© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Гонки и гонщики ХХ века.
Часть 25. 1913 (4/5).
Автопробег Москва - Париж. Грибов, Шерупенков, Нагель.


Гонки и гонщики ХХ века. 1913 год. Автопробег Москва - Париж.

Биографии: Николай Грибов, Фёдор Кноп, Василий Гейман, Андрей Нагель, Сергей Оцуп, Николай Шерупенков.



1913 год (часть IV).


12 - 27 июня - Автопробег Москва - Париж (3500 верст)

Согласно правилам, в этом пробеге могли участвовать исключительно члены Московского Автомобильного Общества. Участники должны были придерживаться правил дорожного движения тех стран, по которым проходил пробег.

01. Газетная статья от 12 июня о старте автопробега из Москвы в Париж, 1913.

02. Карта автопробега Москва - Берлин - Париж 12-27 июня 1913.


Маршрут проходил через Тверь, Новгород, Псков, Ригу, Берлин, Лейпциг, Страсбург и заканчивался в Париже. В пробеге приняли участие 18 машин, из них 16 добрались до финиша. Общая протяжённость пробега составила более 3500 вёрст.

3. Список участников автопробега Москва - Париж, 1913.

4. Отчет автомобильного пробега на 3087 верст, МАО, 1913.


Согласно заметкам репортёров, за Тверью состояние дороги оставляло желать лучшего: "Выбоины и глубокие колеи даже при тихой езде ежесекундно подбрасывало машину". В такой тряске у одной из машин лопнула рессора. Ничего хорошего не ждало участников и на следующем этапе Новгород-Псков. Зато от Пскова до Риги "дорога резко изменилась к лучшему, постоянно превращаясь в идеально цементированное шоссе".

5. Фотографии участников автопробега Москва - Париж, 1913.

6. Фотография из берлинского еженедельника "Berliner Illustrirte Zeitung" с колонной автопробега, 1913.

7. В центре фото виден "Мерседес" одного из участников, 1913.


В Ригу колонна прибыла 15 июня. Через пару дней добрались до границы с Германией, а 21 июня русских автомобилистов встречали их коллеги из Германского Императорского автомобильного клуба. 27 июня автопробег финишировал в Париже. Как писали газеты того времени, пробег стал "первым массовым выступлением русских автомобилистов на иностранную территорию и послужил ещё большему развитию и укреплению российского автомобилизма".

8. Памятный жетон МАО участнику автопробега Москва - Берлин - Париж 12-27 июня 1913 г. А. В. Алексеевцеву. (Изготовитель - А. Дюзо, Париж, 1913 г.).
Алексеевцев Александр Виссарионович, статский советник. Умер в эмиграции в Париже в 1929 году. Его имя в списке участников, однако, не значится.

9. Памятная сувенирная плакетка в честь автопробега, 1913.

10. (10а) Почтовая открытка, выпущенная в честь автопробега в Париж, 1913.

11. Все призы участникам автопробега.


Переходящий приз Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича получил экипаж 37-сильного "Мерседеса" - Л.Г. Кольсорн и Н.М. Грибов. Одним из претендентов на приз был также член МАО Н.Н. Шерупенков на 33-сильном "Бенце", о чем сообщал корреспондент газеты "Спортъ" из Парижа (Шерупенков получил приз имени А.П. Каютова). Что касается экипажа победителей, то это был "Мерседес" барона Ф.Л. Кнопфа, под управлением члена Правления МАО Льва Германовича Кольсорна, служившего управляющим у барона Кнопфа, и водителя-механика Николая Михайловича Грибова. В пробеге участвовали еще два экипажа на "Мерседесах" - член клуба В.И. Барышев (председатель Спортивной комиссии МАО) с водителем Давыдовым, и член МАО В.И. Оловянишников с водителем Кузнецовым (получил почётный приз МАО).

12. Редактор-издатель московского журнала "Автомобилист" В.А. Алексеев (слева) и В. И. Барышев (справа), 1913.

13. Семья ярославских купцов Оловянишниковых жила в Москве на Покровке, держала магазин на Никольской улице "П.И. Оловянишников и сыновья". На фотографии стоят: слева - Владимир Иванович (1880-1918), справа - Виктор Иванович (1874-1932), кто из них принимал участие в пробеге, точно определить не удалось. Фото 1901 г.



(*) Кстати, "Новое Время" сообщало 12 июля о приезде Анатоля Франса в Санкт-Петербург. Пробыв 2 дня в Петербурге и 2 дня в Москве, писатель отправился обратно в Париж. Всё путешествие он проделал в автомобиле. Несмотря на то, что дорог было меньше, и их качество было ой как далеко от сегодняшних европейских автобанов, многие охотно путешествовали на дальние расстояния, не боясь ни поломок, ни отсутствия достойного ночлега в пути.

14. Анатоль Франс с семьей в С.-Петербурге. Фото К.К. Буллы для журнала "Огонёк" №29, 1913.



Николай Михайлович Грибов

Семья Николая Михайловича Грибова жила в Москве, в Сокольниках, недалеко от товарной станции Московско-Казанской железной дороги. Отец Николая работал машинистом на МКЖД, и был лично знаком с председателем правления МКЖД Николаем Карловичем фон Мекком.
Глава семейства, Михаил Ефимович Грибов, сразу после отмены крепостного права, покинул родное Лотошино и выучился в Москве на машиниста. Почти полвека М.Е. Грибов водил паровозы, пока ему однажды, в результате аварии, не обожгло глаза. Личное знакомство с Фон Мекком помогло ему пристроить сына, незадолго до своей смерти, на хорошую работу. Николай Карлович с радостью взял на работу его сына Николая. Для начала ХХ века профессия шофера была еще довольно редкая, а Николай Грибов уже тогда был высококлассным водителем. Однако, у Фон Мекка он надолго не задержался, ибо его профессионализм странным образом сочетался с пристрастием к выпивке.
Николай сменил несколько мест работы, служил у коммерсанта Карла Ласмана, пока не попал на работу шофером в фирму Кнопа (**). У барона Ф.Л. Кнопа(***) был особняк в Колпачном переулке, а летом барон выезжал в подмосковное имение на реке Сетунь и брал своего шофера. Его хозяин, барон Фёдор Кноп, относился к Николаю, несмотря на пристрастие к зелёному змию, благосклонно, и часто выезжал вместе с шофером и всем его семейством.
В 1913 году "Мерседес" Фёдора Кнопа был заявлен в автопробег Москва-Париж, организованный Московским Автомобильным обществом. В экипаже были Л.Г. Кольсорн (****) и Н.М. Грибов. В Швейцарии машина, ведомая Кольсорном, перевернулась, и тот, со сломанными ребрами, остался в швейцарской клинике, а Николай Грибов, не знавший ни одного иностранного языка, продолжил путь, пересекая границы разных стран, и благополучно вернулся домой, после окончания соревнования, да и ещё привёз главный приз соревнования - переходящий приз Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича.

(**) "Л.Кноп и Ко". Лев Герасимович Кноп (Ludwig Johann Knopf) - знаменитый российский промышленник, родом из баварских немцев. На рубеже веков владел более чем сотней текстильных производств в России, из них крупнейшая - Кренгольмская мануфактура в Нарве (Krenholm Holding и сегодня - успешное предприятие). В 1916 году, ввиду гонений на немцев, торговый дом "Л.Кноп и Ко." был переименован в АО "Волокно", однако после октябрьской революции потомки Л.Кнопа были вынуждены свернуть производство, и покинуть Россию.
(***) Барон Федор Львович Кноп - известный промышленник, владелец хлопчато-бумажных фабрик во многих городах, член правления товарищества Даниловской мануфактуры, также был членом МАО. После начала Первой Мировой начались гонения на немецких предпринимателей, а уж после 1917 года они вовсе были вынуждены эмигрировать. Родился в 1848 г. в Москве, умер в 1931 г. в Берлине.
(****) Лев Германович Кольсорн - член МАО, управляющий фирмы Кнопа. Участвовал во многих спортивных соревнованиях.

15. Автомобиль "Мерседес" Л.Г. Кольсорна и Н.М.Грибова на старте пробега Москва-Париж 1913 года. На фото справа Н.М.Грибов.


Работа Н.М.Грибова, в конечном итоге, повлияла и на выбор будущей профессии актера его сыном. Как было упомянуто выше, летом барон Кноп часто посещал имение на реке Сетунь, и разрешал Николаю брать с собой свою семью. А между тем, неподалеку, в Давыдкове, на открытой сцене в летнем саду часто выступали актёры московских театров, и именно там сын Николая - Алеша Грибов, которому в 1913 году исполнилось 11 лет, впервые увидел спектакль "Дети Ванюшина" и заболел театром. Не раз по вечерам сбегал из дома - делал вид, что заснул, а когда все в доме успокаивалось, вылезал в окно и наблюдал за представлением. По утрам же Алеша помогал отцу мыть машину, чистить колеса от грязи, за что отец платил сыну пятиалтынный. В Москве же Алеша учился в школе в Леонтьевском переулке. Позднее, когда он стал служить в новом МХАТе на Тверском бульваре, выходя из здания, он видел здание своей школы (Гимназия им. Капцовых).

16. Народный артист СССР Алексей Николаевич Грибов в роли капитана корабля из фильма "Полосатый рейс", 1961.


После начала Первой Мировой, в 1916 году, Николай Грибов был призван в качестве шофера, возил генералов. Известно, что он вернулся после войны домой, но дальнейшая его судьба неизвестна. Сын же стал знаменитым актёром, народным артистом СССР.


29 июня - открытие автомобильного отдела Киевской выставки.

Киевский Клуб Автомобилистов обратился в ИРАО с просьбой помочь в организации автомобильного отдела. ИРАО обратился к автомобильным фирмам с предложением принять участие в торгово-промышленной выставке в Киеве. 15 фирм предоставило 50 автомобилей, преимущественно германских и французских, и выставка имела успех.

