© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 37. Первые автомобили в городах Причерноморья и Кавказа.


Люди и события ХХ века.

Первые автомобили в Ростове-на-Дону, Ставрополе, Екатеринодаре, Новороссийске, Сочи, Адлере, Гаграх, Сухуме, Тифлисе, Баку.
Военно-Грузинская дорога.
Открытие международного сообщения с Персией.

Карта Российской Империи.


Лимузин "бенц" ехал в сторону ущелья Жоеквары. Редкие прохожие,
останавливаясь, смотрели на экипаж принца и на самого Ольденбургского.
Он сидел, откинувшись назад, как бы полностью доверяясь стремительности
мотора и потому давая отдохнуть собственной стремительности.

(Фазиль Искандер. "Сандро из Чегема")

Ростов-на-Дону (Область Войска Донского)

В 1901 г. первый автомобиль в истории Ростова появился на улицах города. Он был куплен торговой фирмой "С. Генч-Оглуев и Иван Шапошников" в целях рекламы. В 1902 доктор фон Кнаут купил второй автомобиль. В 1907 году автомобилей было уже 6 в Ростове, и по одному в Новочеркасске и Таганроге. В целом автомобилизация здесь происходила медленно, однако к 1914 году по улицам Ростова рассекали несколько десятков автомобилей, в основном, французские "Пежо", немецкие "Бенцы", "Мерседесы" и "Опели".

Есть ещё один интересный факт. В городе Нахичевань-на-Дону, который сегодня является частью Ростова, в 1903 году был открыт завод "Аксай", который начал выпускать по лицензии американские "Олдсмобили", немного отличавшиеся от оригинала. К сожалению, события 1905 года в России заставили остановить производство. Всего было выпущено около 20 штук Аксайских Олдсмобилей. В 1911 году на заводе начали сборку французских авто "Клеман-Баяр" (Clément-Bayard), а в 1916 налажен выпуск 3-тонных грузовиков, по образцу английских White. Увы, 1917-й год поставил крест на автомобильном производстве в ростовской Нахичевани.

01. Предприниматель Ф.С. Рубцов в своём автомобиле Benz. Область Войска Донского, ок. 1906 г.


Екатеринодар (Кубанская область) и Ставропольская губерния.

В Екатеринодаре тоже было совсем немного автомобилей в начале ХХ века. Они ещё были роскошью, а не средством передвижения. Первое упоминание об автомобиле в прессе были 4 февраля 1905 года. Местные казаки относились к машинам настороженно и даже называли их "чудовищами" с резиновыми колесами.

Одними из первых автовладельцев стали городской нотариус и гласный городской Думы Антон Яловой, и купец, магнат Григорий Сахав. А. Яловой был человеком богатым, но вредным. На своем автомобиле он любил проехаться по городу "с ветерком", и активно противостоял постройке трамвайной линии в Екатеринодаре.
Г. Сахав держал обувной, шляпный и дорожных вещей магазин. Сам он не пользовался автомобилем и предпочитал классические конные экипажи. А автомобиль купил не для форсу, а из любви к супруге Анне, которая и каталась на авто.

По данным на 1912 год в Екатеринодаре было зарегистрировано 14 машин.

02. Ford ставропольского купца Иванова (снимок из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника.


Черноморская губерния и Сухумский округ
(Новороссийск, Геленджик, Сочи, Адлер, Гагры, Сухум)


На рубеже веков, когда появились автомобили, Российской Империи повезло с министром путей сообщения. Князь Михаил Иванович Хилков, человек умный и дальновидный, радел за моторизацию страны, всячески содействовал развитию автомобилизма, лично участвовал в нескольких автопробегах, наглядно доказавших, что автомобильный транспорт может эффективно дополнять железнодорожный. В конце августа 1903 года министр "предпринял поездку на автомобиле с целью выяснения пригодности автомобиля для устройства сообщения по Черноморскому береговому шоссе, преимущественно на участке Новороссийск - Батум. В качестве приглашённых компетентных лиц с ним были Н.К. фон Мекк и П.А. Фрезе. В ходу было 5 автомобилей. Пройдено 550 вёрст". Таким образом, МПС дало толчок для развития моторизации России. Вскоре инициативу подхватили и Военное министерство, и Почтово-телеграфное ведомство. Все они были заинтересованы в устройстве автомобильно-омнибусного сообщения в России, особенно в губерниях с недостаточно развитой сетью железных дорог, но имеющих стратегическое значение.

