© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века. Часть 24. 1913 (3/5).
Первая гонка "Большой Приз Санкт-Петербурга".


Гонки и гонщики ХХ века. 1913 год. Первая кольцевая гонка.
Биографии: Георгий Суворин, Рене Нотомб, Артур Дюре, князь Борис Суханов.


1913 год (часть III).


26 мая. Первая кольцевая гонка, Большой приз Санкт-Петербурга (Гран-При России).

Официально именоваться "Гран-При" стала гонка 1914 года, но, однако, в 1913 году такое мероприятие состоялось впервые, и произвело настоящий фурор среди автомобилистов, почтенной публики и господ журналистов, поэтому гонку 1913 года немедленно поставили на одну доску с Гран-При Франции, и продолжают так именовать ея по сей день. На гонку собрались великолепные гонщики того времени - итальянец Луиджи Риети, француз Артур Дюре, бельгиец Рене Нотомб, Марк Биркигт - швейцарский конструктор и основатель "Испано-Сюизы", англичанин Холлиуэлл, немец Мюллер на "Мерседесе", из россиян были Новиков, Овсянников, Иванов, Ефрон, Слубский, Гиссер на "Бенце", а также петербуржец Ф. Донье, всего 18 спортсменов готовились к соревнованиям. Гонщикам предстояло пройти 37-вёрстную трассу 7 раз по кругу: Волконское - Гатчинское - Красносельское - Петроградское - Волконское шоссе (через станции Александровская и Красное Село).

01. Гран-При 1913. Иванов на "Руссо-Балте" №9. (Журнал "Нива" №25, 1913.)



К соревнованиям подготовились тщательнейших образом: в оцеплении стояли войска, полиция, установлены заборы, мостики отмечены флагами, на поворотах размещены кареты скорой помощи. Каждые полторы версты на трассе стояли контролёры с сигнальными флагами.

02. Автомобиль Vauxhall англичанина Холлоуэлла на Гран-При, 1913.



Ровно в 11 ч 30 мин 26 мая пушечный выстрел известил о старте первой в России кольцевой автогонки, названной по примеру европейских соревнований такого рода Большой приз Петербурга. Гонщики стартовали через каждую минуту. Первым стартовал "Эксельсиор" Слубского, Иванов на "Руссо-Балте" ушёл на дистанцию девятым. Первый круг он закончил уже четвёртым, проигрывая Г.Суворину на "Бенце", А.Слубскому и Гиссеру на "Бенце". Едва стартовал последний участник, как Слубский уже промчался мимо него. На втором круге пошёл дождь, и Иванов вытеснил Гиссера с третьего места, хотя "Бенц" его соперника по скорости не уступал "Руссо-Балту". На четвертом круге Иванов потерял много времени на контрольном пункте из-за ошибки судьи, и откатился на 4-е место. Между ним и Слубским вклинился Нотомб, но вскоре Слубский сошёл с трассы из-за перегрева двигателя. Впереди шел новичок гонок такого уровня Суворин, за ним Рене Нотомб. И тут "Руссо-Балт" Иванова демонстрирует бешеную скорость, изумляя зрителей, и сокращая свой отрыв буквально на глазах. Уже на пятом круге Иванов показывает абсолютно лучшее время, а на шестом перемещается на второе место, отыгрывая у бельгийца Нотомба уже более 2 минут. На седьмом круге "Руссо-Балт" сокращает отрыв от "Бенца" Суворина с 5 минут до 3, но Суворин уже пересекает финишную черту и автомобиль "Бенц" снова выходит победителем.

03. Автомобиль Benz Георгия Суворина на Гран-При, 1913.

04. Автомобиль Russo-Baltique Ивана Иванова на Гран-При, 1913.

05. Автомобиль Metallurgique Рене Нотомба на Гран-При, 1913.



