© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 28. Женщины в автоспорте. Российские гонщицы и автомобилистки.

Окончание. Начало --> часть I


Люди и события ХХ века. Женщины в автоспорте. часть II.

Биографии: Вальтен, Коцентская, Гильгендорф, Долгорукая, Самсонова, Любушкина, Римская-Корсакова, Суворина,
Нагель, Волкова, Навержская, Фарих, фон Мекк, Лиля Брик, Королева Елизавета II.



Русские гонщицы: они же аристократки, шоффёры, лётчики.


Когда речь заходит о русских женщинах, на ум приходят героини войны 1812 года, жёны декабристов, прекрасные дамы из романов Пушкина и Толстого. Но вот наступила новая эпоха, эра железных урчащих машин, брызгающих маслом, и коптящие чёрным дымом. Но и тут русские женщины оказываются в самых первых рядах, наряду с мужчинами, отнюдь не на последних ролях.

Вальтен, Коцентская, Гильгендорф

В России первые женщины за рулём появились в конце XIX века. Первой мотогонщицей была, согласно отрывочным сведениям, г-жа Вальтен. А в 1898 году газеты сообщали, что известная велосипедистка г-жа Коцентская в предстоящем сезоне намерена перейти в разряд автомобилистов. Вполне вероятно, что так оно и было, хотя иных упоминаний о г-же Коцентской не находится.

37. Первая мотоциклистка России - г-жа Вальтен. 1890-е гг.


Первое упоминание в российской прессе об участии женщин в автомобильных состязаниях было 13 марта 1902 года, когда в Михайловском манеже Санкт-Петербурга прошли соревнования на мастерство управления автомобилем. Второй приз получила г-жа Матильда Гильгендорф (1880-1971) на двухместном паровом автомобиле "Дукс-Локомобиль" (первый приз достался известному автоспортсмену П.П. Бекелю).

38. Матильда Гильгендорф на паровом "Дукс-Локомобиль", 1902.


Журнал "Автомобиль" писал, что ей достались зрительские симпатии и львиная доля аплодисментов. Её супруг, Александр Иванович Гильгендорф (1874, Москва - 1933, Эстония), был управляющим петербургского отделения Акционерного Общества "Дукс" Юлия Меллера, и большим энтузиастом автомобилизма. Кстати, Матильда Гильгендорф приходилась племянницей Юлию Меллеру.

39. Реклама "Локомобиля" фабрики "Дукс" Ю. Меллера, 1902.


Уже в 1909 году, согласно сообщениям из прессы, появилась первая женщина-шофёр. По сообщению газеты "Русское слово", в одну из автомобильных фирм Санкт-Петербурга обратилась девушка, окончившая курсы высшей механики, и предложившая свои услуги, в обмен на обучение шофёрскому мастерству ("Русское слово" 22 января 1909).


Княгиня С.А. Долгорукая (Долгорукова) (1887, С.Петербург - 1949, Париж)

В июне 1910 на старт автопробега на Приз Императора вышла княгиня Софья Долгорукая, к тому времени опытный и известный хирург, увлечённая автомобилизмом.

40. Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая, 1910.

В том автопробеге Петербург - Киев - Москва - Петербург Софье Алексеевне не повезло. Её Delaunay-Belleville попал в аварию, и не смог продолжать гонку. Однако, она успешно участвовала во многих других соревнованиях, была членом СПАК.

41. Автомобиль княгини Delaunay-Belleville стартовал под номером 19 в автопробеге из Петербурга в Киев, 1910.

42. За рулём 18-сильного "Делонэ-Бельвиль" №19 - Софья Алексеевна Долгорукая, 1910..

43. Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за рулём автомобиля "Делоне-Бельвиль". Рядом с ней сидит её муж князь Сергей Александрович Долгорукий. На старте в Царском Селе автопробега С.-Петербург - Киев, 16 июня 1910. (фото К. Булла),


Приблизительно в то же время княгиня Долгорукая увлеклась также авиацией, обучалась во Франции в лётной школе под руководством самого Блерио. Стала первой женщиной-пилотом, получившей удостоверение Императорского Российского Аэроклуба в 1914 году, принимала участие во многих соревнованиях авиаторов.
Во время Первой Мировой ушла на фронт сестрой милосердия. Но, когда весной 1917 правительство Керенского разрешило женщинам служить в армии, Долгорукая успела послужить в авиационном отряде, вместе с ещё одной автомобилисткой и пилотом - Еленой Самсоновой. По некоторым данным, могла совершить несколько вылетов на разведку.

44. С.А. Долгорукая, сестра милосердия в Первой Мировой войне, 1914-1916.

45. Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за штурвалом аэроплана, Франция, 1912


В апреле 1919 покинула Россию на британском линкоре "Мальборо". В 1926 году, уже во Франции, снова сдала экзамен на право управления автомобилем, и работала шофёром такси в Париже.

(*) У современных историков нет точного понимания о написании фамилии этого рода, как не было его и в те годы. Долгорукие и Долгоруковы часто писали свои фамилии в разных документах по-разному, происходя, при этом, из одного рода.


Елена Павловна Самсонова (1890, Белосток - 1958, Сухуми)

Елена Самсонова родилась в семье военного инженера. Окончив с золотой медалью гимназию в Белостоке (Польша) и юридические курсы в Петербурге, она поступила на шофёрские курсы в Варшаве. Нужда заставила её поступить на работу шофёром в Москве. Её, конечно, узнавали и знали хорошо во всех дорогих ресторанах, откуда господа вызывали шофёра. Она была единственным профессиональным шофёром-женщиной в Москве. Несмотря на это, или именно из-за её профессионализма, но ей было отказано в участии в автопробеге Москва - Париж в июне 1913. Как видно, дискриминация женщин имела место во всех странах, и Россия - не исключение. С подобными трудностями Самсонова столкнулась и при сдаче экзамена на пилота, и при поиске работы с дипломом в руках в московских гаражах.

46. Елена Самсонова, рисунок из московской газеты.


В сентябре 1913 Елена Самсонова приняла участие во впервые проводившейся 2-вёрстной гонке с препятствиями по просёлочной дороге, в котором, кроме неё участвовало 13 мужчин. Участники должны были без посторонней помощи проехать по размокшей от дождя просёлочной дороге, преодолеть овраг с речушкой на дне, проехать по руслу, и в конце взять крутой подъём. Не все экипажи дошли до финиша, а Самсонова на Hupmobil не только дошла, но и вошла в число призёров. В мае 1914 года она приняла участие в знаменитых кольцевых гонках (Гран При России, 7 кругов общей протяженностью 224 км), где чемпионом стал Вилли Шолль на "Бенце", а Самсонова заняла 8 строку, при том, что из 12 участников 8 дошли до финиша.

С началом Великой войны многие автомобили были отправлены на фронт, туда же отправились многие их владельцы. Тем не менее, изредка проводились соревнования мотоциклистов, еще реже - автомобильные. Последние дореволюционные автосоревнования с участием женщины состоялись 11 мая 1916 года. Г-жа Самсонова соревновалась в гонке на 1 версту, показав, правда, не самый лучший свой результат.

47. Военный шофёр и военный пилот Елена Самсонова, 1914.


Елена Самсонова осуществила и другую свою мечту - летом 1913 она сдала экзамен на пилота-авиатора комиссии Общества воздухоплавания России, и получила диплом, 1-й на Московском аэродроме, и 5-й в России.
С началом войны Е.П. Самсонова, как и княгиня Долгорукая, пошла на фронт сестрой милосердия, затем служила шофёром в 9-й армии в Галиции, став первой женщиной - военным шофёром. Весной 1917, после указа Керенского, Елена Самсонова, вместе с Софьей Долгорукой была назначена в авиационный отряд, где удалось применить свои навыки пилота, и сделать несколько вылетов на разведку.

48. Е.П. Самсонова, первая московская авиатрисса.


О её послевоенной и послереволюционной судьбе ничего не известно, кроме того, что легендарная гонщица и пилотесса работала скромным преподавателем физкультуры в Сухуми, где и умерла в 1958.


Мария Любушкина

Известной в московских спортивных кругах была и М.В. Любушкина, член Московского Автомобильного Общества. В июле 1913 года Любушкина на своем 22-сильном Lorraine-Dietrich совершила длительное турне по европейским странам, лично управляя автомобилем. Маршрут проходил по Австрии, Голландии, Бельгии и Германии, а его протяженность составила свыше 4 тыс. вёрст.


Ариадна Дмитриевна Римская-Корсакова

Немало упоминаний в прессе начала ХХ века об одной из активных автомобилисток - г-же Римской-Корсаковой, о её участии в самых разных автомобильных состязаниях. Однако, упоминается только её результат на верстовой гонке на Волхонском шоссе в мае 1913 года. На этом соревновании г-жа Римская-Корсакова выступала на английском 12-сильном автомобиле Vauxhall, и показала скорость 104,5 вёрст в час, заняв 1 место в 4-й категории (правда, чуть не врезавшись в зрителей, как утверждают источнкии). Есть также упоминание журнала "Дамский мир" за 1914 год о победе в некоем соревновании 19-летней барышни-спортсменки Ариадны Дмитриевны Римской-Корсаковой. В то же время другие издания упоминают Дарью Римскую-Корсакову, как участницу Волхонских верстовых гонок. Несмотря на то, что фамилия весьма известная, существовало несколько семей Римских-Корсаковых, среди которых были музыканты, генералы, учёные. К какой из них относилась загадочная барышня, так и не удалось установить. В генеалогических источниках не нашлось ни одной Дарьи подходящего возраста, а Ариадна упоминалась, как будущая жена грузинского князя Ираклия Георгиевича Орбелиани, однако разные источники называют год её рождения 1892 или 1899, обе даты не совпадают с 19-летием в 1914 году. Так или иначе, юная автогонщица была членом СПАК, и оставила после себя след в автоспортивной истории.

49. Автомобиль, с 1903 года принадлежавший г-ну Жиро, по праву считался аборигеном российского спорта. Верстовая гонка 14 мая 1913 года стала для него последней. Можно понять огорчение владельца (сидит в кузове), но счастье, что не приключилось ранения. Слева от автомобиля стоит единственная дама - участница гонки г-жа Римская-Корсакова.



Елизавета Павловна Суворина

Оттепель в начале 1914 года чуть было не нарушила спортивный календарь Петербургского автомобильного клуба, в котором первым мероприятием значилась февральская гонка до Кронштадта и обратно. Но, к счастью, ударил мороз, лёд на Финском заливе укрепился, и вторая ледовая гонка состоялась (первая прошла годом ранее - 1 февраля 1913 года).
Утром 15 февраля к старту-финишу, в том месте, где Большой проспект Васильевского острова упирается в море, потянулись автомобили и переполненные зрителями трамваи, торопились лыжники и кинематографисты.
Среди 16 стартующих была одна женщина - госпожа Суворина на 8-сильном "Опеле". Она единственная из трех гонщиков в III категории автомобилей полностью прошла всю дистанцию в 49 верст за 1 ч 07 мин и завоевала первый приз. Лучшее время (51 мин) показал г. Берн во II категории автомобилей на американском "Хапмобиле", а в I категории - Беркин (53 мин) на "Бенце". В мае того же года Суворина участвовала в ещё одной гонке, но уже на "Эксельсиоре".
Автомобилистка госпожа Суворина числилась в списках членов СПАК, но точнее выяснить не удалось - была ли это супруга Георгия Суворина (был ли он женат?), или его сестра, или иная родственница именитого издателя, либо же его однофамилица.

50. Елизавета Павловна Суворина (фото из газеты "Новое Время" от 22 февраля 1914 г.)



Лидия Яковлевна Нагель

Участвовала в дальних поездках и Л.Я. Нагель - жена редактора журнала "Автомобиль" Андрея Нагеля. Лидия Яковлевна покинула Россию вместе с супругом, умерла во Франции в 1948.

51. Лидия Яковлевна Нагель у сада Зимнего дворца. Фото Карла Булла, 1913.



Волкова, М. Я. Навержская

Некоторые сохранившиеся издания начала века упоминают также москвичку г-жу Волкову, в связи с победой на одновёрстной гонке ПРАК в 1911 году. Также сохранилась информация о Марии Яковлевне Навержской, участнице МАО, получившей переходящий приз в 1913 году.

52. Г-жа Волкова за рулём автомобиля NAG.

53. Мария Яковлевна Навержская при вручении ей золотого жетона в память присуждения переходящего приза Великого князя Михаила Александровича.




Жанетта Ивановна Фарих

Известно, что супруга автогонщика Бруно Фариха - Жанетта Фарих - также неплохо справлялась с автомобилем, часто не только сопровождала мужа в спортивных состязаниях, но и сама была за рулем. В 1906 году супруги участвовали в 100-вёрстной гонке, где Бруно Васильевич получил главный приз журнала "Автомобиль", а Жанетта Ивановна - памятный жетон.

54. Жанетта Ивановна Фарих за рулем автомобиля Brasier, у крыла машины стоит сын Бруно младший. Слева - Бруно Фарих старший. (1905)




Галина Николаевна Фон Мекк

О семье фон Мекк написано немало, ибо никто другой, наверное, не принял такого участия в развитии автомобилизма и автоспорта, как барон фон Мекк. Галина Николаевна участвовала во многих мероприятиях вместе с отцом, унаследовав любовь к автомобилям и к скорости от Николая Карловича. Об отце, об автомобилях, о семье и о той жизни она написала изданную в Лондоне в 1973 году книгу "Как я их помню".

55. Николай Карлович фон Мекк в "Мерседесе" с номером 621 - Командор автопробега С.Петербург - Киев - Москва - С.Петербург. На фото слева направо: инженер Н.Г. Кузнецов (1), шофер Тейеркауф (2), супруга Анна Львовна фон Мекк (3), дочь Галина Николаевна фон Мекк (4), сам Николай Карлович фон Мекк (5).



Великая Княгиня Виктория Фёдоровна

Царственные особы тоже принимали участие в автомобильных состязаниях, где в расчёт принимались только ловкость, смелость и скорость, а совсем не общественное положение или чины.

56. Вел. Кн. Кирилл Владимирович и Великая Княгиня Виктория Фёдоровна на автомобиле "Панар-Левассор".


Великая Княгиня Виктория Фёдоровна, вместе с супругом Великим Князем Кириллом Владимировичем, состояли членами Балтийского Автомобильного и Аэро-Клуба, и вместе же принимали участие во многих состязаниях одноклубников.

57. Газетная заметка "Русская неделя в Швеции" о 2-м автопробеге на приз Вел. Княгини Виктории Фёдоровны, организованном 12-17 июня 1913 года Балтийсим Автомобиль и Аэро-Клубом совместно с Королевским Автомобиль-Клубом Швеции, опубликованная в журнале "Огонек" в августе 1913 года. На фото: Старт Второго международного пробега, Стокгольм, 12 июня 1913 года.


Сама княгиня, однако, не участвовала в соревновании за рулём, будучи учредителем главного приза, а сопровождала супруга на его "Панар-Левассор", а в 1914 году ехала в экипаже князя Кропоткина.

58. Князь Н.Д. Кропоткин, Великая Княгиня Виктория Фёдоровна, губернатор Н.А. Звегинцов, 1914.


Супруга князя Кропоткина, Мария Александровна, также нередко сопровождала мужа в автомобильных состязаниях. Князь участвовал в гонках на автомобиле Benz.

Надо заметить, что в балтийском автоклубе (БААК) очень часто в экипажах участников соревнований их сопровождали жёны, сёстры и другие представительницы семей. Ирена фон Корф, супруга вице-президента Рижского автоклуба, была членом экипажа его Benz 29/55.

59. Член БААК Борис фон Корфф за рулем автомобиля "Бенц", рядом с ним водитель Артур Фай, на заднем сиденье - жена Ирена фон Корфф и брат Николаус фон Корфф, 1914


Аделе Эрнестина (Эрна) фон Берг сопровождала супруга в гонке на Приз Виктории в 1914 году. В том же году в экипаже Рене фон Транзе ехала тётя жены его брата Арведа фон Транзе, а супруга барона фон Вольфа ехала в экипаже Феликса Менгдена.

60. Эрна и Эрмес фон Берг


Вместе с Николаем Врангелем в гонке участвовала его будущая супруга Элизабет фон Гойнинген-Гюне и Е. Иваненко - родственница его брата, генерала П. Врангеля.
Барон Альфред фон Шиллинг и его супруга Юлия Мари участвовали в соревнованиях вместе, на Benz 16/40. А Карл Гольштейн на Benz 10/20 ехал вместе с женой Еленой.

61. За рулем - Вел. Князь Кирилл Владимирович, рядом с ним - Вел. Княгиня Виктория Федоровна, на заднем сиденье - князь Карл фон Ливен (1914)

62. Участники автопробега из С.-Петербурга в Америку барон Владимир Александрович (по другим данным - Владимир Николаевич) Остен-Сакен, Потёмкин и супруга барона, 1911.




Лиля Брик

Из российских автолюбительниц, не спортсменок, первой и самой известной была, пожалуй, Лиля Брик. В январе 1929 года из Парижа прибыл заказанный поэтом Маяковским автомобиль - четырехместный "Рено". Маяковский, как вы, наверное, помните, служил в автомобильной учебной роте, однако же сам он не питал страсти к автомобилям ни во время обучения, ни после. А потому автомобиль достался в полное распоряжение мадемуазель Брик. "Я, кажется, была единственной москвичкой за рулем, - писала Лиля в своем дневнике, - кроме меня, управляла машиной только жена французского посла".

63. Лиля Брик и её любимый серый Renault (из серии "Поездка в Ленинград на "Рено" Маяковского", фото Александра Родченко), Тверь, 1929.


"Про машину не забудь, - писала Лиля в Париж Маяковскому 14 октября. - 1) предохранители спереди и сзади, 2) добавочный прожектор сбоку, 3) электрическую прочищалку для переднего стекла, 4) фонарик сзади с надписью "стоп", 5) обязательно стрелки электрические, показывающие, куда поворачивает машина, 6) теплую попонку, чтобы не замерзала вода, 7) не забудь про чемодан и два добавочных колеса сзади (В.А. Катанян. Лиля Брик: письма и воспоминания. Изд-во Юрайт, 2018)
(*) "предохранители" - бампера, "прочищалка" - стеклоочиститель (прим. автора)

64. Рисунок "Реношки" Маяковского в ответном письме из Парижа Лиле Брик, 12 ноября 1928.




Королева Елизавета II

В годы Второй мировой войны представительницам слабого пола приходилось занимать места ушедших на фронт мужчин в таксопарках и перевозочных компаниях. Многие поля так и остались бы стоять под паром, если бы женщины не сели на тракторы. Не стала исключением и будущая королева Англии Елизавета. Когда началась Вторая Мировая, принцессе Йоркской Елизавете было всего 13 лет. Уже в 16 лет, в 1942 году, принцесса Елизавета подавала заявку отцу - Королю Георгу VI - заявку на военную службу в Британской армии (*). В феврале 1945 она вступила в женский отряд самообороны и закончила курс механиков-водителей машин скорой помощи и грузовиков, получив звание лейтенанта. Она стала первой женщиной из королевской семьи, служившей в армии. 18-летняя принцесса могла сама не только водить тяжёлые машины, но и, в случае необходимости, поменять колесо, и даже отремонтировать двигатель.

65. Принцесса Елизавета, 1945.

66. Принцесса Елизавета на Второй Мировой в автомобильных войсках, 1945.

67. Принцесса Елизавета в должности автомеханика, 1945.

(*) Королевская семья отказалась эвакуироваться в Канаду, несмотря на бомбардировку (9 раз!) Букингемского дворца в 1939-1940. Супруга Георга VI, королева Елизавета сказала: "Дети не уедут без меня. Я не уеду без короля. А король не уедет никогда."


Во время учёбы принцессе Елизавете очень понравилось водить автомобили. И эта любовь сохранилась у Её Величества по сей день. Первой её машиной был грузовик скорой помощи Austin. А в 1948 году молодая компания Land Rover подарила свой 100-й экземпляр королевскому двору, и Елизавета (к тому времени уже Герцогиня Эдинбургская) часто пользовалась им, а через 5 лет купила себе такой же. Defender был и остаётся её любимой моделью по сей день. Конечно, в её гараже есть и респектабельный Range Rover, и торжественный Rolls-Royce Phantom VI, и роскошный Bentley Bentayga. До появления "Ленд Ровера" основными машинами королевского двора были британские Daimler. Кстати, королева является единственным человеком в Соединенном Королевстве, кто может управлять транспортом без водительских прав - это часть её "королевских прерогатив".

68. Королева Елизавета II отвозит своих детей, принца Чарльза и принцессу Анну, в Виндзор в окружении зрителей,1957. Автомобиль Daimler DE36.

69. Королева покидает гонки гран-при в Виндзоре, в которых принимал участие герцог Эдинбургский, супруг королевы. Май 2002 г

70. Елизавета Вторая наблюдает из своего автомобиля за гонками гран-при, проходящими в Виндзоре. 2014




Ну и, конечно, красивейшие автомобили всегда были рядом с красивейшими женщинами. Поэтому статью закрывает фотография прекрасного родстера Mercedes-Benz 300SL "Крыло чайки" и не менее прекрасная итальянка Софи Лорен.

71. Софи Лорен & 300SL Gullwing.



ФОТОГРАФИИ:

37. Первая мотоциклистка России - г-жа Вальтен. 1890-е гг.
38. Матильда Гильгендорф на паровом "Дукс-Локомобиль", 1902.
39. Реклама "Локомобиля" фабрики "Дукс" Ю. Меллера, 1902.
40. Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая, 1910.
41. Автомобиль княгини Delaunay-Belleville стартовал под номером 19 в автопробеге из Петербурга в Киев, 1910.
42. За рулём 18-сильного "Делонэ-Бельвиль" №19 - Софья Алексеевна Долгорукая, 1910..
43. Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за рулём автомобиля "Делоне-Бельвиль". На старте автопробега С.-Петербург - Киев, 16 июня 1910. (фото К. Булла),
44. С.А. Долгорукая, сестра милосердия в Первой Мировой войне, 1914-1916.
45. Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за штурвалом аэроплана, Франция, 1912
46. Елена Самсонова, рисунок из московской газеты.
47. Военный шофёр и военный пилот Елена Самсонова, 1914.
48. Е.П. Самсонова, первая московская авиатрисса.
49. Автомобиль г-на Жиро, пострадавший в аварии 14 мая 1913 года, слева от автомобиля - г-жа Римская-Корсакова.
50. Елизавета Павловна Суворина (фото из газеты "Новое Время" от 22 февраля 1914 г.)
51. Лидия Яковлевна Нагель у сада Зимнего дворца. Фото Карла Булла, 1913.
52. Г-жа Волкова за рулём автомобиля NAG.
53. Мария Яковлевна Навержская при вручении ей золотого жетона в память присуждения переходящего приза Великого князя Михаила Александровича.
54. Жанетта Ивановна Фарих за рулем автомобиля Brasier, у крыла машины стоит сын Бруно младший. Слева - Бруно Фарих старший. (1905)
55. Семья фон Мекк в "Мерседесе" с номером 621. На фото: инженер Н.Г. Кузнецов, шофер Тейеркауф, Анна Львовна фон Мекк, Галина Николаевна фон Мекк, Николай Карлович фон Мекк.
56. Вел. Кн. Кирилл Владимирович и Великая Княгиня Виктория Фёдоровна на автомобиле "Панар-Левассор".
57. Газетная заметка "Русская неделя в Швеции" о 2-м автопробеге на приз Вел. Княгини Виктории Фёдоровны, организованном 12-17 июня 1913 года Балтийсим Автомобиль и Аэро-Клубом совместно с Королевским Автомобиль-Клубом Швеции, опубликованная в журнале "Огонек" в августе 1913 года. На фото: Старт Второго международного пробега, Стокгольм, 12 июня 1913 года.
58. Князь Н.Д. Кропоткин, Великая Княгиня Виктория Фёдоровна, губернатор Н.А. Звегинцов, 1914.
59. Член БААК Борис фон Корфф за рулем автомобиля "Бенц", рядом с ним водитель Артур Фай, на заднем сиденье - жена Ирена фон Корфф и брат Николаус фон Корфф, 1914
60. Эрна и Эрмес фон Берг
61. Вел. Князь Кирилл Владимирович, Вел. Княгиня Виктория Федоровна, князь Карл фон Ливен (1914)
62. Участники автопробега из С.-Петербурга в Америку барон Владимир Александрович (по другим данным - Владимир Николаевич) Остен-Сакен, Потёмкин и супруга барона, 1911.
63. Лиля Брик и её любимый серый Renault (из серии "Поездка в Ленинград на "Рено" Маяковского", фото Александра Родченко), Тверь, 1929.
64. Рисунок "Реношки" Маяковского в ответном письме из Парижа Лиле Брик, 12 ноября 1928.
65. Принцесса Елизавета.
66. Принцесса Елизавета на Второй Мировой в автомобильных войсках.
67. Принцесса Елизавета в должности автомеханика.
68. Королева Елизавета II отвозит своих детей, принца Чарльза и принцессу Анну, в Виндзор в окружении зрителей. 1957
69. Королева покидает гонки гран-при в Виндзоре, в которых принимал участие герцог Эдинбургский, супруг королевы. Май 2002 г
70. Елизавета Вторая наблюдает из своего автомобиля за гонками гран-при, проходящими в Виндзоре. 2014
71. Софи Лорен.


ИСТОЧНИКИ:

01. Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz). "Бенц": 130 лет автомобилю. Малоизвестные факты о создании первого автомобиля Карла Бенца. "Грузовик-пресс" №02, 2016 (gruzovikpress.ru)
02. Иннокентий Кишкурно. Удивительное путешествие Берты Бенц: первый автопробег в мире. "Колёса" 8.05.2016 (kolesa.ru)
03. Константин Шляхтинский. "Шляпка, юбка, револьвер…". "Автопанорама" №3, 21.03.2016 (motorpage.ru/infocenter/autoarticles/shljapka__jubka__revolver.html)
04. Иван Баранцев, Максим Вершинин, Иван Картамцев. "Красавицы и кубки". "Коммерсант - Автопилот" №4, 28.05.2018 (kommersant.ru/doc/3637872)
05. журнал "Автомобилист", № 17, 1913 г.
06. Кирилл Тищенко. "Самые знаменитые женщины-пилоты в истории мирового автоспорта." "Большой спорт" №10 (86).
07. Сайт Historicracing.Com
08. Статья "Женщина - шоффер". Газета "Русское слово" 22 января 1909 года (starosti.ru/archive.php?m=2&y=1909)
09. Татьяна Рыхлякова: В семье родилась девочка. Женщины России в фотографиях конца XIX - начала ХХ века. Изд-во "Лики России", С.-Петербург, 2015. (foto-history.livejournal.com)
10. Ренат Поляков. Люди и события ХХ века. Benz & Mercedes. Части 7-10, 18-20. (dottore.ru/mercedes_history.htm)
11. Libby Copeland. Baby You Can't Drive My Car. March 19, 2013 (slate.com)
12. Rene Levoll. Läänemaa auto-motomehed enne esimest maailmasõda (www.salm.ee)
13. Сайт www.geni.com

Источники (Камилла Дю Гас):
14. Михаил Кулешов. "Женщины в автоспорте: от истоков до наших дней". "За рулём" 08.03.2018.

Источники (Княгиня С.А. Долгорукая)
14. Станислав Кирилец. "Княгиня Софья Алексеевна Долгорукaя". (tsar-auto-club.spb.ru/publishing/kiriletz/dolgorykaya.html ) © Melentjew & Kiriletz 2007
15. Майя Пешкова. "Судьбы фрейлин российского императорского двора: София Долгорукова". (liveinternet.ru/)
16. А.А. фон Лампе. Подвиг светлейшей княгини С.А. Волконской. "Пути верных". Изд-во "Традиция", 2017 (переиздание парижского издания 1960 г.)

Источники (Елена Самсонова)
17. Статья "Курсистка-шоффер и пилот.". "Московская газета" 24 июня 1913 г. (starosti.ru/archive.php?m=7&y=1913 )
18. Андрей Иванов, д.и.н. "Первая русская женщина - военный шофер". Портал "РНЛ", 26.03.2015 ( ruskline.ru/history/)

Источники (Римская-Корсакова)
19. "Паровые автомобили". Портал Nano-Info ( nano-info.ru/parovaa-masina.html )

Источники (Волкова, Навержская)
20. Алексей Дмитриевич Рубец. История автомобильного транспорта в России. Эксмо, Москва, 2008. (coollib.com/b/296235-a-d-rubets-istoriya-avtomobilnogo-transporta-rossii)

Источники (Галина фон Мекк)
21. История рода фон Мекк. (von-meck.info)

Источники (Лиля Брик)
22. В.А. Катанян. Лиля Брик: письма и воспоминания. Изд-во Юрайт, 2018.
23. Бенгт Янгфельдт. Ставка - жизнь. Владимир Маяковский и его круг. АСТ, 2009.

Источники (Королева Елизавета II)
24. "Без прав и не соблюдая ПДД". Портал "Культурология.рф" (kulturologia.ru)
25. "Королева Елизавета II на службе во время второй мировой войны", Портал "Историк", 13.10.2020 (istorik.net)




© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru