала в экипаже его будущая супруга Элизабет фон Хойнинген (они поженились в 1915), а также госпожа Е.Иваненко, жена Дмитрия Иваненко, брата Ольги Врангель - супруги генерала П. Врангеля. После войны семья Врангелей жила во Франции и Италии, где Бетти (Элизабет) основала русский модный дом ITEB. Николай тяжело переживал вынужденную разлуку с Родиной, и покончил с собой в 1927. Похоронен на кладбище Тестаччо в Риме.
12. Барон Николай Врангель.
Александр Александрович Лейтнер / Alexander Leutner (1864 - 1923)
Родился в Курляндии. Инженер-изобретатель, после обучения в реальном училище работал на фабрике Павла Рааше (Paul Raasche) в Риге, затем изучал механику и велосипедостроение во Франции, в Лионе, затем в Англии, в Ковентри и Бирмингеме, в Германии и Швейцарии (в Женеве). Вернувшись в Ригу, в 1886 году основал первое в России производство велосипедов - Велосипедная Фабрика "Россия". Позже Лейтнер наладил производство автомобилей.
Первые автомобилисты Риги объединились в 1904 году - Общество велосипедистов "Унион" создало автомобильную секцию (Radfahrervereinigung "Union", Automobilsektion), председателем которой стал Александр Лейтнер, владелец "Велосипедной и Автомобильной Фабрики "Россия" А. Лейтнер и Ко.". В 1908 Лейтнер становится также вице-председателем Рижского автомобильного клуба. Кроме того, он был членом правления Б.А.А.К. В 1915 году, в связи с приближением линии фронта, фабрика была эвакуирована в Харьков, где послужила, впоследствии, основой для знаменитого в СССР Харьковского велосипедного (ХВЗ) и авторемонтного заводов. В 1923 году семья Лейтнеров ненадолго вернулась в Ригу, но не стал восстанавливать производство. А. Лейтнер умер в 1923 в Мерано (Италия). Здание фабрики "Россия" на ул. Бривибас в Риге было и в дальнейшем использовано для производства велосипедов в период 1924-1942 гг., а затем и в Советской Латвии.
13. Александр Лейтнер.
14. Реклама автомобильного завода "А. Лейтнер и Ко.".
15. Почтовая марка России 2008 г. в честь выпуска заводом "Лейтнер" складного велосипеда в 1917 году.
16. Здание бывшей фабрики Лейтнера на ул. Бривибас в Риге.
Гуго Герман Мейер
Весной 1908 года открылся Рижский Клуб Автомобилистов (Rigaer Automobil-Club), его председателем был Гуго Герман Мейер, (позже его сменил Р. Фрейзингер, один из владельцев "Резиновой Фабрики "Руссия"), а А. Лейтнер занял пост вице-председателя.
Фирма Гуго Германа Мейера - один из первых дилеров "Бенц" в Риге. Именно фирма Мейера продала первый Benz Velo в Риге в 1899 г.
17. Реклама Торгового Дома Гуго Германа Мейера.
Рудольф и Юлиус Фрейзингер / Gebrueder Freysinger
Открывшийся в 1908 году Рижский Клуб Автомобилистов поначалу возглавил Гуго Герман Мейер, а позже его сменил Рудольф Фрейзингер, один из владельцев "Резиновой Фабрики Братьев Фрейзингер "Руссия") - такая информация находится в исторических документах. Однако же, в других документах упоминается, что в 1909 году место председателя занял В.Ю. Фрейзингер, член БААК. Поскольку, как я уже упоминал, путаница в именах и фамилиях в то время была как в прессе, так и в документах, то можно предположить что это был один и тот же человек, или же оба брата побывали председателями, ибо найти упоминание об их биографиях не удалось.
Австрийцы братья Фрейзингер организовали в 1896 году в Риге фабрику по производству резиновых изделий под названием "Руссия". В 1910 году на базе фабрики было образовано акционерное общество "Каучук". К началу Первой Мировой на российском каучуковом рынке сложилась Большая тройка - питерский "Треугольник", рижский "Проводник" и московский "Богатырь", которая грозила превратиться в четвёрку, из-за напористости молодого, но перспективного "Каучука". Общество, в основном, занималось обслуживанием автомобильной и велосипедной промышленности - не в последнюю очередь потому, что братья Фрейзингер сами были страстными автомобилистами.
После начала войны, в 1915 году, промышленные мощности "Каучука" были эвакуированы в Москву. Вместе с заводом приехали рижские инженеры и рабочие, селившиеся поблизости - на Плющихе и в доме Баумгартена. В 1920 году "Каучуку" было передано оборудование рижской фабрики "Проводник", также эвакуированной в Москву. К началу 20-х годов многие из них перевезли свои семьи в Москву. А в 1937 вышла директива НКВД об операции по линии "латвийского шпионажа", и в 1938 многих жителей этих домов забрали, навсегда.
