Люди и события ХХ века.
Первопроходцы автомобилизма Павел Бекель и Павел Беляев.
Цикл статей о периоде до 1917 года я хотел бы закончить тремя легендарными личностями. Во-первых, это Павел Беляев и Павел Бекель,
стоявшие у истоков российского автомобилизма, одни из основателей РАО. Во-вторых, легендарный русский инженер Борис Луцкий, оставивший
заметный след в истории "Даймлера".
Павел Николаевич Беляев (1867 - 1923)
П. Беляев - одна из легенд российского автомобилизма, он стал победителем в самой первой в России "гонке моторов" 11 октября 1898 года
на 39 вёрст, от станции Александровская до станции Стрельна и обратно, на трицикле Clement с 4-сильным мотором De Dion - Bouton. Эта победа
принесла народную славу Павлу Беляеву, потомственному почётному гражданину Санкт-Петербурга.
01. Павел Николаевич Беляев.
02. Первая гонка моторов, 1898.
15 июля 1900 стал победителем в первых российских соревнованиях "подъём на холм" у Красного Села на бельгийском автомобиле Vivinus.
В 1902 году, когда был основан Санкт-Петербургский автомобильный клуб (СПАК), он стал активным его участником, а в 1907 году стал его
председателем, и возглавлял клуб до 1912 года.
03. П.Н. Беляев на трицикле "Клеман" (Clement), 1898.
04. Павел Беляев за рулем "Ришар-Бразье", 1903.
В 1903 он стал одним из инициаторов создания Российского автомобильного общества, и активным его участником, в 1904 учредил
"Кубок Павла Беляева" для победителей гонок по маршруту Александровская - Стрельна (вручался в 1904-1906 гг.).
Павел Беляев был также
организатором международной гонки С.-Петербург - Москва в 1907, пробега С.-Петербург - Рига - С.-Петербург в 1909, пробега на Императорский
приз С.-Петербург - Киев - Москва - С.-Петербург в 1910, принимал участие в организации Международной автомобильной выставки в С.-Петербурге.
05. П.Н. Беляев (с транспарантом в руке) и А.П. Нагель (слева от него) в составе жюри гонки на Приз журнала
"Автомобиль", 1909.
06. П.Н. Беляев и П.Я. Бекель на автомобиле Gobron- Brillie 30CV, 1911.
Кроме автомобильных гонок, он участвовал в соревнованиях на моторных лодках. Сам же конструировал лодки, которые изготовляла петербуржская
фирма "Старлей-Психо". В 1907 году завоевал первое место в гонке моторных лодок на призы Его Императорского Высочества Великого Князя Александра
Михайловича и Морского ведомства. С марта 1917 года - вице-президент Всероссийского автомобильного общества.
07. Состав Всероссийского автомобильного общества в чмсле вице-президентов - П.Н. Беляев и П.П. Бекель), 1917.
После переворотов 1917 года семья Беляевых выехала через Кавказ за границу и позже обосновалась в Ницце. Павел Николаевич скончался во
время этого трудного путешествия. Место захоронения П.Н. Беляева неизвестно.
ФОТОГРАФИИ:
01. Павел Николаевич Беляев.
02. Первая гонка моторов, 1898.
03. П.Н. Беляев на трицикле "Клеман" (Clement), 1898.
04. Павел Беляев за рулем "Ришар-Бразье", 1903.
05. П.Н. Беляев (с транспарантом в руке) и А.П. Нагель (слева от него) в составе жюри гонки на Приз журнала "Автомобиль", 1909.
06. П.Н. Беляев и П.Я. Бекель на автомобиле Gobron-Brillie 30CV, 1911.
07. Состав Всероссийского автомобильного общества, 1917.
ИСТОЧНИКИ:
1. Кирилец С. В., Мелентьев Ю. А. Российская автомобильная история : Санкт-Петербургский автомобиль-клуб (http://www.samoupravlenie.ru/32-03.php)
2. Кирилец С. В. Пробег на Приз Императора - вековой юбилей : Историческая справка.
3. Кирилец С.В. Победитель первой "гонки моторов" в России Павел Николаевич Беляев.
4. Википедия.
Павел Яковлевич Бекель (1837, Висмар - 1916, Выборг),
Павел Павлович Бекель (1869, Петербург - 1940, Лондон)
Павел Яковлевич Бекель - сын выходца из Германии, основавшего в 1860-х годах семейную фирмы по продаже угля в Петербурге, с 1899 -
акционерное "Торговое товарищество Павел Бекель". П.Я. Бекель был почетным членом РАО. Технический отдел фирмы являлся также представителем
легковых и грузовых автомобилей Commer, AEC, Austin, Valveless, Wolseley (Англия), Best (США), Turcat-Mery, Gobron-Brillie, Motobloc (Франция),
Podeus (Германия), играя заметную роль в популяризации автомобильного транспорта в Российской Империи.
01. Павел (Пауль) Павлович Бекель. Фото из журнала "Автомобиль", С.-Петербург, 1909.
02. Павел Яковлевич Бекель с сыновьями (в первом ряду в середине) на собрании акционеров "AO Павел Бекель".
С. Петербург, 1910.
По данным "Aвтомобильного справочника С.П.Б. 1913-14 гг." инженера А. М. Пашкевича на имя П.Я. Бекеля были зарегистрированы автомобили
"Опель" и "Остин" с кузовом ландоле. На имя старшего сына, П.П. Бекеля зарегистрированы лимузин "Гоброн-Брийе" и "Тюрка-Мери". У младшего,
А.П. Бекеля, также был лимузин "Тюрка-Мери".
