© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 36. Первые автомобили в городах Украины и Бессарабии.


Люди и события ХХ века.

Первые автомобили в Киеве, Харькове, Одессе, Николаеве, Сумах, Екатеринославе, Кишинёве, Ялте.

Карта Российской Империи.


Киев

Первый автомобиль в Киеве появился 10 июня 1897 года. Об этом написали в газете "Киевлянин": "Большую сенсацию произвело на Подоле появление изящного экипажа, бойко катившего по улицам без лошадей. Экипаж приводился в движение скрытым в нем керосиновым двигателем. В этом оригинальном экипаже катались три пассажира. Это первый в Киеве самодвижущийся экипаж". Однако, сегодня нельзя точно сказать, какой марки был первый киевский автомобиль. (возможно, Benz Velo).

Уже в 1904 году был создан Киевский Клуб автомобилистов, который возглавил генерал В.А. Сухомлинов.

01. Возле автомобильного клуба на Фундуклеевской. Киев, 1910.


К 1911 году в столице насчитывалось 78 машин, в 1912 - 166, а еще через год их было уже 328. В 1913 году по улицам Киева курсировали не только частные машины, но и кареты скорой помощи, военные автомобили, первые автобусы, а также первые такси.

02. Автостоянка (таксомоторов) на ул.Городецкого (Николаевская), Киев, 1914

03. Великий князь Андрей Владимирович Романов на своем автомобиле в Киеве.



Харьков

Самый первый автомобиль в Харькове, по слухам, появился еще в XIX веке у немецких предпринимателей. Тем не менее, появление первого автомобиля именно у российского гражданина в Харькове связано с именем харьковского мещанина Иллариона Еременко. Илларион получив внушительное наследство после смерти отца, отправился в путешествие за границу. Путешествуя по Франции, Бельгии и Германии, в 1903-1904 гг., Еременко увлекся автомобилями, в Бельгии он прошел курс обучения вождению. В Кельне Еременко приобрёл автомобиль марки "Priamus", которые с 1900 г. начала производить фабрика Priam Automotive GmbH. Автомобиль прибыл в Харьков по железной дороге в разобранном состоянии осенью 1904 года вместе с механиками из Кельна, которые собрали автомобиль во вновь построенном гараже и испытали его за пределами городской черты. Где-то около 1913 г. Ерёменко приобрел новый семиместный "Бенц" с четырехцилиндровым двигателем мощностью в 65 лошадиных сил темно-зеленого цвета. Однако, уже в 1914 году этот автомобиль был выкуплен правительством Российской империи для нужд армии.

04. Автомобиль Priamus Иллариона Еременко, Харьков.


А вот первый автобус появился в Харькове раньше других городов в Украине, уже в 1910 году. Это были Benz-Gaggenau, которые курсировали от ж.-д. вокзала до пересечения улицы Сумской и площади Свободы. Притом встречались здесь даже двухэтажные автобусы.

05. Реклама представительства "Бенц" в Харькове.



Сумы

Одними из первых в Сумах собственным автомобилем обзавелись Лещинские - владельцы Кияницкого сахарного завода. По некоторым данным, в 1900 г. г-н Лещинский приобрел "Дион Бутон" с двигателем всего в четыре с половиной силы. Другие источники упоминают водителя Лебедева, который служил шофером у Лещинских с 1904 года, что, по меньшей мере, подтверждает тот факт, что к 1904 году у Лещинских был, как минимум, один автомобиль. Сын Лещинских Иван был заядлым автомобилистом и гонщиком. Он сам водил семейные автомобили, коих в 1910-х стало больше - появились Minerva, Berliet, Peugeot. Иван Лещинский был активным участником Южно-Русского Автомобильного клуба в Харькове.

06. "Автопарк" семьи Лещинских.


В конце 1912 в Сумах даже появился автоклуб количеством 11 человек. В августе 1913 г. члены Сумского автоклуба, а также автомобилисты Полтавы, Воронежа и Екатеринослава были приглашены Южно-Русским автоклубом на встречу участников ралли Москва - Харьков. От сумчан в трех гонках принял участие на своем авто марки "Пежо" И.Н. Лещинский. Одним из самых отчаянных сумских автомобилистов был Э.Л. Кайданский, принявший участие в 1913 г. в автопробеге Москва-Берлин-Париж, организованном МАО с целью рассеять взгляд европейцев на Россию как на отсталую в плане развития автомобильного спорта страну.

