© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 34. Первые автомобили в двух столицах и европейских городах России.


Люди и события ХХ века.

Первые автомобили в Петербурге, Москве, Владимире, Воронеже, Архангельске, Курске, Орле, Тамбове. Биографии: Дмитрий Советкин.

Карта Российской Империи.


Как утверждают источники, самый первый иностранный автомобиль на территории Российской Империи появился в Одессе в 1894 году. В 1897 первые россияне отправились в автопробег из Варшавы в Париж, а в 1898 состоялись первые соревнования с участием автомобиля на Волхонском шоссе под Санкт-Петербургом. То есть вполне можно утверждать, что автомобилизация России, хоть и отставала от Европы и Америки по количеству, но по темпам почти совсем не отставала. Да и автогонки в России вполне шагали в ногу со временем. Не стоит забывать, что первые кольцевые гонки состоялись уже в 1913 году, через 5 лет после 1-го Гран-При Франции, а в 1914 Гран-При России состоялись в Санкт-Петербурге, задолго до подобных соревнований в Италии и Германии.

К 1894 году фабрика "Бенц" стала крупнейшим производителем самоходных экипажей, и одной из первых учредила представительства в России, и уже в 1895 году первые автомобили "Бенц" колесили по улицам Санкт-Петербурга и Москвы, где представителем была фирма "Карл Шпан". В Риге им стал Гуго Герман Мейер, в Баку - Павел Пироне, в Або (сегодня это г.Турку в Финляндии) - Виктор Форселиус, в Одессе - М.У. Ландесман, в Ревеле - Краусп и Шюманн. Чуть позже появляются "Братья Фрейтельберг" в Риге, "К. Весле и Ко." в Одессе, "Б.А. Яцкевич" в Екатеринославе, "Ф.В. Альсоп" в Харькове, "Густав Лист" в Москве, "Т-во Феррум" в Варшаве", "Бенц Гараж" в Петербурге.

Что касается фабрики Daimler, то еще в 1890-х гг. она продавала двигатели в России через партнёра - "Филипп и Ко." Первый автомобиль марки Daimler был заказан в 1897 году (владелец не установлен).
Интересно проследить, как развивалась автомобилизация в разных городах.

01. Реклама петербургской экипажной фабрики "Ив. Брейтигамъ", предлагающей автомобили и грузовики "Мерседес" и "Даймлер".

02. Запись из архивов "Benz" о заказе автомобиля №91 для России.


Санкт-Петербург

В Конюшенном музее Санкт-Петербурга (Музей автомобильного транспорта) утверждают, что первый автомобиль в Северной столице появился в 1895 году. Его привёз из Европы некто архитектор А.К. Жиргалев. Это утверждение мы находим и в "Воспоминаниях" Дмитрия Сергеевича Лихачёва, который основывается на публикациях "Петербургской газеты" и "Биржевых ведомостей". Речь шла о четырёхместном экипаже фирмы "Моторваген" (Motor-Wagen), который мог разгоняться до 25 вёрст в час, и обошёлся архитектору в небывалые по тем временам деньги - 3000 рублей. Однако, питерские исследователи выяснили, что самый первый автомобиль появился в 1894 году, и это был Benz Velo с заводским номером №91, но его владелец неизвестен. Второй же - Benz Phaeton с номером №178, был заказан на заводе в апреле 1895, а прибыл в столицу в августе. И заказчиком "Фаэтона" был Великий князь Дмитрий Константинович, а придворный шталмейстер, он же архитектор Антон Кириакович Джиоргули, опробовал первым прибывший экипаж на улицах Петербурга и Павловска. 13 августа уже сам Дмитрий Константинович продемонстрировал приобретение Николаю II.

03. Benz Victoria в Санкт-Петербурге, 1896.

04. Барон Остен-Сакен за рулём автомобиля Benz на старте автопробега во Владивосток и Америку. С.-Петербург, 1913.