17. Всероссийская выставка в Киеве, 1913.



11 июля - старт исследовательской поездки А. Нагеля по волжским дорогам. (около 10.000 вёрст).
По поручению ИРАО, и по собственной идее, Андрей Нагель с товарищами отправляется в поездку, исследуя маршрут Петроград - Москва - Нижний - Казань - Симбирск - Самара - Саратов - Тамбов - Воронеж.

18. Карта экспедиции А. Нагеля, с обозначением шоссейных и грунтовых дорог, 1913.


11 июля экипаж выехал из столицы. Торжок: "Сколько ни езживал я в России, а такой дрянной дороги не встречал. Ни от того ли весь город заполнен колёсными лавками."

19. На трассе под Петербургом (из книги В. Геймана), 1913.


13-го числа прибыли в Москву. Первопрестольная поразила чистотой улиц и превосходными мостовыми. Но была подобна "старой доброй бабушке, вяжущей чулок, беспрестанно поправляя сползающие на нос очки." По превосходного качества Владимирке шли 75 вёрст в час.

20. На шоссе после ливня (из книги В. Геймана), 1913.


Но на границе Нижегородской губернии шоссе поросло травой и превратилось в череду рытвин и ухабов. На изрытой колеями грунтовке в сторону Васильсурска встретили батюшку: "- А ходят ли здесь машины? - Часто ходят! Вот в третьем году одна застряла." Через Суру переправились на баркасе. На выезде из Симбирска переправились через Волгу, но на другой стороне тут же крепко сели в песке. На счастье путешественников им повстречался местный автомобилист, который помог выбраться и указал лучшее направление на Самару.

21. Отдых в поле (из книги В. Геймана), 1913.


После Самары дорога лежала через степь, до самого Саратова, где их встретили местные автомобилисты. А переправиться помогли члены местного яхт-клуба. От Саратова до Аткарска вышел импровизированный автопробег, так как саратовские друзья вызвались проводить путешественников на всём отрезке пути.

22. Встреча в Саратове с местными автомобилистами, 1913.


"Начиная с Аткарска, пошла нам незадача, и сторицей возместились нам и Самара, и Саратов. Карты оказались устаревшими, мы беспрестанно сбивались с пути. Расспросы местных жителей не служили ни к чему, приводя большей частью к бесполезной потере времени: зачастую посылали нас от одной деревни к другой, и в результат; мы возвращались к первой. А на ходу еще хуже…"

- … "На Новохоперск- вправо?
Пейзан кивает головой и машет рукой вправо.
- А может быть влево?
Он ещё радостнее кивает головой и машет рукой влево.
- Куда же, чёрт возьми, ехать?
Лицо его расплывается в приятную улыбку, и он растопыривает обе руки и вправо и влево. Вот вам и ищите дорогу при таких условиях!"


Далее встречаются и верстовые столбы, идущие через поле, и перепаханная дорога, и отрезок шоссе, обрывающийся внезапно, и даже совсем уж неожиданный кусочек шоссе, длиной с версту, в чистом поле, без начала и конца…

23. Крестьяне помогают вытащить машину из грязи (из книги В. Геймана), 1913.


Грязь Воронежской губернии была единогласно признана эпической. В тамошнем черноземе колеса останавливались намертво, и на помощь призывались крестьяне из окрестных деревень. Да еще и ливень разбавлял эту жижу. На колеса надевали цепи, но даже и цепи постоянно рвались.

24. В полях под Воронежем (из книги В. Геймана), 1913.


Поездка обнаружила печальное состояние дорог, и пришлось отказаться от идеи провести пробег в этом направлении в ближайшее время. Хорошие дороги были только на Владимирском тракте, и более-менее удобно было добраться только до Нижнего. В остальном это были колейные грунтовки, вязкая дорога через леса, и мосты через реки, невозможные для автомобилей.

25. Печальное состояние мостов на дорогах (из книги В. Геймана), 1913.


Один из участников экспедиции, Василий Васильевич Гейман, которому было поручено вести путевую съёмку, вот как описывал в своей книге эту поездку:

"…Императорское автомобильное общество, будучи озабочено подготовкой предполагавшегося большого международного пробега на Императорский приз и разрабатывая различные направления, просило моих спутников и меня произвести разведку путей в восточном направлении, на Москву, Нижний, Казань, Самару, Саратов, Воронеж. Для этого мы ввели в наш маршрут соответствующие поправки и распределили работу так: мне - составление путевой съемки, Нагелю - общее наблюдение автомобилиста, Оцупу - дневник и фотографии.

26. Обложка книги Василия Геймана "По градам и весям родной земли. 10000 верст на автомобиле.", 1913.


Едем мы вчетвером, причём, каждый должен был исполнять свою специальную функцию.
Номер первый - Андрей Платонович Нагель. Человек, пожирающий пространство, и закусывающий шинами. Маленького роста, сухощавый, ловкий, фанатик автомобильного дела. Сидит на руле и распоряжается нашими жизнями.

27. Титульная страница книги, издательства Инженера Н. Кузнецова в Петербурге, 1913.


Номер второй - Сергей Авдеевич Оцуп, в близком родстве с телеграфной проволокой, и потому фанатически любящий телеграммы всякого рода. Элегантен, молод, и занимается, между прочим, фотографией. Сидит в автомобиле и снимает все попутные достопримечательности. Ему поручена казна.

28. Начало книги "По градам и весям родины".


Номер третий, шофёр Александр- автомобильная душа, великолепно знающая своё дело. Не умыт, не чёсан- настоящее чупирадло (чучело). Очень деятельный, на редкость невозмутимый, погибель для женщин всего мира: на всех остановках у него всегда бывал роман, начинавшийся немедленно после приезда и кончавшийся немедленно после отъезда.

29. Разворот книги "По градам и весям родины".


Номер четвертый, автомобиль- почтенное создание Русско-Балтийского завода, уже сделавшее пятьдесят две тысячи верст, и создавшее славу Нагелю, которому эта машина всегда сопутствовала. Автомобиль оригинален, очень подвижен и великолепно понимает малейший намек руля.
Номер пятый- чемоданы и различные вещи, из которых, по крайней мере, три четверти ни на что не нужны и никуда не годны.
Номер шестой- автор этой книги."



Василий Васильевич Гейман (1870 - 1918 (?)

Сын генерала Василия Геймана. Окончил Николаевское кавалерийское училище (1890), Николаевскую академию Генерального штаба (1898), полковник, военный инженер, автогонщик, журналист, писатель. Председатель Военно-цензурного комитета. Офицер Туземной дивизии. В августе 1917 - один из петроградских координаторов выступления генерала Л.Г. Корнилова. 23.02.1918 арестован в Петрограде. Судя по тому, как быстро большевики расправлялись с офицерами в те времена, погиб тогда же.

30. На фотографии, снятой сразу после возвращения в Петербург, можно увидеть самого Василия Геймана. В машине стоит слева А.Нагель, его невозможно не узнать. Справа от него, в дорожных очках, молодой сухощавый человек - видимо, Оцуп. Рядом с машиной стоят двое, тоже в дорожных очках - возле запасного колеса, судя по всему, и есть Василий Васильевич Гейман, к тому же весьма похожий на своего родственника, генерала Василия Александровича Геймана, а между ним и Нагелем - шофер Александр, весьма похожий на своё описание в книге В.В. Геймана.



Андрей Платонович Нагель (2 марта 1877 года, Санкт- Петербург- 10 ноября 1956 года, Париж)

Русский автомобилист, автогонщик, мотогонщик, журналист, издатель и редактор журналов "Спорт", "Автомобиль", "Двигатель", "Аэро", "Аэро и автомобильная жизнь". В 1908 году совершил первое длительное путешествие в Европу - в Париж и Венецию.

31. Проводы экипажа А.Нагеля и В.Михайлова в Монако, 31 декабря 1911.


В 1909 году совершил поездку в Рим и Неаполь, и поднялся на машине на Везувий. В 1912 году принял участие в знаменитом ралли Монте-Карло и в ралли Сан-Себастьян в Испании. Летом 1913 г. Нагель вновь путешествует по России. А позднее, в том же 1913 отправится в путешествие по Северной Африке всё на том же "Руссо-Балте".

32. После возвращения из путешествия по Северной Африке машина Нагеля вся обклеена памятными наклейками из разных городов, 1914.


За спортивные подвиги, принёсшие славу Отечеству, А. П. Нагель был награждён орденом Святой Анны III степени. После большевистской революции Нагель покинул Россию.

33. Андрей Нагель.



Сергей (Серхио) Авдеевич Оцуп / Sergio Otzoup (1889 - 1974)

Сергей Оцуп родился в Царском Селе, закончил Царскосельскую Николаевскую гимназию. До осени 1914 учился в Петербургском университете на физико-математическом отделении. В 1915 году был призван на службу в Военную Автомобильную роту. В начале 20-х гг. уехал из России после революции.

34. Сергей Оцуп (фото из университетского архива), 1910-е гг.


В Берлине Сергей Оцуп стал успешным предпринимателем, кинопродюсером. (Крестным отцом его дочери стал Альберт Геринг, брат Германа Геринга, который не поддерживал идеи брата и политику германского руководства. Он и помог семье Оцупа скрыться в Испании, когда начались гонения на евреев.) Позднее, в Мадриде, Сергей (Серхио) Оцуп получил известность как коллекционер русских икон. Умер в Мадриде. Его потомки проживают сейчас в США.

35. Принц Хуан Карлос и принцесса София (будущие король и королева Испании) на выставке икон Серхио Оцупа в Мадриде, 1965.



4 августа. Москва - Волоколамск - Москва (220 вёрст).

Губернский круговой пробег, организованный МАО.

36. Волоколамск. Рождественская улица. 1910-е годы.



5 августа. Участие ОАО в манёврах Одесского военного округа.

В 1908 году были проведены десантные маневры воинских частей Одесского военного округа и морских сил Черного моря с целью "принести пользу как сухопутным войскам, так и флоту, показать его личному составу, как действовать при выполнении всеми боевыми силами Черноморского театра десантной операции". В 1913 году там же были проведены большие маневры с последующей высадкой десанта в Одессе, Севастополе и Батуми. Подобные маневры вошли в практику обучения армии и проходили ежегодно. В маневрах 1913 года приняли участие и автомобилисты Одесского Автомобильного Общества, в том числе - бессарабская автомобильная дружина.

37. Газетное сообщение о начале военных манёвров одесского гарнизона, с участием одесских и бессарабских автомобилистов в Кишинёве, 5 августа 1913.

38. Император Николай II на Красносельских манёврах, 1913.



27 августа - 1 сентября. Круговой пробег ОАО. (1160 вёрст)

Пробег организован Одесским Автомобильным Обществом по маршруту Одесса - Елисаветград - Екатеринослав - Мелитополь - Херсон - Николаев - Одесса. Всего приняло участие 36 экипажей.

39. Н.Ф. Городецкий на "Бенце" под №8, на старте автопробега, Одесса, 27 августа 1913.

40. Маршрут и карта "Кругового пробега" 1913 года, организованного ОАО (с сайта "Зiркове Ралли").


Среди участников: Гесс, Городецкий, Яцкевич, Цорн, Ротте, Тульчианов(*****), Суручан - на "Бенцах", П. Фаатц, Герм, Келлер, Руссо - на "Мерседесах". По окончании пробега были устроены 2 гонки - одновёрстная с хода, и трёхвёрстная с места.

(*****) Тульчиановы - известные купцы из города Измаил Бессарабской губернии. Феодор Степанович Тульчианов был городским головой и почётным гражданином города. Его внук, Фёдор Павлович также был городским главой, потомственным гражданином. Был известным конезаводчиком, разводил рысаков для продажи в Европу. Судя по всему, Ф.Ф. Тульчианов - это был его сын, самый младший в роду на тот момент. Его брат Дмитрий, после отречения Николая II, сложил с себя все государственные полномочия, и позднее уехал в Румынию. О судьбе Фёдора ничего не известно.

41. Заметка о прибытии участников автопробега в Екатеринослав, с упоминанием Городецкого, Гесса, Яцкевича и Роте на "Бенцах" и Суручана, Фаатца и Руссо на "Мерседесах", 29 августа 1913.

42. Заметка об окончании автопробега Одесса - Екатеринослав - Одесса, 1 сентября 1913.



28 августа - 2 сентября. Автопробег Москва - Харьков - Москва (1370 вёрст).

В 5 часов утра 28 августа у Манежа собрались 11 автомобилей участников автопробега Москва - Харьков - Москва. А через два дня харьковская газета "Утро" от 30 августа 1913 года сообщила о прибытии автопробега. Известно, что в ней принимал участие москвич Шерупенков. В тот же день на 14-й версте Белгородского шоссе состоялись гонки, с участием 10 машин москвичей (Тофферсфельд, Николаев, Сычев, Быков, Овсянников, Р.Нотомб, А.Нотомб, Федотов, Шерупенков) и около 20 участников Южно-Русского Автомобильного Клуба (в том числе Яффе, Гутьяр, Лищинский, Гладкий). После раздачи призов и торжественного банкета в загородном "Версале", 31 августа участники МАО отправились в обратный путь.

43. Автомобиль Berliet участника пробега в Харькове, 1913.

44. Заметка о проведении 30 августа гонки в Харькове московских участников автопробега и членов Ю.-Р.А.К., газета "Утро", Харьков, 31 августа 1913.




Николай Николаевич Шерупенков (1892- 1971)

Н.Н. Шерупенков был известен как богач, владевший многими домами в Москве, благотворитель и меценат, заядлый автомобилист, член МАО.
Его отец, Николай Михайлович Шерупенков, купец 2-й гильдии, сколотил большое состояние на торговле лесом, а, кроме того, владел большим количеством коммерческой недвижимости, и кирпичным заводом в Медведково, недалеко от Лосинки.

45. Кирпич с маркировкой завода Е. Шерупенковой, жены Н.М. Шерупенкова и матери Николая.


Шерупенков-старший оставил сыну весьма приличное наследство, и всё свое дело, которым Николай также успешно управлял. Московской недвижимости у него было в избытке, и доходные дома, и особняки под конторы фирм, и подмосковные дачи, и склады товаров. Собственный особняк Шерупенковых в районе Селезнёвской улицы был на редкость скромен, на фоне особняков других купцов. Кстати, он чудом сохранился до наших дней.

46. Особняк Шерупенковых на углу Селезнёвской улицы.(пер. Достоевского, 19/2)


Также сохранился один из доходных домов, и, к тому же, одно из самых знаковых зданий Москвы - "дом с башенкой" на площади напротив Белорусского вокзала, сейчас окруженный стеклянными небоскрёбами. Дом этот был построен в конце 1870-х годов, и уже тогда был оборудован водопроводом и канализацией. Первые этажи сдавались под трактиры и лавки торговцев, на втором располагалось Миусское мужское училище, где, кстати, преподавал Иван Чехов, и Антон Чехов часто бывал здесь в гостях у брата. Третий же этаж представлял из себя меблированные комнаты и гостиница "Тверь". На площади, напротив дома, стояла Триумфальная арка, построенная в честь победы 1812 года, и потому дом Шерупенкова часто попадал в объективы фотокамер и на московские почтовые открытки.
После революции дом сохранил своё предназначение, только трактиры и лавки сменили пивнушки и мастерские, а вместо меблированных комнат - коммунальные квартиры.

47. "Дом с башенкой" у Триумфальной арки на старой московской почтовой открытке.

48. "Дом с башенкой" на площади Белорусского вокзала (Лесная ул, 1/2)


Как активный участник Московского Автомобильного общества, Николай Шерупенков много ездил и по России. В апреле 1914 года в Москве состоялся автопробег до г. Дмитрова. Вот как описывала это событие "Московская газета" от 28 апреля: "Вчера московское автомобильное общество устроило первый в наступившем сезоне пробег на дистанцию Москва - Дмитров - Москва. В 10 час. у помещения о-ва собрались на своих машинах двадцать членов о-ва, и под руководством командора В. И. Барышева тронулись в путь. Все участники пробега разделились на две категории. В первой были автомобилисты, пожелавшие ехать с большою скоростью, а вторые - наоборот. В состязании участвовали: гг. Арцимович, Барышев, Нейбюргер, Тимонин, Кольсорн, Николаев, Яроцинский, Шерупенков, Навережский, Быков, Вельдсман, Глюк, Ермольев, Теферсфельд, Годзишевнкий, Оловянишинков, Глинка, Бабурин, Лыжин и Пендрие. В 3 часа московские автомобилисты прибыли в Дмитров, где состоялся товарищеский завтрак. В обратный путь участники пробега тронулись в 5 ч. и в течение часа проехали всю дистанцию до Москвы".

49. Некоторые популярные издания утверждают, что на таком "Бенце" ездил Шерупенков. Однако, на фото - Benz 82/200 HP, прототип Blitzen Benz, а у Шерупенкова был 33-сильный автомобиль, что зафиксировано в документах МАО.


В 1913 г. Шерупенков принял участие на своем новом 33-сильном Benz 33/75 1912 г.в. (8430 куб.см.) в автопробеге Москва-Берлин-Париж на 3500 вёрст (с 12 июня по 10 июля) на приз Великого Князя Михаила Александровича. Кстати, старт этого пробега происходил прямо напротив его "дома с башенкой" на Тверской заставе. На этой же машине он выступил и в ряде других соревнований. Так, на верстовой гонке с хода 3 сентября 1913 года занял седьмое место в общем зачете, развив скорость 122,3 км/ч.

50. Николай Шерупенков за рулём своего "Бенца" на старте автопробега Москва-Париж, 1913.

51. Газетная реклама автомобилей "Бенц" с упоминанием спортивных побед Н. Шерупенкова, Г. Суворина, Ф. Суручана, Цорна и Кертмэ, 1913.


Шерупенков активно участвовал в деятельности добровольной автомобильной дружины, организованной В.П. Рябушинским в 1912 году. (Сам Рябушинский, напомню, командовал в Гражданскую войну, автомобильной ротой генерала Врангеля, а Шерупенков поддерживал их материально.)

52. Члены московской добровольной автомобильной дружины, среди них В.П. Рябушинский, Н.Н. Шерупенков, С.А. Капцов, журнал "Автомобилист", 1912


В Лосинке, недалеко от кирпичного завода в Медведково, у Николая Николаевича была просторная дача. С начала Второй Отечественной войны (Первой Мировой) он, как и многие богачи того времени, активно участвует в благотворительности, и создаёт на своей даче военный лазарет на 30 коек. После революции здание служило санаторием вплоть до 1950-х годов, когда было снесено вместе с окружавшей его дубравой, при строительстве нового микрорайона.

53. Выздоравливающие раненые в военном лазарете, организованном в Лосинке, загородном имении Николая Шерупенкова. Фотография из журнала "Лосиноостровский вестник" № 12, 1914.

54. Загородный дом Шерупенковых в Лосинке в 1932 году.


После большевистского переворота семье Шерупенкова приходится бежать из России тем же маршрутом, что несколькими годами ранее он проделал в автопробеге Москва-Париж. Позднее Николай Николаевич обнаруживается в списках участников Белого движения, однако, видимо, не в качестве военного - скорее всего, в гражданской войне Н.Н. Шерупенков участвовал своими деньгами и связями.

После Второй мировой войны Николаю Шерупенкову повезло: он не был, подобно многим видным участникам Белого движения, выдан Советскому Союзу и умер в Париже 28 января 1971 года, где и похоронен на кладбище в Ганьи.

Фотографии:

1. Газетная статья от 12 июня о старте автопробега из Москвы в Париж, 1913.
2. Карта автопробега Москва - Берлин - Париж 12-27 июня 1913.
3. Список участников автопробега Москва - Париж, 1913.
4. Отчет автомобильного пробега на 3087 верст, МАО, 1913.
5. Фотографии участников автопробега Москва - Париж, 1913.
6. Фотография из берлинского еженедельника "Berliner Illustrirte Zeitung" с колонной автопробега, 1913.
7. В центре фото виден "Мерседес" одного из участников, 1913.
8. Памятный жетон МАО участнику автопробега Москва - Берлин - Париж 12-27 июня 1913 г. А. В. Алексеевцеву. (Изготовитель - А. Дюзо, Париж, 1913 г.). Алексеевцев Александр Виссарионович, статский советник. Умер в эмиграции в Париже в 1929 году.
9. Памятная сувенирная плакетка в честь автопробега, 1913.
10. Почтовая открытка, выпущенная в честь автопробега в Париж, 1913.
11. Все призы участникам автопробега.
12. Редактор-издатель московского журнала "Автомобилист" В.А. Алексеев (слева) и В. И. Барышев (справа), 1913.
13. Семья ярославских купцов Оловянишниковых жила в Москве на Покровке, держала магазин на Никольской улице "П.И. Оловянишников и сыновья". На фотографии стоят: слева - Владимир Иванович (1880-1918), справа - Виктор Иванович (1874-1932), кто из них принимал участие в пробеге, точно определить не удалось. Фото 1901 г.
14. Анатоль Франс с семьей в С.-Петербурге. Фото К.К. Буллы для журнала "Огонёк" №29, 1913.
15. Автомобиль "Мерседес" Л.Г. Кольсорна и Н.М.Грибова на старте пробега Москва-Париж 1913 года. На фото справа Н.М.Грибов.
16. Народный артист СССР Алексей Николаевич Грибов в роли капитана корабля из фильма "Полосатый рейс", 1961.
17. Всероссийская выставка в Киеве, 1913.
18. Карта экспедиции А. Нагеля, с обозначением шоссейных и грунтовых дорог, 1913.
19. На трассе под Петербургом (из книги В. Геймана), 1913.
20. На шоссе после ливня (из книги В. Геймана), 1913.
21. Отдых в поле (из книги В. Геймана), 1913.
22. Встреча в Саратове с местными автомобилистами (белый "Руссо-Балт" Нагеля - в середине), 1913.
23. Крестьяне помогают вытащить машину из грязи (из книги В. Геймана), 1913.
24. В полях под Воронежем (из книги В. Геймана), 1913.
25. Печальное состояние мостов на дорогах (из книги В. Геймана), 1913.
26. Обложка книги Василия Геймана "По градам и весям родной земли. 10000 верст на автомобиле.", 1913.
27. Титульная страница книги, издательства Инженера Н. Кузнецова в Петербурге, 1913.
28. Начало книги "По градам и весям родины".
29. Разворот книги "По градам и весям родины".
30. На фотографии, снятой сразу после возвращения в Петербург, можно увидеть самого Василия Геймана. В машине стоит слева А.Нагель, его невозможно не узнать. Справа от него, в дорожных очках, молодой сухощавый человек - видимо, Оцуп. Рядом с машиной стоят двое, тоже в дорожных очках - возле запасного колеса, судя по всему, и есть Василий Васильевич Гейман, к тому же весьма похожий на своего родственника, генерала Василия Александровича Геймана, а между ним и Нагелем - шофер Александр, весьма похожий на своё описание в книге В.В. Геймана.
31. Проводы экипажа А.Нагеля и В.Михайлова в Монако, 31 декабря 1911.
32. После возвращения из путешествия по Северной Африке машина Нагеля вся обклеена памятными наклейками из разных городов, 1914.
33. Андрей Нагель.
34. Сергей Оцуп (фото из университетского архива), 1910-е гг.
35. Принц Хуан Карлос и принцесса София (будущие король и королева Испании) на выставке русских икон Серхио Оцупа в Мадриде, 1965.
36. Волоколамск. Рождественская улица. 1910-е годы.
37. Газетное сообщение о начале военных манёвров одесского гарнизона, с участием одесских и бессарабских автомобилистов в Кишинёве, 5 августа 1913.
38. Император Николай II на Красносельских манёврах, 1913.
39. Н.Ф. Городецкий на "Бенце" под №8, на старте автопробега, Одесса, 27 августа 1913.
40. Маршрут и карта "Кругового пробега" 1913 года, организованного ОАО (с сайта "Зiркове Ралли").
41. Заметка о прибытии участников автопробега в Екатеринослав, с упоминанием Городецкого, Гесса, Яцкевича и Роте на "Бенцах" и Суручана, Фаатца и Руссо на "Мерседесах", 29 августа 1913.
42. Заметка об окончании автопробега Одесса - Екатеринослав - Одесса, 1 сентября 1913.
43. Автомобиль Berliet участника пробега в Харькове, 1913.
44. Заметка о проведении 30 августа гонки в Харькове московских участников автопробега и членов Ю.-Р.А.К., газета "Утро", Харьков, 31 августа 1913.
45. Кирпич с маркировкой завода Е. Шерупенковой, жены Н.М. Шерупенкова и матери Николая.
46. Особняк Шерупенковых на углу Селезнёвской улицы.(пер. Достоевского, 19/2)
47. "Дом с башенкой" у Триумфальной арки на старой московской почтовой открытке - часто попадал в кадр фотокамер, и сохранилось немало его изображений того времени.
48. "Дом с башенкой" на площади Белорусского вокзала (Лесная ул, 1/2) в наше время.
49. Некоторые популярные издания утверждают, что на таком "Бенце" ездил Шерупенков. Однако, на фото - Benz 82/200 HP, прототип Blitzen Benz, а у Шерупенкова был 33-сильный автомобиль, что зафиксировано в документах МАО.
50. Николай Шерупенков за рулём своего "Бенца" на старте автопробега Москва-Париж, 1913.
51. Газетная реклама автомобилей "Бенц" с упоминанием спортивных побед Н. Шерупенкова, Г. Суворина, Ф. Суручана, Цорна и Кертмэ, 1913.
52. Члены московской добровольной автомобильной дружины, среди них В.П. Рябушинский, Н.Н. Шерупенков, С.А. Капцов, журнал "Автомобилист", 1912.
53. Выздоравливающие раненые в военном лазарете, организованном в Лосинке, загородном имении Николая Шерупенкова. Фотография из журнала "Лосиноостровский вестник" № 12, 1914.
54. Загородный дом Шерупенковых в Лосинке в 1932 году. Снесён в 1950-х.


Источники (по 1913 году):
1. Ю.А. Мелентьев. "Верстовые гонки Волхонки". Царскосельский автомобильно-спортивный клуб (tsar-auto-club.spb.ru).
2. Станислав Кирилец. "IV Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге 1913 г.". Грузовик-пресс №6, 2013 (gruzovikpress.ru).
3. Денис фон Мекк. "История рода Фон Мекк". (von-meck.info)
4. Журнал "Автомобилист" №21, 1913.
5. И. Баранцев. "Без направляющей колеи". Коммерсант - Автопилот (kommersant.ru) №7, 2012.
6. Дмитрий Григорьев. Зiркове Ралi (stellarrally.com).
7. Дмитрий Ротков. "Автопробег 1913 года Москва-Париж". Московскiя Ведомости (mosvedi.ru), 05.02.2015.
8. Форум "Мой город Кишинёв" (oldchisinau.com)
9. Газета "Утро", Харьков, архив за 1913 г. (escriptorium.univer.kharkov.ua).
10. "Русские гонки". Журнал "Олдтаймер" под редакцией И. Сорокина (oldtimer.ru), 09.10.2013.
11. Вячеслав Маслов. Список членов СПАК и ИРАО. Царскосельский автомобильно-спортивный клуб (tsar-auto-club.spb.ru).
12. Гейман Василий Васильевич. "По градам и весям родной земли (10000 верст на автомобиле)". - СПб.: Издание технического издательства инженера Николая Григорьевича Кузнецова, 1914.
13. Архив газетных новостей. Газета "Спортъ" 1 июля 1913. (starosti.ru).
14. Старые фотографии городов (etoretro.ru)
15. А.В. Григорьев. Оловянишниковы, купцы и промышленники. (yarwiki.ru/article/879/)
16. Александр Пикуленко. "1913. Россия. Автомобиль". (autoassa.ru)
17. Форум "Вязники" (tsiplev.ucoz.ru/forum/)

Источники (о Н. Грибове):
18. Биография актёра Алексея Грибова на Кино-Театр.Ру ( kino-teatr.ru)
19. Максим Карташев. "Роллс-Ройсы в царской России. Вопросы остаются." (wikivisa.ru/blog/blogi-ekspertov/), 12 Марта 2016.
20. Павел Саков. "Алексей ГРИБОВ - 110 лет со дня рождения" (https://sakov-pavel.livejournal.com/203985.html), 31 января 2012.
21. "Ретро Авто Мото". "Русский Мерседес" в автопробеге Москва-Париж 1913г.

Источники (о С. Оцупе):
22. Из автомобилистов в продюсеры. КиноБлог DMSD. (dmsd.online)
23. Кирилл Финкельштейн. Выпускники Царскосельской гимназии. (kfinkelshteyn.narod.ru)
24. журнал ВАНДЕРБИЛЬД №7-8, июль-август 2010

Источники (о Н. Шерупенкове):
25. "Поездка длиной в судьбу". Маленькие истории (little-histories.org/2017/11/04/sherupenkov1913/)
26. Ежегодник ИРАО, 1913.
27. Сергей Калинчев. Лесная ул. д.1/2 - Дом купца Шерупенкова. (калинчев.рф)




© Dottore & Dottore.Ru, 2020 специально для © MBCM.ru, 2020.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2020, contact: dottore124@yandex.ru