Одесса

Именно в Одессе появился первый автомобиль в Российской империи. Это случилось осенью 1891 года, когда он был доставлен на корабле из Франции, где автомобиль купил Василий Васильевич Навроцкий - издатель и редактор популярной городской газеты "Одесский листок". Он увидел автомобиль на парижской выставке и сразу понял, что без него домой не вернется.
Средства позволяли, и Навроцкий стал счастливым владельцем автомобиля марки Panhard & Levassor ("Панар-Левассор"). Это была одна из первых моделей легендарной французской фирмы. Двухместная открытая машина имела расположенный сзади двухцилиндровый V-образный мотор Daimler мощностью 3 лошадиные силы, объемом 1030 см.куб при 750 об/мин, который позволял разогнаться до 30 км/ч! Кстати, именно из-за этого мотора историки ошибочно считали, что марка первого автомобиля, вообще когда-либо появившемся на российской земле - Daimler либо Benz.

А вот следующие, после Навроцкого, автовладельцы выбрали марку "Бенц" - Артур Анатра и купец Фёдор Андреевский. И вообще "Бенц" был одним из самых популярных автомобилей, много рекламы появлялось на страницах одесских газет. Сильнейшая конкуренция между автосалонами достигала такого градуса, что их владельцы изо всех сил изощрялись, чтобы их реклама в прессе была самой заметной и оригинальной.

07. Реклама автосалона "Бенц" на Ришельевской, Одесса.

08. Автогараж "Мерседес" и "Дион-Бутон" П.Ф. Фаатца. Одесса, 1912.


В 1907 году прошли соревнования по маршруту Одесса - Николаев - Одесса, спонсором которых выступил банкир Анатра. Маршрут проходил по голой степи, поэтому до финиша добралось чуть больше половины экипажей.

09. Разрешение на право управления автомобилем, выданное в Одессе, 1914.



Николаев

4 апреля 1902 года газета "Южная Россия" сообщала, что в Николаеве всего один автомобиль. К тому же, с ним произошло несчастье. Машина стояла в гараже на Инженерной. Здесь вспыхнул пожар, в результате которого автомобиль был поврежден.

10. Benz Velo на улицах Николаева.


Первая "гонка моторов" в этом городе состоялась 8 сентября 1907 года по маршруту Николаев-Одесса длиной в 123 версты.
Этот пробег, длившийся 13 часов, не обошёлся без жертв - в сотне метров перед финишем погибли две дворняги, бросившиеся под колеса De Dion Bouton гонщика Суручана. Всего стартовали 13 экипажей и четверо гонщиков на "мотоциклетах".

11. Открытка, посвященная автопробегу Николаев - Одесса, 1907.



Екатеринослав

Первое автомобильное ежедневное сообщение между Екатеринославом (Днепром) и Новомосковском было открыто в феврале 1908 года. Организатором его выступил потомок древнего украинского дворянского рода - Андрей Миклашевский. Поначалу автомобиль возил 9 человек, позже приобрели 20-местный. Автомобиль отходил ежедневно из Екатеринослава в 8 утра и возвращался в 2 часа дня. Позднее Миклашевский открыл второй маршрут между Киевом и Житомиром. А во время Первой Мировой занимался на фронте созданием бронированных автомобилей.

12. Автомобили, обеспечивавшие транспортное сообщение в Екатеринославской губернии.

13. А. Миклашевский, фото 1914-1915.


В 1911 г. был организован Екатеринославский автомобильный клуб во главе с вице-губернатором Н.А. Татищевым. В то время автомобили были невиданной роскошью, стоили очень дорого, а купить их можно было за границей или в столичных городах. В Екатеринославе продавать автомобили начали только перед Первой мировой войной. Владельцами автомобилей в Екатеринославе были богатые дворянские семьи: Родзянки, Миклашевские, Маламы, Евецкие. Имели авто инженеры Кузьмицкий, Толстиков и Доллежаль, из иностранцев: директор Екатеринославского бельгийского трамвая - Камбье, директор первой электрической станции города - Каттавоз и другие. 6 мая 1912 года члены автомобильного клуба выехали в путешествие на Южный берег Крыма. А весной 1914 года они совершили пробег из Екатеринослава в Одессу, где посетили банкет Одесского автомобильного общества.