03. П.П. Бекель на автомобиле Valveless 22 HP, Киев, 1910.
Старший сын Павел Павлович ещё больше отца был увлечён "моторами", с начала 1900-х принимал участие во многих соревнованиях. 13 марта 1902
года в Михайловском манеже он получил приз за мастерство вождения на французском автомобиле "Гоброн-Брийе". П.П. Бекель был одним из
членов-учредителей СПАК и организаторов РАО в 1903 году, в котором, в дальнейшем, являлся первым секретарём и членом технической комиссии.
В 1904 году принял участие в международном съезде автоклубов в Париже, а впоследствии состоял вице-президентом ИРАО (с 1909) и ВАО (в 1917).
04. П.П. Бекель, секретарь комитета РАО (фото из журнала "Автомобиль" №4, февраль 1907), 1907.
05. Автомобильная реклама товарищества "Павел Бекель" в журнале "Автомобиль" №3, февраль 1912.
Одним из учредителей Российского автомобильного общества в 1903 году был генерал-майор Владимир Михайлович Безобразов (1857 - 1932, Ницца),
на первом заседании РАО Безобразов был избран председателем комитета Общества, а П.П. Бекель - первым секретарём. Среди членов РАО были
спортсмены-автомобилисты, такие как П.Н. Беляев, а также просто энергичные и предприимчивые люди, поддерживающие идею необходимости
автомобилизации России, многие из которых финансово поддерживали работу РАО (с 1909 - ИРАО), а принц Ольденбургский предоставил и оборудовал
помещение в своем доме на Шпалерной, 15 под штаб-квартиру Общества.
06. Эмблема РАО, 1903.
07. Генерал-майор Владимир Михайлович Безобразов, 1914.
В 1907 Павел Бекель возглавил оргкомитет первой Международной автомобильной выставки в С.-Петербурге, прошедшей с чрезвычайным успехом,
и завершившейся пробегом из Петербурга в Москву.
08. Заседание оргкомитета международной автомобильной выставки (фото из журнала "Автомобиль" №5, март 1907),
С.-Петербург, 1907.
"Устроенная нами гонка Москва - Петербург, по отзывам иностранцев, их поразила. До сих пор за границей считали, что русские дороги не
годятся для гонок. Теперь представители фирм нашли, что нигде, ни в Европе, ни в Америке, нельзя найти более удобного гоночного пути. Дело в том,
что за границей дороги извилисты и идут все время с горы на гору. А у нас на 645 верст прямая ровная дорога." (из интервью П.П. Бекеля
"Петербургской газете" по окончании Международной автомобильной выставки, 1907.)
П.П. Бекель - oрганизатор и участник многих соревнований. В 1910 принимал участие в пробеге на Приз Императора Николая II
("Киевский автопробег"), участвовал в военных маневрах 1910 года близ Красного Села, в составе Царскосельской добровольной автомобильной дружины.
Судьба как Павла Павловича, так и семьи Бекель после 1917 года, к сожалению, неизвестна, кроме того, что П.П. Бекель умер в Лондоне в 1940.
09. Дом купца П.Я. Бекеля в Петербурге (2-я линия В.О., 23), 2016.
ФОТОГРАФИИ:
01. Павел (Пауль) Павлович Бекель. Фото из журнала "Автомобиль", С.-Петербург, 1909.
02. Павел Яковлевич Бекель с сыновьями (в первом ряду в середине) на собрании акционеров "AO Павел Бекель". С. Петербург, 1910.
03. П.П. Бекель на автомобиле Valveless 22 HP, Киев, 1910.
04. П.П. Бекель, секретарь комитета РАО (фото из журнала "Автомобиль" №4, февраль 1907), 1907.
05. Автомобильная реклама товарищества "Павел Бекель" в журнале "Автомобиль" №3, февраль 1912.
06. Эмблема РАО, 1903.
07. Генерал-майор Владимир Михайлович Безобразов, 1914.
08. Заседание оргкомитета международной автомобильной выставки (фото из журнала "Автомобиль" №5, март 1907), С.-Петербург, 1907.
09. Дом купца П.Я. Бекеля в Петербурге (2-я линия В.О., 23), 2016.
ИСТОЧНИКИ:
1. С.В. Кирилец. "Павел Яковлевич Бекель и его сыновья" (Автор выражает глубокую благодарность Ю.А. Мелентьеву и В.М. Маслову.). Персональный сайт И.М. Яковлевой (sundry.wmsite.ru/avtomobilnye-istorii/bekel-pavel-jakovlevich-i-synovja)
2. "Бекель Пауль Павлович". Школа Карла Мая. (kmay.ru/sample_pers.phtml?n=203)
3. Википедия
4. Персональный сайт "Моремход". "Первое российское авто. Глава четвертая. ИРАО и другие". https://moremhod.info/index.php/library-menu/34-strana-kotoroj-bolshe-net/252-pervoe-rossijskoe-avto?start=19
5. Сайт Царскосельского автомобильного клуба. https://tsar-auto-club.spb.ru/publishing/kiriletz/beckel.html
6. Фотоархив Рустама Бикбова на flickr.com
© Dottore & Dottore.Ru, 2022 специально для © MBCM.ru, 2022.