05. Benz 10/20 PS - петербургский таксомотор, 1914.

06. Benz. За рулём - Эдвард Селлеке (водитель Ульянова-Ленина). Кронштадт, 1917.


Москва

Одно из первых упоминаний о моторных экипажах в Москве относится к 1895 г. Тогда журнал "Велосипед" в номере от 17 сентября поместил заметку под названием "Маленький конфуз", где говорилось, что на московском циклодроме "представитель какой-то фирмы ездил по треку на бензиномоторе". К несчастью, ездок, отвлекшись, развернул свою машину, она съехала с дорожки на траву и перевернулась. Переднее колесо с порванной шиной отлетело, бензин пролился и загорелся, а неопытный ездок был отброшен в сторону и потому отделался только ушибами.
В том же журнале: "В субботу, 30 сентября, к подъезду редакции "Петербургской газеты" подкатила роскошная коляска на красных колесах, обтянутых резиновыми шинами... Экипаж подъехал к редакции без помощи лошадей". Впоследствии выяснилось, что владельцем авто являлся некий г-н Лесли, который вместе с женой прибыл в Петербург из Москвы, а коляска была выписана из Парижа. Кстати, в поездке между столицами, длившуюся трое суток, было израсходовано 4,5 пуда бензина (около 100 литров), а максимальная скорость составляла 40 верст в час. К началу ХХ века автомобиль уже прочно прописался в Первопрестольной.

А вот Музей истории Москвы утверждает, что первый автомобиль проехался по мостовой Первопрестольной в 1899 году. Какая это была марка авто, неизвестно, но уже через пару лет российская таможня ввела в статистические документы графу "Привоз автомобилей и их частей".
Первым покупателем у фирмы "Даймлер" стал Н.К. фон Мекк, заказавший в 1898 году Daimler Phaeton, прибывший к заказчику в Москву в 1899 году. В дальнейшем вся семья фон Мекк покупала автомобили Mercedes.

07. "Даймлер Фаэтон" 1898 г. Николая Карловича фон Мекка.

08. Mercedes Knight 16/50 Н.К. фон Мекка - одна из самых его любимых машин. Пробег на Приз Императора, 1910 г.

09. Benz Великого князя Николая Николаевича в Чудовом монастыре в Москве, 1913.

10. Николай Карлович фон Мекк, председатель правления Московско-Казанской железной дороги, за рулём Mercedes в автопробеге Казань-Екатеринбург, 1913.


Владимир

В далёком 1890 году по улицам Владимира одиноко рассекал первый автомобиль, замеченный в этих краях, да и, к слову сказать, один из первых в России. Шикарный экипаж Oldsmobile был подарен русскому инженеру и педагогу Дмитрию Константиновичу Советкину Американским Советом по образованию. Дело в том, что Советкин, первый директор Владимирского земского ремесленного училища имени И.С. Мальцова (ныне Авиамеханический колледж), был одним из создателей школы русских техников и основоположником "русской системы профессионального обучения", сочетающей в себе педагогические и технологические требования. Американцы, применившие эту систему в деле, оценили вложенный труд изобретателя, за что и вручили ему такой ценный подарок. Автомобиль стал его страстным увлечением. В 1900 г. попечитель Мальцовского училища Ю.С. Нечаев-Мальцов выделил средства для покупки нового автомобиля для Советкина, в знак благодарности за его многолетнюю работу и достижения. Это был четырехместный французский Berliet, развивавший скорость до 25 км/ч.

11. Американский "Олдсмобиль", подаренный Советкину американцами.

12. Дмитрий Советкин, с женой и дочерью, за рулём автомобиля Berliet.

13. Дмитрий Константинович Советкин с газетой "Автомобилист" в руках.


К началу 1910-х во всей губернии числилось 34 автомобиля, 10 из которых ездили по дорогам Владимира. В частности, купцу Муханову принадлежали французский "Пежо" и немецкий "Фафнир".
Новый директор Мальцовского ремесленного училища (с 1900 г.) В.Н. Органов был владельцем четырехместного "Дарракка" и шестиместного "Аргуса". У купца Куликова был двухместный английский "Энфилд". Губернское земство имело в своем распоряжении служебные "Лаурин-Клемент" и "Бош".
А вот тогдашний губернатор Иван Сазонов, возглавлявший Владимирскую губернию с 1908 по 1914 годы, был на редкость скромным человеком, и предпочитал по старинке гужевой транспорт.

14. Губернатор Иван Сазонов, возглавлявший Владимирскую губернию с 1908 по 1914 годы.


29 апреля 1909 г. мещанин Василий Иванович Дурнов обратился в городскую управу с просьбой разрешить оказывать платные услуги по перевозке пассажиров, и был, по всей видимости, единственным во Владимире "таксомотором". 18 мая 1911 года в управу обратился житель города Михаил Иванович Филиппов. Он просил разрешение иметь два автомобиля с таксометрами и пользоваться стоянками около вокзала, у Золотых ворот и около здания городской Думы. В том же месяце управа одобрила заявление от крестьянина Ивана Павловича Сазонова об использовании грузовоза подъёмностью до 350 пудов. В начале 1912 года Дума рассмотрела еще два заявления на автомобильные перевозки пассажиров от мещанина Михаила Андреевича Потапова и Ивана Михайловича Семушкина.

15. Правила дорожного движения образца 1896 года.


Частым поломкам автомобилей обычно радовались зеваки и пресса: "Долго стоявший "на покое" Потаповский автомобиль на днях рискнул появиться на улицах города. Но неудачно, и теперь его опять не видно". А вот пишет "Старый владимирец": "во время своей последней ночной поездки по городу предпринимательский автомобиль посшибал все тумбы против дома Солодихина на Мироносицкой улице". Еще из газет: "Поздно вечером на Большой улице наблюдалась любопытная картина: четверка лошадей везла куда-то автомобиль. Редкая публика по адресу процессии отпускала шуточки".
На фоне подобных сообщений проезд царского кортежа с железнодорожного вокзала до Успенского и Дмитриевского соборов, а затем через восточную часть города в Суздаль, состоявшийся 16 мая 1913 г., когда император Николай II с семьей посетил губернию в рамках празднования 300-летия Дома Романовых, выглядел в глазах владимирцев не просто торжественно, а феерично.

16. Автомобильный кортеж Императора Николая II, прибывшего к Успенскому собору во Владимире 16 мая 1913 г.


Воронеж

В 1907 году в губернском городе было всего две легковушки. Они носились по булыжным мостовым с громким ревом, от которого шарахались сонные клячи. А зеваки с открытыми ртами наблюдали за происходящим. И тогда же произошло первое дорожно-транспортное происшествие. Что же стало причиной? Ответ прост - "Шерше ля фам!". Владелец Воронежского механического завода Константин Александрович Веретенников, разъезжавший на роскошном по тем временам французском авто с открытым верхом "Делонэ-Бельвиль", даже представить себе не мог, что на самой широкой городской улице, засмотревшись на молоденькую барышню, помахавшую ему платочком, всего лишь на мгновение оторвавшись от дороги... столкнется со второй машиной, принадлежавшей коммерческому банку. Бывает же такое: всего два автомобиля, и те не разъехались!.. В той первой аварии, к счастью, никто не пострадал, только передние части обеих машин помялись изрядно. И капиталист-заводчик Веретенников здорово смутился: так опростоволоситься перед дамой! Но виду не подал. На глазах у столпившихся зевак с достоинством вышел из своего "дубль-фаэтона", оглядел пострадавшую по его рассеянности машину банка и, поняв, что ущерб невелик, пожал руку перепуганному банковскому шоферу. А затем, со словами "шерше ля фам", укатил на своем авто ремонтироваться.

17. Воронежские извозчики на Староконной площади. Уже построена конка, но еще нет ни одного автомобиля.


в 1910 году, когда в Воронеже насчитывалось уже 12 автомобилей, пуд бензина стоил около четырех с половиной рублей, а покрышка - порядка 80 целковых. На один сезон автовладельцу требовалось 25 пудов бензина, 5-6 покрышек и с десяток камер. Одним из автомобилей был мотоцикл на четырех колесах (слова "квадроцикл" еще не существовало) французского производства, который принадлежал Анатолию Дурову - основателю известной во всем мире цирковой династии.

18. Анатолий Леонидович Дуров (основатель цирковой династии Дуровых) с женой.


"Какой русский не любит быстрой езды?", - спрашивал Николай Васильевич Гоголь устами Чичикова. Сохранилось много свидетельств о крупном воронежском табачном фабриканте Василии Матвеевиче Сычёве, который разъезжал по окрестностям Воронежа на "Пежо", и, уверенный в безнаказанности, носился по улицам с бибиканьем и песнями, распугивая кур и детвору...

Во времена Гражданской войны автомобилей в Воронеже стало значительно больше. Высокопоставленные большевики гоняли по городу пьяные-развеселые, в компании девиц легкого поведения. "Воронежская коммуна" в 1919 году даже опубликовала материал под названием "Барские замашки": "Отталкивающее впечатление производит изнеженность, появляющаяся у некоторых товарищей, состоящих на ответственных постах. Есть товарищи, которые разучились ходить пешком, в то время, когда сотни раненых и больных вынуждены с неимоверными, мучительными усилиями брести пешком, пробираясь к госпиталям."

19. Начинающий писатель Андрей Платонов за рулем автомобиля. Воронеж, 1926 год.


Архангельск

В начале июля 1907 года по железной дороге в Архангельск был доставлен первый в России автобус немецкой фирмы НАГ, машина была рассчитана на 16-25 пассажиров. Почему именно в Архангельск? Один из крупнейших морских портов России, Архангельск вытянулся вдоль берегов Северной Двины на несколько километров, и дальние поездки на извозчиках обходились чрезвычайно дорого. В шесть утра 19 июля 1907 года на маршрут вышел первый городской автобус, который за пять копеек вез пассажиров от больницы (1-я городская больница) до монастыря (сейчас - перекресток набережной и улицы Урицкого). Два месяца курсировал по Троицкому проспекту один самоходный вагончик, пока предприниматель Андрей Деньгин не обзавелся еще одним автобусом. В день открытия маршрута газета "Архангельск" писала: "…с появлением на улицах города автобусов не только мальчишки, но и почтенные отцы семейств буквально преследовали автомобиль, горя восторженным желанием скорее прокатиться..."

20. Автобус NAG, Архангельск, 1907. Именно такие автобусы демонстрировались на выставке в Петербурге летом того же года.


Лишь спустя четыре месяца после открытия движения в Архангельске, осознав крупную выгоду новшества коммерсанты Петербурга и Москвы закупили автобусы для этих городов. 11ноября 1907 года начались регулярные рейсы автобусов в Петербурге, а летом 1908 года - в Москве.
В 1907 году оба архангелогородских автобуса сгорели во время пожара в гараже, к печали всех горожан. Автобусное сообщение было восстановлено лишь в 1910 г.
Смоленск

21. Проводы сына в армию. Имение Мазаровичей и Друцких-Соколинских. Автомобиль "Мерседес". Внуково, Краснинский уезд, Смоленская губ., 1914.


Орёл

22. "Мерседес" в Торговых рядах, Орёл, 1911.


Курск

23. "Бенц" - участник пробега Ялта-Москва, Курск, 1911.


Тамбов

24. Ярко-красный "Бенц" семьи Асеевых, Тамбов, 1905.



ФОТОГРАФИИ:

01. Реклама петербургской экипажной фабрики "Ив. Брейтигамъ", предлгающей автомобили и грузовики "Мерседес" и "Даймлер".
02. Запись из архивов "Benz" о заказе автомобиля №91 для России.
03. Benz Victoria в Санкт-Петербурге, 1896.
04. Барон Остен-Сакен за рулём автомобиля Benz на старте автопробега во Владивосток и Америку. С.-Петербург, 1913.
05. Benz 10/20 PS - петербургский таксомотор, 1914.
06. Benz. За рулём - Эдвард Селлеке (водитель Ульянова-Ленина). Кронштадт, 1917.
07. "Даймлер Фаэтон" 1898 г. Николая Карловича фон Мекка.
08. Mercedes Knight 16/50 Н.К. фон Мекка - одна из самых его любимых машин. Пробег на Приз Императора, 1910 г.
09. Benz Великого князя Николая Николаевича в Чудовом монастыре в Москве, 1913.
10. Николай Карлович фон Мекк, председатель правления Московско-Казанской железной дороги, за рулём Mercedes в автопробеге Казань-Екатеринбург, 1913.
11. Американский "Олдсмобиль", подаренный Советкину американцами.
12. Дмитрий Советкин, с женой и дочерью, за рулём автомобиля Berliet.
13. Дмитрий Константинович Советкин с газетой "Автомобилист" в руках.
14. Губернатор Иван Сазонов, возглавлявший Владимирскую губернию с 1908 по 1914 годы.
15. Правила дорожного движения образца 1896 года.
16. Автомобильный кортеж Императора Николая II, прибывшего к Успенскому собору во Владимире 16 мая 1913 г.
17. Воронежские извозчики на Староконной площади. Уже построена конка, но еще нет ни одного автомобиля.
18. Анатолий Леонидович Дуров (основатель цирковой династии Дуровых) с женой.
19. Начинающий писатель Андрей Платонов за рулем автомобиля. Воронеж, 1926 год.
20. Автобус NAG, Архангельск, 1907. Именно такие автобусы демонстрировались на выставке в Петербурге летом того же года.
21. Проводы сына в армию. Имение Мазаровичей и Друцких-Соколинских. Автомобиль "Мерседес". Внуково, Краснинский уезд, Смоленская губ., 1914.
22. "Мерседес" в Торговых рядах, Орёл, 1911.
23. "Бенц" - участник пробега Ялта-Москва, Курск, 1911.
24. Ярко-красный "Бенц" семьи Асеевых, Тамбов, 1905.


ИСТОЧНИКИ:

01. Станислав Кирилец. "История автомобилей Бенц в России". Грузовик Пресс №4, 2011 (http://www.gruzovikpress.ru/article/12327-125-letniy-yubiley-firmy-daimler-ag-istoriya-avtomobiley-bents-v-rossii-moy-slavniy-bents/)
02. Иван Баранцев. "Ошибка корреспондента". Коммерсант-Автопилот, 19.05.2020 (https://www.kommersant.ru/doc/4347692)
03. Дмитрий Сергеевич Лихачёв. "Воспоминания". (https://studopedia.ru/1_32410_ds-lihachev-vospominaniya.html)
04. Иван Баранцев. "Статья найдётся". Коммерсант-Автопилот, 10.12.2019 (https://www.kommersant.ru/doc/4180961)
05. "Ретро автомобили - Москва автомобильная", Motor Page 4.03.2015 (http://www.motorpage.ru/retroavtomobili/moskva_avtomobilnaja.html)
06. Дарья Никишова. "Когда и у кого появился первый автомобиль во Владимире?". Ключ-Медиа, 26 июня 2018. (https://kluch.media/materials/kogda-i-u-kogo-poyavilsya-pervyy-avtomobil-vo-vladimire/ )
07. "Транспорт во Владимире". (https://elusive.lib33.ru/article/3398 )
08. "Транспорт в городе Владимире". 08 марта 2016 (http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/p/37-1-0-2164 )
09. Использованы материалы владимирского краеведа Алексея Владимирова и краеведческого журнала "Город Владимир. Историко-культурное наследие"
10. Ирина Шабанова. "Сто лет назад". Источник: газета "Коммуна", №109 (24946), 24.07.07г.( https://communa.ru/obshchestvo/sto_let_nazad/ )
11. Владимир Елецких. "До пришествия автомобиля, или История воронежских извозчиков". Журнал Про Движение 16.10.2015.( http://progress36.ru/do-prishestviya-avtomobilya-ili-istoriya-voronezhskix-izvozchikov/ )
12. "Колёса и копыта - история воронежского городского транспорта: от извозчиков до троллейбусов". Вести Воронеж 23.09.2015 (https://vestivrn.ru/news/kolsa-i-kopyita--istoriya-voronezhskogo-gorodskogo-transporta-ot-izvozchikov-do-trolleybusov_2015-9-23_16-30/ )
13. Ирина Овчинникова. "Архангельскому автобусу -100!". Газета "Регион-Архангельск, " 19 июля 2007;
14. И. Гостев. "Начало положил Архангельск - история первого автобуса" Carold.Ru, 21.10.2010 (http://carold.ru/articles/stati-avtomobili/istoriya-marok-i-modelej/20-history/530-2010-10-21-15-47-22)
15. Евгений Петрович Божко, историк. "Потомки "аглицких и свейских немцев" на русском Севере. Хроники старинного рода Пецъ (Paetz)". (https://www.paetz.wiki/potomki-aglickih-i-svejskih-nemcev )
16. Роман Залывский. "На бескрайних дорогах Русского Севера: первый автомобиль в Архангельске". Регион 29, 10.07.2021 (https://region29.ru/2021/07/10/60e865c85aaacbebff54a642.html )
17. "Аккерманский помещик из Монтенегро" (https://old-akkerman.livejournal.com/31516.html)
18. Использованы фотографии проекта CarRetro (carretro.ru)




© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru