Автомобильные события в Советской Росии.
Автомобильные соревнования в России 1922 - 1933.
Первые в советской России автомобильные гонки на 200 км, организованные только что созданным (в мае 1922) Петроградским автомобильным клубом,
прошли в июне 1922. А 28 августа того же года состоялись кольцевые гонки протяженностью 177 км по маршруту Сергиево - Красное - Детское - Гатчина
- Сергиево, где победу одержал Иван Иванов, легендарный гонщик команды "Руссо-Балт", легко обойдя новичков, и показав среднюю скорость 95 км/ч
на "Бенце 28/100".
Спустя месяц (30 сентября - 1 октября) состоялись раллийные гонки Петроград - Псков - Петроград, протяженностью 573 км, где "Бенц" Иванова уступил
2 минуты "Мерседесу" (4-цилиндровый, 9,9 л) гонщика М. Мякинина. В одном из населённых пунктов на маршруте были проведены гонки с хода на 1 км,
где лучшими стали Иванов на "Бенце" и Татаринов на "Санбим". Той же зимой были проведены соревнования Петроград - Кронштадт - Петроград.
В том же 1922 году в Берлине было основано Русско-германское торговое акционерное общество "Русгерторг". Филиалы "Русгерторга" открылись в
Петрограде, на проспекте 25 Октября (Невский), 7-9, и в Москве, на Петровке, 17. Среди прочих марок немецких машин "Русгерторг" поставлял в
Советскую Россию легковые и грузовые "Бенцы". Количество поставок немецких автомобилей в Советскую Россию так и не смогло приблизиться к
довоенному уровню, однако оставшиеся в стране "допотопные" машины, капитально отремонтированные на советских заводах, продолжали ездить по
российским дорогам. Мало того, вплоть до конца 1920-х и даже ещё в начале 30-х гг. старые "Бенцы" под управлением таких известных российских
спортсменов-автомобилистов, как Иванов, Крюков, Удольский, брали призы и награды в автомобильных пробегах и гонках и ставили рекорды скорости,
правда, уступавшие дореволюционным.
Сезон 1923 года Петроградский автоклуб открыл в июне серией километровых заездов, в которых блистал В.Д. Серебрянников на "Мерседесе". Несмотря
на небольшой объём двигателя, автомобиль развивал максимальную скорость 188 км/ч. Одним из самых интересных событий в Петрограде в 1923 году
стал международный пробег по маршруту Москва - Рославль - Смоленск - Псков - Петроград - Москва (16-25 сентября), на который собрались
представители многих европейских и американских производителей. В гонках на километр сходу, проведенных в рамках Всероссийского испытательного
пробега 1923 года (так он назывался официально), лучший результат показал немец К. Зайлер на "Мерседесе", показав скорость в 115,4 км/ч. Всего
в соревнованиях 22 сентября 1923 года на Волхонском шоссе приняло участие рекордное количество автомобилей - 51.
01. Карта всероссийского испытательного автомобильного и мотоциклетного пробега 1923 года
Москва - Рославль на 363 версты.
02. Старт автопробега с Красной площади, 1923.
"Несмотря на плохую погоду, масса публики, растянувшись пестрой лентой по Сергиевской и Некрасовской улицам, ожидала их прибытия, -
сообщала газета "Псковский набат". - Наконец, в 3 часа 29 мин. Подошел к финишу второй автомобиль первой колонны, принадлежащий германской
фирме "Мерседес", второй подошла германская машина той же марки в 3 час. 29 мин., третьей - машина Петроградского ГПУ фирмы "Бенц" -
в 3 час. 29 мин., четвертой и пятой - опять фирмы "Мерседес", а шестой - машина "Пирс-Арроу", принадлежащая США. Вел автомобиль представитель
Запада - Линде."
С марта 1923 года начал свою работу Московский автомобильный клуб, объединенный с Московским обществом мотоциклистов и велосипедистов, а
в 1924 году автомобильный клубы были организованны в Одессе, Ростове-на-Дону, Смоленске, Симферополе, Ташкенте, Тбилиси, Харькове. Московский
автоклуб уверенно перехватил инициативу у петроградцев, организуя соревнования в последующие годы, в то время как Ленинградский клуб был лишён
финансовой поддержки.
03. В 1922 году объединение "Промбронь" подготовило 2 "Руссо-Балта" из запчастей, оставшихся на РБВЗ. Москва, 1923.
04. Карта автопробега и фото "Руссобалта-Промбронь" в журнале "Техника - молодёжи" №12, 1984.
21 сентября 1924 под Москвой, на Подольском шоссе, состоялся первый чемпионат РСФСР по автомобильным гонкам. В разных классах победителями
стали Франк на Steyr и Островский на Mercedes из Москвы, Исаев на Ореl, Серебренников на Mercedes и Шевченко на Benz из Ленинграда. Что
интересно, в этих соревнованиях не было ни одного отечественного автомобиля, да и откуда им было взяться, если сохранилась только пара
спортивных "Руссо-Балтов" К12/24 в гараже Петроградского губсовета, которые успешно участвовали в местных соревнованиях в 1922-1923 гг.
05. Первый чемпион РСФСР по автомобильному спорту - ленинградец Шевченко, испытатель "Резинотреста". Москва, 1924.
С годами, автомобили, оставшиеся с дореволюционных времён, ветшали, требовали ремонта, на который не было денег, а производство было разрушено
во время Гражданской войны. В Москве к 1927 году насчитывалось почти 2000 автомобилей, но на километровые гонки 18 сентября 1927, организованные
МАК, смогли выйти лишь менее двадцати. В этих гонках участвовал Б. Удольский на гоночном "Бенце" 1911 года, найденном на складе Реввоенсовета
Москвы. На 200-сильном "Бенце", принадлежавшем когда-то фирме "Густав Лист", с мотором 21,5 литра в 1913 году Хернер достиг скорости 202 км/ч.
Удольскому очень хотелось установить новый рекорд скорости, но старые покрышки с заплатами и собранная по частям цепь главной передачи не
позволили ему достичь даже своего предыдущего рекорда, максимальная скорость была лишь 133 км/ч. По слухам, этот автомобиль, в качестве "жеста
доброй воли" был передан Германии в 1930-х годах, и сегодня хранится в музее компании "Даймлер-Бенц".
До начала Второй мировой войны в Советском Союзе были проведены такие соревнования, как скоростной пробег грузовиков АМО-Ф-15 "на проходимость",
гонки Москва - Ленинград - Москва 1928 года, Москва - Нижний Новгород - Москва 1929 года (где лучшим стал Борис Удольский), Большой Северный
автопробег 1929 года, пробег Москва - Крым - Москва 1932 года, зимние гонки 1936 и 1937 года Москва - Ленинград - Москва.
В 1931-33 гг. состоялись последние соревнования с участием "Бенцев"-ветеранов, на которых успели погонять Иван Иванов и Борис Удольский. 18
августа 1933 года стартовал в своем последнем заезде 46-летний И.И. Иванов, показав на Buick скорость 100 км/ч.
После 1933 года интересующие нас мощные спортивные, но состарившиеся "Бенцы" и "Мерседесы" перестали фигурировать в списках соревнований,
уступив места новым серийным автомобилям отечественного и зарубежного производства. В 1933 году состоялся пробег Москва - Каракумы - Москва,
в котором приняли участие уже только советские автомобили. Однако, было ещё одно интересное событие, о котором хотелось бы рассказать отдельно.
Автопробег 1925 года: Ленинград - Москва - Тифлис - Москва (5000 км)
Пробег проходил по маршруту Ленинград- Москва- Тула - Орел-Курск-Харьков- Артемовск-Ростов -Тихорецкая-Армавир- Пятигорск - Владикавказ
- Тифлис - Москва, общей протяженностью 4.984 км, из которых 2.170 км шоссейных дорог, 2.390 км грунтовых и 424 км горного шоссе, в котором
приняли участие 81 легковой автомобиль, 43 грузовых (Ленинград - Курск - Москва) и 28 мотоциклов (от Москвы до Харькова и обратно) 44 заводов
Америки, Франции, Италии, Германии, Австрии, Чехословакии, Англии, Бельгии и СССР. Этот пробег стал самым массовым по количеству участников и
самым протяжённым за всю историю автопробегов в России.
06. Перед стартом, на пл. Урицкого. Фото из журнала "Огонёк" №36, 30 августа 1925.
07. Маршрут автопробега Ленинград - Москва - Харьков - Ростов - Тифлис. Фото из журнала "Смена" №18, 18 сентября 1925.
19 августа был дан старт гонке и на трассу ушёл "Мерседес" со стартовым номером №1 под управлением одного из лучших германских гонщиков
Зайлера. Ленинградская "Красная газета" упоминала также знаменитого немецкого гонщика Вилли Шолля, принявшего участие в соревновании на
автомобиле "Хорьх". Кстати, председатель комитета гонки товарищ Литвин-Седой следовал за участниками на служебном "Мерседесе".
08. Экипаж "Мерседеса". Ленинград, 1925 (фото из архива Станислава Кирильца).
09. Немецкий гонщик Кристиан Крацер у своего "Мерседеса", 1925 (фото из архива Станислава Кирильца).
Кроме двух "Мерседесов" в 1-й группе (объём мотора более 5 литров), в гонке приняли участие два "Бенца" во 2-й группе (объём от 4 до 5 литров).
Уже к Москве несколько машин выбыло из соревнования, к Ростову их стало еще меньше.
10. Немецкий экипаж у машины. Новгород, 1925 (фото из архива Станислава Кирильца).
11. "Мерседесы" на Красной площади. Москва, 1925 (фото из архива Станислава Кирильца).
12. Отъезд из Москвы. Фото из журнала "Красная нива" №37, 1925.
13. Немецкий гонщик Целлер (фото из архива Станислава Кирильца).
12 сентября до финиша добрались 74 машины. Лучший результат показал "Мерседес" Зайлера, второй "Мерседес" и один из "Бенцев" также
получили призы в категориях "за динамичность" и "за экономичность".
14. Участники автопробега у памятника Артёму в Артёмовске (до 1924 - Бахмут). Обложка журнала "Техника и жизнь" №18, 1925.
15. Участники автопробега на остановке в Харькове, 1925 (фото из архива Станислава Кирильца).
16. Остановка в кубанских полях, 1925 (фото из архива Станислава Кирильца).
17. Автопробег прибыл в Тифлис, 1925 (фото из архива Станислава Кирильца).
Получили награды и два грузовика будущей объединённой компании - "Даймлер" и "Бенц". По окончании пробега, 24 сентября 1925 года,
в Москве была открыта первая советская автомобильная выставка, экспонатами которой стали машины, принимавшие участие в пробеге.
18. Открытка, посвященная автопробегу 1925 года (СССР).
19. Заметка, посвященная финалу автопробега в газете "Известия", 1925.
20. "Мерседес" - победитель автопробега на выставке, 1925.
Автор выражает благодарность Станиславу Кирильцу (S. Kiriletz) за предоставленные материалы.
ФОТОГРАФИИ:
01. Карта всероссийского испытательного автомобильного и мотоциклетного пробега 1923 года Москва - Рославль на 363 версты.
02. Старт автопробега с Красной площади, 1923.
03. В 1922 году объединение "Промбронь" подготовило 2 "Руссо-Балта" из запчастей, оставшихся на РБВЗ. Москва, 1923.
04. Карта автопробега и фото "Руссобалта-Промбронь" в журнале "Техника - молодёжи" №12, 1984.
05. Первый чемпион РСФСР по автомобильному спорту - ленинградец Шевченко, испытатель "Резинотреста". Москва, 1924.
06. Перед стартом, на пл. Урицкого. Фото из журнала "Огонёк" №36, 30 августа 1925.
07. Маршрут автопробега Ленинград - Москва - Харьков - Ростов - Тифлис. Фото из журнала "Смена" №18, 18 сентября 1925.
08. Экипаж "Мерседеса". Ленинград, 1925 (фото из архива Станислава Кирильца).
09. Немецкий гонщик Кристиан Крацер у своего "Мерседеса", 1925 (фото из архива Станислава Кирильца).
10. Немецкий экипаж у машины. Новгород, 1925 (фото из архива Станислава Кирильца).
11. "Мерседесы" на Красной площади. Москва, 1925 (фото из архива Станислава Кирильца).
12. Отъезд из Москвы. Фото из журнала "Красная нива" №37, 1925.
13. Немецкий гонщик Целлер (фото из архива Станислава Кирильца).
14. Участники автопробега у памятника Артёму в Артёмовске (до 1924 - Бахмут). Обложка журнала "Техника и жизнь" №18, 1925.
15. Участники автопробега на остановке в Харькове, 1925 (фото из архива Станислава Кирильца).
16. Остановка в кубанских полях, 1925 (фото из архива Станислава Кирильца).
17. Автопробег прибыл в Тифлис, 1925 (фото из архива Станислава Кирильца).
18. Открытка, посвященная автопробегу 1925 года (СССР).
19. Заметка, посвященная финалу автопробега в газете "Известия", 1925.
20. "Мерседес" - победитель автопробега на выставке, 1925.
ИСТОЧНИКИ:
1. Константин Костин. "Заря советского автоспорта", 25 мая 2021 (https://author.today/post/169747)
2. Дмитрий Дашко. "Советские легковые 1918-1942", Москва 2012 (Советские легковые 1918-1942 - Дмитрий Дашко - Google Книги
3. "Автопробег 1925 года: Ленинград - Москва - Тифлис - Москва" (https://kapuchin.livejournal.com/394670.html )
4. Ф. Борисов. "Автомобильный спорт в старой России и СССР". Журнал "За рулём" № 9, 1928 (https://www.zr.ru/archive/zr/1928/09 )
5. Лев Шугуров. "…Рвусь я в те светлые дни…". Журнал "Формула-1", январь 2000. (http://f1-legend.ru/load/stati_o_f1/stati/rvus_ja_v_te_svetlye_dni/26-1-0-1516 )
6. Фотоархив Станислава Кирильца (Stanislav Kiriletz).
7. Станислав Кирилец. "Мой славный "Бенц". Журнал "Грузовик-Пресс" №4, 2011. (http://www.gruzovikpress.ru/article/12327-125-letniy-yubiley-firmy-daimler-ag-istoriya-avtomobiley-bents-v-rossii-moy-slavniy-bents/ )
8. Э.Г. Сингуринди. "Автомобильный спорт". Изд-во Досааф, Москва, 1982.
9. Ю.А. Мелентьев, М.Ю. Мелентьев. "Авто-Мото-Спорт. Малая энциклопедия. Часть 2."
10. А.Долбиш, А. Ипатенко, Л. Шугуров. "Биография быстрых колёс". Изд. Прин-Ди, Москва, 1993.
11. Анатолий Васильевич Филимонов. "Курьезы из прошлого. Авто- и мотопробеги в Псковском крае (1920 - 1930-е гг.)". Журнал "Псков" №50, 2019. (https://cyberleninka.ru/article/n/avto-i-motoprobegi-v-pskovskom-krae-1920-1930-e-gg)
© Dottore & Dottore.Ru, 2022 специально для © MBCM.ru, 2022.