Всего 9 участников дошли (домчались?) до финиша, остальные сошли с дистанции. И хотя у Иванова было лучшее время круга со скоростью 132,4 км/ч, и многие его даже называли фактическим победителем, но новичку Георгию Суворину на "Бенце 29/90" повезло чуть больше, и он стал победителем юридическим, возглавив список российских гонщиков. Приз "за отдачу двигателя" получил француз Дюре на "Металлуржике".

06. Г.М. Суворин, единственное фото, сохранившее образ гонщика, снятое сразу после соревнования, 1913.



Итак, финишировали: Г. Суворин, И. Иванов, Р. Нотомб, А. Дюре, А. Ефрон, Шишкин, Биркигт, Риети, Гребенщиков. Сошли с дистанции: Рычков, Оганесов, Слубский, Гиссер, Плюйм, Овсянников, Донье, Коляр, Холлоуэлл.

07. Марк Биргкит на гонках в Испании, 31 августа 1908.



René Nothombe / Рене Нотомб.

Рене Нотомб, российский гонщик бельгийского происхождения, жил в Петербурге на Малой Посадской, член СПАК. Тем не менее, ни на русском, ни на одном другом языке о нём не удалось найти подробных сведений.
Известно, что он участвовал во многих российских гонках, как на автомобиле, так и в качестве судьи соревнований. На верстовой гонке в мае 1913 он занял второе место. 26 мая 1913 участвовал в кольцевой гонке ("Гран-При С.-Петербурга"), пришел третьим. Нотомб ездил на мощном "Металлуржике" 27/80 красного цвета, и гонял как бешеный. На трассе побаивались его манеры вождения и обгона, а когда он проезжал мимо трибун, то бросал руль и приветствовал публику. Механик И. Иванова, Иван Петрович Тарасов, вспоминал, как француз громко ругался, когда его красный Bergmann-Metallurgique 27/80 проносился мимо, едва не задевая стартовый столб. В том же 1913 году Нотомб участвовал в гонке в Харькове, где с ним произошел курьёзный случай - машина настолько резко взяла со старта, что задняя часть оторвалась, и на трассу посыпались предметы из багажника, перепугав зрителей, подумавших, что выпал водитель.

08. Малая Посадская улица в Петербурге, где жил Рене Нотомб.



Иван Иванович Иванов.

И. Иванов - российский гонщик, член СПАК. На верстовой гонке в мае 1913 занял первое место, установив рекорд скорости для российского автомобиля. 26 мая 1913 участвовал в кольцевой гонке ("Гран-При С.-Петербурга"), пришел вторым. Иванов работал на "Руссо-Балте" испытателем, и участвовал в гонках исключительно на автомобилях Русско-Балтийского завода. Он, по-видимому, единственный, кто смог продолжить карьеру автогонщика и в советское время, в 20-30-е годы он участвовал в автомобильных соревнованиях. Во время Великой Отечественной войны он пережил ленинградскую блокаду, но умер в 1944-м, немного не дожив до Победы. Подробнее об Иванове я напишу в одной из статей, когда мы перешагнем рубеж "1917 год".


Arthur Jules Joseph Duray / Артур Дюре (1882 - 1954).

Родился в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Бельгии. Позже принял французское гражданство (скорее всего, для участия в европейских гонках). Известен тем, что установил 3 скоростных рекорда в сезоне 1903-1904 гг. (134, 136 и 142,85 км/ч).

09. Артур Дюрэ, 1903.



Победитель в гонке Москва-Петербург 1907 года, на Lorraine-Dietrich. Принимал участие также в гонке 1908 года. Результат Дюре поразил многих,- никто не ожидал, что по плохим дорогам можно проехать так быстро. Когда на финише гонки самого Артура спрашивали о состоянии дороги, то он отвечал: "Дорога? Да она недурна. Впрочем, я ехал тихо!"

10. Картина, посвященная Артуру Дюре и его первой гонке в России в 1907 году.