18. Рудольф Фрейзингер.
19. Реклама фабрики "Руссия" (1900).
20. Фабрика "Руссия" (иллюстрация начала ХХ века).
21. Экспозиция фабрики "Руссия" на Юбилейной Рижской выставке (1901).
22. Акции Общества "Каучук" (1910).
23. Корпуса фабрики "Руссия" в Риге. Современный адрес - Шлокская улица - Slokas iela, 52.
24. Заметка в Рижской адресной книге издания 1907 года. "Rigasches Addressbuch 1908".
Nikolai Andreas Ludwig Joachim Koch / Николай Кох (1888 - 1925)
Н. Кох жил в имении Вохнья. Был почетным гражданином Таллина. Семья предпринимателей и торговцев Кох была хорошо известна в городе. Товарищество парусиновых изделий семьи Кох предлагало изделия из непромокаемой парусины, окрашенной в защитные или серые цвета: пальто, накидки и плащи для офицеров. Николай состоял участником БААК, и владел "Бенцем" 10/30HP.
25. Николай Кох.
Продолжение следует: бароны фон Стрюк, фон Люде, Венцелидес, М.Кузнецов.
Фотографии:
01. Барон Арвед фон Транзе (1913).
02. Имение Яунгулбене семьи фон Транзе (фото 2013), где останавливался пробег 1914 года.
03. Барон Гастон фон Транзе (1913).
04. Член БААК Г.А. фон Транзе за рулём автомобиля "Опель" во время пробега на Приз Виктории (1914).
05. Барон Лео фон Валь (1913).
06. Имение Люстивере (акутальное фото).
07. Артур фон Вульф (1913).
08. Цесвайнский замок (актуальное фото).
09. Барон Эгон фон Вольф (1913).
10. Имение Вецгулбене (актуальное фото).
11. Барон Феликс фон Менгден фон Штуббензее (1913).
12. Барон Николай Врангель.
13. Александр Лейтнер.
14. Реклама автомобильного завода "А. Лейтнер и Ко."
15. Почтовая марка России 2008 г. в честь выпуска заводом "Лейтнер" складного велосипеда в 1917 году.
16. Здание бывшей фабрики Лейтнера на ул. Бривибас в Риге.
17. Реклама Торгового Дома Гуго Германа Мейера.
18. Рудольф Фрейзингер.
19. Реклама фабрики "Руссия" (1900).
20. Фабрика "Руссия" (иллюстрация начала ХХ века).
21. Экспозиция фабрики "Руссия" на Юбилейной Рижской выставке (1901).
22. Акции Общества "Каучук" (1910).
23. Корпуса фабрики "Руссия" в Риге. Современный адрес - Шлокская улица - Slokas iela, 52.
24. Заметка в Рижской адресной книге издания 1907 года. "Rigasches Addressbuch 1908".
25. Николай Кох.
Источники:
1. Rene Levoll. Läänemaa auto-motomehed enne esimest maailmasõda (www.salm.ee)
2. Станислав Кирилец. От велосипеда к автомобилю - Александр Александрович Лейтнер, 2012.
3. Сайт www.geni.com
4. Русская Эстония. (http://russianestonia.eu)
5. National Archives Photo Database (http://www.ra.ee)
6. Vikipedija (https://lv.wikipedia.org)
7. Ena von Harpe, Dieter von Wahl. "Erlebtes Livland. Die Familie von Wahl 1795-1993", 1995.
8. The database of Estonian Old Technics museum (https://tehnikamuuseum.com)
9. Лев Шугуров. "Колёса надежды". "Авторевю" №20, 2009.
10. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. Москва, 1993.
11. И.М. Агаянц. "Резиновой промышленности России 175 лет". "Вестник МИТХТ" №4, 2007.
12. Гражданская война и военная интервенция в СССР / Энциклопедия. - М.:"Сов. энциклопедия", 1983. - С. 254.
13. LiveJournal. Цесвайне и фон Вульфы, 2009. (https://rezeknenka.livejournal.com/17769.html)
14. Игорь Баринов. Каучук. История российского предпринимательства. (https://madeinrussia.business/)
15. Die Gewinnung des Rohgummi u. die Fabrikation von Gummiwaren. Preis-Kurant / Gummiwaren-Fabrik "Russia" Gebruder Freysinger, Riga. - Riga : A. Grosset, 1903.
16. Bayerische Staatsbibliothek/Digitale Bibliothek (Munchen). Genealogisches Handbuch der baltischen Ritterschaft.
© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.