Случались в те времена и "автомобильные катастрофы", как тогда называли ДТП: "Это было днем 6 мая 1912 года. Мчавшийся по Александровской улице автомобиль, испугал лошадь Е. Моркина, проезжавшего по улице. Лошади понесли. Не имея возможности остановить взбесившихся животных, Моркин выскочил из обоянки. Лошади понеслись далее, подмяли под себя чистильщика сапог и наскочили на квасной рундук. Рундук и посуда перебиты. Производится дознание. Приняты меры к розыску владельца автомобиля".

3 июня 1914 года в Потемкинском саду при массовом скоплении горожан состоялся парад автомобилистов. Чудесно декорированные автомобили кружили по саду. Первый приз был присужден присяжному поверенному Шерстюкову, украсившему свой автомобиль живыми цветами, второй - Камбье, автомобиль которого изображал гигантскую стрекозу. Остальные участники были награждены серебряными жетонами.

Бессарабия

В Бессарабии первым автовладельцем стала помещица Екатерина Павловна Леонард-Комарова. Какая это была марка, неизвестно. Известно лишь, что автомобиль ей пригнал водитель прямо с завода.

14. Екатерина Павловна Леонард, 1915.


А самыми известными автомобилистами Бессарабии были Яков Руссо и братья Суручан (или Суручану), Михаил и Фёдор, все трое состоявшие в Одесском Автомобильном Обществе, неоднократно участвовали в различных ралли и других спортивных мероприятиях. А в 1913 г. экипаж братьев Суручан на автомобиле "Бенц" стал победителем "Звёздного пробега" с финишем в Москве.

15. Фёдор Суручан за рулем автомобиля "Бенц" 14/35PS в Москве у Петровского путевого дворца, рядом - брат Михаил Суручан, 1913.


Автобусное движение впервые было открыто в 1912 г. на маршруте Тарутино - Аккерман. Обслуживали маршрут автобусы марки Benz Gaggenau.

16. Первый регулярный автобус марки Benz-Gaggenau сообщения Тарутино - Аккерман. Тарутино. 1912.


По переписи на 1 августа 1914 г. в Бессарабской губернии было 45 автомобилей.

17. Гараж Г. Кальмансона рядом с лютеранской кирхой, Кишинев.

18. Заметка из газеты "Бессарабская жизнь" о дорожном происшествии, 1912.



Крым

В начале ХХ века автомобиль был диковинкой для крымчан. Первый автомобиль посетил полуостров в 1901 г. Это был венгр Геза Ковач, совершавший вояж по Европе, и прибывший в Севастополь на пароходе, вместе с автомобилем. Шума он наделал немало, показал местным жителям возможности автомобиля, а заодно и спровоцировал аварию возле Гурзуфа.

19. Симферополь, 1910.


Вскоре в Ялте стали появляться новые автомобили. Да и Император Николай II, обычно отдыхавший Ливадии, и прежде относившийся настороженно к технике, стал проявлять благосклонность к автомобилистам, а скоро и сам обзавёлся автопарком для себя, и даже приобрёл специальный автомобиль для Цесаревича Алексея.

20. Императорская семья в автомобиле Mercedes 16-40 Kettenwagen. Севастополь, 1911.

21. Цесаревич Алексей в автомобиле. Ливадия, 1913.

22. Император Николай II за рулём своего автомобиля. Крым.

23. Император Николай II на прогулке в Крыму, 1914.

24. Автомобиль "Бенц" феодосийского табачного фабриканта Стамболи.

25. Benz лётчиков морской авиации Черноморского флота, 1915.



ФОТОГРАФИИ:

