© Dottore

К списку статей


ИСТОРИЯ. Люди и события ХХ века. Mercedes & Benz.

Часть 45. Биографии: Русский инженер Борис Григорьевич Луцкий.


Люди и события ХХ века.

Трёхлучевая звезда Луцкого: на суше, на воде и в воздухе.



Борис Григорьевич Луцкий (Луцкой) (1865, Бердянск - 1943, Берлин)

Одна из самых интересных личностей в истории дореволюционной России, связанных с историей "Даймлер", и в то же время - одна из самых загадочных личностей - это инженер Борис Григорьевич Луцкий. Загадочный - прежде всего потому, что стопроцентно достоверных сведений о его жизни и работе сохранилось немного. И долгие годы автоисторики и журналисты ломали копья, споря о том или ином автомобиле "Даймлер", чьим изобретением он являлся, и на каком фото точно Луцкий, а на каком - вовсе не он. Причём, споры эти давно перешагнули границы России, и, время от времени, разгораются также и в Германии и Украине.

01. Б.Г. Луцкий, в своей любимой фуражке с эмблемой ИРАО, с которой он не расставался долгие годы, 1907.



Борис Луцкий родился 3 января 1865 года в селе Андреевка Бердянского уезда Таврической губернии (ныне - территория Запорожской области Украины), учился в Константиновском реальном училище в Севастополе, окончив его в 1882 году. Как одного из наиболее преуспевших учеников, его рекомендуют к дальнейшему обучению за границей, причём за него хлопотал сам директор училища князь Н.Г. Урусов. Рекомендовали его именно в Германию, так как Луцкий с детства хорошо владел немецким языком (в Бердянском уезде в то время жило около 50 тысяч немецких колонистов), к тому же говорил на идише.
В том же 1882 Луцкий был принят на механико-техническое отделение Королевской Баварской высшей технической школы в Мюнхене по специальности инженер-механик. В 1885 году Луцкий окончил трёхлетний курс обучения, в среднем, на "удовлетворительно" по большинству предметов, однако удивил профессоров своей дипломной работой, на которой представил 4-тактный вертикальный ДВС, с коленчатым валом под цилиндром.

После окончания высшей школы он получил ряд интересных предложений от германских компаний, но решил вернуться в Россию для отбытия воинской повинности. После службы в Императорской армии, он снова вернулся в Германию и был принят инженером в фирму J.G. Landes, Maschinen- und Kesselfabrik, работая в которой разработал новый газовый двигатель, который успешно экспонировался в 1888 году на Мюнхенской выставке. В 1890, в возрасте 25 лет, Борис Григорьевич получил приглашение от компании Maschinenbau AG Nuernberg (она же ныне - знаменитая MAN) на место главного инженера. Во время работы в нюрнбергской машиностроительной компании к нему приходит известность, он знакомится с Рудольфом Дизелем. Здесь он начинает конструировать сначала трициклы, легкие коляски, затем легковые и грузовые автомобили.

В 1897 году Луцкий переезжает в Берлин, где работает на группу компаний AMG на новом заводе в Мариенфельде, где техническим директором становится Эдмунд Румплер, сотрудничает с конструкторским бюро DMG, возглавляемое Вильгельмом Майбахом, а затем возглавляет фирму Gesellschaft fur Automobil Wagenbau System Loutzky (1899-1901). Осенью того же года он стал одним из основателей "Европейского автомобильного союза" (Mitteleurop?ischen Motorwagenvereins MMV), совместно с известными немецкими, австрийскими, английскими конструкторами и промышленниками, как-то: Рудольф Дизель, Готтлиб Даймлер, Эдмунд Румплер, Людвиг Логнер, Юлиус Ван дер Ципен, Карл Бенц, Роберт Бош, Фредерик Симмс, Вильгельм Лоренц, Макс фон Дуттенхофер. "Союз" стал организатором первой автомобильной выставки в Европе (нынешний "Международный автомобильный салон" во Франкфурте) - в Берлине, 30 сентября 1897 года. На заводе в Мариенфельде была разработана первая коляска марки Loutzky, а в 1899 году первые автомобили Б.Г. Луцкого были показаны на выставке в Берлине. Один из них был разработан специально для почтовой службы Германии. А уже в 1900 на Всемирной выставке в Париже грузовые автомобили Бориса Луцкого были удостоены серебряной медали.

