Люди и события ХХ века. Женщины в автоспорте.
Биографии: Д'Юзес, ван Зуйлен, Дю Гас, Левитт, Рэмси, Кунео, Мадж, Скотт, Андерсон, Уилкокс, Бриджвуд, Лоуренс, Джоунс,
фон Корф-Росквист, Лор, Фишер, Стоддарт-Вольфф.
Первые: автомобиль, автопробег, женщина за рулём.
Первый автомобиль, первый двигатель - всё это, конечно, изобрели мужчины. Но иногда задаёшься вопросов - а было бы это всё без женщин? И если бы всё-таки было, то каким? Практически с самого начала женщины в разных странах мира, в том числе и в России, активно включились в процесс автомобилизации, а также в автоспорт. Да что там "практически" - именно с самого начала. И если уж автомобилю суждено было появиться, раньше или позже, то автомобилю Бенца явно повезло стать первым, благодаря женщине.
01. Женщины и автомобили.
Берта Бенц
Утром 5 августа 1888 Берта Бенц с двумя сыновьями (*) совершила первый, в своем роде, "автопробег" с рекламной целью - показать людям автомобиль в действии на длинной дистанции, беседуя по пути с жителями окрестных городов и деревень. За день она преодолела 106 км от Маннгейма до Пфорцхайма.
02. Берта Бенц, и карта маршрута первого "автопробега" 1888 года.
Что неудивительно, в процессе поездки выяснились проблемные места и недоделки, но женщина, далёкая от механики, справилась со всеми из них с помощью подручных средств: засорившийся бензопровод прочистила заколкой для волос, кожаные тормозные накладки заменил сапожник в одной из деревень, перетершийся провод зажигания заизолировала подвязкой для чулок, для ремонта растянувшейся приводной цепи пришлось обратиться к кузнецу. Лигроин, служивший топливом, покупала в аптеках по пути следования, в маленьких пузырьках. Так или иначе, но она с успехом осуществила задуманную "рекламную акцию" - весть о самодвижущейся коляске облетела Германию, и уже несколько месяцев спустя Карлу Бенцу стали поступать заказы на изготовление таких колясок. К тому времени он сумел исправить замеченные супругой недостатки конструкции, и, благодаря советам супруги, создал коробку передач, для облегчения подъёма в гору.
03. Карл Бенц с детьми: Рихард, Тильде, Элен, сам Карл в центре, Клара, Ойген. Автомобиль Benz Velo. Маннгейм, 1984.
(*) Некоторые авторитетные автоисторики подвергают сомнению факт управления автомобилем Бертой Бенц, и предполагают, что за рулём была дочь Клара. Но даже в этом случае, меняется лишь имя, но не факт.
04. Дочь Клара Бенц. Неудивительно, что все дети Карла и Берты стали автомобилистами.
Уже в начале ХХ века женщины за рулем во Франции, Великобритании, Германии не вызывали удивления. По числу женщин-автомобилисток в конце XIX века лидировала Франция.
Анна Д'Юзес
В 1898 году первой француженкой, получившей водительскую лицензию, а в 1899 году - водительское удостоверение, стала знаменитая
герцогиня Анна Д'Юзес (Marie Adrienne Anne Clémentine de Rochechouart de Mortemart, duchesse d'Uzès).
05. Герцогиня Анна Д'Юзес, 1896.
О её бесшабашной манере езды с превышением всех разумных скоростей ходили легенды. Ездила она на французских, естественно, автомобилях Delahaye. Герцогиня Д'Юзес стала основательницей и президентом Автомобильного женского клуба, а также президентом Дамского аэроклуба.
06. Герцогиня Д'Юзес, первая женщина с водительской лицензией (рисунок из газеты), 1898.
Элен Ван Зуйлен
Второй во французском трио автомобилисток в эпоху Belle Epoque стала баронесса Элен ван Зуйлен, урожденная Ротшильд
(Hélène van Zuylen van Nijevelt van de Haar de Rothschild), жена президента Автомобильного клуба Франции Этьена ван Зуйлена. Она стала первой женщиной, принявшей участие в международном соревновании Париж - Амстердам - Париж в 1898 году, протяженностью 1438 км.
07. Баронесса Элен ван Зуйлен, 1908.
Камилла Дю Гас
Парижанка Мари Марта Камилла Дезенж дю Гас (Marie Marthe Camille Desinge du Gast) родилась в 1868 году в аристократической семье, и с детства привыкла к светским забавам. В сфере её увлечений были: фехтование, охота и стрельба из пистолета, прыжки с парашютом, полёты на воздушном шаре, лыжи и игра на фортепьяно. Гордон Беннет (издатель газеты New York Herald и учредитель Кубка Гордона Беннета в автогонках, проходивших в Европе в 1900-1905 гг.) называл её "величайшей спортсменкой всех времён". После посещения в 1900 году гонки на Кубок Беннета Париж - Лион, она загорелась автоспортом, приобрела Peugeot и Panhard-et-Levassor. А в 1901 году Камилла дю Гас и баронесса ван Зуйлен стали участницами авторалли Париж - Берлин, протяжённостью 1100 км. Управляя своим 20-сильным Panhard, Камилла дю Гас заняла 33 место среди 47 стартовавших экипажей (баронесса ван Зуйлен сошла с дистанции из-за поломки).
08. Дю Гас за рулём 30-сильного De Dietrich на гонке Париж - Мадрид, 1903.
В 1902 году дю Гас приняла участие в ралли Париж - Вена, а также подавала заявку на соревнование в США (Нью-Йорк - Сан-Франциско), но ей поступил отказ из-за того, что она - женщина. В 1903 году Камилла приняла участие в сумасшедшей гонке "Race of Death" Париж - Мадрид, которая, однако, была прервана недалеко от Бордо, из-за гибели двух водителей и нескольких зрителей. К этому времени Камилла была уже на 8-й позиции, но остановилась, чтобы помочь английскому гонщику Филу Стеду, оказавшемуся под перевернувшимся автомобилем, чем, вероятно, спасла ему жизнь. Впечатлённые её результатами, заводская команда Benz пригласила в 1904 году Камиллу дю Гас занять место пилота "Бенц" в Кубке Гордона Беннета. Но французское правительство издало указ, запрещавший женщинам участие в подобных мероприятиях, связанных с повышенным риском. Дю Гас опубликовала открытое письмо с протестом в ежедневной газете L'Auto, но протест не был удовлетворён. В 1905 году мадам дю Гас приняла участие в торжественном открытии гоночной трассы в Брайтоне (Великобритания), где уступила первое место ещё одной даме - англичанке Дороти Левитт.
Из-за запрета французского правительства на участие в автомобильных гонках Камилла дю Гас нашла новое увлечение - гонки на моторных яхтах, где также достигла определённого успеха.
09. Камилла дю Гас на яхтенной гонке, 1904.
В начале ХХ века пальма первенства среди автомобилисток переходит к английским женщинам. В 1903 году Англия становится родиной первого в мире женского автомобильного клуба, а к 1913 году клуб насчитывает уже 500 участниц.
Дороти Левитт
В 1905 году на гоночной трассе в Брайтоне в первом же соревновании победителем становится Дороти Левитт (Dorothy Elizabeth Levitt) на 80-сильном Napier, вырвав победу у француженки дю Гас, и установив рекорд скорости среди женщин. Ей же принадлежал рекорд скорости для моторных яхт.
10. Д. Левитт за рулём 80-сильного Napier на Брайтонской гоночной трассе, 1905.
Левитт обучала вождению Королеву Александру, супругу Короля Великобритании Эдуарда VII. В 1905 году она установила рекорд по длительности гонки, приняв участие в 2-дневном пробеге Лондон - Ливерпуль - Лондон за рулём De Dion-Bouton, за что получила от прессы звание "самой быстрой леди на планете". Мисс Левитт также увлекалась моторным яхтингом, и состояла в Автомобильном Клубе Великобритании и Ирландии и в Королевском Яхт-Клубе Виктория. В 1906 году она побила собственный рекорд скорости, достигнув 90,88 миль в час (146,26 км/ч) на трассе в Блэкпуле.
11. Дороти Левитт за рулём Napier.
В отношении женщин в начале ХХ века возникали, время от времени, неожиданные коллизии. Если француженка дю Гас на гонке Париж-Мадрид ехала в маске и шляпе, и мужском кожаном пальто, скрывая свой пол, то англичанка Левитт одевалась, как подобает леди. Однако запрет на участие в автоспорте настиг и её. В период 1907-1908 гг. она не могла принимать участие в соревнованиях в Англии, зато участвовала во многих гонках во Франции и Германии, завоёвывая признание публики.
Как и многие женщины в автоспорте, она увлеклась авиацией, и в 1909 году начала обучение в школе авиаторов во Франции, и уже в 1910 году была принята в члены АэроКлуба Соединённого Королевства.
12. Дороти Левитт. Фото с обложки книги Д.Левитт "Женщина и автомобиль" (The Woman and the Car)
Элис Рэмси
В Америке среди женщин-автомобилисток выделяют, в первую очередь, Элис Рэмси (Alice Huyler Ramsey), которая в 1909 году, в компании трёх подруг совершила самый длинный женский трансконтинентальный автопробег - за 59 дней, с востока на запад, из Нью-Йорка в Сан-Франциско (5767 км). Причём, все 2 месяца за рулём была она одна, так как её спутницы не умели водить.
13. Элис Рэмси (фото из Библиотеки Конгресса США), конец 1910-х/начало 1920-х.
За время путешествия Элис Рэмси сменила 11 покрышек, производила самостоятельно ремонт, а однажды, застряв в грязи, им пришлось ночевать в машине. В пути девушки ориентировались по столбам с проводами телефонной связи, идущим из города в город, и картам американской автомобильной ассоциации. А в Неваде их преградили индейцы, и девушкам пришлось провести несколько неприятных минут, глядя на натянутые на луках стрелы.
14. Рэмси во время путешествия меняет покрышку на своём Maxwell, 1909.
Впоследствии, вплоть до 1975 года, Рэмси еще не раз совершала трансконтинентальные путешествия. В 2000 году её имя было занесено в американский "Зал автомобильной славы".
15. Гонщицы Элис Рэмси и Джоан Кунео, 1909.
Джоан Кунео
Джоан Кунео (Joan Newton Cuneo) вошла в историю, как женщина, из-за которой американским женщинам запретили гонки. С 1905 года она участвовала во всех соревнованиях, которые проходили в США, завоевывая победу за победой. Когда в 1909 году она, участвуя в гонке на 50 миль, обошла почти всех ведущих гонщиков-мужчин и пришла второй, Американская ассоциация автомобилистов приняла решение о запрете участия женщин в автомобильных гонках
16. Джоан Кунео.
Дженевра Мадж
Самой первой американкой за рулём авто называют жительницу Нью-Йорка Дженевру Дельфину Мадж (Genevra Delphine Mudge), в 1898 году она стала владелицей электрического автомобиля. Также вероятно, что она стала первой женщиной, принявшей участие в автомобильных гонках в Америке, на бензиновом автомобиле. В том же году мисс Дейзи Пост стала второй автомобилисткой США. Правда, чикагские газеты сетовали, что женщины даже не удосуживаются получить водительскую лицензию, прежде чем сесть за руль.
17. Дженевра Мадж.
Надо заметить, что интерес прекрасной половины к автомобилизму рос параллельно интересу к авиации. Нередко они совмещали два этих увлечения, или приходили в автоспорт из авиации, или же наоборот, в авиацию из автоспорта, что мы можем увидеть на примере многих упомянутых в этой статье дам. Многие увлекались и яхтенными гонками на моторных лодках.
Бланш Скотт
Бланш (Бетти) Скотт (Blanche Stuart Scott) стала второй американкой, которая пересекла Соединённые Штаты с востока на запад (в 1910 году). Как и Элис Рэмси, мисс Скотт отправилась в путешествие с подругой, и ремонтом автомобиля в пути занималась сама.
18. Бланш Скотт в городе Толедо (Огайо), во время пробега из Нью-Йорка в Сан-Франциско, возле своего Willys-Overland, 1910.
В том же 1910 она стала профессиональным пилотом, но закончила карьеру пилотессы в 1916 году из-за того, что американское законодательство не позволяло женщинам стать механиками или инженерами в авиационной индустрии.
19. Бланш Скотт на биплане, между 1910 и 1916.
Автомобильная мода и полезные приспособления.
В России, несмотря на то, что автомобилей было значительно меньше, чем в европейских странах, женщины тоже активно участвовали в освоении автомобилей. В Санкт-Петербурге в 1913 году на женщин было зарегистрировано несколько десятков автомобилей. Однако, как и в остальном мире, в России обыватели часто относились к женщинам за рулём с предубеждением, полагая, что управлять "мотором" может только весьма эмансипированная и эксцентричная особа (напомним, что эти эпитеты были далеко не лестными на заре ХХ века). Популярные издания того времени так писали: "Как может хорошенькая женщина одеваться такой чучелой? На золотые или черные волосы, красу женскую, она надевает или зеленый вуаль водевильной англичанки или противный капюшон из серого полотна. Глаза скрыты под страшными очками. Какие-нибудь 5 минут тому назад перед вами было очаровательное создание, сейчас - чудовище, определить пол и возраст которого невозможно!". Хотя ещё больше, чем автомобилисткам, доставалось мотоциклисткам. Женскую мотоциклетную гонку, проходившую в 1904 году, газеты описывали, не стесняясь в выражениях: "Что касается до красоты и изящества езды, то лучше её не повторять. Мужчина на мотоцикле не привлекателен, но у него хоть есть оправдание - огромная скорость, которую он развивает, но когда этого нет, остается одна отвратительная посадка и общий комический вид мотоциклиста, который делает женщину ужасной!"
20. "Как может хорошенькая женщина одеваться такой чучелой?". Около 1900.
Нелестные отзывы о внешности женщин-автомобилисток породили целую индустрию дамской автомобильной моды. Главной задачей стало сохранение красоты и привлекательности сидящих за рулем дам, несмотря на неблагоприятные погодные и дорожные условия. Ведь на заре ХХ века большинство автомобилей были открытыми, что подвергало прически и наряды серьезным испытаниям. Женский костюм должен был защищать хозяйку от пыли, ветра, дождя и грязи, но оставаться, при этом, изящным.
21. В первых автомобилях не было ни крыши, ни дверей, а ездили они, в основном, по грязным немощеным дорогам, водителям нужна была одежда, защищающая от ветра, холода и пыли. Около 1900.
Модные журналы рекомендовали широкие накидки или рединготы (сюртуки для верховой езды), и простые шляпы - всё без вышивки или украшений, под которые забивается пыль, а также широкие кожаные или замшевые перчатки. Появились магазины, предлагавшие "автомобильные платья" для мужчин и женщин. Там же предлагались специальные тёмные блузы и перчатки для возможного ремонта в пути.
22. Женская автомобильная мода в лондонском журнале, около 1905.
Обувь рекомендовалась широкая, на низком каблуке, чтобы легче управлять автомобилем (и сейчас этот совет для дам остаётся актуальным). Кроме того, автомобилисткам рекомендовалось иметь при себе небольшой револьвер, больше для душевного спокойствия, но и для защиты, в случае чего. А также использовать рисовую пудру, чтобы уберечь лицо от чрезмерного загара, и крем для губ, чтобы не трескались на ветру (как известно, автомобили начала века были, преимущественно открытыми.
23. Не остались в стороне и модельеры, разработав специальные, особенно удобные и стильные модели для поездок в автомобилях.
Впрочем, Вторая Мировая война, ворвавшаяся практически в каждый дом, тоже повлияла на моду. Многие женщины после войны уже не хотели возвращаться к пышным нарядам. Им понравились мужские брюки и куртки, понравилось управлять автомобилями, самолетами и катерами.
24. Эмансипированные женщины начала ХХ века стали не только делать короткие стрижки, а заимствовать одежду из мужского гардероба, осваивать мужские профессии.
Мэри Андерсон
Увлечение автомобилизмом не только привело к появлению новых явлений в моде, но и к изобретениям. Например, "дворники" появились на лобовом стекле благодаря американке Мэри Андерсон (Mary Anderson). Она обратила внимание на то, что водителям во время дождя или снегопада приходится часто высовываться, чтобы протереть на ходу лобовое стекло. В 1903 году она запатентовала механический стеклоочиститель, управляемый ручкой в салоне. До появления Ford T оставалось еще 5 лет, и её изобретение не находило спроса. Но уже в 1913 тысячи американцев колесили на автомобилях, оборудованных стеклоочистителем мадам Андерсон.
25. Мэри Андерсон, изобретательница стеклоочистителя.
Шарлотта Бриджвуд, Флоренс Лоуренс
А в 1917 стеклоочистители стали электрическими. Электрификации этого важного прибора мы обязаны вновь женщине - Шарлотте Бриджвуд (Charlotte Bridgwood). Да и закрытые кузова "купе" появились во многом благодаря женщинам. Франция начала производить такие кузова, ориентируясь на покупательниц, которые предпочитали элегантные женские шляпки автомобильным шлемам, и беспокоились за состояние своей причёски во время поездки. Дочь Шарлотты, Флоренс Лоуренс (Florence Lawrence), придумала первые поворотники и стоп-сигналы, представлявшие из себя флажки с обеих сторон, и табличку с надписью STOP, которую показывал водитель.
26. Флоренс Лоуренс.
Маргарет Уилкокс
Еще раньше, в 1893 году, Маргарет Уилкокс (Margaret Wilcox) придумала, как обогревать салон автомобиля горячим воздухом от двигателя. Её автономный отопитель стал прообразом для создания современного автономного топителя Webasto или eberspacher. А изобретение в 1911 году системы зажигания изначально подавалось как "уступка женской слабости", некий чисто женский аксессуар. Домкраты тоже рекламировались как аксессуар "специально для дам".
27. Вскоре производители уже заявляли, что женщине вполне доступно завести мотор или сменить колесо, с помощью очень удобных приспособлений, изготовленных специально для неё... всего за 8 долларов!
Некоторые автомобильные производители в своей рекламе откровенно ориентировались на покупателей женского пола. В частности, компания Альберта Поупа, предлагавшая первые электромобили, поместила на рекламном плакате двух барышень в электроколяску Поупа, и соблазняла потенциальных покупательниц тем, что электромобиль "чище и лучше бензинового монстра".
28. Уже в 1903 году реклама электрической модели Поупа-Уэйверли гласила: "Electric... подойдет любому, кто заинтересован в абсолютно бесшумном, чистом и стильном оборудовании без запаха".
Элль Джоунс
Американке Элль Долорес Джоунс (Elle Dolores Jones), увлечённой автомобилями и самолётами, пришла идея снизить шум от выхлопа с помощью "акустического фильтра". Свой первый глушитель она создала в 1917 году, а в 1923 получила патент на изобретение.
29. Элль Долорес Джоунс и её глушитель.
Послевоенные годы.
В период после Второй Мировой, как и после Первой Мировой, женщины стали занимать места рядом с мужчинами во многих областях, включая автоспорт. Хотя, конечно, в автоспорте женщины уже успели отметиться в начале века, с чего, собственно, и началась эта статья.
Эви фон Корф
Эви фон Корф (в девичестве Росквист) (Ewy Rosqvist-von Korff) родилась в Швеции в 1929. Сначала работала ветеринаром, тогда же увлекалась автомобилями. Отец ей купил 170S (W136), на котором она ездила на работу и совершенствовала водительское мастерство. Выступала за отечественные команды Volvo и Saab, а в 1962 была приглашена в команду Mercedes-Benz, на 220SE (W111) участвовала в ралли Монте-Карло 1963 и 1964 (а до этого в 1960), Гран-При Аргентины 1962 г., выступала на 6-часовой гонке на трассе Нюрбургринг. После окончания спортивной карьеры работала водителем-испытателем Mercedes-Benz в Штуттгарте, потом гидом в музее "Мерседес-Бенц". Сейчас баронесса фон Корф - на пенсии, живёт на родине, в Швеции.
30. Эви фон Корф и её Mercedes 220SE, Аргентина, 1962.
31. Эви фон Корф за рулём 220SE, Монте-Карло, 1963 (фото © Daimler).
Эллен Лор
Немка Элен Лор (Ellen Lohr) с детства увлекалась картингом, в юности добилась успеха в германском чемпионате "Формулы 3", заняв второе место в Монако. А в 1991 на неё обратила внимание команда Mercedes-Benz и предложила выступать в серии DTM. Уже в 1992 Элен стала победительницей на трассе в Хоккенхайме на Mercedes 190E 2.5-16 EVO2. Позже, в 1997-1998 она выступала в гонках на грузовиках "Мерседес-Бенц" в европейском чемпионате. Последний раз выступала в 2019 году в NASCAR.
32. Элен Лор, 1991.
33. Mercedes 190E 2.5-16 EVO2 Эллен Лор, 1991.
Сара Фишер
Сара Фишер (Sarah Marie Fisher) родилась в Огайо, США. В 1999-2010 выступала в серии IRL IndyCar и "Индианаполисе-500". В сентябре 2002 команда McLaren-Mercedes Formula 1 Team пригласила её совершить демонстрационный круг перед закрытием Гран-При США на болиде McLaren MP4-17. С 2008 руководит собственной школой Sarah Fisher Racing и является единственной женщиной - владельцем команды.
34. Сара Фишер за рулем болида МакЛарен-Мерседес MP4-17, США, 2002 (фото © Daimler)
Сьюзи Вольф
Шотландка Сьюзи Вольф (в девичестве Стоддарт) (Susie Stoddart Wolff) тоже с детства занималась картингом, потом побеждала в Формуле Renault и британской Формуле 3. В 2006-2012 выступала за команду Mucke Motorsport и Perrson Motorsport на автомобилях AMG-Mercedes C-Klasse. Вершиной карьеры стало выступление за команду Williams в Формуле 1 в сезоне 2014-2015. В 2011 году Сьюзи Стоддарт вышла замуж за Тото Вольфа, совладельца команды F1 Williams Martini Racing в 2009-2016. С 2014 года по настоящее время (2021 г.) её муж Тото Вульф - руководитель и совладелец команды Mercedes AMG Petronas Motorsport F1 Team.
35. Сьюзи Вольф, 2013.
36. Сьюзи Вольф, одновременно с автоспортом, снималась в рекламе и для глянцевых журналов.
"Это бонус для спонсоров. Мы же видим Денниса Баттона в рекламе Хьюго Босс. Девушки тоже могут снять шлем и выглядеть красиво без
автомобиля" - говорит Сьюзи. Фото для журнала Men's Health, 2013.
Продолжение следует --> часть II
ФОТОГРАФИИ:
01. Женщины и автомобили.
02. Берта Бенц, и карта маршрута первого "автопробега" 1888 года.
03. Карл Бенц с детьми: Рихард, Тильде, Элен, сам Карл в центре, Клара, Ойген. Автомобиль Benz Velo. Маннгейм, 1984.
04. Дочь Клара Бенц. Неудивительно, что все дети Карла и Берты стали автомобилистами.
05. Герцогиня Анна Д'Юзес, 1896.
06. Герцогиня Д'Юзес, первая женщина с водительской лицензией (рисунок из газеты), 1898.
07. Баронесса Элен ван Зуйлен, 1908.
08. Дю Гас за рулём 30-сильного De Dietrich на гонке Париж - Мадрид, 1903.
09. Камилла дю Гас на яхтенной гонке, 1904.
10. Д. Левитт за рулём 80-сильного Napier на Брайтонской гоночной трассе, 1905.
11. Дороти Левитт за рулём Napier.
12. Дороти Левитт. Фото с обложки книги Д.Левитт "Женщина и автомобиль" (The Woman and the Car)
13. Элис Рэмси (фото из Библиотеки Конгресса США), конец 1910-х/начало 1920-х.
14. Рэмси во время путешествия меняет покрышку на своём Maxwell, 1909.
15. Гонщицы Элис Рэмси и Джоан Кунео, 1909.
16. Джоан Кунео.
17. Дженевра Мадж.
18. Бланш Скотт в городе Толедо (Огайо), во время пробега из Нью-Йорка в Сан-Франциско, возле своего Willys-Overland, 1910.
19. Бланш Скотт на биплане, между 1910 и 1916.
20. "Как может хорошенькая женщина одеваться такой чучелой?". Около 1900.
21. В первых автомобилях не было ни крыши, ни дверей, а ездили они по грязным немощеным дорогам. Около 1900.
22. Женская автомобильная мода в лондонском журнале, около 1905.
23. Удобные и стильные модели для поездок в автомобилях.
24. Эмансипированные женщины начала ХХ века.
25. Мэри Андерсон, изобретательница стеклоочистителя.
26. Флоренс Лоуренс.
27. "Женщине вполне доступно завести мотор или сменить колесо, с помощью очень удобных приспособлений, изготовленных специально для неё... всего за 8 долларов!"
28. "Electric... подойдет любому, кто заинтересован в абсолютно бесшумном, чистом и стильном оборудовании без запаха", Pope-Waverly, 1903.
29. Элль Долорес Джоунс и её глушитель.
30. Эви фон Корф и её Mercedes 220SE, 1962
31. Эви фон Корф за рулём, 1963.
32. Элен Лор, 1991.
33. Mercedes 190E 2.5-16 EVO2 Эллен Лор, 1991
34. Сара Фишер за рулем МакЛарен-Мерседес (фото © Daimler, 2002)
35. Сьюзи Вольф, 2013.
36. Сьюзи Вольф, фото для журнала Men's Health, 2013
ИСТОЧНИКИ:
01. Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz). "Бенц": 130 лет автомобилю. Малоизвестные факты о создании первого автомобиля Карла Бенца. "Грузовик-пресс" №02, 2016 (gruzovikpress.ru)
02. Иннокентий Кишкурно. Удивительное путешествие Берты Бенц: первый автопробег в мире. "Колёса" 8.05.2016 (kolesa.ru)
03. Константин Шляхтинский. "Шляпка, юбка, револьвер…". "Автопанорама" №3, 21.03.2016 (motorpage.ru/infocenter/autoarticles/shljapka__jubka__revolver.html)
04. Иван Баранцев, Максим Вершинин, Иван Картамцев. "Красавицы и кубки". "Коммерсант - Автопилот" №4, 28.05.2018 (kommersant.ru/doc/3637872)
05. журнал "Автомобилист", № 17, 1913 г.
06. Кирилл Тищенко. "Самые знаменитые женщины-пилоты в истории мирового автоспорта." "Большой спорт" №10 (86).
07. Сайт Historicracing.Com
08. Статья "Женщина - шоффер". Газета "Русское слово" 22 января 1909 года (starosti.ru/archive.php?m=2&y=1909)
09. Татьяна Рыхлякова: В семье родилась девочка. Женщины России в фотографиях конца XIX - начала ХХ века. Изд-во "Лики России", С.-Петербург, 2015. (foto-history.livejournal.com)
10. Ренат Поляков. Люди и события ХХ века. Benz & Mercedes. Части 7-10, 18-20. (dottore.ru/mercedes_history.htm)
11. Libby Copeland. Baby You Can't Drive My Car. March 19, 2013 (slate.com)
12. Rene Levoll. L??nemaa auto-motomehed enne esimest maailmas?da (www.salm.ee)
13. Сайт www.geni.com
Источники (Камилла Дю Гас):
14. Михаил Кулешов. "Женщины в автоспорте: от истоков до наших дней". "За рулём" 08.03.2018.
Источники (Дороти Левитт):
15. Dorothy Levitt. The Woman and the Car. The Project Gutenberg eBook, 2019 (originally published in 1909). (gutenberg.org)
Источники (Элис Рэмси):
16. Alice Huyler Ramsay. Biography. Automotive Hall of Fame. (automotivehalloffame.org)
17. Gregory M. Franzwa. Alice's Drive. Patrice Press, 2005 (first published 1961)
Источники (Мэри Андерсон):
18. Dennis Forbes. Tracking Innovation: Windshield Wipers. United States Patent and TradeMark Office. Feb., 2013 (www.uspto.gov/custom-page/inventors-eye-tracking-innovation-windshield-wipers)
19. Mary Anderson. Windshield wipers. (lemelson.mit.edu/resources/mary-anderson)
Источники (Сара Фишер):
20. Fisher to run a McLaren car next week. UPI, 19.09.2002 (upi.com)
Источники (Эви фон Корф-Ростквист):
21. Мерседес-Бенц Классик Клуб Россия (mbclub.ru)
© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.