03. Князь Михаил Иванович Хилков (1834-1909), с 1895 по 1906 г. министр Путей сообщения Российской империи.

04. Автопробег Новороссийск - Гагры. Остановка на завтрак в Сочи, 22 сентября 1911.


Первые попытки эксплуатации омнибусов в России начались почти сразу после поездки министра Хилкова, в 1904 году. Одним из первопроходцев стал сочинский житель, отставной подполковник Павел Николаевич Жано. Купив немецкий автобус "Штевер" (Stoewer), он совершил первый рейс из Сочи в Адлер 2 декабря 1904 г. Между тем, по распоряжению Хилкова, в 1906 г. для Кавказского округа путей сообщения был приобретён французский "Панар-Левассор", который и открыл первое регулярное сообщение между Новороссийском и Сухумом. И дело пошло-поехало. В том же году был утверждён маршрут между Екатеринодаром и станицей Славянской (сегодня - город Славянск-на-Кубани)

05. Первый автобус в Сочи (Владелец Павел Жано) - 16-местный автобус Stoewer на мосту через Мацесту, 1905 (из архива Владимира Костиникова).


Год спустя принц А.П. Ольденбургский (*) привёз из Петербурга, с I международной автомобильной выставки немецкий автобус "Гаггенау", который доставлял гостей, посещающих Гагры. В 1908 новороссийское Черноморское товарищество автомобильного движения открыло маршрут между Новороссийском и Геленджиком, на котором работало 4 автобуса. В 1909 г. открылось автомобильное движение между Майкопом и станицей Усть-Лабинской (сегодня - город Усть-Лабинск). В апреле 1910 года инженер Белобородов открыл пассажирское сообщение Сочи - Сухум и получил подряд на доставку почты. В 1911 году, по инициативе Главного управления почи и телеграфов и ИРАО заработало сообщение на маршрутах Новороссийск-Туапсе, Туапсе-Сухум и Новороссийск-Сухум.

06. Автобус Gaggenau принца А.П. Ольденбургского перед отправкой в Гагры. Петербург, 1907.

07. Этот же автобус Gaggenau уже в Гаграх, 1907.

08. Benz князя Ольденбургского у Новой гостиницы в Гаграх, 1912 г.



(*) Принц Александр Петрович Ольденбургский внёс огромный вклад в развитие Гагр как климатического курорта. На свои средства он проложил в Гагры железнодорожную ветку, благоустроил пляжи, способствовал развитию автомобильного и автобусного транспорта в этом районе. В марте 1917 был уволен с государственной службы, эмигрировал в Финляндию, оттуда, год спустя, во Францию. С 1921 года жил с супругой в Биаррице. Умер в 1932 году, похоронен в Биаррице.

09. Принц Александр Петрович Ольденбургский.

10. Его высочество принц Ольденбургский у автомобиля Benz. Автопробег Новороссийск - Гагры, сентябрь 1911.

11. Принц А.П. Ольденбургский и его Benz. Гагры, 1910.



В январе 1913 года Общество Мацестинских серных источников заказало в Германии автобус "Ллойд" (Norddeutsche Automobil- und Motoren-AG, торговая марка Lloyd) на 10 пассажиров. С 1 мая по 1 октября он возил отдыхающих из Сочи в водолечебницу, а остальное время года ездил в Адлер.

12. Автобус Lloyd Общества Мацестинских серных источников, Сочи, 1913.

13. Курортный автобус, принадлежавший госпоже Тихомировой. Сочи, 1912.