02. Возле 5-тонного грузовика "Даймлер" на Всемирной выставке в Париже стоят, слева направо: Г. Фишер, Б. Луцкий, В. Майбах, Г. Даймлер. Снимок из архива Daimler-Benz Museum, июнь 1898.

03. Борис Луцкий за рулём своего первого 3,5-сильного автомобиля Loutzky Typ A, 1898.

04. Борис Луцкий за рулём 3,5-сильного автомобиля Loutzky Typ B, 1899.

05. 2-цилиндровый автомобиль Loutzky Typ C, 5 л.с., для доставки почты, 1899. (открытка из архива Станислава Кирильца).



Не забывая и о России, в 1900 году Луцкий предлагает российскому военному ведомству пулемётную коляску (этакий прототип "тачанки"). "Желая посильно быть полезным своему отечеству, я позволю себе сделать Вашему сиятельству некоторое сообщение о моих последних изобретениях по применению автомобиля для передвижения скорострельных орудий… В последнее время я сосредоточил свою деятельность на изыскании средств к применению автомобилизма к военному делу. Придя в этом вопросе к значительным результатам, я считаю, как русский подданный, своей священною обязанностью сообщить о таковых Вашему сиятельству…" (из письма Б.Г. Луцкого)

06. Чертёж 1,5-сильной пулемётной коляски Loutzky Motor Schnellfeuergeschuetz с пулемётом Maxim Mark IV, 1899.



В приобретении пулемётной коляски было отказано, но Морское ведомство заинтересовалось грузовиками Daimler завода DMG и Daimler-Loutzky завода ММВ в Мариенфельде, и заказало у Луцкого грузовой автомобиль для доставки грузов из Колпино в Санкт-Петербург, а по результатам испытания - ещё 2 автомобиля, которые поступили на Адмиралтейский Ижорский завод в Колпине в 1901 г. Годом позже Борис Григорьевич предложил испытать несколько своих автомобилей на ежегодных военных манёврах, и получил согласие Военного ведомства. Летом 1902 на манёврах под Курском были продемонстрированы возможности 150-пудового грузовика 16 л.с. и 4-местный легковой автомобиль 12 л.с. для штабных нужд. По итогам манёвров, легковой автомобиль "Луцкий-Даймлер" был принят в Киевский военный округ.

07. Автомобиль Луцкого на манёврах в Курске. Он сам стоит возле водительского места. Курск, 1902.



Пресса о Луцком:

Журнал "Циклист", №5 за 1901 г.: "Имя г. Луцкого стало пользоваться такой широкой популярностью, что германское правительство поручило ему устройство немецкого автомобильного отдела на последней парижской выставке, и в этом автомобильном отделе Германия щеголяла изобретениями русского…".

Журнал "Циклист" №18 за 1901 г.: "Луцкой стоит во главе как моторного, так и автомобильного дела, разрабатывая свои идеи в этой области при помощи заводов "Даймлер" и "Мариенфельде". Луцкий принимал участие в создании не только автомобильных двигателей, но и мощных стационарных моторов, один из которых размещался на заводе в Мариенфельде и имел мощность 1200 л.с. Одновременно им созданы самые мощные в мире судовые двигатели - до 6000 л.с., строятся два самолета его конструкции - самый большой в мире с двумя моторами по 60 л.с. и самый быстрый в мире, на котором в 1912 году немецкий летчик Х.Хирт установил рекорд скорости - 160 км/час. А еще мотоциклы, трициклы, квадрициклы и двигатели к ним! Стационарные газовые двигатели Луцкого, в отличие от его автомобильных разработок, заинтересовали российских промышленников, и в конце лета 1901 г. петербургская фирма "Г.А. Лесснер" начала переговоры с заводом Daimler о постройке бензиновых и спиртовых двигателей Луцкого на своем заводе в Санкт-Петербурге. В 1902 г. был подписан договор, по которому "Лесснер" получала право на производство в России автомобилей и двигателей системы "Даймлер-Луцкий".

