Гонки и гонщики ХХ века. 1913 год. "Звёздное ралли". Биографии: Фёдор Суручану.
1913 год (часть I).
В 1912 году была завершена программа автопробегов, запланированная в 1909 году, и направленная на изучение западных маршрутов. Год 1913 было решено посвятить подготовке к автопробегам в 1914-16 гг. в восточном направлении, через волжские губернии, к Уралу.
Но и сам по себе, 1913 год был богат на события. Сказывалось и увеличение продаж автомобилей, хотя, конечно, продажи в России не шли ни в какое сравнение с Европой и Америкой, а также растущая популярность автоспортивных соревнований среди российских автомобилистов. И если по более ранним годам информации не так много, то по 1913 году очень помог сохранившийся в архиве "Ежегодник ИРАО", подготовленный к 10-летнему юбилею Общества.
01. Ежегодник ИРАО за 1913 г.
1913 год вполне заслуживает того, чтобы считать его годом наивысшего подъёма отечественного автомобилизма. Именно тогда в Санкт-Петербурге состоялась IV Международная автомобильная выставка, ради которой был отменен очередной автопробег на приз Императора. Исполнилось 10 лет Императорскому российскому автомобильному обществу, чей юбилей был приурочен к автомобильной выставке, и сам Император посетил 15 мая юбилейное торжество. Был впервые проведён новый формат автопробега, по образцу ралли Монте-Карло, получивший название "Звёздное ралли". Был установлен новый рекорд скорости (на автомобиле "Бенц"), державшийся после этого целых 38 лет. Впервые был проведен автокросс по бездорожью, а также проведен испытательный пробег в восточном направлении. Состоялись первые кольцевые гонки по образцу Гран-При Франции. Большим мероприятием международного значения стал пробег Москва-Берлин-Париж, проведённый Московским автомобильным обществом. Из грустных событий - трагическая гибель председателя варшавского Общества Автомобилистов Царства Польского князя В. Друцкого-Любецкого.
Кроме того, в 1913 году был, наконец, положительно решён вопрос о страховании автомобилей, этим занялись российские страховые общества "Россiя" и "Саламандра".
02. Реклама страхового общества "Саламандра".
И еще одно новшество 1913 года: хотя официально Санкт-Петербург был переименован в Петроград в 1914 году, после начала Мировой войны, но уже в 1913 году это название часто фигурировало в прессе и документах, и, в частности, Санкт-Петербургский Автомобильный Клуб (СПАК) уже упоминается как Петроградский Автомобильный Клуб (ПАК).
13 января. Испытания авто-саней.
В начале зимы 1913 состоялись испытания различных моделей автосаней, актуального транспорта для России. В испытаниях приняли участие 4 модели, среди которых санный автомобиль механика гаража Его Императорского Величества г-на Кегресса, который приспособил к обычному автомобилю "Мерседес" из гаража Николая II "бесконечные широкие ленты" (или "бесконечные рельсы", как тогда говорили) вместо задних колес (слово "гусеницы", по всей видимости, вошло в широкое употребление несколько позже), и лыжи параллельно передним колесам. Санный "Мерседес" Кегресса показал отличные результаты, Кегресс был награжден золотым жетоном, а также серебряным кубком ИРАО за рекорд скорости на 1 км с хода - 58 секунд.
03. Адольф Кегресс в Царскосельском Императорском гараже на полугусеничном Мерседес14/30 собственной конструкции. 1912.
30-31 марта. Союзный Комитет.
Заседание представителей Союзного Комитета: ИРАО, ПАК (бывш. СПАК), московский ПРАК, рижский БАК, киевский ККА, харьковский ЮРАК, одесское ОАО, варшавское ОА ЦП, екатеринославский ЕАК. Среди прочего, обсуждалось введение таможенных книжек, для облегчения пересечения границ, образец которых был уже утвержден европейскими странами с 1909 года. Приветствовали новых членов Союза -Московское Автомобильное Общество и Балтийский Автомобиль- и Аэро- Клуб.
Также обсуждали цены на бензин, интересна цитата из стенографии обсуждения: "Предложение В.В. Свечина местным Клубам принять участие в организации, по инициативе представителя Автомобильного Клуба Франции, конкурса на премию в 500 тысяч франков за разработку вещества, которое могло бы заменить собою бензин, вызвало живой обмен мнений по наболевшему вопросу о борьбе с нефтяными синдикатами, в результате чего Союзный Комитет высказался за решительную борьбу с всё возрастающими ценами на бензин."
30 марта - 11 апреля. Выставка ОАО.
Одесское Автомобильное Общество устроило выставку местного значения, в целях популяризации своего региона. Были также выставлены автомобили из местных гаражей (автосалонов по-современному), но появились и американские автомобили, всё более конкурирующие с европейскими.
04. Гараж "Мерседес" П.Ф. Фаатца в Одессе. 1912.
15 апреля. Километровая гонка ЮРАК.
Состоялась 1-километровая гонка на 14-й версте Белгородского шоссе. Надо заметить, что в гонках на короткие дистанции обычно участвуют специально подготовленные автомобили, показывающие максимальную мощность на суперкороткой дистанции. Специалисты заводов-производителей устраивают такие заезды для изучения возможностей автомобиля. После заездов разбирают их по винтикам, изучая недостатки, повышенную изношенность узлов, чтобы улучшить эти узлы, и пустить в серию. 15 апреля сбор был назначен на Жандармской площади Харькова, откуда участники выехали в сторону Белгородского шоссе, где, кстати, располагалось летнее помещение Южно-Русского Автомобильного Клуба.
Хотя никто из участников не уложился в нормативы, победителем с лучшим результатом был объявлен Павел Яффе.
05. Километровая гонка на 14-й версте Белгородского шоссе. Иосиф Алоизович Малевский (ЮРАК) за рулем своего "Бенца" на месте сбора - на Жандармской площади. Харьков, 15 апреля 1913.
28 апреля. Сенежское озеро (67 вёрст)
Пробег до Сенежского озера, организованный МАО.
1 - 9 мая. "Звёздный пробег".
Одно из главных событий года - так называемое "Звёздный пробег" (позже его стали называть "Звёздное ралли"). Официально мероприятие именовалось Первым всероссийским съездом автомобилей и мотоциклеток, а организовано было ПРАК (Первым Русским Автомобильным Клубом). Необычность этого соревнования заключалась в том, что участники стартовали из разных городов - Риги, Варшавы, Кишинёва, Ялты, Ставрополя, Саратова, Самары, Екатеринбурга, Гельсинфорса (Хельсинки).
06. Остановка участников маршрута Ялта-Москва в Курске. 1913
07. Старт участников соревнования. Курск, 1913.
(*) "В 1913 году, автомобили стали продавать в Курске, в магазине М. Скрижеева. В этом году автомобили появились у многих состоятельных жителей города, организовали даже прокат машин. В 1913 году ещё один автопробег прошёл через наш город. Из Харькова прибыли участники 1-го Всероссийского съезда автомобилистов на 25 машинах." (из книги В. Крюкова и О. Радина "Мой город во все времена")
По 11 официально утвержденным маршрутам участники следовали в Москву, к финишу.
В соревновании приняли участие 56 участников на автомобилях и мотоциклах, до финиша добрались 39 экипажей.
08. Автомобиль "Бенц" участника ЮРАК А.И. Пока в Курске, на пути следования в Москву, к финишу "Звёздного ралли". 1913.
09. Ф.Суручан и другие участники пробега, а также В.В. Свечин, граф Шувалов, В.К. Жиро, на финише в Москве. 1913.
В этом ралли лучше всех показали себя представители Одессы и Кишинёва, преодолевшие наибольшее расстояние, а победителем стал участник ОАО (Одесского Автомобильного Общества) кишинёвец Фёдор Суручан на автомобиле "Бенц". Было установлено по 6 призов для автомобилей и для мотоциклов, главный приз - массивный золотой кубок, а также приз города Екатеринослава и приз ИРАО. Длина маршрутов из разных городов варьировалась от 850 до 1788 вёрст.
10. Заметка в "Одесских новостях" о старте из Одессы кишиневских автомобилистов - членов О.А.О. 4 мая 1913.
6 мая из Харькова корреспондент сообщает, что хорошие шансы на победу у Суручана, Сергеева и Цорна.
11. Газетная заметка о прибытии в Москву кишинёвцев. "Одесские новости", 9 мая 1913.
12. Газетная заметка о победе кишинёвцев. "Одесские новости", 10 мая 1913.
Вторым к финишу пришёл одессит Древицкий, третьим - также участник ОАО Фердинанд Цорн на "Бенце", стартовавший из Кишинёва. 13 мая участники "Звёздного пробега" прибыли в столицу, где в помещении выставки был устроен торжественный банкет. Портрет победителя - Фёдора Суручану красовался на страницах многих газет и журналов.
13. Портрет победителя Ф.Ф. Суручана на обложке журнала "К Спорту!" от 19 мая 1913.
14. Страница из отчета П.Р.А.К о проведении "Звёздного пробега". 1913.
Успехами автомобилей "Бенц" в соревновании не преминули воспользоваться салоны автомобилей "Бенц" в своей рекламе, а также фирма "Треугольник", в чьи шины были обуты машины победителей.
15. Газетная заметка с рекламой "Бенц", в связи с победами 3-х автомобилей Benz в "Звездном ралли". 1913.
16. Заметка в газете "Одесские новости" с рекламой фирмы "Проводник", с упоминанием своей продукции на автомобилях "Бенц" участников пробега Кишинёв-Москва. 1913.
17. Еженедельный иллюстрированный журнал "Искры" при газете "Русское слово" печатался в С.-Петербурге с 1900 по 1917 г. Фоторепортаж со Звёздного пробега в №19 за 1913 год.
Федор Федорович Суручан (Суручану).
Суручаны - бессарабский дворянский род княжества Молдова. Федор Суручан был заместителем председателя Сорокской Уездной земской управы (позже, во время Первой Мировой, был членом Бессарабского Губернского комитета). Автомобилист, участник Одесского Автомобильного Общества. Иных данных о Ф.Ф. Суручане найти не удалось.
В 1913 году в "Звёздном ралли" победил Федор Суручан, стартовавший из Кишинева (особенностью того ралли было то, что все они стартовали из разных городов - от Петербурга и Варшавы до Кишинева и Одессы, и финишировали в Москве).
18. Братья Фёдор и Михаил Суручан на "Бенце" 14/35. 10 мая 1913.
Брат Фёдора Фёдоровича Суручана, Михаил Фёдорович (род. 1867), был крупным землевладельцем в Бессарабии, предпринимателем и коммерсантом. Федор же был известным гонщиком. Оба они принимали участие во многих автомобильных соревнованиях, будучи членами Одесского Автомобильного общества, а в 1914 году организовали "Бессарабский пробег". После начала Второй Мировой войны информация о братьях Суручан обрывается.
Еще один брат, Егор Фёдорович (род. 1864), был член Государственной Думы от Бессарабии. Умер в эмиграции, в 1925 г. в австрийском Бадене.
(**)(Из родственников удалось найти следы ещё одного из Суручану - Фёдора Михайловича, сына Михаила Фёдоровича. Родился в 1897 г. в Бессарабии, служил в Белой Армии подпоручиком, в 1921 осуждён и сослан в лагерь под Архангельском. В 1938 арестован снова. В 1942 г. призван в армию Сольвычегодским РВК Архангельской области. Награжден медалью "За боевые заслуги". Дальнейшая судьба неизвестна.)
19. Обладатель первого приза ралли Ф.Ф. Суручан с братом М.Ф. Суручаном. Фото из журнала "Искры" №19, 1913.
Как известно, первые такси появились в Штуттгарте в 1897 г. В Российской Империи первым занялся этой деятельностью Михаил Федорович Суручан в Одессе, где к тому времени было уже довольно много автомобилей. В Кишинёве же он организовал движение автобусов по регулярным маршрутам, что привело к жесткой конкуренции с местными извозчиками. Также у М. Суручана был в Кишиневе свой гараж, и он организовал регулярные пассажирские перевозки между Кишинёвом и пригородами.
20. Газетная статья о Ф. и М. Суручану ("Одесские новости").
21. Ф.Ф. Суручан возле своего Benz 14/35 на финише в Москве, 9 мая 1913.
Фотографии:
01. Ежегодник ИРАО за 1913 г.
02. Реклама страхового общества "Саламандра"
03. Адольф Кегресс в Царскосельском Императорском гараже на полугусеничном Мерседес14/30 собственной конструкции. 1912
04. Гараж "Мерседес" П.Ф. Фаатца в Одессе. 1912
05. Километровая гонка на 14-й версте Белгородского шоссе. Иосиф Алоизович Малевский (ЮРАК) за рулем своего "Бенца". Харьков, 15 апреля 1913.
06. Остановка участников маршрута Ялта-Москва в Курске. 1913
07. Старт участников соревнования. Курск, 1913.
08. Автомобиль "Бенц" участника ЮРАК А.И. Пока в Курске, на пути следования в Москву, к финишу "Звёздного ралли". 1913.
09. Ф.Суручан и другие участники пробега, а также В.В. Свечин, граф Шувалов, В.К. Жиро, на финише в Москве. 1913.
10. Газетные заметки о старте из Одессы кишиневских автомобилистов - членов О.А.О. 4 и 6 мая 1913.
11. Газетная заметка о прибытии в Москву кишинёвцев. 9 мая 1913.
12. Газетная заметка о победе кишинёвцев. 10 мая 1913.
13. Портрет победителя Ф.Ф. Суручана на обложке журнала "К Спорту!" от 19 мая 1913.
14. Страница из отчета П.Р.А.К о проведении "Звёздного пробега". 1913.
15. Газетная заметка с рекламой "Бенц", в связи с победами 3-х автомобилей Benz в "Звездном ралли". 1913.
16. Заметка в газете "Одесские новости" с рекламой фирмы "Проводник", с упоминанием своей продукции на автомобилях "Бенц" участников пробега Кишинёв-Москва. 1913.
17. Еженедельный иллюстрированный журнал "Искры" при газете "Русское слово" печатался в С.-Петербурге с 1900 по 1917 г. Фоторепортаж со Звёздного пробега в №19 за 1913 год.
18. Братья Фёдор и Михаил Суручан на "Бенце" 14/35. 10 мая 1913.
19. Обладатель первого приза ралли Ф.Ф. Суручан с братом М.Ф. Суручаном. Фото из журнала "Искры" №19, 1913.
20. Газетная статья о Ф. и М. Суручану в "Одесских новостях".
21. Ф.Ф. Суручан возле своего Benz 14/35 на финише в Москве, 9 мая 1913.
Источники по 1913 году:
1. Ю.А. Мелентьев. "Верстовые гонки Волхонки". Царскосельский автомобильно-спортивный клуб (tsar-auto-club.spb.ru).
2. Станислав Кирилец. "IV Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге 1913 г.". Грузовик-пресс №6, 2013 (gruzovikpress.ru).
3. Денис фон Мекк. "История рода Фон Мекк". (von-meck.info)
4. Журнал "Автомобилист" №21, 1913.
5. И. Баранцев. "Без направляющей колеи". Коммерсант - Автопилот (kommersant.ru) №7, 2012.
6. Дмитрий Григорьев. "Звездный автопробег 1913". Зiркове Ралi (stellarrally.com).
7. Дмитрий Ротков. "Первый всероссийский съезд автомобилей и мотоциклеток в Москве". Московскiя Ведомости (mosvedi.ru), 17.02.2015.
8. Дмитрий Ротков. "Первая кольцевая гонка в России". Московскiя Ведомости (mosvedi.ru), 13.02.2015.
9. Дмитрий Ротков. "Автопробег 1913 года Москва-Париж". Московскiя Ведомости (mosvedi.ru), 05.02.2015.
10. Павел Саков. ЖЖ (sakov-pavel.livejournal.com).
11. Форум "Мой город Кишинёв" (oldchisinau.com)
12. Газета "Утро", Харьков, архив за 1913 г. (escriptorium.univer.kharkov.ua).
13. "Русские гонки". Журнал "Олдтаймер" под редакцией И. Сорокина (oldtimer.ru), 09.10.2013.
14. Александр Беляновский. "Авто - как роскошь". Первые автосалоны в России - 1907-1913 годы. ИнформЭкспо (informexpo.ru)
15. "Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года". Motor Breath (motorbreath.ru)
16. Фотографии старого Саратова. https://oldsaratov.ru/
17. "Курск, история города и фотографии". https://nash-ostrov.ru/transport/avtomobilnyj-kursk (фото из книги В. Крюкова и О. Радина "Мой город во все времена".
18. Гейман Василий Васильевич. "По градам и весям родной земли (10000 верст на автомобиле)". - СПб.: Издание технического издательства инженера Николая Григорьевича Кузнецова, 1914.
Источники о Ф.Ф. Суручане:
19. Сайт города Сороки. http://www.soroki.com/discussion/viewtopic.php?p=476
20. ЛИЧНЫЙ СОСТАВЪ УЧРЕЖДЕНІЙ ВСЕРОССІЙСКАГО ЗЕМСКАГО СОЮЗА. http://personalhistory.ru/papers/vzs.htm
21. БЕССАРАБИЯ (издание 1903 г.) http://oldchisinau.com/lib/bessarabia/bessarabia11.html
22. И. Баранцев. "По сравнению с 1913 годом". Коммерсант-Автопилот №5, 2013. https://www.kommersant.ru/gallery/2178639#id=865156
23. Форум "Мой город Кишинёв". http://oldchisinau.com/forum/
24. Bessarabia.ru
© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.