Самый крупный гараж на Черноморском побережье содержал сухумский предприниматель Н.Д. Нодия. В 1913 он не только отпускал машины напрокат, но и осуществлял поездки в Афон, Гагры, Сочи на 16-местных автобусах. Такие же омнибусы сочинского купца Д.В. Кулешова курсировали между Сочи, Красной Поляной и Гаграми.

14. Рекламное объявление гаража Нестора Нодия. Сухум, 1913.

15. Автомобиль Benz Сухумского военного округа, 1908.


Тифлис и Владикавказ.

В Тифлисе обычно ходили пешком, а грузы переносили "муши" или перевозили на осликах, буйволах или лошадях.

В 1904 году в Тифлисе, одновременно с открытием первой трамвайной линии, стали появляться первые автомобили, которые стремительно обретали популярность. И здесь не обошлось без министра путей сообщения князя Хилкова - по его инициативе ещё в 1901 году был организован автопробег по Военно-Грузинской дороге (**) из Владикавказа в Тифлис. На французских машинах "Де Дион-Бутон" и "Панар Левассор" и на петербургском "Фрезе" в пробеге приняли участие сам министр Хилков, владелец автомобильного завода Пётр Александрович Фрезе и инженер граф С.И. Шуленбург. В своей статье для рижской газеты граф Шуленбург отметил: "На станции Казбек собралась толпа горных туземцев, чтобы полюбоваться невиданным зрелищем. Они сразу нашли подходящее слово для автомобиля в своём языке - окрестили его "шайтан-арба" (дьявольская телега)".

16. Французский автобус Schneider на фоне горы Казбек, 1913.


В 1910 году в Тифлисе действовало французское общество автосообщений на Кавказе, а в акционерном обществе "Адлер" можно было заказать автомобиль.

17. Почтовая карточка с автобусами "Шнейдер" на Кавказе. 1913 г.



(**) Военно-Грузинская дорога (в переводе с грузинского, дословно: "Дорога Небесного ущелья") - историческое название дороги через Главный Кавказский хребет, соединяющей города Владикавказ и Тбилиси. Дорога длиной в 208 км поднимается по долине реки Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, затем по ущелью реки Байдарка поднимается к Крестовому перевалу (высота 2379 м), откуда спускается в долину реки Белая Арагви и по правобережью реки Кура подходит к Тбилиси. В перечне федеральных дорог России обозначена как А161.

18. Военно-Грузинская дорога, станция Балта.

19. Автомобильный мост у посёлка Ананури. Фото Дмитрия Герасимова (Wikipedia).


В 1907 году С.П. Едигаров приобрёл 4-местный автомобиль и испросил разрешение на открытие регулярного сообщения. Его первый пробный рейс из Тифлиса во Владикавказ прошёл удачно, путь был пройден в два этапа с ночёвкой в селе Млеты и занял в общей сложности девять часов времени в дороге. Вскоре Едигаров купил несколько автобусов NAG на 6 и 10 пассажиров и c 1909 года начал регулярные рейсы.

20. Автобус Saurer, принадлежавший, вероятно, А. Лево. На машине впервые в России установлена реклама знаменитой рижской мануфактуры "Проводник", выпускавшей автомобильные шины. 1911 г.

21. На Военно-Грузинской дороге. Автомобиль Бенц (Benz) штаба Кавказского военного округа, 21 июня 1910.


В 1909 году у Едигарова появились конкуренты. Бельгиец Альфонс Лево открыл регулярное сообщение на Военно-Грузинской дороге 24 мая, на линии работали два 12-местных омнибуса Saurer швейцарского производства.

22. Фото семьи Юзбашевых около автомобиля NAG, принадлежавшего, очевидно, С.П. Едигарову. Тифлис, декабрь 1909.

23. Реклама автобусов Saurer в газете "Тифлисский листок", 1909.


