Люди и события ХХ века.
Первые автомобили в Гельсингфорсе, Ревеле, Риге, Вильне, Минске, Варшаве, а также в Кёнигсберге.
Карта Российской Империи.
01. Карта Остзейских губерний Российской Империи.
02. Таксомотор Adler. Гельсингфорс, 1908.
03. Такси NAG в Гельсингфорсе, 1912.
04. Автомобиль Бенц помещика Эд. Вульфа (Эстляндская губерния), 1914.
05. Реклама "Бенцъ" в рижском салоне Гуго Мейера. Рига, 1899.
06. Автомобиль, выпущенный фабрикой А. Лейтнера в 1901 году.
07. Mercedes Simplex 1908 года выпуска графа фон Берга.
08. Автомобильные права, выданные в Риге, образца 1913 года (Peeter Meibaum, Лифляндская губерния).
09. На фотографиях Вильнюса начала ХХ века ещё пока мало автомобилей. Вильна, возле "Гранд Отеля" (сегодня Grand Hotel Kempinski Vilnius), 1915.
Однако любителям полистать подшивки старых газет попадаются интересные заметки. По сообщению в газете "Северо-Западное слово", весной 1903 года появился первый автомобиль в Вильнюсе. Источники утверждают, что с 1903 по 1909 год в Вильне был всего один автомобиль. В 1908 году он попал на страницы газет, как виновник происшествия на Кафедральной площади. Однако, замечу, что в заметке фигурирует автомобиль под номером 4, поэтому легко предположить, что машин в 1908 году было явно больше одной.10. Газетная заметка о дорожном происшествии в Вильне, 1908.
Есть, однако, ещё одно свидетельство о появлении первого автомобиля гораздо раньше. В 1896 году Министерство путей сообщения выделило средства на приобретение служебного Panhard et Levassor 4CV для начальника дистанции пути инженера Мажевского. На тот момент это был второй, после Benz Victoria, автомобиль, выпускавшийся серийно.11. Именно такой Panhard et Levassor 4CV 2 был первым автомобилем в Вильне в 1896 году.
К 1908 г. автомобиль износился настолько, что уже не мог, как было написано в рапорте, "преодолевать подъёмы на дороге между Шавлями и Таурогенями" (современные Шяуляй и Таураге). Начальство решило его списать и продать с торгов. После 1908 г. следы первого автомобиля в Литве теряются…12. "Мерседес" Кайзера Вильгельма II в Вильне, 1917.
13. Князь Сципионе Боргезе (за рулём "Итала") и журналист Луиджи Бардзини. Кенигсберг, 1907.
14. Автомобиль Benz в Тильзите на Гартенштрассе, 28. 1910-е гг.
15. Стоянка такси на Muenzplatz, Кенигсберг. Открытка, 1915.
Восточная Пруссия, как и Польша, и Лифляндия, ввиду своей близости к Европе, довольно быстро увидела первые автомобили. Кроме того, в Восточной Пруссии в 1898 году была основана автомобильная фабрика "Комник", чьи автомобили хорошо себя зарекомендовали в автопробегах 1907-1912 гг. Старший сын основателя фирмы Бруно Комник участвовал в пробегах на приз Принца Генриха в Германии и на приз императора Николая II в России. К предвоенным годам Кенигсберг довольно значительно автомобилизован.16. Автомобили Komnick 17/50PS из команды "Комник", участники пробега С.-Петербург - Севастополь, 1911.
17. Королева Пруссии Августа Виктория посещает Шталупённен (Нестеров), 1916.
18. Автомобиль на улице Тильзита (Советска), 1917.
19. Кёнигсберг. Штайндамм. Здесь располагался салон "Мерседес-Бенц" перед Второй мировой войной.
20. Стоянка такси в Александровском сквере, Минск.
А первая машина появилась в 1895 или 1896 году - это был Panhard Levassor, купленный по распоряжению министра путей сообщения князя М.И. Хилкова для Ковенского округа (с 1901 - Виленский округ), о котором уже упоминалось выше. Первыми частными автовладельцами считаются князь Радзивилл из Несвижа и Пашкевич из Гомеля.21. "Мерседес" князя Альбрехта Радзивилла. Несвижский замок, Минская губерния, 1913.
К 1915 году в Минске было около 20 автомобилей. В то время их можно было заказать у дилеров в С.-Петербурге, Риге или Москве, или же напрямую из Германии, как, к примеру, минчанин гр. Неусыхин купил "Мерседес" в Берлине, а сын банкира Брауде купил "Форд Т" в Гамбурге. У минчанина Василия Терещенко было 3 автомобиля, по 2 - у несвижского князя Радзивилла, у княгини Паскевич и у М. Перельмутера из Минска. У помещика Гребницкого был 50-сильный "Мерседес" и 20-сильный "Бенц". Автомобили были у губернатора Минска А.Ф. Гирса (тёмно-синий "Бенц"), у генерала Новосильцова и у аристократа-спортсмена Любанского. Некоторые зажиточные крестьяне также могли себе позволить автомобиль, который стоил тогда не менее 2000 рублей. Минский крестьянин Раков владел автомобилем, а у витебского крестьянина Терехова был даже "Бенц".22. Стоянка в Гомеле во время автопробега на Кубок царя, 1910.
23. Машины автопробега Москва - Рига в Витебске. (фото из журнала "Огонек", № 32, 1911 год)
24. Автомобиль "Уайт" под №29 в грязевом плену грунтовых дорог на участке Минск - Орша, 2 июня 1912 г.
Первый общественный транспорт в Беларуси появился в 1909 году. За год до этого бобруйский купец Ф. Некрич вместе с почетным гражданином Слуцка И. Эттингером основал акционерное общество "Предприятие срочного автомобильного сообщения". В 1909-м "Предприятие" приобрело три автобуса и организовало перевозки пассажиров по маршрутам Слуцк - Старые Дороги и Слуцк - Ляховичи.25. Автобусы фирмы N.A.G. Слуцк.
26. Автомобили на Alexanderstrasse в г. Пружаны, Гродненская губерния, 1916. (изначально, при Великом Княжестве Литовском - ул. Сялецкая, в Российской Империи - Александро-Невская, при поляках - Дамбровского, в немецкую оккупацию - Langestrasse, в СССР - Коммунистическая, с 1993 - ул. Рыгора Шырмы)
27. Автомобильное движение на Захарьевской улице, Минск, 1917.
28. В тех местах, где складов "Товарищества Бр. Нобель" не было, моторное топливо отпускалось через агентов, крупнейшим из которых был торговый дом "Метеор".
29. Станислав Гродзский на своём первом автомобиле, 1896.
30. Мерседес 55/60 HР графа Юзефа Потоцкого. Варшава, 1909.
В 1904 году механик В. Шиндлер и инженер Г. Бжеский построили на экипажной фабрике "В. Романовский" (W. Romanowski) в Варшаве два восьмиместных самодвижущихся омнибуса. Их заказали предприниматели Янковский и Дызыньский, получившие разрешение на пассажирские перевозки в Люблинской губернии. На маршрут машины вышли в июле 1904 года, а позднее ездили из Люблина в Варшаву.31. Автобусы "Романовский" на маршруте в Люблинской губернии. 1904 г
32. Такси Opel. Варшава, 1914 г.
33. Автомобиль в Штеттине (г. Щецин), 1916.
34. Свидетельство об окончании школы шоффёров. Варшава, 1916.
ФОТОГРАФИИ:
01. Карта Остзейских губерний Российской Империи.
02. Таксомотор Adler. Гельсингфорс, 1908.
03. Такси NAG в Гельсингфорсе, 1912.
04. s31_03 Автомобиль Бенц помещика Эд. Вульфа (Эстляндская губерния), 1914.
05. s30-03 Реклама "Бенцъ" в рижском салоне Гуго Мейера. Рига, 1899.
06. Автомобиль, выпущенный фабрикой А. Лейтнера в 1901 году.
07. p35-EB_01 Mercedes Simplex 1908 года выпуска графа фон Берга.
08. s31_01 Автомобильные права, выданные в Риге, образца 1913 года (Peeter Meibaum, Лифляндская губерния).
09. На фотографиях Вильнюса начала ХХ века ещё пока мало автомобилей. Вильна, возле "Гранд Отеля" (сегодня Hotel Kempinski), 1915.
10. Газетная заметка о дорожном происшествии в Вильне, 1908.
11. Именно такой Panhard et Levassor 4CV 2 был первым автомобилем в Вильне в 1896 году.
12. "Мерседес" Кайзера Вильгельма II в Вильне, 1917.
13. Князь Сципионе Боргезе (за рулём "Итала") и журналист Луиджи Бардзини. Кенигсберг, 1907.
14. Автомобиль Benz в Тильзите на Гартенштрассе, 28. 1910-е гг.
15. Стоянка такси на Muenzplatz, Кенигсберг. Открытка, 1915.
16. Автомобили Komnick 17/50PS из команды "Комник", участники пробега С.-Петербург - Севастополь, 1911.
17. Королева Пруссии Августа Виктория посещает Шталупённен (Нестеров), 1916.
18. Автомобиль на улице Тильзита (Советска), 1917.
19. Кёнигсберг. Штайндамм. Здесь располагался салон "Мерседес-Бенц" перед Второй мировой войной.
20. Стоянка такси в Александровском сквере, Минск.
21. p73-AR_01 "Мерседес" князя Альбрехта Радзивилла. Несвижский замок, Минская губерния, 1913.
22. s50_02 Стоянка в Гомеле во время автопробега на Кубок царя, 1910.
