© Dottore

К списку статей


Забытые истории ХХ века. Mercedes & Benz. Люди и события.

Часть 47. Иван Иванов, Борис Удольский.


Биографии: И. Иванов, Б. Удольский.



Иван Иванович Иванов (1886-1944)

И.И. Иванов родился в Санкт-Петербурге в 1886 году, в молодости был рабочим на экипажной фабрике "Фрезе" в Петербурге (с 1910 года "Фрезе" стала одновременно техцентром и спорт-центром "Руссо-Балта") а впоследствии стал фирменным гонщиком номер 1 на "Руссо-Балте". Работая на "Руссо-Балте", он готовил машину А.П. Нагеля, редактора журнала "Автомобиль" к гонкам в Монте-Карло, а в 1912 году уже сам участвовал в гонках на этом же "Руссо-Балте".

01. И.И. Иванов (предположительно, 1913).


14 мая 1913 года Иванов в гонках на 1 версту с хода развил скорость 121,6 версты в час, а 26 мая участвовал (со стартовым номером 9) в кольцевых гонках, организованных СПАК на Волхонском шоссе. Он пришёл вторым, уступив лишь Георгию Суворину на "Бенце".

02. "Руссо-Балт" Иванова под № 9, 1913.

03. Иванов (справа) и Степанов (слева) с кубком за второе место возле "Русского огурца", прозванного так за кузов зелёного цвета, 26 мая 1913.

04. Команда "Руссо-Балта" после гонок 26 мая 1913 года во дворе СТО РБВЗ в Петербурге. За рулем - Иванов, рядом - Степанов, на капоте - кубок за 2-е место в гонке, рядом с машиной - четверо работников СТО в Эртелевом переулке. Петербург, 1913.

05. Иванов за рулем гоночного "Руссо-Балта-С24-58"; рядом Степанов. Петербург, весна 1913 г.


В 1914 году он принял участие в Гран-При Петербурга, но сошёл с дистанции. И это была последняя гонка в Российской Империи, но не последняя в биографии Ивана Ивановича.

06. В начале 1914 года гоночный "Руссо-Балт" подвергся дальнейшей реконструкции, были увеличены объем двигателя, мощность и изменена форма кузова. В работе принимали участие (слева направо) мастера Рябов, Степанов, Иванов (в гоночном комбинезоне и очках), инженер Фрязиновский.

07. Модернизированный Руссо-балт С24-60 на испытаниях в мае 1914 года, незадолго до Гран-При Петербурга 31 мая. За рулем - И.И. Иванов, рядом - инженер Фрязиновский, слева (в кепке) - старший мастер Степанов, у хвоста машины - мастер Рябов, май 1914.


В отличие от многих автомобилистов-гонщиков, эмигрировавших из России после октября 1917, Иванов продолжил работать на моторном заводе РБВЗ в Петрограде, а после закрытия завода - в мастерских автомобильного отдела Губернского исполкома Петрограда, и смог продолжить карьеру автогонщика.

28 августа 1922 состоялись первые соревнования по кольцу Сергиево - Красное - Детское - Гатчина - Сергиево длиной 166 вёрст (177,1 км). Иванов на автомобиле "Бенц" (4-цилиндровый, 7,3 литра) прошёл дистанцию со средней скоростью 95,27 км/ч, а версту с хода - 140,2 км/ч.

20 июня 1924 года, на том же автомобиле Benz Иванов он развил скорость 144 км/ч (на дистанции 1 км, с хода). Последняя гонка Иванова состоялась в 1933 году.

08. И. Иванов на "Бенце" 39/100/115 перед стартом автопробега. Ленинград, 1925.


Иван Иванович Иванов был почетным членом Ленинградского Автомотоклуба. Пережил блокаду в Ленинграде, но умер в 1944 г.

ФОТОГРАФИИ:

01. И.И. Иванов (предположительно, 1913)
02. "Руссо-Балт" Иванова под № 9, 1913.
03. Иванов (справа) и Степанов (слева) с кубком за второе место возле "Русского огурца", прозванного так за кузов зелёного цвета, 26 мая 1913.
04. Команда "Руссо-Балта" после гонок 26 мая 1913 года во дворе СТО РБВЗ в Петербурге. За рулем - Иванов, рядом - Степанов, на капоте - кубок за 2-е место в гонке, рядом с машиной - четверо работников СТО в Эртелевом переулке. Петербург, 1913.
05. Иванов за рулем гоночного "Руссо-Балта-С24-58"; рядом Степанов. Петербург, весна 1913 г.
06. В начале 1914 года гоночный "Руссо-Балт" подвергся дальнейшей реконструкции, были увеличены объем двигателя, мощность и изменена форма кузова. В работе принимали участие (слева направо) мастера Рябов, Степанов, Иванов (в гоночном комбинезоне и очках), инженер Фрязиновский.
07. Модернизированный Руссо-балт С24-60 на испытаниях в мае 1914 года, незадолго до Гран-При Петербурга 31 мая. За рулем - И.И. Иванов, рядом - инженер Фрязиновский, слева (в кепке) - старший мастер Степанов, у хвоста машины - мастер Рябов, май 1914.
08. И. Иванов на "Бенце" 39/100/115 перед стартом автопробега. Ленинград, 1925.

ИСТОЧНИКИ:

1. Станислав Кирилец. "На автомобиле русского производства". Олдтаймер, 03.01.2014 (https://www.oldtimer.ru/retrospective/10512/)
2. Станислав Кирилец. "Иван Иванович Иванов" (http://www.tsar-auto-club.spb.ru/publishing/kiriletz/ivanov.html)
3. "Из личного архива Ивана Ивановича Иванова". Журнал "АМС" №2, 1991. (http://www.carracer.ru/personal_archive/1991/february/from_personal_archive_of_ivan_ivanovich_ivanov)
4. К.В.Х. "Руссо-Балт С24-60 (вариация 4) гоночный автомобиль на шасси Руссо-Балт С24/30 серии III №9." (http://uncle-vova.com/card/russo-balt-s24-60-variacija-4-gonochnyj-avtomobil-na-shassi-russo-balt-s24-30-serii-iii-9/)
5. Роман Кузнецов. "История Гран-при России: от "царских" заездов под Санкт-Петербургом и до F1 в Сочи." Роман Кузнецов. https://somanyhorses.ru/istoriya-gran-pri-rossii-ot-carskih-zaezdov-pod-sankt-peterburgom-i-do-f1-v-sochi/
6. Дмитрий Дашко. "Советские легковые 1918-1942", Москва 2012. (https://books.google.ru/)



Борис Алексеевич Удольский (1903 - 1981)

Борис Алексеевич Удольский родился в 1903 году в Одессе. В 1917 году поступил учеником слесаря на завод АМО братьев Рябушинских. После гражданской войны его взяли на работу в ГПУ водителем - работать на "черном воронке". Затем он перешел в гаражи Наркомата обороны, где в 1925 году попробовал себя в качестве гонщика. В гаражах Реввоенсовета был обнаружен легендарный "дореволюционный" 200-сильный Benz, и 18 сентября 1927 он принял участие в гонке на 1 километр с ходу. Именно на этом "Бенце" в 1913 году был поставлен рекорд скорости 201 км/ч на Волхонке. Новый рекорд Удольскому установить не удалось, ввиду сильной изношенности деталей и шин. Максимум, который он смог выжать из ветерана - 133 км/ч.(*)
*По слухам, этот автомобиль в 1930-е годы был передан Германии в качестве "жеста доброй воли", и нынче хранится в музее компании "Даймлер-Бенц".

09. На Fiat-519B 1925 года Удольский установил три рекорда в пробегах "на экономичность" по улицам Москвы. Москва, 1926.


Борис Удольский испытывал АМО-Ф-15, принимал участие в различных скоростных заездах, соревнованиях на экономичность и по пересечённой местности. В 1929 принял участие в пробеге Москва - Нижний Новгород - Москва и в 23-дневном северном марафоне Москва - Архангельск, в которых одержал победу, Москва - Крым - Москва 1932 года. В 1937 Удольский победил в зимней гонке Москва-Ленинград-Москва.

10. Автопробег Москва-Нижний Новгород-Москва, 1929 (фото из "За Рулём", 1978).

11. Удольский за рулем служебного Mercedes-Benz у кремлевской стены, 1930.

12. Удольский (слева) перед заездом на рекорд, 1931 (фото из "За Рулём", 1978).

13. Борис Удольский за рулем. Вероятно, 1937 (фото из "За Рулём", 1968).


В 1937, когда был арестован и расстрелян его непосредственный начальник - нарком связи И. Халепский, он легко отделался, был сослан на работу в НАТИ.

14. Когда Бориса Удольского, вместо того, чтоб расстрелять, отправили на испытательскую работу в НАТИ, он в снегах Карелии испытывал ГАЗ-ТК, якобы машину для лесников. На самом деле, это было шасси для пушки. Но Удольский научился помалкивать ещё когда сам работал на Лубянке. 1940 год.


Войну прошёл в автомобильных частях, в 1945-м в Германии отбирал автомобили для отправки в СССР для больших начальников, после войны продолжал работать "за баранкой" в разных наркоматах.

15. Рядом с "Опелем" в городе Глинтов, Германия. Август 1945 г.

16. В трофейном автомобиле, подготовленном для отправки в СССР, Цвикау, Германия. Август 1945 г.


В послевоенное время был активным участником Рижского клуба антикварных автомобилей. Умер в 1981 году в Москве.

17. На "Волге" ГАЗ-22. Село Никольское, 1979.




ФОТОГРАФИИ:

09. На Fiat-519B 1925 года Удольский установил три рекорда в пробегах "на экономичность" по улицам Москвы. Москва, 1926.
10. Автопробег Москва-Нижний Новгород-Москва, 1929 (фото из "За Рулём", 1978).
11. Удольский за рулем служебного Mercedes-Benz у кремлевской стены, 1930.
12. Удольский (слева) перед заездом на рекорд, 1931 (фото из "За Рулём", 1978).
13. Борис Удольский за рулем. Вероятно, 1937 (фото из "За Рулём", 1968).
14. Когда Бориса Удольского, вместо того, чтоб расстрелять, отправили на испытательскую работу в НАТИ, он в снегах Карелии испытывал ГАЗ-ТК, якобы машину для лесников. На самом деле, это было шасси для пушки. Но Удольский научился помалкивать ещё когда сам работал на Лубянке. 1940 год.
15. Рядом с "Опелем" в городе Глинтов, Германия. Август 1945 г.
16. В трофейном автомобиле, подготовленном для отправки в СССР, Цвикау, Германия. Август 1945 г.
17. На "Волге" ГАЗ-22. Село Никольское, 1979.


ИСТОЧНИКИ:

1. Александр Новиков. "Шофер". Журнал "Коммерсант-Автопилот" №12, 2007 (фото из архива Бориса Удольского) (http://www.autopilot.ru/issues/auto/2007/12/110.HTML)
2. "Свидетельства истории". Журнал "За Рулём" №1, 1978 (https://www.zr.ru/archive/zr/1978/01/na-konkursy-za-ruliem)
3. "Полвека за рулем". Журнал "За Рулём" №6, 1968 (https://www.zr.ru/archive/zr/1968/06/vietierany-3)





© Dottore & Dottore.Ru, 2022.











Locations of visitors to this page
© Dottore, 2008-2022, contact: dottore124@yandex.ru