11. Реклама Michelin с упоминанием победы Дюрэ в 1907 г. (Журнал "Автомобилист" №9, 1908.)

12. Бронзовая плакетка, выпущенная в честь победы Дюрэ в 1907 году.



В 1912 году Артур Дюрэ на трассе в Остенде приблизился к скорости 225 км/ч, но из-за неполадок с хронометрическими приборами точную скорость зафиксировать не удалось. В декабре 1913 он предпринял несколько попыток побить мировой рекорд скорости в 228 км/ч американца Боба Бёртона (который он установил в 1911 году на 200-сильном "Блитцен Бенце"), на 300-сильном "Фиате", незадолго до этого приобретённым князем Борисом Сухановым.

13. Артур Дюрэ на своей первой московской гонке, 1907.

14. Дюре за рулем FIAT S76. Раскрашенное фото, Италия, 1911.



Артур Дюре участвовал в автомобильных гонках (Гран-При Бельгии и Франции) до 1934 года, но особенно не отличился, разве только в 1924 году два раза стоял на подиуме, выступая на Hispano-Suiza. Умер 11 февраля 1954 года в Париже, пережив две войны и оккупацию.


"Туринский монстр".

Хотя мои истории касаются, в основном, побед и участия в гонках "Бенцев", "Мерседесов" и их владельцев, но я не мог пройти мимо легендарного автомобиля ФИАТ S76.

15. Князь Борис Суханов за рулем FIAT S76 в Турине (Италия), 1911.

16. Артур Дюрэ (слева) и князь Борис Суханов (справа), FIAT S76 в парке Валентино, Турин, Италия, предположительно 1913 год.



В 1911 году FIAT решила покорить рекорд скорости, для чего создала 300-сильный автомобиль с мотором 28,4 литра. На трассе в Бруклендсе, близ Лондона, автомобиль под управлением Пьетро Бордино, чуть не разбился, показав максимум 205 км/ч. В 1912 его продали князю Суханову, а в 1913 Дюрэ попробовал снова побить сухопутный рекорд скорости за рулём "Туринского чудовища". Сначала в английском Бруклендсе, но эта трасса не позволяла безопасно разогнаться более 200 км/ч., затем на Лазурном Берегу во Франции, но Автомобильный клуб Франции отказался фиксировать скорость, так как трасса не была сертифицирована под рекорды. Наконец, в бельгийском Остенде он пошёл на рекорд, но снова не дотянул совсем немного.

17. "Туринский монстр" 300-сильный FIAT S76.

18. "Fiat S76", автор Алексей Строганов (Россия), картина из частной коллекции. Правда, выхлоп нарисован с другого борта и цвет не совсем верно передан. 1913 год.



Суханов позже продал его египетскому богачу, а позднее автомобиль оказался в Австралии, где его в 2003 году нашёл британский коллекционер, восстановил и впервые показал широкой публике в 2015 году на фестивале в Гудвуде.

19. Кадр из видео о первой поездке на легендарном "Туринском чудовище" после реставрации, в 2015 году в Гудвуде (Западный Сассекс, Великобритания). в 2015 году, на Фестивале скорости в Гудвуде "Туринское Чудище", зрелищно плюясь языками пламени и маслянистым дымом, сотрясая землю и жадно пожирая топливо и асфальт, вновь зажило полной жизнью, впервые спустя век.

19 (*). Видео.

Видео "The Beast of Turin returns to Goodwood" (ссылка на YouTube)



Князь Борис Суханов.

К сожалению, ни в одном историческом источнике не сохранилось ни малейших сведений о биографии или семье князя Суханова, поэтому зачастую его называют "загадочным князем". Известно лишь, что он был богат, владел несколькими автомобилями, среди которых значились Berliet, Darracq и 60-сильный Mercedes, содержал штат механиков и водителей, однако не состоял в числе участников Московского автомобильного общества и ИРАО. Тем не менее, сохранилось несколько фотографий с гонок в Москве, с его участием.

20. Князь Борис Суханов на гонке в Москве, 1910.

21. Князь Борис Суханов за рулем FIAT S74 на верстовой гонке МАО, Москва, 1911.



Противоречива и дальнейшая история Бориса Суханова. Были слухи о том, что он закончил свою жизнь в Париже, танцуя народные танцы в русском ресторане. Есть люди, вспоминающие о том, что в штате переводчиков, работавших после окончания Второй Мировой войны в Западном Берлине, трудилась пара немолодых уже москвичей. Пожилой глава этой семьи иногда вспоминал, что до революции владел 300-сильным FIAT, на котором ему не разрешали ездить по городу. По всей видимости, этим человеком и являлся Борис Суханов.

22. Б.Н. Суханов на FIAT S76 в Москве, на ул. Пятницкая. (фото из книги Л.М. Шугурова "Москва автомобильная")



12 - 17 июня. Второй ("шведский") автопробег им. Великой Княгини Виктории Фёдоровны.
Организован и проведён совместно Балтийским Автомобиль- и Аэро-Клубом и Королевским Автомобиль-клубом Швеции в окрестностях Стокгольма. Из столицы Швеции маршрут шел на север, через Уппсала в сторону Фалун, далее на юг: через Эребру на Нючепинг, и возвращался в Стокгольм. Главный Приз получил Вел.Князь Кирилл Владимирович. Призами также были награждены граф фон Берг на "Мерседесе", барон фон Вольф на "Бенце", Л. Поссельт на "Бенце".

Больше об этом пробеге: в предыдущей части.

23. Великий Князь Кирилл Владимирович и Великая Княгиня Виктория Фёдоровна во 2-м международном автопробеге в Швеции, организованном Балтийским Автомобильным и Аэро-Клубом, 1913.



1-2 августа - исследовательский мотопробег Саратов - Хвалынск - Саратов.

Еще в июне 1910 года саратовские автолюбители Соколов, Лебедев, Мошинский, Агафонов совершили первый автопробег Саратов-Уральск. Путь в 1000 верст был покрыт за двое суток. "В степи с бегом автомобиля пробовали состязаться на лучших своих лошадях киргизы, но их скакуны отставали, и изумленные степняки обращались вспять, разводя руками", - писал "Саратовский листок". Гонки устраивались не только в степи, но и на городских улицах. "Саратовский вестник" сообщал в номере 84-м за 1911 год: "Помещик Волков мчался на автомобиле по Московской улице. Ему хотелось догнать также мчавшийся автомобиль Н.Г. Очкина. Но состязание окончилось плохо. Волков наскочил на агента сыскного отделения Ефимова, причинил ему ушибы". А 2 июля 1914 года полиция составила протокол "за езду на автомобиле без света и фар" на городского голову М.Ф. Волкова!
Постепенно богатый волжский город наполнялся автомобилями, и в 1914 году ИРАО решило провести авторалли, проходящие через Саратов. Для обследования дорог в город прибыл студент Санкт-Петербургского политехнического института А.Д. Халкиопов, уроженец Саратова. Им был намечен маршрут: Саратов-Вольск-Хвалынск-Сызрань-Самара. 1 августа 1913 года в 11 часов около здания Саратовского гаража состоялся старт мотоциклетного пробега, предпринятого Халкиоповым для обследования маршрута предстоящего большого автомобильного состязания. В 6 часов вечера студент уже телеграфировал из Хвалынска. Результат показал, что правый берег Волги еще менее готов к автопробегу, нежели левый. Однако, проведению наметившихся международных соревнований помешало не только отсутствие нормальных дорог, но и начавшаяся в 1914 году первая мировая война.
Судя, по имеющимся данным и совпадениям, студент Политеха А.Д. Халкиопов - впоследствии основатель кафедры "Тракторы и автомобили" Петроградского Политехнического института в 1992 году, профессор Аркадий Дмитриевич Халкиопов (личное дело студента с таким именем есть в Санкт-Петербургском архиве Императорского Политехнического института).

24. А.Д. Халкиопов, фото 20-х годов, из архива Петербургского Политеха.



Георгий Михайлович Суворин.

(в некоторых зарубежных источниках, ошибочно, - Grigory. А написание фамилии встречается: Suvorin, Suworin, Souvorine).

25. Георгий Суворин на "Бенце" №5, на финише Гран-При 1913. (Журнал "Нива" №25, 1913.)



О Георгии Суворине мало что известно, если не сказать - ничего, кроме его победы в гонке. Судя по отчеству и адресу проживания в Петербурге, он был сыном писателя-драматурга М.А. Суворина и внуком знаменитого издателя А.С. Суворина. Георгий Суворин был членом СПАК, упоминается в мировом рейтинге гонщиков ХХ века, как победитель Первого Гран-При России. О дальнейшей судьбе Георгия нет больше никаких упоминаний.

26. Страница из книги переписи граждан Санкт-Петербурга за 1913 г. с упоминанием Г.М. Суворина.

27. Из переписи видно, что Георгий Михайлович и издатель Михаил Алексеевич жили по одному адресу - Эртелев пер., 6 (ныне ул. Чехова)



С первого круга лидерство захватил член спортивной комиссии Петербургского автоклуба Суворин, выступавший на собственном "Бенце". В столь крупных состязаниях он участвовал впервые и не считался фаворитом"
- писал журнал "Автомобиль". Случилось неожиданное: с первых же метров лидерство захватил Георгий Суворин. Он был известен зрителям как член спортивной комиссии Петербургского автоклуба, но в крупных соревнованиях участвовал впервые. За рулем 2-местного Benz 29/60 hp Георгий Суворин выиграл эту, ставшую легендарной, гонку, которую впоследствии автоисторики стали называть "Первое Гран При России". Кстати, по некоторым данным, кузов для "Бенца" Суворина разработали в мастерских "Руссо-Балта".

28. Выдержка с сайта, со списком всех гонщиков, с фамилиями Суурметс, Суворин, Танский.



Отец Георгия Суворина, Михаил Алексеевич, судя по списку землевладельцев 1910 года, владел 9 десятинами земли севернее мыса Агри, под Туапсе, где на карте 1905 года отмечен "Дом Суворина" (в 5-6 км от деревни Ольгинка, там, где сейчас находятся корпуса санатория "Черноморье"). Есть вероятность, что Георгий успел побывать здесь на своем Benz 29/60 hp, до того, как началась Первая Мировая. Скорее всего, Георгий Михайлович, как и его автомобиль, были призваны в армию.
Что касается писателя и издателя Михаила Алексеевича Суворина, то после октябрьского большевистского переворота он бежал на Юг России к Деникину, а затем эмигрировал в Болгарию, и в 1920 году осел в Югославском королевстве, где продолжал издавать до 1930 г. "Новое Время". Похоронен на Новом кладбище в Белграде. Бежал ли Георгий вместе с отцом, или остался в большевистской России и сгинул в репрессиях, или же погиб в Мировую или Гражданскую - неизвестно.

29. "Суворинский дом" в Петербурге, ул. Чехова, 6 (бывш. Эртелев пер.), постройки 1888 года.




(*) В 2004 году в Санкт-Петербурге, очень скромно и в более чем скромном месте (на территории крематория), была установлена памятная стела, посвященная 100-летию автоспорта в России. Надпись на камне:
"Мемориал к столетию автомотоспорта в России.
Они были первыми:
Бекман В.В., Беляев П.Н., Бергман А.П., Ветчинин А.А., Воротилкин П.П., Всеволожский В.П., Герель А.И., княгиня Долгорукая С.А., Жаров П.А., Иванов А.А., Иерусалимский A.M., Клещев Г.М., фон Лерхе Л.М., Лесснер Г.А., Маковский К.К.,
граф Мордвинов А.А., Нагель А.П., князь Оболенский А.Д., Пашкевич A.M., Пузырев И.П., Римская-Корсакова Д.А., Солдатенков А.В., Суворин Г.М., Танский Ф.И., Фрезе П.А., Цветков Г.А., Эфрон А.И., Яковлев Е.А."

Жаль, что память первых гонщиков увековечена так скромно, и далеко не все, достойные памяти, упомянуты. Но это, хотя бы, единственный существующий мемориал на сегодня.



Фотографии:
1. Гран-При 1913. Иванов на "Руссо-Балте" №9. (Журнал "Нива" №25, 1913.)
2. Автомобиль Vauxhall англичанина Холлоуэлла на Гран-При, 1913.
3. Автомобиль Benz Георгия Суворина на Гран-При, 1913.
4. Автомобиль Russo-Baltique Ивана Иванова на Гран-При, 1913.
5. Автомобиль Metallurgique Рене Нотомба на Гран-При, 1913.
6. Г.М. Суворин, единственное фото, сохранившее образ гонщика, снятое сразу после соревнования, 1913.
7. Марк Биргкит на гонках в Испании, 31 августа 1908.
8. Малая Посадская улица в Петербурге, где жил Рене Нотомб.
9. Артур Дюрэ, 1903.
10. Картина, посвященная Артуру Дюре и его первой гонке в России в 1907 году.
11. Реклама Michelin с упоминанием победы Дюрэ в 1907 г. (Журнал "Автомобилист" №9, 1908.)
12. Бронзовая плакетка, выпущенная в честь победы Дюрэ в 1907 году.
13. Артур Дюрэ на своей первой московской гонке, 1907.
14. Дюре за рулем FIAT S76. Раскрашенное фото, Италия, 1911.
15. Князь Борис Суханов за рулем FIAT S76 в Турине (Италия), 1911.
16. Артур Дюрэ (слева) и князь Борис Суханов (справа), FIAT S76 в парке Валентино, Турин, Италия, предположительно 1913 год.
17. "Туринский монстр" 300-сильный FIAT S76.
18. "Fiat S76", автор Алексей Строганов (Россия), картина из частной коллекции. Правда, выхлоп нарисован с другого борта и цвет не совсем верно передан. 1913 год.
19. Кадр из видео о первой поездке на легендарном "Туринском чудовище" после реставрации, в 2015 году в Гудвуде (Западный Сассекс, Великобритания). в 2015 году, на Фестивале скорости в Гудвуде "Туринское Чудище", зрелищно плюясь языками пламени и маслянистым дымом, сотрясая землю и жадно пожирая топливо и асфальт, вновь зажило полной жизнью, впервые спустя век.
20. Князь Борис Суханов на гонке в Москве, 1910.
21. Князь Борис Суханов за рулем FIAT S74 на верстовой гонке МАО, Москва, 1911.
22. Б.Н. Суханов на FIAT S76 в Москве, на ул. Пятницкая. (фото из книги Л.М. Шугурова "Москва автомобильная")
23. Великий Князь Кирилл Владимирович и Великая Княгиня Виктория Фёдоровна во 2-м международном автопробеге в Швеции, организованном Балтийским Автомобильным и Аэро-Клубом, 1913.
24. А.Д. Халкиопов, фото 20-х годов.
25. Георгий Суворин на "Бенце" №5, на финише Гран-При 1913. (Журнал "Нива" №25, 1913.)
26. Страница из книги переписи граждан Санкт-Петербурга за 1913 г. с упоминанием Г.М. Суворина.
27. Из переписи видно, что Георгий Михайлович и издатель Михаил Алексеевич жили по одному адресу - Эртелев пер., 6 (ныне ул. Чехова)
28. Выдержка с сайта, со списком всех гонщиков, с фамилиями Суурметс, Суворин, Танский.
29. "Суворинский дом" в Петербурге, ул. Чехова, 6 (бывш. Эртелев пер.), постройки 1888 года.
30. Мемориал в Санкт-Петербурге, в память о первых спортсменах-гонщиках, 2004.


Источники (по 1913 году):
1. Ю.А. Мелентьев. "Верстовые гонки Волхонки". Царскосельский автомобильно-спортивный клуб (tsar-auto-club.spb.ru).
2. Станислав Кирилец. "IV Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге 1913 г.". Грузовик-пресс №6, 2013 (gruzovikpress.ru).
3. Денис фон Мекк. "История рода Фон Мекк". (von-meck.info)
4. Журнал "Автомобилист" №21, 1913.
5. И. Баранцев. "Без направляющей колеи". Коммерсант - Автопилот (kommersant.ru) №7, 2012.
6. Дмитрий Григорьев. Зiркове Ралi (stellarrally.com).
7. Дмитрий Ротков. "Первая кольцевая гонка в России". Московскiя Ведомости (mosvedi.ru), 13.02.2015.
8. Дмитрий Ротков. "Автопробег 1913 года Москва-Париж". Московскiя Ведомости (mosvedi.ru), 05.02.2015.
9. Павел Саков. ЖЖ (sakov-pavel.livejournal.com).
10. Газета "Утро", Харьков, архив за 1913 г. (escriptorium.univer.kharkov.ua).
11. "Русские гонки". Журнал "Олдтаймер" под редакцией И. Сорокина (oldtimer.ru), 09.10.2013.
12. Александр Беляновский. "Авто - как роскошь". Первые автосалоны в России - 1907-1913 годы. ИнформЭкспо (informexpo.ru)
13. Вячеслав Маслов. Список членов СПАК и ИРАО. Царскосельский автомобильно-спортивный клуб (tsar-auto-club.spb.ru).

Источники (по пробегу Саратов - Хвалынск и о Халкиопове):
14. Фотографии старого Саратова. (oldsaratov.ru)
15. Электронная летопись саратовской губернии. (elsso.ru)
16. Гейман Василий Васильевич. "По градам и весям родной земли (10000 верст на автомобиле)". - СПб.: Издание технического издательства инженера Николая Григорьевича Кузнецова, 1914.

Источники (о Суворине и кольцевой гонке):
17. Владимир Аксельрод, Валерий Исаченко. "Улица Чехова". - Центрполиграф, СПб, 2010.
18. "Родовое дерево", поисковый сайт. (rodovoederevo.ru)
19. Татьяна Шевченко. "И всё-таки они завертятся". Журнал Posta Magazine, 07.10.2014. (posta-magazine.ru).
20. "Русский огурецъ". ЖЖ (kitowras.livejournal.com)
21. The Golden Era of Grand Prix Racing. (kolumbus.fi/leif.snellman/main.htm )
22. Maurice A. Kelly. "Russian Motor Vehicles: The Czarist Period 1784 to 1917", Veloce Publishing Ltd, 2009.
23. Газета Boston Daily Globe, 24th August 1913.
24. Журнал Allgemeine Automobil-Zeitung №28, July 12, 1913.

Источники (об Иванове и Биркигте):
25. Журнал "АМС" №2, 1990.
26. "Пионеры аэронавтики Женевы" (www.pionnair-ge.com).

Источники (о Дюре и Суханове):
27. Журнал компании FIAT - "Rivista Illustrata Mensile" No. 9 - 1914
28. И. Баранцев. "Мало места". Журнал "Коммерсант - Автопилот №6, 01.06.2015 (kommersant.ru)
29. "FIAT S76 История покорения рекорда!". ЖЖ (lischita.livejournal.com)
30. Руслан Бициев. "Один во всем мире" (dtf.ru)



© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2020, contact: dottore124@yandex.ru