23. Машины автопробега Москва - Рига в Витебске. (фото из журнала "Огонек", № 32, 1911 год)
24. s50_05 Автомобиль "Уайт" под №29 в грязевом плену грунтовых дорог на участке Минск - Орша, 2 июня 1912 г.
25. Автобусы фирмы N.A.G. Слуцк.
26. Автомобили на Alexanderstrasse в г. Пружаны, Гродненская губерния, 1916. (изначально, при Великом Княжестве Литовском - ул. Сялецкая, в Российской Империи - Александро-Невская, при поляках - Дамбровского, в немецкую оккупацию - Langestrasse, в СССР - Коммунистическая, с 1993 - ул. Рыгора Шырмы)
27. Автомобильное движение на Захарьевской улице, Минск, 1917.
28. В тех местах, где складов "Товарищества Бр. Нобель" не было, моторное топливо отпускалось через агентов, крупнейшим из которых был торговый дом "Метеор".
29. p72-SG_01 Станислав Гродзский на своём первом автомобиле, 1896.
30. s49_13 Мерседес 55/60 HР графа Юзефа Потоцкого. Варшава, 1909.
31. Автобусы "Романовский" на маршруте в Люблинской губернии. 1904 г
32. Такси Opel. Варшава, 1914 г.
33. Автомобиль в Штеттине (Щецине), 1916.
34. Свидетельство об окончании школы шоффёров. Варшава, 1916.
ИСТОЧНИКИ:
01. Станислав Кирилец. "История автомобилей Бенц в России". Грузовик Пресс №4, 2011 (http://www.gruzovikpress.ru/article/12327-125-letniy-yubiley-firmy-daimler-ag-istoriya-avtomobiley-bents-v-rossii-moy-slavniy-bents/)
02. Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия). "Кто помнит "Комник"?" Грузовик-Пресс № 08, 2008 (http://www.gruzovikpress.ru/article/2996-marka-komnick-iz-vostochnoy-prussii-i-perviy-vsesoyuzniy-ispytatelniy-avtomobilniy-i-mototsikletniy-probeg-kto-pomnit-komnik/)
03. Станислав Кирилец. "Генезис российского таксомотора". Грузовик-Пресс № 03, 2009 (http://www.gruzovikpress.ru/article/13637-istoriya-taksi-v-rossii-genezis-rossiyskogo-taksomotora/)
04. Дмитрий Ротков. "История отечественного автопрома. Автомобили в регионах Империи". Московскiя Въдомости, 05 декабря 2014 (http://mosvedi.ru/news/lifeway/russian-style/17857.html)
05. Использованы фотографии проекта CarRetro (carretro.ru)
06. Peking to Paris Motor Challenge, 2007. History - What was it all about? Pekingtoparis.com., Jan 08, 2014. http://www.pekintoparis.com/2007/history.html
07. "Старые альбомы" (фотографии) (http://andcvet.narod.ru/sib1/06/04/asd80.html)
08. RC Forum. https://www.rcforum.ru/showthread.php?t=262&page=376
09. "Как всё начиналось...". Форум "Беседы о Риге", 21 марта 2005 (http://forum.myriga.info/lofiversion/index.php/t159.html)
10. "Этот день в истории: на улицах Эстонии появился первый автомобиль". Postimees, 05 сентября 2020 (https://rus.postimees.ee/7055462/etot-den-v-istorii-na-ulicah-estonii-poyavilsya-pervyy-avtomobil)
11. "Русская Эстония" (http://russianestonia.eu/index.php?title=Федоров_Сергей_Антонович).
12. "Первые автомобили на улицах Вильны", 31 марта 2007 (https://szhaman.livejournal.com/109637.html)
13. "Уроки истории. Чем закончилась первая поездка на такси в Минске и сколько машин было у князя Радзивилла". Onliner, 31 октября 2012 (https://auto.onliner.by/2012/10/31/history)
14. Геннадий Можейко. "Первыми владельцами авто в Беларуси были Радзивиллы". Комсомольская Правда, 17 ноября 2010 (https://www.kp.ru/daily/24592/760881/)
15. "Визуальный архив Восточной Пруссии" (https://www.bildarchiv-ostpreussen.de/)
16. Форум старинных фотографий. (https://www.forum.antique-photos.com/topic/7181-identifikatsiya-avto-vostochnaya-prussiya/)
17. Д. Якшина и Юрий Грозмани. "Железное сердце Кёнигсберга". (статья по книге Ю.Грозмани). Новые колёса, 07 февраля 2015 (https://www.rudnikov.com/koenigsberg/zheleznoe-serdce-kjonigsberga-kniga-zhu/)
18. "Заправки для господ автомобилистов". Онлайн-журнал "Сибирская нефть" № 159 (март 2019) (https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2019-march/2628807/)
© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.