Журнал "Нива" за 1901 г.: "Моторная телега г. Луцкого признана специальной технической комиссией очень подходящей для военных целей, как для быстрой перевозки грузов, так и для передвижения войск. Моторная телега уже находится в деле - она служит теперь для перевозки грузов Ижорских заводов из Колпина в Петербург".

Журнал "Искра", 30 апреля 1901 г.: "имел счастье представляться Его Величеству Николаю II инженер-изобретатель Б. Г. Луцкой, причем демонстрировал построенную им моторную телегу для морского ведомства".

30 апреля 1901 года Луцкий был представлен Императору Николаю II, в присутствии которого он продемонстрировал свои достижения, был им поддержан, а впоследствии награжден орденом Святого Станислава, а все его три машины были куплены военным российским ведомством и заказано множество других машин.

08. "Моторная телега" Луцкого. С.-Петербург, 1901.

09. 5-тонный грузовик Daimler-Loutzky, показанный в Петербурге, был произведён на заводе в Мариенфельде, 1901.

10. После испытаний на Марсовом поле грузовик поступил на Ижорский завод, 1901.

11. Легковой 4-сильный автомобиль Daimler-Loutzky. С.-Петербург, 1901.

12. Борис Луцкой демонстрирует Его Величеству грузовик Daimler-Loutzky на Марсовом поле, 1901.



В дальнейшем Луцкий продолжал плодотворно сотрудничать с заводом DMG и фирмой "Даймлер", которая наладила выпуск автомобилей по своему патенту на заводе "Лесснер" в Петербурге. Есть немалые основания полагать, что "Даймлер" обязана значительной долей своего успеха именно конструкторскому таланту русского инженера.

13. Почтовые автомобили "Лесснер", изготовленные по патенту "Даймлер", во дворе почтамта. С.-Петербург, 1905.



В 1906 году Луцкий был удостоен почётного гражданства Российской империи, а в 1911 году ему был пожалован баронский титул, в немецких источниках он уже фигурирует как барон фон Луцкой.
С 1912 года Луцкой входил в состав дирекции немецкой моторостроительной компании "Аргус", для которой сам же проектировал моторы. Кстати, "Аргус" поставлял авиадвигатели и Игорю Сикорскому в Россию, строившему в то время свой самолёт. (По иным сведениям, Луцкой был приглашен в "Аргус" техническим директором ещё в 1908 году, а в 1911 он уже работал директором авиационного отдела автомобильной компании Stoewer.) До начала Первой мировой Луцкой также был атташе по промышленным вопросам в русском посольстве в Берлине.

14. Один из патентов на изобретения Б.Г. Луцкого, 1910.



Самолёты Луцкого

Продолжая работать в области автомобилестроения, с 1908 г. Луцкий занимался и разработкой авиационных моторов.
В 1909 он представил свой первый самолёт-моноплан, оснащённый моторами "Даймлер" (также известный как L-1), испытания которого состоялись в 1910 году. А год спустя - самолёт L-2 с соосными пропеллерами, с двигателями "Аргус", в 1911 состоялся его первый полёт, а в 1912 самолёт демонстрировался в Берлине, где показал скорость до 150 км/ч. Пилотировал самолёт известный лётчик и изобретатель Гельмут Гирт (*). В европейской прессе эта модель упоминается как Rumpler-Loutzkoy-Taube.
Третий самолёт Луцкого был построен в 1913 году, и был оборудован двигателями конструкции Луцкого. Борис Григорьевич хотел продемонстрировать его русскому правительству и организовал полёт из Берлина в Петербург, однако буквально на границе аппарат потерпел аварию и, упав, сгорел (пилот Стиплушек и механик спаслись).

15. Первый самолёт Loutzky-1 (1909) совершил свой первый полёт в 1910.

16. Лётчик Хельмут Гирт и Луцкой возле самолёта Loutzky-2 (1910), 1911.

17. 19 февраля 1912 году на самолёте Луцкого лётчик Гирт показал уверенную скорость 140 км/ч. Самолёт с двумя соосными винтами на авиационной выставке в Берлине, 1912.


Журнал "Воздухоплаватель" от 1912 г.: "24 февраля днем на аэродроме в Иоганнистале, в присутствии состоявшего при особе Императора германского ген.-м. Татищева и русского агента Берендса, авиатор Гирт совершил один и с пассажиром весьма удачные пробные полеты на величайшем аэроплане в мире, построенным русским изобретателем Борисом Луцким... Аппарат развивает скорость до 150 километров в час и напоминает в полете огромную птицу. Гирт обогнал сегодня на этом аппарате все прочие участвовавшие в полетах аэропланы, казавшиеся неподвижными в сравнении с новым аппаратом".

18. 19 июня Хельмут Гирт на самолёте Луцкого показал рекорд высоты в Германии - 2500 м. Киль, 1912.



(*) Хельмут Гирт (Hellmuth Hirth, 1886 - 1938), немецкий пилот и авиаконструктор, в молодости работал в американской Edison General Electric Company механиком. С 1910 года сотрудничал с германской Luftschiffbau Zeppelin GmbH. В 1938 погиб в авиакатастрофе.

19. Лётчик и изобретатель Хельмут Гирт (1914).



Моторные лодки Луцкого

В российском военно-морском архиве сохранилось много чертежей, подписанных Луцким. В 1901 году для русского Морского ведомства фирма "Мариенфельде" строила двигатели, на сохранившихся чертежах которых есть надпись: "Составлена конструктором моторов г-ном Луцким".
Согласно публикации в журнале "Мотор" за 1913 год, в 1904 году Б.Г. Луцкий сконструировал 15-метровую быстроходную моторную лодку "Лукерья" с 50-сильным мотором. Луцкий был одним из основателей Германского моторно-яхтенного клуба, и участвовал в клубных гонках на лодке "Лукерья" (Lukerja). Тот же журнал сообщал в 1907 году о разработке г-ном Луцким двигателя в 6000 л.с. для русского миноносца "Видный".
В том же 1907 Луцкий сконструировал быстроходную лодку "Царица" (Zariza) с 500-сильным двигателем, на которой взял первый приз в 1908 году на Боденском озере, а в 1909 в Киле - сразу два первых места. Годом ранее, в 1907, в гонках на Рейне лодка "Царица" установила мировой рекорд скорости для моторных лодок - 55 км/ч.

20. Скоростная моторная лодка "Царица" на Рейне, 1907. (открытка из архива Станислава Кирильца).



Факты биографии в 1914 - 1943.

В 1914 году, после возвращения из поездки в Россию, Луцкой был арестован немецкими властями в свой квартире в Берлине на Виктория-Луиза платц, 1, так как он был российским подданным и попал под подозрение в шпионаже. Несколько лет изобретатель провел в заключении в Шпандау и был освобожден только после окончания Первой мировой. В последующие годы он продолжил заниматься изобретательской деятельностью, писал статьи и получал патенты.

С приходом к власти нацистов, его положение стало немного двойственным - ввиду его происхождения его роль в развитии германских технологий занижалась, и публикации с его упоминанием были крайне редки, однако он пользовался покровительством Геринга, что позволило ему жить и работать относительно безопасно. В 1929 Луцкой учредил конструкторское бюро Loutzkoy GmbH, где занимался проектированием вплоть до 1936 года. В 1932-м он изобрел сферические пустотелые колеса и использовал их при создании в 1934 самолета-амфибии с вертикальным взлётом. По некоторым сведениям, это изобретение Луцкой, через посредничество немецкого авиатора Гельмута Гирта, в 1936 году предлагал советскому руководству. Об этом самолёте, со ссылкой на немецкие источники, писал американский журнал Modern Mechanix в 1936 году. Это, на сегодняшний день, последнее упоминание о жизни и деятельности русского изобретателя.