С 1911 года перевозками по Военно-Грузинской дороге занялось Автомобильное товарищество, основанное купцами П.В. Григорьевым, Г.А. Гавриным и В.Ф. Солововым. На маршруте работали четыре машины - шестиместные Mercedes и десятиместные Daimler. Опасный маршрут не преминул собрать смертельную "дань". В одной из поездок Петра Григорьева с 2 пассажирами у автомобиля отказало рулевое управление. Пассажиры выпрыгнули, а Григорьев вместе с автомобиль рухнул в пропасть.

24. Рекламный плакат Военно-Грузинской дороги 1930-х годов.


Баку

Дореволюционная история автомобильного транспорта в Азербайджане тесно связана с историей нефтяной промышленности, которая развивалась ускоренными темпами со второй половины XIX века. Это и способствовало ввозу автомобилей в Азербайджан.

25. Автомобиль Benz нефтепромышленника Мусы Нагиева (на заднем сиденье), Баку.


Из письменных воспоминаний одного из первых азербайджанских водителей Мир Гасана Мовсумова явствует, что первый автомобиль в Баку был доставлен из Франции в 1908 году для владельца нефтепромыслов Зубалова. Кроме этого, француз Анри Шарпантье построил в Баку первый гараж с автомобилями Minerva и Unic. Водитель Сергей Айрапетов, работавший у него в 1908 г., обслуживал французов, остановившихся в Баку по делам.

В официальном письме, отправленном в 1911 году из Баку в Петербург, указано, что в 1910 году в городе имелось 24 автомобиля, в 1911-м - 36.

26. Автомобиль Benz в Баку, 1912.


В 1914 году список нефтяных магнатов - автомобилистов пополнился. Среди владельцев были М. Мухтаров, братья Бекклер, братья Мирзоевы, Лианозов, а также некоторые иностранные дипломаты.

27. Автомобиль Benz геолога и инженера И. М. Губкина (второй слева). Апшерон, ок. 1913.


В 1914 году городская дума вознамерилась заказать автомобиль для бакинской пожарной команды и направила соответствующее письмо представителю общества "Даймлер" в Баку. Однако из-за начавшейся I мировой войны автомобиль так и не был доставлен в Баку.

28. Картина М.Ю. Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты", 1837.


Международное движение. Персия.

На Кавказе в 1906 году на Кавказе открылось международное автомобильное движение, возможно, первое в мире. Организатором рейсов стал прибывший на работу в Персию, по поручению министра путей сообщения М.И. Хилкова и премьера графа С.Ю. Витте, инженер А.И. Трескинский. Из Петербурга в Персию он привёз один грузовик и один автобус марки "Лесснер". А в 1910 году была основана новая коммерческая концессия. Инженер Г.К. Васильев отправил в Персию четыре грузовика, три автобуса и несколько легковых машин производства немецкой фирмы NAG для работы на Джульфа - Тавриз, протяжённостью 135 вёрст. В 1913 году предприятие Васильева прекратило деятельность, но на маршруте Энзели - Тегеран - Хамадан началось регулярное движение, организованное Торговым домом "Князь П.И. Туманов и К°".

29. Почтовая карточка "Привет с Кавказа", 1913 г.



ФОТОГРАФИИ:

01. Предприниматель Ф.С. Рубцов в своём автомобиле Benz. Область Войска Донского, ок. 1906 г.
02. Ford ставропольского купца Иванова (снимок из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника.
03. Князь Михаил Иванович Хилков (1834-1909), с 1895 по 1906 г. министр Путей сообщения Российской империи.
04. (s21_06) Автопробег Новороссийск - Гагры. Остановка на завтрак в Сочи, 22 сентября 1911.
05. Первый автобус в Сочи (Владелец Павел Жано) - 16-местный автобус Stoewer на мосту через Мацесту, 1905 (из архива Владимира Костиникова).
06. Автобус Gaggenau принца А.П. Ольденбургского перед отправкой в Гагры. Петербург, 1907.
07. Этот же автобус Gaggenau уже в Гаграх, 1907.
08. Benz князя Ольденбургского у Новой гостиницы в Гаграх, 1912 г
09. Принц Александр Петрович Ольденбургский.
10. Его высочество принц Ольденбургский у автомобиля Benz. Автопробег Новороссийск - Гагры, сентябрь 1911.
11. Принц А.П. Ольденбургский и его Benz. Гагры, 1910.
12. Автобус Lloyd Общества Мацестинских серных источников, Сочи, 1913.
13. Курортный автобус, принадлежавший госпоже Тихомировой. Сочи, 1912.
14. Рекламное объявление гаража Нестора Нодия. Сухум, 1913.
15. Автомобиль Benz Сухумского военного округа, 1908.
16. Французский автобус Schneider на фоне горы Казбек, 1913.
17. 504 Почтовая карточка с автобусами "Шнейдер" на Кавказе. 1913 г.
18. Военно-Грузинская дорога, станция Балта.
19. Автомобильный мост у посёлка Ананури. Фото Дмитрия Герасимова (Wikipedia).
20. На Военно-Грузинской дороге. Автомобиль Бенц (Benz) штаба Кавказского военного округа, 21 июня 1910.
21. Фото семьи Юзбашевых около автомобиля NAG, принадлежавшего, очевидно, С.П. Едигарову. Тифлис, декабрь 1909.
22. Реклама автобусов Saurer в газете "Тифлисский листок", 1909.
23. Автобус Saurer, принадлежавший, вероятно, А. Лево. На машине впервые в России установлена реклама знаменитой рижской мануфактуры "Проводник", выпускавшей автомобильные шины. 1911 г.
24. Рекламный плакат Военно-Грузинской дороги 1930-х годов.
25. Автомобиль Benz нефтепромышленника Мусы Нагиева (на заднем сиденье), Баку.
26. Автомобиль Benz в Баку, 1912.
27. Автомобиль Benz геолога и инженера И. М. Губкина (второй слева). Апшерон, ок. 1913.
28. Картина М.Ю. Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты", 1837.
29. Почтовая карточка 1913 г.


ИСТОЧНИКИ:

01. Станислав Кирилец. "История автомобилей Бенц в России". Грузовик Пресс №4, 2011 (http://www.gruzovikpress.ru/article/12327-125-letniy-yubiley-firmy-daimler-ag-istoriya-avtomobiley-bents-v-rossii-moy-slavniy-bents/)
02. Использованы фотографии проекта CarRetro (carretro.ru)
03. Николай Смирнов. "Как начинался автомобильный Ростов: факты", Avto 25, 13.02.13 (https://www.avto25.ru/news/onlyfacts/2013/02/13/13672.html)
04. "Кубанский календарь: в Екатеринодаре появились первые автомобили." Блокнот - Краснодар, 04.02.16 (https://bloknot-krasnodar.ru/news/kubanskiy-kalendar-v-ekaterinodare-poyavilis-pervy-701478)
05. Владимир Костиников. "Начало автомобилизма в Сочи". Sochi Media, 13.10.13 (https://sochi.media/2013/10/13/nachalo-avtomobilizma-v-sochi/)
06. Станислав Кирилец. "Шайтан-арба" на Военно-Грузинской дороге". Грузовик-Пресс, № 03, 2019 (Иллюстрации Sport im Bild, National Archive of Georgia, из Курского областного краеведческого музея, из коллекций А.А. Классена, Н.М. Серафимова и автора) (http://www.gruzovikpress.ru/article/20605-zarojdenie-avtomobilnogo-soobshcheniya-na-kavkaze-shaytan-arba-na-voenno-gruzinskoy-doroge-ch-1/)
07. С. Ахмедов. "Как это было: Первые автомобили в Баку и первые водители-азербайджанцы." Azer History. (https://azerhistory.com/?p=19509)
08. Василий Иванович Вареник. "Ростов и ростовцы". Изд-во "Акра", Ростов-на-Дону, 2005.
09. Альбом "Лермонтов. Картины. Рисунки. Акварели". М., 1980.





© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru