© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века. Часть 23. 1913 (2/5). IV автомобильная выставка. Новый рекорд.


Гонки и гонщики ХХ века. 1913 год. IV международная автомобильная выставка. Биографии: Ф. Хёрнер


1913 год (часть II).


Почетный президентъ выставки, въ то время Председатель Совета Министровъ, Статсъ-Секретарь графъ В. Н. Коковцовъ въ своей речи указалъ, что надлежащая постановка у насъ дорожнаго строительства составляетъ теперь одну изъ главнейшихъ заботъ государства. Западъ показалъ намъ, насколько автомобиль проникъ во все сферы государственной и общественной жизни и этотъ поучительный примеръ является для насъ обязательнымъ.

Генералъ - Адъютантъ Сухомлиновъ отметилъ въ своей речи успЪхъ выставки и особое значение ея для военнаго автомобилизма.



5 - 19 мая. IV Международная автомобильная выставка в Петербурге.

Председателем распорядительного комитета был выбран председатель ИРАО В.В. Свечин. В оргкомитет вошли влиятельные придворные, министры, а также известные автомобилисты, как-то: П. Беляев, В. Всеволожской, Н. фон Мекк, А. Нагель, граф А. Шувалов, генерал Ф. Добрышин, полковник П. Секретёв, председатели автоклубов Европейских стран. Ради проведения выставки пришлось отказаться от очередного международного автопробега на приз Императора Николая, и от испытательного пробега Военного ведомства.

01. Плакат, посвященный открытию IV международной автомобильной выставки, 1913.

02. Марка, выпущенная в честь открытия выставки, 1913.



Император Николай II не только почтил своим присутствием выставку, но и, как отметили многие участники, внимательно осмотрел все автомобили и выслушал представителей, а также, с неменьшим интересом, осмотрел часть выставки, посвященную пожарным, санитарным и иным грузовым автомобилям, моторным лодкам и запчастям. Во время визита его сопровождал флигель-адъютант Свечин. Характеризуя отдельные фирмы, В.В. Свечин отметил перед Его Величеством, среди прочих, фирму "Бенц", "особенно энергично потрудившуюся в деле распространения в России автомобилей".

03. Император Николай II прибыл в Михайловский манеж для осмотра выставки, 1913.

04. Николай II приветствует офицеров и организаторов выставки, 1913.



В выставке приняли участие фабрики: РБВЗ ("Руссо-Балт"), "Треугольник" (шины), "Проводник" (шины), фабрика П.Д. Яковлева, фабрика И.П. Пузырёва (Россия), Audi, Adler, Benz, Buessing, Horch, Mercedes, Mulag, Continental (Германия), Arbenz, De Dion-Bouton, Lorraine-Dietrich, Renault, Peugeot, Michelin (Франция), Albion, Daimler, Rolls-Royce (Англия), FIAT, Isotta Fraschini (Италия), Holt, Studebaker (США).

05. Стенд фирмы "Бенц и Ко.", 1913.

06. Стенд автомобилей "Мерседес", 1913.

07. Стенд шин фирмы "Мишлен", 1913.

08. Отдел шариков и подшипников на выставке, 1913.



По результатам выставки Военное ведомство наградило лучшие грузовые автомобили специальными медалями. Среди них:
- фирма "Даймлер" за грузовик, 3 тонны - за отличную, прочную конструкцию, экономичность и надежность в работе, - Большую золотую медаль Министерства Торговли и Промышленности.
- фирма "Бенц и Ко." за грузовик, 3 тонны - за рациональную конструкцию, простоту, большую надежность машины, - золотую медаль Военного Министерства.
- фирма "Бенц - Гаггенау" - за пожарный автомобиль, - малая золотая медаль Министерства Торговли и Промышленности.
В память о выставке ИРАО выпустило плакетку из бронзы для почетных гостей. Одна из них была преподнесена Е.И.В. Николаю II. Сам Государь в весьма лестных выражениях отозвался как о самой выставке, так и о деятельности ИРАО, в связи с этим.

09. Плакетка "В память IV-ой международной автомобильной, принятой под Высочайшее покровительство И.Е.В., выставки в Санкт-Петербурге. 1913 г."

10. После выставки активизировались рекламные кампании в автомобильной прессе (из журнала "Автомобиль"), 1913.




12 мая. Звенигород (75 вёрст).

Пробег до Звенигорода, организованный МАО.



13 мая. Прибытие в Петербург.

В Петербурге торжественно встречали участников Звёздного пробега, прибывших на Международную автомобильную выставку и 10-летие ИРАО.

11. Встреча участников Звёздного пробега в Петербурге, 1913.

12. Участники 4-й Международной автомобильной выставки в Петербурге. с автомобилями "Мерседесъ" и "Бенцъ", 1913.




14 мая. Волхонские гонки. Одновёрстная гонка.

Проводимые на регулярной основе соревнования на Волхонском шоссе были организованы, как всегда, Санкт-Петербургским Автомобильным Клубом. Одним из наиболее знаменательных событий в истории как Волхонских гонок, так и всего российского автомотоспорта, была гонка на одну версту 14 мая 1913 года на Волхонском шоссе. Старт на пятой версте, считая от железнодорожной станции Александровская.

13. Станция Стрельна возле Волхонского шоссе.

14. Зрители на старте гонки, 14 мая 1913.



На этих гонках впервые в России был преодолен 200-километровый рубеж скорости автомобиля, которого достиг немецкий гонщик Франц Хёрнер, выступая вне конкурса на гоночном автомобиле "Бенц-82/200" с мощностью двигателя 200 л.с. Его результат - 189,5 верст/час (202,1 км/час) был принят как новый всероссийский рекорд. Предыдущий рекорд - 153,6 км/час - принадлежал другому немцу - Фрицу Эрле на 150-сильном "Бенце", и был установлен в верстовых гонках на Рижском автопробеге 16 августа 1909 года под Ригой, на шоссе у станции Роденпойс. В те времена рекордом признавался наивысший результат, достигнутый на территории России, независимо от национальной принадлежности рекордсмена. Рекорд Франца Хёрнера (202,1 км/час) являлся абсолютным рекордом скорости автомобиля еще много лет после большевистской революции, его удалось достичь только 26 октября 1951 года харьковскому гонщику Владимиру Никитину на специальном рекордном автомобиле "Харьков-3" - 202,18 км/час, а преодолеть - 15 июля 1952 года московскому гонщику Алексею Амбросенкову, также на специальном рекордном автомобиле "Звезда-3м" - 203,05 км/час.

15. Отчёт СПАК о проведении верстовой гонки. Из журнала "Автомобилист", №10, 1913.

16. Сфотографироваться с Хёрнером и его "Бенцем" после гонки хотели и участники, и все зрители, 14 мая 1913.


В гонке 14 мая соревновались 25 участников, которые были разделены на 8 категорий в зависимости от рабочего объема двигателей автомобилей. "Русский рекорд скорости для дам" установила госпожа Римская-Корсакова на "Воксхолле" - 111,0 км/час, а Иван Иванов на "Руссо-Балте" установил "Рекорд скорости для русской машины" -- 129,7 км/час. Причем, его "РБ" - это был автомобиль Андрея Нагеля и Вадима Михайлова, на котором они покоряли Ралли Монте-Карло в начале 1912 года. В гонке принимали участие Карл Меллер и Николай фон Люде, не попавшие, однако, в зачет, из-за сбоя работы секундомера, а также рижанин В. Виттенберг, Франсуа Донье на "Мерседесе", пришедший вторым, и Иванов, который стал третьим в общем зачете. Именно на этом мероприятии впервые был применён специальный "гоночный секундомер" (автоматическая засечка времени с помощью аппарата "Телехрон", который изобрёл активный член клуба Борис Семёнович Постников. При разрыве нити, натянутой в стартовом створе, автомобилем запускался секундомер, а при разрыве нити на финише секундомер останавливался).

17. Как всегда, не только производитель автомобиля использовал спортивную победу в рекламе, но и производитель шин, в которые был "обут" Benz-рекордсмен.

18. Таблица скоростей на верстовых гонках с 1902 по 1913 год. Из "Автомобильного Справочника" инженера А.M. Пашкевича, 1914 г.




15 мая. 10-летие ИРАО.

Само торжество состоялось еще 7 мая в ресторане "Contant". Среди приглашенных был основатель Audi, немецкий инженер Август Хорьх, который в своей книге "Ich baute Autos" так описывал приём, устроенный "русским автоклубом", как он его называет: "Обеденный стол ломился от гор чёрной икры. Затем подавали поочередно еще шесть блюд - одно больше другого. Размеры блюд были неслыханными! Ужин продолжался с восьми часов вечера до часа ночи. Затем перешли в гостиную, где продолжились беседы за бокалом вина… В отель я вернулся лишь к пяти часам утра." (перевод Николая Александрова, 2004)
(*) (Кстати, Август Хорьх проработал на предприятии "Бенц и Ко." 3 года руководителем производства, в 1896 -1899 гг.)

19. Август Хорьх.

20. Страница из книги Хорьха "Я строил автомобили".



15 мая состоялась торжественная встреча, приуроченная к выставке в Михайловском манеже. К этому дню в Петербурге собрались и участники Звёздного пробега. И именно в этот день Государь Император посетил торжественное мероприятие с целью поздравить и выразить удовольствие от их деятельности.

21. Отзыв Николая II в адрес организаторов выставки - ИРАО, 1913.



19 мая. Волхонские гонки.

Не прошло и недели как на Волхонском шоссе 19 мая вновь взревели моторы. На этот раз СПАК организовал гонку мотоциклистов на одну версту. Стартовали 20 участников, судили соревнования: Дидерихс, Нагель, Фрязинский. Мотогонщик Лампе впервые в России преодолел 100-километровый рубеж скорости мотоцикла и установил новый рекорд, равный 100,5 км/час, который ранее, с 1904 года, принадлежал петербургскому гонщику Франсуа Донье, теперь выступающему уже на автомобиле "Мерседес".


Май. Рига - Данциг.

По возвращении со Звёздного слёта в Москве автомобилисты Балтийского Автомобиль- и Аэро-Клуба совершили пробег в Данциг.


23 мая. Белгородское шоссе.
На Белгородском шоссе, под Харьковом, состоялось "состязание автомобилей и мотоциклеток" с различными номинациями, в том числе и за фигурную езду. Победителям были вручены серебряные кубки Ю.-Р.А.К.

22. Серебряный кубок ЮРАК, вручённый 23 мая 1913.




Франц Хёрнер (Franz Hörner) (1882-1944).

Франц Хёрнер родился в Оденхайме (земля Баден-Вюртемберг, Германия) в 1882 году. Умер в 1944 в Маннгейме (Германия).

С 1906 года был в заводской гоночной команде Benz & Cie. вместе в Виктором Эмери и Фритцем Эрле, у которых учился мастерству автогонок.

Гонщик Франц Хёрнер стал знаменит после того, как 14 мая 1913 года в гонке на 1 версту со стартом с хода на Волхонском шоссе установил всероссийский рекорд скорости 202,1 км/ч, за рулем 22-литрового 200-сильного Benz 82/200, обутого в шины петербургской компании "Треугольник", выпускавшей калоши для людей и шины для машин. Эти шины использовались тогда многими гонщиками. Хёрнер использовал русские шины в ещё одной, по крайней мере, гонке. В испанской Каталонии, на Copa Tibidabo, где он выступал вместе с коллегами по команде, свой 200-сильный "Бенц" он предпочел "обуть" в шины рижской фабрики "Проводник".

23. Победитель международных автомобильных гонок Кубка Тибидабо в Испании, автомобиль Benz 200 HP немецкой команды на русских шинах "Колумб - Проводник". За рулем автогонщик Franz Hörner (Франц Хёрнер), 1914 год.

24. Команда "Бенц" в Испании: Franz Hörner, Magnus Nordberck, Paul Andersen, Georges Werle - команда водителей и помощников команды Benz, участвовавших в гонках Tibidabo. (Андерсен также выступал на шинах "Проводник"), 1914.

25. Специальный номер испанского журнала, посвященный автомобильным гонкам на Кубок Тибидабо. На картинке Benz 200 HP на шинах Проводник, победитель кубка Тибидабо. Май 1914.



Хёрнер участвовал в открытии трассы AVUS в Берлине в 1921 году, на Benz 10/30 PS вместе со штурманом Паулем Гассом. В 1922 стал победителем альпийского ралли в Земмеринге (Австрия) на Blitzen Benz. В рамках Европейского Гран-При в 1923 году, на итальянском Гран-При в Монце, стал пятым, уступив Фердинандо Минойя, своему коллеге из команды Benz.

26. Benz Tropfenwagen, на котором в Италии выступали Хёрнер и Минойя, 1923.

27. Команда "Бенц" в Италии: №7 - Франц Хёрнер, №13 - Вилли Вальб (Willy Walb), №1 - Фердинандо Минойя (Ferdinando Minoia), 1923.



Benz 82/200 был модификацией гоночного "Бенца" 1908 года, построенного специально для Гран- При Франции 1908. Рабочий объем двигателя был увеличен с 15 до 22 литров, а мощность возросла до 200 л.с. Конструктором машины был инженер Фриц Эрле. Таких машин "Бенц" изготовил около десятка. Две из них приехали в Россию. Одну приобрел московский завод Густава Листа (в советское время он стал называться - компрессорный завод "Борец"), являвшийся дилером "Бенца". Другую купил петербургский богач Меркурьев. Именно на этой машине немецкий гонщик Вилли Шолль выиграл годом позже, весной 1914 года, кольцевые гонки Гран-При Петербурга.

28. Легендарный автомобиль-рекордсмен Blitzen Benz



Когда началась I мировая война, Меркурьев пожертвовал гоночную машину для нужд русской армии. На ее шасси был установлен бронекузов, и она ушла на Кавказский фронт. Позже ее направили для ремонта в Савелово, где она была переделана в бронедрезину. Несколько лет после революционной экспроприации машина хранилась на одном из артиллерийских складов, и в начале 30-х годов вновь появилась на гонках. За рулем этой машины выступал москвич Борис Удольский. Последний старт московского "Бенца" состоялся в 1931 году (мы к нему ещё вернемся). Дальнейшая судьба этого монстра неизвестна.


Фотографии:
1. Плакат, посвященный открытию IV международной автомобильной выставки, 1913.
2. Марка, выпущенная в честь открытия выставки, 1913.
3. Император Николай II прибыл в Михайловский манеж для осмотра выставки, 1913.
4. Николай II приветствует офицеров и организаторов выставки, 1913.
5. Стенд фирмы "Бенц и Ко.", 1913.
6. Стенд автомобилей "Мерседес", 1913.
7. Стенд шин фирмы "Мишлен", 1913.
8. Отдел шариков и подшипников на выставке, 1913.
9. Плакетка "В память IV-ой международной автомобильной, принятой под Высочайшее покровительство И.Е.В., выставки в Санкт-Петербурге. 1913 г."
10. После выставки активизировались рекламные кампании в автомобильной прессе (из журнала "Автомобиль"), 1913.
11. Встреча участников Звёздного пробега в Петербурге.
12. Участники 4-й Международной автомобильной выставки в Петербурге. с автомобилями "Мерседесъ" и "Бенцъ".
13. Станция Стрельна возле Волхонского шоссе.
14. Зрители на старте гонки, 1913.
15. Отчёт СПАК о проведении верстовой гонки. Из журнала "Автомобилист", №10, 1913.
16. Сфотографироваться с Хёрнером и его "Бенцем" после гонки хотели и участники, и все зрители, 1913.
17. Как всегда, не только производитель автомобиля использовал спортивную победу в рекламе, но и производитель шин, в которые был "обут" Benz-рекордсмен.
18. Таблица скоростей на верстовых гонках с 1902 по 1913 год. Из "Автомобильного Справочника" инженера А.M. Пашкевича, 1914 г.
19. Август Хорьх (August Horch).
20. Страница из книги Хорьха "Я строил автомобили".
21. Отзыв Николая II в адрес организаторов выставки - ИРАО, 1913.
22. Серебряный кубок ЮРАК, вручённый 23 мая 1913.
23. Победитель международных автомобильных гонок Кубка Тибидабо в Испании, автомобиль Benz 200 HP немецкой команды на русских шинах "Колумб - Проводник". За рулем автогонщик Franz Hörner (Франц Хёрнер), 1914 год.
24. Команда "Бенц" в Испании: Franz Hörner, Magnus Nordberck, Paul Andersen, Georges Werle - команда водителей и помощников команды Benz, участвовавших в гонках Tibidabo. (Андерсен также выступал на шинах "Проводник"), 1914.
25. Специальный номер испанского журнала, посвященный автомобильным гонкам на Кубок Тибидабо. На картинке Benz 200 HP на шинах Проводник, победитель кубка Тибидабо. Май 1914.
26. Benz Tropfenwagen, на котором в Италии выступали Хёрнер и Минойя, 1923.
27. Команда "Бенц" в Италии: №7 - Франц Хёрнер, №13 - Вилли Вальб (Willy Walb), №1 - Фердинандо Минойя (Ferdinando Minoia), 1923.
28. Легендарный автомобиль-рекордсмен Blitzen Benz.


Источники (по 1913 году):
1. Ю.А. Мелентьев. "Верстовые гонки Волхонки". Царскосельский автомобильно-спортивный клуб (tsar-auto-club.spb.ru).
2. Станислав Кирилец. "IV Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге 1913 г.". Грузовик-пресс №6, 2013 (gruzovikpress.ru).
3. Денис фон Мекк. "История рода Фон Мекк". (von-meck.info)
4. Журнал "Автомобилист" №21, 1913.
5. И. Баранцев. "Без направляющей колеи". Коммерсант - Автопилот (kommersant.ru) №7, 2012.
6. Дмитрий Григорьев. Зiркове Ралi (stellarrally.com).
7. Дмитрий Ротков. "Первый всероссийский съезд автомобилей и мотоциклеток в Москве". Московскiя Ведомости (mosvedi.ru), 17.02.2015.
8. Дмитрий Ротков. "Первая кольцевая гонка в России". Московскiя Ведомости (mosvedi.ru), 13.02.2015.
9. Дмитрий Ротков. "Автопробег 1913 года Москва-Париж". Московскiя Ведомости (mosvedi.ru), 05.02.2015.
10. Павел Саков. ЖЖ (sakov-pavel.livejournal.com).
11. Газета "Утро", Харьков, архив за 1913 г. (escriptorium.univer.kharkov.ua).
12. "Русские гонки". Журнал "Олдтаймер" под редакцией И. Сорокина (oldtimer.ru), 09.10.2013.
13. Александр Беляновский. "Авто - как роскошь". Первые автосалоны в России - 1907-1913 годы. ИнформЭкспо (informexpo.ru)
14. "Автосалон в Санкт-Петербурге 1913 года". Motor Breath (motorbreath.ru)
15. Фотографии старого Саратова. (oldsaratov.ru)
16. Гейман Василий Васильевич. "По градам и весям родной земли (10000 верст на автомобиле)". - СПб.: Издание технического издательства инженера Николая Григорьевича Кузнецова, 1914.
17. August Horch. "Ich baute Autos", Berlin, 1937. (перевод Николая Александрова, 2004 г.) (refdb.ru/look/1541362-pall.html)

Источники (по Ф. Хёрнеру):
18. Milan Olšanský. "Ferdinando "Nando" Minoia - První evropský šampion". Automobil Revue, 11.01.2018. (automobilrevue.cz/rubriky/presunuto-na-trucker-cz-truck-bus/historie/ferdinando-nando-minoia-prvni-evropsky-sampion_46245.html)
19. Mercedes-Benz Public Archive. (mercedes-benz-publicarchive.com)
20. "Российские автомобильные шины в европейских гонках". (charmingrussia.ru/2020/01/russkie-shiny-v-avtogonkah.html), 2020.



© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2020, contact: dottore124@yandex.ru