21. Статья в американском журнале Modern Mechanix за 1934 год с рассказом об изобретении барона фон Луцкого.


Вероятнее всего, Б.Г. Луцкой умер 24 августа 1943 года и похоронен на Русском кладбище Берлин-Тегель (Документальных подтверждений найдено не было).

P.S.: Настоящая статья не ставила собой цель выяснить, насколько велика была роль Луцкого в истории "Даймлера", а рассказать о русском инженере, талантливом изобретателе - одном из многих, кого потеряла Россия, наряду с Сикорским, Зворыкиным, Понятовым, Прокудиным-Горским, Лодыгиным. Можно со всей ответственностью заявить, что звезда Луцкого не менее ярка, чем звезда "Даймлера" - его моторы дали толчок развитию моторостроения как в автомобилях, так и в моторных лодках и самолётах, а некоторые из его патентов актуальны до сих пор.

Автор выражает благодарность Станиславу Кирильцу (S. Kiriletz) за предоставленные материалы и критику, а также Алексею Маркову, посвятившему много лет сборам сведений о русском изобретателе Борисе Луцком.


22. Значок с надписью "Мерседес-Луцкий" и "1907-Лесснер-1911".

23. Значок с изображением самолёта "Луцкий-2" конструкции 1910 года.

24. Памятные марки, выпущенные Почтой Украины в честь 150-летия со дня рождения Б.Г. Луцкого (2015).

25. Модель легкового автомобиля "Луцкий Тип Б" образца 1899 года, М 1:10, автор Р.Н. Уланов, Москва, 1999.



ФОТОГРАФИИ:

01. Б.Г. Луцкий, в своей любимой фуражке с эмблемой ИРАО, с которой он не расставался долгие годы, 1907.
02. Возле 5-тонного грузовика "Даймлер" на Всемирной выставке в Париже стоят, слева направо: Г. Фишер, Б. Луцкий, В. Майбах, Г. Даймлер. Снимок из архива Daimler-Benz Museum, июнь 1898.
03. Борис Луцкий за рулём своего первого 3,5-сильного автомобиля Loutzky Typ A, 1898.
04. Борис Луцкий за рулём 3,5-сильного автомобиля Loutzky Typ B, 1899.
05. 2-цилиндровый автомобиль Loutzky Typ C, 5 л.с., для доставки почты, 1899. (открытка из архива Станислава Кирильца).
06. Чертёж 1,5-сильной пулемётной коляски Loutzky Motor Schnellfeuergeschuetz с пулемётом Maxim Mark IV, 1899.
07. Автомобиль Луцкого на манёврах в Курске. Он сам стоит возле водительского места. Курск, 1902.
08. "Моторная телега" Луцкого. С.-Петербург, 1901.
09. 5-тонный грузовик Daimler-Loutzky, показанный в Петербурге, был произведён на заводе в Мариенфельде, 1901.
10. После испытаний на Марсовом поле грузовик поступил на Ижорский завод, 1901.
11. Легковой 4-сильный автомобиль Daimler-Loutzky. С.-Петербург, 1901.
12. Борис Луцкой демонстрирует Его Величеству грузовик Daimler-Loutzky на Марсовом поле, 1901.
13. Почтовые автомобили "Лесснер", изготовленные по патенту "Даймлер", во дворе почтамта. С.-Петербург, 1905.
14. Один из патентов на изобретения Б.Г. Луцкого, 1910.
15. Первый самолёт Loutzky-1 (1909) совершил свой первый полёт в 1910.
16. Лётчик Гирт и Луцкой возле самолёта Loutzky-2 (1910), 1911.
17. 19 февраля 1912 году на самолёте Луцкого лётчик Гирт показал уверенную скорость 140 км/ч. Самолёт с двумя соосными винтами на авиационной выставке в Берлине, 1912.
18. 19 июня Хельмут Гирт на самолёте Луцкого показал рекорд высоты в Германии - 2500 м. Киль, 1912.
19. Лётчик и изобретатель Хельмут Гирт (1914).
20. Скоростная моторная лодка "Царица" на Рейне, 1907. (открытка из архива Станислава Кирильца).
21. Статья в американском журнале Modern Mechanix за 1934 год с рассказом об изобретении барона фон Луцкого.
22. Значок с надписью "Мерседес-Луцкий" и "1907-Лесснер-1911".
23. Значок с изображением самолёта "Луцкий-2" конструкции 1910 года.
24. Памятные марки, выпущенные Почтой Украины в честь 150-летия со дня рождения Б.Г. Луцкого (2015).
25. Модель легкового автомобиля "Луцкий Тип Б" образца 1899 года, М 1:10, автор Р.Н. Уланов, Москва, 1999.


ИСТОЧНИКИ:

1. Луцкий Борис Григорьевич (https://ru.wikipedia.org/wiki/Луцкий,_Борис_Григорьевич)
2. Wikipedia (de.wikipedia.org)
3. Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz). "Почти забытый юбилей (Часть 1)". Грузовик-Пресс № 8, 2017 (http://www.gruzovikpress.ru/article/12505-avtomobili-kontserna-daymler-120-let-v-rossii-pochti-zabytiy-yubiley-ch-1/)
4. Станислав Васильевич Кирилец (Stanislav Kiriletz). "Двигатель Луцкога", 2012.
5. Фёдор Лапшин. "О грузовиках Луцкого, Даймлере и исторической правде". Авторевю №3, 2009 (autoreview.ru/articles/gruzoviki-i-avtobusy/o-gruzovikah-luckogo-daymlere-i-istoricheskoy-pravde)
6. А.В. Фирсов. "Неизвестные и малоизвестные факты из биографии гениального конструктора Б.Г. Луцкого". "Наука. Релiгiя. Суспiльство" (Украина) №1, 2013 (http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/86892)
7. Александр Фирсов. "Историческая неправда в статье московского журналиста Федора Лапшина "О грузовиках Луцкого, Даймлере и исторической правде". Дослідження з історії техніки - випуск 20 (2014) (journal.museum.kpi.ua/archive/2014-vol-20/RHT-issue-20-title-01-Firsov.pdf)
8. Александр Владимирович Фирсов. "Вклад инженера Б.Г. Луцкого в развитие мирового самолетостроения и авиационного моторостроения." Журнал "Двигатель", 2017.
9. Alexander Kipnis. "Loutzky (ab 1911 Loutzkoy), Boris (1865-1943), Ingenieur, Erfinder". Baden-Wuerttembergische Biographien. - 7 (2019), Seite 355, 358-364 (kipnis.de/index.php/alexander/kurzbiografien/211-loutzy-boris)
10. Д.А. Соболев. "Русская авиационная эмиграция". Русавиа, Москва, 2008 (old.ihst.ru/files/sobolev/rae.pdf)
11. В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. Their Flying Machines (https://flyingmachines.ru/Site2/Arts/Art4538.htm)
12. Валерий Кравченко. "Я, диплом-инженер Борис Луцкой из Андреевки". "Остров Андерс", 11.09.2019 (https://www.andersval.nl/konkursy/rasskazy-s-1-sentyabrya-2016/10700-ya-diplom-inzhener-boris-lutskoj-iz-adreevki)
13. "Луцкой-1" и "Луцкой-2". Энциклопедия "Уголок неба", 2017 (http://www.airwar.ru/enc/law1/luckoy.html, http://airwar.ru/enc/law1/lutskoy2.html)
14. William Pearce. "Rumpler-Loutzkoy-Taube Aircraft". Old Machine Press, 5 May 2017 (https://oldmachinepress.com/2017/05/05/rumpler-loutzkoy-taube-aircraft/)
15. "Гонка моторных судов на Рейне 1907 года". Катера и яхты №2, 1964. (http://www.barque.ru/sport/1964/race_motorized_vessels_on_rhine_1907)
16. "Луцкой". Carretro.ru (http://carretro.ru/?p=3770)





© Dottore & Dottore.Ru, 2022 специально для © MBCM.ru, 2022.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2022, contact: dottore124@yandex.ru