© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 41. Автомобили в РИА и в Первой мировой войне.


Люди и события ХХ века.

Автомобили Benz, Mercedes, Daimler в Русской Императорской армии (1910-1919)


Эта глава никоим образом не посвящена истории Первой Мировой, о которой написаны сотни исторических трудов. Здесь лишь в общих чертах описывается ситуация с моторизацией армии накануне Великой войны, без претензий на глубокий анализ, и предоставляется вниманию читателя коллекция фотографий того времени на интересующую нас тему.

В 1904 г. для обслуживания штабов русской армии во время Русско-японской войны было направлено 10 легковых автомобилей. Однако столь малое число автомобилей никак не решало военных задач, армии нужны были сотни и тысячи машин.

01. Офицеры флота на автомобиле Mercedes Simplex 28/32PS, 1905.

02. Погон прапорщика Бронированной автобатареи для стрельбы по воздушному флоту.

03. Погон поручика автомобильных частей.

04. Погон штабс-капитана артиллериста из состава артиллерийский бронечастей.

05. Полевой погон полковника, начальника Автомобильной инспекции армейского корпуса.


В 1910 г. по распоряжению военного министра В.А. Сухомлинова при девяти железнодорожных батальонах были сформированы автороты, на которые возложили испытание автомобилей, а также подготовку технического персонала и шоферов.

06. Испытания штабного автобуса французской марки Mors. Слева - командир Учебной автомобильной роты капитан П.И. Секретёв. Окрестности Петербурга, 1910.

07. Германский грузовик Adler лейб-гвардии Преображенского полка - участник Испытательного пробега. Санкт-Петербург, 1912.

08. Специальный автомобиль для перевозки аэропланов на шасси итальянского грузовика SPA, изготовленный рижской фирмой "Э. Тильманнс и К°". Санкт-Петербург, 1913.


В 1911 г. Военное министерство приобрело 14 грузовых автомобилей различных зарубежных фирм и провело их испытания, организовав пробег протяженностью 1,5 тыс верст. Испытания автомобилей продолжались и в 1912 г. Предполагалось, что автомобили будут находиться в специализированных автомобильных ротах. Санкт-Петербургская авторота была реорганизована в военно-автомобильную школу.

09. Штабной автомобиль "Пузырёв" A28/40 производства Русского автомобильного завода "И.П. Пузырёв" в Учебной автороте. Санкт-Петербург, 1912.

10. Офицеры Учебной автомобильной роты на занятиях в химической лаборатории. Петроград, 1914.

11. Командир военной автороты П.И. Секретёв отдаёт рапорт военному министру генералу В.А. Сухомлинову.

12. Пётр Иванович Секретёв, первый командир 1-й учебной автомобильной роты, начальник первой в России военной автомобильной школы в 1915-1917, начальник автомобильных частей РИА в конце Первой Мировой, создатель русской автомеханической школы и Высших военно-инженерных курсов в Париже.


Мировая война обострила все проблемы. Полное прекращение импорта из Германии поставило крест на запчастях для уже имеющихся германских автомобилей. Своей автомобильной промышленности еще практически не было. В то же время, в Германии и Австрии уже с 1907 года существовали подразделения автомобилистов-добровольцев, а в 1912 в Германии был сформирован автомобильный батальон. Союзная Франция имела всего 170 автомобилей в армии, но сумела мобилизовать автомобильное производство в решительный момент, а также организовать мобилизацию гражданского транспорта.

13. Тачанка Daimler 1910 MG-Wagen на вооружении германской армии, 1914.

14. Восстановленный американскими реставраторами 3-тонный "Даймлер" образца 1915 года. США, 2007.

15. Для кайзера Вильгельма были изготовлены 2 автомобиля "Мерседес" с частичным бронированием. Надпись на втором снимке: "Бронеавтомобиль из императорского автопарка построен для императора для участия в наступлении". Однако, нет свидетельств об использовании этих автомобилей Вильгельмом, равно как и о его участии в каком-либо наступлении, 1914.

16. Немецкие авто, захваченные русскими солдатами в битве при Гумбиннене. Автомобиль Benz, 1914.


ИРАО изучало зарубежный опыт задолго до начала войны, и, как могло, пропагандировало развитие автомобилизма, в том числе в армии. Еще в 1911 ИРАО организовал добровольные автомобильные дружины, призванные принимать участие в военных маневрах, наряду с армейскими частями. С помощью ИРАО в первые месяцы войны были сформированы военно-санитарные автомобильные отряды, в организации которых очень помогли Московское Автомобильное Общество и Южно-Российский Клуб в Харькове.

17. Санитарная машина Benz 14/35 с кузовом фирмы "Ив. Брейтигам". Санитарная колонна ИРАО имени Наследника Цесаревича. Петроград, 1914.

18. Санитарные автомобили у здания ИРАО, 1915.


Кроме этого, автоклубы организовывали лазареты и фонды помощи. Императорская семья также организовывала санитарные отряды, поезда и лазареты для раненых.

19. Автомобиль Mercedes (кузов похож на "Гавана" производства фабрики Ильина). 28-й передовой отряд МAO имени Eё Императорского Величества Императрицы Марии Федоровны. Зима 1914-1915.

20. Автомобиль Benz из санитарного отряда имени Великой княгини Виктории Фёдоровны.

21. Автомобиль на санитарном поезде Великих княгинь Анастасии Николаевны и Милицы Николаевны.


К началу Первой мировой войны (15 июля 1914 года) в Русской императорской армии (РИА) имелось всего 711 автомобилей. После начала военных действий у населения было выкуплено и реквизировано 3562 легковых и 475 грузовых автомобилей, которых катастрофически не хватало. Русско-Балтийский Завод только начинал набирать обороты, за весь период с 1912 до конца войны РБВЗ поставил в армию всего около 400 автомобилей, из них всего 5 грузовиков, завод "Пузырёв" произвёл для армии около двух дюжин автомобилей.

"…От купечества - куда там
Для отечества. Солдатам
На военные корма
Взяты "Бенцы" задарма!"
(Анатолий д' Актиль, 1928 г.)

Композитор Рахманинов добровольно сдал свой "Мерседес" военному ведомству, а богач Меркульев не только отказался от вознаграждения, но и на собственные средства забронировал два своих гоночных "Бенца" мощностью 100 и 150 лошадиных сил. От повинности освобождались императорская фамилия, госучреждения, пожарные команды, почтовые станции и иностранные посольства.

22. 56-я армейская автоколонна в Риге. Грузовики Benz. 1914-1917.

23. Американский грузовик Garford D из состава 16-го корпусного авиаотряда с аэропланом "Сикорский S12", 1915.

24. Русская штабная радиостанция на шасси Benz (фото из фондов петербургского Музея артиллерии).


На фронте нужны были автомобили для снабжения армии, быстрой переброски подразделений, для связи и разведки, для перевозки артиллерии и легких самолетов, эвакуации раненых, а также нужны были "панцирные автомобили", т.е. броневики.

25. Автомобиль-мастерская санитарно-автомобильного транспорта (предположительно Benz-Lessner), 1914.

26. Армейская радиостанция на базе автобуса Mercedes, 1915.

27. Передовой хирургический отряд Красного Креста при 11-й Армии. Ксендз костела провожает сестёр милосердия в день отъезда отряда. Тарнополь, 1915.

28. Радиостанция на базе автобуса Daimler Marienfelde DM-4b в 9-й автороте, 1915.

29. Автомобиль-токарня на базе грузовика Daimler в автомобильном отряде при штабе 9-ой армии. Гусятин, Тарнопольская губ., июль 1915.


Фронтовые автомобили несли колоссальный ущерб, особенно германские, для которых невозможно было достать запчастей. Зато штабные неплохо сохранились за годы войны, и даже успели послужить новым хозяевам после окончания Гражданской войны.

30. Верховный Главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич в Ставке Главнокомандующего в Барановичах. Автомобиль Mercedes. 1914.

31. Великий князь Николай Николаевич принимает рапорт в Ставке. Автомобиль Mercedes. Барановичи, 1914.

32. Mercedes 18/34. Великий князь Михаил Александрович на фронте в окружении генералов, 1914.

33. Группа офицеров и солдат у автомобиля Benz, 1914.

34. Mercedes 28/50PS. Командующий 1-й армией генерал от кавалерии П.К. Ренненкампф с группой офицеров спускается по лестнице отеля, г. Инстербург, 1914.

35. Главнокомандующий 8-й армией, генерал от кавалерии А.А. Брусилов (слева) беседует с Великим князем Георгием Михайловичем, отъезжающем в автомобиле Benz, 1915.

36. Великий Князь Георгий Михайлович объезжает форты Михайловской крепости на автомобиле Benz. Аджария, Батум, 1915.

37. Три офицера, унтер-офицер и сестра милосердия в автомобиле Benz, 1915.

38. Генерал-лейтенант граф Ф.А. Келлер возле автомобиля Benz, 1915.

39. Автомобиль Benz Великого князя Александра Михайловича в расположении 6-й авиационной роты во Львове, 1915.

40. Николай II принимает рапорт генерал-губернатора Галиции Бобринского. Перемышль, 9 апреля 1915.

41. Лимузин Mercedes 14/35, поступивший по военно-автомобильной повинности в автокоманду штаба 1-й Армии, 1915.

42. Автомобиль Benz. Юго-западный фронт, 1915-1916.

43. Кавказский фронт. Переправа автомобиля через реку в горах Кавказа, 1916.

44. Benz 33/75. Главнокомандующий кавказской армией Великий князь Николай Николаевич на фронте, 1916.

45. Февральские дни в Петрограде, 1917. (Эта фотография часто используется в качестве иллюстрации к октябрьскому большевистскому перевороту, однако она была сделана гораздо раньше)

46. Статья с фотографией из журнала "Нива" № 12 за март 1917 г.(стр.177).

47. Красноармейцы на реквизированном автомобиле White TBC, 1919.


Судя по архивным фотографиям, лучшие автомобили были предоставлены не только генералам и штабным офицерам, но и многим подразделениям авиации, в том числе и морской авиации. (*)

48. Автомобиль Mercedes. 8-й корпусный авиационный отряд, 1914.

49. Шофёр и механик у разбитого автомобиля Benz. 32-й корпусной авиаотряд. Юго-Западный фронт, 1915.

50. Ремонт автомобиля Mercedes в мастерской 7-й авиационной роты. Псков, 1915.

51. Летчики из 17-го корпусного авиационного отряда в автомобиле марки Benz. За рулем штабс-капитан И.И. Кравцевич, за ним виден медвежонок - талисман этой части, 1915.

52. Группа солдат и офицеров 7-й авиационной роты у прибывшего на станцию эшелона с имуществом, справа - автомобиль Mercedes. Псков, 1915.

53. Авиаторы на Кавказском фронте. Грузовик Benz перевозит аэроплан Nieuport IV.G. Лето 1916.

54. Грузовик Daimler Marienfelde DM5 прибыл в распоряжение 1-й авиароты. Псков, 1916.



(*) В сегодняшней России день морской авиации празднуют в связи с декретом Ленина от 1921, однако первый полет в Севастополе состоялся в 1910 году, а в 1915 году морская авиация успешно применялась с бортов гидрокрейсеров (авианосцев) "Император Николай I", "Александр I" и "Румыния", а также 1 гидроплан был на крейсере "Алмаз".

55. Автомобиль Benz летчиков морской авиации Черноморского флота, 1915.

56. Один из первых русских авианосцев - гидрокрейсер Черноморского флота "Александр I" с летающими лодками М-9 конструктора Д.П. Григоровича на борту, 1916.


Особое значение в войне стали играть "броневики" - бронированные автомобили с пулеметами и пушками. Весной 1915 года штабс-капитан Былинский Владимир Ромуальдович представил свой проект бронирования автомобилей, и собирался на свои средства осуществить этот проект. Штаб 10-й Армии выделил Былинскому два 45-сильных "Мерседеса", которые были отправлены на доработку на Обуховский сталелитейный завод. 15 июня обе машины прошли испытания и были отправлены на Юго-Западный фронт в 13-ю Армию, где принимали участие в боевых действиях до апреля 1917 г., после чего были отправлены в ремонтные мастерские, но больше уже не вернулись на фронт.
Сам Былинский осенью 1915 года был обвинён в злоупотреблениях и растрате, и отстранён от командования своим взводом.

57. Бронеавтомобиль "Мерседес" Былинского на площади перед Михайловским манежем. Петроград, 1915.

58. Два броневика Былинского - "Опальный" и "Обуховец" - отправляются на фронт, июнь 1915.

59. Полевые испытания бронированного "Мерседеса" Былинского. Правый борт боевого отделения откинут для обеспечения возможности стрельбы из орудия. Полигон Офицерской стрелковой школы, 1915.

60. На Юго-Западном фронте Былинский сам командовал бронеавтомобильным взводом, созданном им самим.

61. Бронеавтомобиль на базе Mercedes штабс-капитана В.Р. Былинского стал лучшим броневиком русской армии в ПМВ.


"Вступая в бой с противником, отлично вооруженным бронированными пушечными и пулеметными батареями на автомобилях, и не имея в своей армии аналогичных средств вооружения, сразу несли от их губительных действий большие потери, в моральном же отношении потери от падения духа в войсках, сознающих свою беспомощность, были неисчислимы…
Совершенное отсутствие в районе 1 и 10-й армий каких бы то ни было броневых автомобилей, побудили меня сформировать своей конструкции и на свой счет отдельный авто-пушечно-пулеметный взвод, вооружить каждую машину полуавтоматической пушкой и 7 пулеметами, обучить офицеров и нижних чинов".

(Из рапорта в штаб 10-й армии штабс-капитана Былинского. Весна 1915 года)

62. Солдаты 15-го пулеметного отряда, 1915.


В 1915 году был также собран оригинальный бронеавтомобиль на базе "Рено" по проекту прапорщика Вонлярлярского. К 1916 году в армейские части поступили 11 бронеавтомобилей "Рено" по проекту штабс-капитана В.А. Мгеброва. Одними из первых бронеавтомобилей были разработанные по проекту того же Мгеброва White, Benz, Pierce Arrow, поступившие в армию уже в начале 1915 года, а последним проектом Мгеброва был броневик на базе "Руссо-Балта", собранный в 1917 году.

63. Бронеавтомобиль Benz Мгеброва. (Рисунок из книги А.Г. Солянкина, М.В. Павлова, И.В. Павлова, И.Г. Желтова "Отечественные бронированные машины. ХХ век." (1 том) - М.: ООО "Издательский центр "Экспринт")

64. В.А. Мгебров, в цеху сборки Ижорского завода, - третий слева. 1915.


Пулемётный бронеавтомобиль с возможностью использования в качестве бронедрезины. Разработан и построен в 1911-1912 годах по заказу Амурской железной дороги. 4 августа 1912 года броневик доставили в Петербург, в российское отделение торгового дома "Бенц и К°", после чего машину отправили в Хабаровск. Прибывший в Хабаровск 15 сентября 1912 года броневой автомобиль в начале следующего года переделали для движения по железнодорожному полотну, так как шоссе и хороших грунтовых дорог в этом районе имелось крайне мало, а зимой движение по ним было практически невозможно.
В середине октября 1914 года "бронеавтобус" из Хабаровска направили в Петроград, в распоряжение Военной автомобильной школы, но машина затерялась в пути, так и не доехав до столицы.
Весной 1918 года бронепоезд был обнаружен в Омске и использовался большевиками в ходе боёв на Восточном фронте Гражданской войны.

65. Бронедрезина Benz Амурской железной дороге в Омске. Май 1918 года.

66. Автомобиль Benz генерала Юденича. Ямбург, 1919.

67. Война - войной, а реклама продолжает выходить. Реклама шин Треугольник, 1916.

68. Армейский автомобиль "Бенц".

69. Офицеры в автомобиле "Бенц".

70. Автомобиль Benz 25/55 5-го армейского воздухоплавательного отряда, 21 мая 1917.




ФОТОГРАФИИ:

01. Офицеры флота на автомобиле Mercedes Simplex 28/32PS, 1905.
02. Погон прапорщика Бронированной автобатареи для стрельбы по воздушному флоту.
03. Погон поручика автомобильных частей.
04. Погон штабс-капитана артиллериста из состава артиллерийский бронечастей.
05. Полевой погон полковника, начальника Автомобильной инспекции армейского корпуса.
06. Испытания штабного автобуса французской марки Mors. Слева - командир Учебной автомобильной роты капитан П.И. Секретёв. Окрестности Петербурга, 1910.
07. Германский грузовик Adler лейб-гвардии Преображенского полка - участник Испытательного пробега. Санкт-Петербург, 1912.
08. Специальный автомобиль для перевозки аэропланов на шасси итальянского грузовика SPA, изготовленный рижской фирмой "Э. Тильманнс и К°". Санкт-Петербург, 1913.
09. Штабной автомобиль "Пузырёв" A28/40 производства Русского автомобильного завода "И.П. Пузырёв" в Учебной автороте. Санкт-Петербург, 1912.
10. Офицеры Учебной автомобильной роты на занятиях в химической лаборатории. Петроград, 1914.
11. Командир военной автороты П.И. Секретёв отдаёт рапорт военному министру генералу В.А. Сухомлинову.
12. Пётр Иванович Секретёв, первый командир 1-й учебной автомобильной роты, начальник первой в России военной автомобильной школы в 1915-1917, начальник автомобильных частей РИА в конце Первой Мировой, создатель русской автомеханической школы и Высших военно-инженерных курсов в Париже.
13. Тачанка Daimler 1910 MG-Wagen на вооружении германской армии, 1914. Именно немцы придумали первыми тачанку, а не большевики.
14. Восстановленный американскими реставраторами 3-тонный "Даймлер" образца 1915 года. США, 2007.
15. Для кайзера Вильгельма были изготовлены 2 автомобиля "Мерседес" с частичным бронированием. Надпись на втором снимке: "Бронеавтомобиль из императорского автопарка построен для императора для участия в наступлении". Однако, нет свидетельств об использовании этих автомобилей Вильгельмом, равно как и о его участии в каком-либо наступлении, 1914.
16. Немецкие авто, захваченные русскими солдатами в битве при Гумбиннене. Автомобиль Benz, 1914.
17. Санитарная машина Benz 14/35 с кузовом фирмы "Ив. Брейтигам". Санитарная колонна ИРАО имени Наследника Цесаревича. Петроград, 1914.
18. Санитарные автомобили у здания ИРАО, 1915.
19. Автомобиль Mercedes (кузов похож на "Гавана" производства фабрики Ильина). 28-й передовой отряд МAO имени Eё Императорского Величества Императрицы Марии Федоровны. Зима 1914-1915.
20. Автомобиль Benz из санитарного отряда имени Великой княгини Виктории Фёдоровны.
21. Автомобиль на санитарном поезде Великих княгинь Анастасии Николаевны и Милицы Николаевны.
22. 56-я армейская автоколонна в Риге. Грузовики Benz. 1914-1917.
23. Американский грузовик Garford D из состава 16-го корпусного авиаотряда с аэропланом "Сикорский S12", 1915.
24. Русская штабная радиостанция на шасси Benz (фото из фондов петербургского Музея артиллерии).
25. Автомобиль-мастерская санитарно-автомобильного транспорта (предположительно Benz-Lessner), 1914.
26. Армейская радиостанция на базе автобуса Mercedes, 1915.
27. Передовой хирургический отряд Красного Креста при 11-й Армии. Ксендз костела провожает сестёр милосердия в день отъезда отряда. Тарнополь, 1915.
28. Радиостанция на базе автобуса Daimler Marienfelde DM-4b в 9-й автороте, 1915.
29. Автомобиль-токарня на базе грузовика Daimler в автомобильном отряде при штабе 9-ой армии. Гусятин, Тарнопольская губ., июль 1915.
30. Верховный Главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич в Ставке Главнокомандующего в Барановичах. Автомобиль Mercedes. 1914.
31. Великий князь Николай Николаевич принимает рапорт в Ставке. Автомобиль Mercedes. Барановичи, 1914.
32. Mercedes 18/34. Великий князь Михаил Александрович на фронте в окружении генералов, 1914.
33. Группа офицеров и солдат у автомобиля Benz, 1914.
34. Mercedes 28/50PS. Командующий 1-й армией генерал от кавалерии П.К. Ренненкампф с группой офицеров спускается по лестнице отеля, г. Инстербург, 1914.
35. Главнокомандующий 8-й армией, генерал от кавалерии А.А. Брусилов (слева) беседует с Великим князем Георгием Михайловичем, отъезжающем в автомобиле Benz, 1915.
36. Великий Князь Георгий Михайлович объезжает форты Михайловской крепости на автомобиле Benz. Аджария, Батум, 1915.
37. Три офицера, унтер-офицер и сестра милосердия в автомобиле Benz, 1915.
38. Генерал-лейтенант граф Ф.А. Келлер возле автомобиля Benz, 1915.
39. Автомобиль Benz Великого князя Александра Михайловича в расположении 6-й авиационной роты во Львове, 1915.
40. Николай II принимает рапорт генерал-губернатора Галиции Бобринского. Перемышль, 9 апреля 1915.
41. Лимузин Mercedes 14/35, поступивший по военно-автомобильной повинности в автокоманду штаба 1-й Армии, 1915.
42. Автомобиль Benz. Юго-западный фронт, 1915-1916.
43. Кавказский фронт. Переправа автомобиля через реку в горах Кавказа, 1916.
44. Benz 33/75. Главнокомандующий кавказской армией Великий князь Николай Николаевич на фронте, 1916.
45. Февральские дни в Петрограде, 1917.
46. Статья с фотографией из журнала "Нива" № 12 за март 1917 г.(стр.177).
47. Красноармейцы на реквизированном автомобиле White TBC, 1919.
48. Автомобиль Mercedes. 8-й корпусный авиационный отряд, 1914.
49. Шофёр и механик у разбитого автомобиля Benz. 32-й корпусной авиаотряд. Юго-Западный фронт, 1915.
50. Ремонт автомобиля Mercedes в мастерской 7-й авиационной роты. Псков, 1915.
51. Летчики из 17-го корпусного авиационного отряда в автомобиле марки Benz. За рулем штабс-капитан И.И. Кравцевич, за ним виден медвежонок - талисман этой части, 1915.
52. Группа солдат и офицеров 7-й авиационной роты у прибывшего на станцию эшелона с имуществом, справа - автомобиль Mercedes. Псков, 1915.
53. Авиаторы на Кавказском фронте. Грузовик Benz перевозит аэроплан Nieuport IV.G. Лето 1916.
54. Грузовик Daimler Marienfelde DM5 прибыл в распоряжение 1-й авиароты. Псков, 1916.
55. Автомобиль Benz летчиков морской авиации Черноморского флота, 1915.
56. Один из первых русских авианосцев - гидрокрейсер Черноморского флота "Александр I" с летающими лодками М-9 конструктора Д.П. Григоровича на борту, 1916.
57. Бронеавтомобиль "Мерседес" Былинского на площади перед Михайловским манежем. Петроград, 1915.
58. Два броневика Былинского - "Опальный" и "Обуховец" - отправляются на фронт, июнь 1915.
59. Полевые испытания бронированного "Мерседеса" Былинского. Правый борт боевого отделения откинут для обеспечения возможности стрельбы из орудия. Полигон Офицерской стрелковой школы, 1915.
60. На Юго-Западном фронте Былинский сам командовал бронеавтомобильным взводом, созданном им самим.
61. Бронеавтомобиль на базе Mercedes штабс-капитана В.Р. Былинского стал лучшим броневиком русской армии в ПМВ.
62. Солдаты 15-го пулеметного отряда, 1915.
63. Бронеавтомобиль Benz Мгеброва. (Рисунок из книги А.Г. Солянкина, М.В. Павлова, И.В. Павлова, И.Г. Желтова "Отечественные бронированные машины. ХХ век." (1 том) - М.: ООО "Издательский центр "Экспринт")
64. В.А. Мгебров, в цеху сборки Ижорского завода, - третий слева. 1915.
65. Бронедрезина Benz Амурской железной дороге в Омске. Май 1918 года
66. Автомобиль Benz генерала Юденича. Ямбург, 1919.
67. Война - войной, а реклама продолжает выходить. Реклама шин Треугольник, 1916.
68. Армейский автомобиль "Бенц".
69. Офицеры в автомобиле "Бенц".
70. Автомобиль Benz 25/55 5-го армейского воздухоплавательного отряда, 21 мая 1917.


ИСТОЧНИКИ:

01. Станислав Кирилец. "История автомобилей Бенц в России". Грузовик Пресс №4, 2011 (http://www.gruzovikpress.ru/article/12327-125-letniy-yubiley-firmy-daimler-ag-istoriya-avtomobiley-bents-v-rossii-moy-slavniy-bents/)
02. Станислав Кирилец. "Война моторов. Первый призыв Русской армии". Грузовик-Пресс № 08, 2014 (http://www.gruzovikpress.ru/article/1044-avtomobili-ria-v-pervuyu-mirovuyu-voynu-voyna-motorov-perviy-prizyv-russkoy-armii/)
03. Станислав Кирилец. "Автомобили РИА в Первую мировую войну. К 100-летию начала Первой мировой войны". Камышловский краеведческий музей https://museum-kam.ru/raznoe/avtomobili-carskoj-armii-ot-pervyx-mashin-do-sovremennyx-chast-1-broneavtomobili-russkoj-imperatorskoj-armii.html
04. Константин Шляхтинский. "Автомобиль в России"
05. Сергей Суворов. ""Санитарки" великой войны. Санитарные автомобили Русской Императорской армии". Грузовик-Пресс № 01, 2009 (http://www.gruzovikpress.ru/article/8032-sanitarnye-avtomobili-russkoy-imperatorskoy-armii-sanitarki-velikoy-voyny/)
06. Моремход. "Первое российское авто...", 25.06.2017 (https://moremhod.info/index.php/library-menu/34-strana-kotoroj-bolshe-net/252-pervoe-rossijskoe-avto?start=13)
07. Евгений Багдасаров. ""Это было избиение машин". Как автомобили пережили войну". Autonews, 07.11.2017 (https://www.autonews.ru/news/59fb197a9a79471e78d99fd0 )
08. Евгений Кочнев. "Враги Капитала: иномарки на службе Красной Армии и первые советские броневики". Kolesa.Ru, 25.03.2018 (https://www.kolesa.ru/article/vragi-kapitala-inomarki-na-sluzhbe-krasnoj-armii-i-pervye-sovetskie-broneviki)
09. Т.И. Грико (доцент, к.и.н., Институт машиностроения). "Автомобильные общества России и Первая мировая война". Известия МГТУ "МАМИ" № 1 (15), 2013.
10. М.Барятинский, М.Коломиец "Бронеавтомобили русской армии 1906-1917", Москва, Техника-Молодежи, 2000.
11. "Мерседес" Былинского. Ренат Поляков для MBCM.ru, 15.11.2010.
12. "Автомобильные войска РИА". Поисково-исторический форум SB (https://smolbattle.ru/threads/Автомобильные-войска-РИА.59069/)
13. Фотографии из разделов "Бенц в России", "Мерседес в России" с сайта CarRetro http://carretro.ru/





© Dottore & Dottore.Ru, 2021 специально для © MBCM.ru, 2021.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2021, contact: dottore124@yandex.ru