01. Возле автомобильного клуба на Фундуклеевской. Киев, 1910.
02. Автостоянка (таксомоторов) на ул.Городецкого (Николаевская), Киев, 1914
03. Великий князь Андрей Владимирович Романов на своем автомобиле в Киеве.
04. Автомобиль Priamus Иллариона Еременко, Харьков.
05. Реклама представительства "Бенц" в Харькове.
06. "Автопарк" семьи Лещинских.
07. Реклама автосалона "Бенц" на Ришельевской, Одесса.
08. Автогараж "Мерседес" и "Дион-Бутон" П.Ф. Фаатца. Одесса, 1912.
09. Разрешение на право управления автомобилем, выданное в Одессе, 1914.
10. Benz Velo на улицах Николаева.
11. Открытка, посвященная автопробегу Николаев - Одесса, 1907.
12. Автомобили, обеспечивавшие транспортное сообщение в Екатеринославской губернии.
13. А. Миклашевский, фото 1914-1915.
14. Екатерина Павловна Леонард, 1915.
15. Фёдор Суручан за рулем автомобиля "Бенц" 14/35PS в Москве у Петровского путевого дворца, рядом - брат - Михаил Суручан, 1913.
16. Первый регулярный автобус марки Benz-Gaggenau сообщения Тарутино - Аккерман. Тарутино. 1912.
17. Гараж Г. Кальмансона рядом с лютеранской кирхой, Кишинев.
18. Заметка из газеты "Бессарабская жизнь" о дорожном происшествии, 1912.
19. Симферополь, 1910.
20. Императорская семья в автомобиле Mercedes 16-40 Kettenwagen. Севастополь, 1911.
21. Цесаревич Алексей в автомобиле. Ливадия, 1913.
22. Император Николай II за рулём своего автомобиля. Крым.
23. Император Николай II на прогулке в Крыму, 1914.
24. Автомобиль "Бенц" феодосийского табачного фабриканта Стамболи.
25. Benz лётчиков морской авиации Черноморского флота, 1915.


ИСТОЧНИКИ:

01. Станислав Кирилец. "История автомобилей Бенц в России". Грузовик Пресс №4, 2011 (http://www.gruzovikpress.ru/article/12327-125-letniy-yubiley-firmy-daimler-ag-istoriya-avtomobiley-bents-v-rossii-moy-slavniy-bents/)
02. Использованы фотографии проекта CarRetro (carretro.ru)
03. Олексiй Нестеренко. Первые автомобили в Киеве. Сайт города Киева, 13.01.2021 ( https://www.44.ua/news/2992590/pervye-avtomobili-v-kieve-kogda-poavilis-i-kak-reagirovali-kievlane-foto)
04. "Автоистории: Как в Киеве появились первые автомобили", Autoconsulting, 11.04.2020 (http://autoconsulting.ua/article.php?sid=46234)
05. "Автоистории: Как появились первые автомобили в Харькове", Autoconsulting, 01.05.2020 (https://autoconsulting.com.ua/article.php?sid=46350)
06. А. Парамонов. "Автомобиль Еременко". (https://www.otkudarodom.ua/ru/avtomobil-eremenko)
07. Дмитрий Кудинов. "Мы крепко держимся за руки, чтобы не выскочить". Еженедельник "Ваш шанс" №42, 19.10.2005 (http://www.shans.com.ua/?m=hpage&id=63&page=1)
08. Дмитрий Григорьев. "Записки автомобилиста", Харьков.
09. Станислав Кинка. "Первые автомобили в Одессе: 7 фактов". Followers, 28.06.2020. (https://followers.com.ua/odessa/city/pervye-avtomobili-v-odesse-7-faktov-ot-followers)
10. "Первые автомобили в Одессе: дорожные правила, гонки и "мажоры". Одесская Жизнь, 08.07.2021 (https://grad.ua/istoriya-odessy/71486-10-avgusta-konfiskaciya-avtomobiley-v-odesse.html )
11. "Первые автомобили давили в Варваровке гусей и собак". Николаевские Новости, 05.08.2019. (http://www.niknews.mk.ua/2019/08/05/pervye-avtomobili-davili-v-varvarovke-gusej-i-sobak/)
12. Константин Шруб. "Забытые имена: Династия Миклашевских - от губернатора до "пионера" автопробегов". Gorod.dp.ua, 09.08.2019 (https://www.gorod.dp.ua/news/162891)
13. "Малоизвестные факты о первых авто в Днепре" (по материалам краеведа и историка Валентины Лазебник) Vesti.dp.ua, 19.02.2019 (https://vesti.dp.ua/maloizvestnye-fakty-o-pervyh-avto-v-dnepre-foto/)
14. Форум "Мой город Кишинёв". (http://oldchisinau.com/forum/viewtopic.php?t=1112&start=80)
15. "Первые автомобили в Крыму". Автомобили, Новости и Технологии, 2002 (http://twoavto.ru/pervye-avtomobili-v-krymu.html)





© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru