Люди и события ХХ века. 1920-30-е гг. Русские гонщики в Европе.
Биографии: Борис Ивановкий, Владимир Рашевский, Дмитрий Джорджадзе, Владимир Татаринов.
Борис Ивановкий (Boris Ivanovsky/Ivanowski)
Гвардейский офицер Российской императорской армии Борис Ивановский после окончания гражданской войны в России эмигрировал и обосновался во
Франции, где увлекся автомобильными гонками.
01. Борис Ивановский.
Впервые его имя упоминается в 1924 году, в связи с участием в автомобильным соревнованием в Париже на машине Ratier, и в том же году он выиграл
гонку Bol d'Or в лесу Сен-Жермен на машине E.H.P. производства завода Анри Преклу (Henry Precloux).
02. На фото, возле автомобиля Ratier 6 CV: Борис Ивановский с владельцами фабрики Пьером и Рене Ратье,
конструктором Полем Дрептеном, дизайнером Жюлем Деше, инженерами и механиками команды Ратье, перед цехом фабрики в Монруж, 1926.
В следующем году он становится победителем Гран-При Пикардии в Пероне за рулем автомобиля B.N.C. (Боллак, Неттер и Ко., основанная бывшим
конструктором "Испано-Сюизы"). В 1926 Ивановский участвует в различных соревнованиях во Франции и Бельгии, в том числе выигрывает в
24-часовой Bol d'Or в Сен-Жермене, на E.H.P., и занимает 3 место на Voiturette Gran Prix.
В 1926 Борис Ивановский приобрёл Alfa Romeo 6C 1750 Supercharged Grand Sport, на которой одержал немало значимых побед. В 1928-1930 гг.
Ивановский трижды участвует в гонке "24 часа - Спа" на Alfa Romeo. В 1928 он, вместе с Аттилио Маринони выиграл гонку, а потом дважды занял
второе место. В том же 1928 на 6-часовой гонке в Бруклендсе он занял 4 место в составе команды Alfa Romeo, а также взял первое место на Кубке
Жоржа Булло (Georges Boillot) за рулем Alfa Romeo 1500SS.
03. Ивановский на Alfa Romeo 6C 1500 SS в гонке Routes Pavees, 1928.
04. Борис Ивановский (за рулём) и Аттилио Маринони на "24 часа Спа", 1928.
05. Б. Ивановский (фото из Le Sport Universel Illustre), 30 июня 1928.
В 1929 он, снова в команде "Альфа Ромео", стал четвёртым в Бруклендсе, но уже на 24-часовой гонке. В том же году выиграл оба заезда Гран-При
Ирландии, а также занял 9 место в "Турист Трофи" в Белфасте, и финишировал 29 в ралли Монте-Карло на автомобиле "Ситроен". Таким образом, Борис
Ивановский подтвердил свой статус самого быстрого русского пилота Старого Света. В 1930 снова принимает участие в гонках в Спа, в Ирландии и в
Бруклендсе.
06. Борис Ивановский со штурманом в Феникс-Парке на Гран-При Ирландии, 1929.
07. Борис Ивановский за рулем "Альфа Ромео" 6С 1750 в гонке "24 часа Спа" (фото gallica.bnf.fr), 1930.
08. "Альфа Ромео" 1500 Ивановского на Гран-При Ирландии, 1930.
09. Ивановский - победитель в классе гонок Brooklands Double Twelve, 1930.
В 1931 году Ивановский приобрёл у Рудольфа Караччолы его старый Mercedes-Benz SSK и на нём принял участие в нескольких турнирах. Прежде всего,
он подал заявку на участие в Гран-при Монако 1931 года, но не смог выйти на старт, потому что опоздал к началу соревнований из-за метели,
заставшей его в районе Страсбурга. Затем, вместе с напарником Анри Стоффелем, принял участие в трёхэтапном чемпионате Европы, где заняли дважды
5 место - на Гран-при Италии и Гран-при Бельгии, заняв итоговое 7 место в турнире. Кроме того, Ивановский занял пятое место во внезачётном Гран-при
Дьеппа.
10. Старт Гран-При Бельгии. "Мерседес" Ивановского под № 8, 1931.
11. Старт Гран-При Италии. Ивановский на "Мерседесе" под № 22, 1931.
12. страница журнала "Motor Sport" со статьей про 24-часовую гонку в Бельгии. Август 1931.
В том же году в составе частной команды В. Татаринова (Val?riani-Vladimir Tatarinoff) вместе с Анри Стоффелем стал вторым в абсолютном
зачёте в "24 часах Ле-Мана", выиграв при этом в своём классе (свыше 5 литров), и установив лучшее время круга, равное 7 мин 03 секунды
(средняя скорость 139,23 км/ч). Таким образом, Борис Ивановский стал единственным российским пилотом, сумевшим установить лучшее время
круга в гонке "24 часа Ле-Мана". Пилотом второго Mercedes-Benz SSK клубной команды был Караччиола, но он сошёл с дистанции.
13. Mercedes-Benz SSK Ивановского в гонке "Ле-Ман", 1931.
14. Ивановский и Стоффель, 1931.
15. Ивановский на Mercedes-Benz SSK, 1931.
16. Экипажи Ивановского-Стоффеля и Зехендера-Джорджадзе у своих "Мерседесов" под номерами 1 и 2, "24 часа Спа", 1931.
В 1932 году звезда Ивановского ещё раз ярко сверкнула в тяжёлом январском ралли Монте Карло, где занял 3 место с напарницей Мэри Хэм (Mary Ham)
за рулём "Форда".
К сожалению, после столь ярких побед, иных новостей о нём больше не было, и о его дальнейшей судьбе ничего не известно. Однако, Ивановский оставил
яркий след в европейских гонках, став самым успешным русским гонщиком Европы (*).
17. русский офицер, к тому же успешный гонщик, пользовался популярностью у дам. Ивановский и Стоффель, 1931.
В 1931 году "Альфа Ромео" Ивановского получила новый "гражданский" кузов и была продана в Великобританию. В 2013 машина была полностью
отреставрирована, а в феврале 2015 года двухместная Alfa Romeo 6C 1750 Supercharged Grand Sport, шасси которой помнит победы Ивановского,
была продана на аукционе Bonhams в Париже за 1,18 млн евро.
18. Alfa Romeo 6C 1750 (фото аукционного дома Bonhams).
(*) Основные достижения в автогонках:
победа в Bol d'Or (1924, 1926);
победа в Гран-При Пикардии (1925);
третье место в Voiturette Gran Prix (1926);
победа в Кубке Жоржа Булло в Булони(1928);
победа в "24 часов Спа" (1928);
победа на Circuit des Routes Pavees в Лилле (1928);
победа в Гран-при Ирландии (1929);
второе место в "24 часах Спа" (1929, 1930);
второе место в "24 часах Ле-Мана" (1931);
третье место в Ралли Монте-Карло (1932).
ФОТОГРАФИИ:
01. Борис Ивановский
02. На фото, возле автомобиля Ratier 6 CV: Борис Ивановский с владельцами фабрики Пьером и Рене Ратье, конструктором Полем Дрептеном, дизайнером Жюлем Деше, инженерами и механиками команды Ратье, перед цехом фабрики в Монруж, 1926.
03. Ивановский на Alfa Romeo 6C 1500 SS в гонке Routes Pavees, 1928.
04. Борис Ивановский (за рулём) и Аттилио Маринони на "24 часа Спа", 1928.
05. Б. Ивановский (фото из Le Sport Universel Illustre), 30 июня 1928.
06. Борис Ивановский со штурманом в Феникс-Парке на Гран-При Ирландии, 1929.
07. Борис Ивановский за рулем "Альфа Ромео" 6С 1750 в гонке "24 часа Спа" (фото gallica.bnf.fr), 1930.
08. "Альфа Ромео" 1500 Ивановского на Гран-При Ирландии, 1930
09. Ивановский - победитель в классе гонок Brooklands Double Twelve, 1930.
10. Старт Гран-При Бельгии. "Мерседес" Ивановского под № 8, 1931.
11. Старт Гран-При Италии. Ивановский на "Мерседесе" под № 22, 1931.
12. страница журнала "Motor Sport" со статьей про 24-часовую гонку в Бельгии. Август 1931.
13. Mercedes-Benz SSK Ивановского в гонке "Ле-Ман", 1931.
14. Ивановский и Стоффель, 1931.
15. Ивановский на Mercedes-Benz SSK, 1931.
16. Экипажи Ивановского-Стоффеля и Зехендера-Джорджадзе у своих "Мерседесов" под номерами 1 и 2, "24 часа Спа", 1931.
17. русский офицер, к тому же успешный гонщик, пользовался популярностью у дам. Ивановский и Стоффель, 1931.
18. Alfa Romeo 6C 1750 (фото аукционного дома Bonhams)
ИСТОЧНИКИ:
1. Лев Дорогов. "90 лет назад в гонках блистал загадочный русский". "Чемпионат", 21.09.2021 (https://www.championat.com/auto/article-4461305-boris-ivanovskij-i-igor-trubeckoj-pervye-russkie-gonschiki-v-evrope.html)
2. Boris Ivanowski. Driver Database. (https://www.driverdb.com/drivers/boris-ivanowski/)
3. "Alfa's picnic in the Park". Motor Sport, May 2003 (https://www.motorsportmagazine.com/archive/article/may-2003/59/alfas-picnic-park)
4. "The Belgian 24-Hour Race". Motor Sport, August 1931 (https://www.motorsportmagazine.com/archive/article/august-1931/17/belgian-24-hour-race)
5. Leif Snellman. III Grand Prix de Belique. (http://www.kolumbus.fi/leif.snellman/gp3109.htm)
6. Геннадий Анисимов. "Alfa Romeo русского гонщика-эмигранта продали на аукционе за 1,2 млн евро". Ведомости, 07.02.2015 (https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2015/02/07/alfa-romeo-russkogo-gonschika-emigranta-prodali-na-auktsione-za-12-mln-evro)
7. Владимир Маккавеев. "Русские в Ле-Мане: история главного гоночного марафона планеты". 5 колесо, 17.06.2016 (http://5koleso.ru/articles/sport/russkie-v-le-mane-istoriya-glavnogo-gonochnogo-marafona-planety)
Владимир Сергеевич Рашевский (Vladimir de Rachevsky/Baron de Rachewsky/R. de Rachevsky) (1892, Двинск - 1967, Париж)
Владимир Рашевский родился в 1892 году в Динабурге (Даугавпилс) в семье офицера (полковник С.А. Рашевский погиб при обороне Порт-Артура в 1904).
В 1919, к тому времени уже сам офицер, Рашевский вместе с сестрой эмигрировал, осев в Париже в 1920 году. Семья Рашевских имела огромное
состояние в германском банке, что позволило ей вести достаточно вольготный образ жизни. В 1924 Рашевский принял участие в гонке на трассе
Монлери во Франции, а в 1925 на "Гран-При Прованс" в Мирамасе. Подавал он заявку и на Сан-Себастьян 1925 года, но по неизвестным причинам не
принимал участия.
01. Владимир Рашевский, 1926.
02. Рашевский на одной из европейских гонок, 1926.
1 мая 1926 года Рашевский появляется в Атланте (США) на гонке открытия трассы "Атлантик Сити Спидвей" на автомобиле Bugatti, предоставленном
ему командой Чарльза Уорда как якобы "победителю Гран-При России", что было чисто газетной уловкой. Рашевский не был профессиональным гонщиком,
а, скорее, богатым любителем. Время от времени он участвовал в различных автомобильных соревнованиях, в своё удовольствие. В 1928 он принял
участие в 24-часовой гонке в Спа на "Альфа Ромео" вместе с Луиджи Кинетти, был зарегистрирован на 24-часовую гонку в Ле-Мане в 1928 году в
качестве резервного экипажа с напарниками Борисом Ивановским и Аттилио Маринони, но ему не представился шанс стартовать.
03. В. Рашевский (фото из газеты), 1929.
04. Свадьба В. Рашевского и Харриет Штраус, 1929.
05. Владимир Рашевский с супругой, 1929.
В 1929 он женился и оставил гонки насовсем, вёл светскую жизнь в Нью-Йорке. В прессе его части именовали "князем", путая с мужем сестры -
Великим Князем Борисом Владимировичем. Умер в Париже в 1967.
Рашевский стал самым заметным русским гонщиком в серии "Инди".
06. Портрет В. Рашевского с рекламы Lucky Strike, 1930.
07. Реклама Lucky Strike с портретом Рашевского, 1930.
08. Статья из иллинойской газеты о приёме в нью-йоркском доме Рашевских, 1931. (*)
(*) NEW YORK, Apr.11 - When Mr . and Mrs . Vladimir De Rachevsky gave a supper dance, after midnight service in the Russian church tonight,
the guest list was remindful of Petrograd in Romanoff times . On it, among other names, were these: The Grand Duke Alexander of Russia,
Prince George of Russia, Prince Vassili of Russia, Prince Cherbatoff of Russia, Count and Countess Felix Von Luckner, Count and Countess
Elinsky, Countess Zarnekau, Count Stroganoff, and Baron Wrangel. (Статья из Daily Illini, 12 April 1931)
ФОТОГРАФИИ:
01. Владимир Рашевский, 1926.
02. Рашевский на одной из европейских гонок, 1926.
03. В. Рашевский (фото из газеты), 1929.
04. Свадьба В. Рашевского и Харриет Штраус, 1929.
05. Владимир Рашевский с супругой, 1929.
06. Портрет В. Рашевского с рекламы Lucky Strike, 1930.
07. Реклама Lucky Strike с портретом Рашевского, 1930.
08. Статья из иллинойской газеты о приёме в нью-йоркском доме Рашевских, 1931.
ИСТОЧНИКИ:
1. Алексей Грушко (Oleksiy Hrushko). "Летопись автоспорта". racingchronicles.com, November 2013 (http://racingchronicles.com/rodilis/vladimir-de-rachevsky-born/)
2. "Женился по расчёту, а оказалось - по любви". Живой Журнал, 05.08.2021 (https://miss-hohotyn007.livejournal.com/1736740.html)
3. Вадим Никитич Чуваков. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917-1997. Изд-во "Пашков дом", Москва, 1999-2007. (https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/nezabytye-mogily-rossijskoe-zarubezhe-nekrologi-1917-1997-v-shesti-tomah/ )
4. Vladimir de Rachevsky. "Motor Sport" (https://www.motorsportmagazine.com/database/drivers/vladimir-de-rachevsky/)
5. Статья из Daily Illini, 12 April 1931, Illinois digital newspaper collections, Illinois University library. (https://idnc.library.illinois.edu)
Князь Дмитрий Александрович Джорджадзе (Dimitri Djorjadze/Prince Djordjadze/Jorjadze) (1898, Кахети - 1985, Ницца)
Дмитрий Джорджадзе родился в Кахети в 1898, в семье титулярного советника князя Александра Джорджадзе. Окончив кадетский корпус в России,
вернулся в Тифлис. Он успел принять участие в нескольких сражениях за независимость в 1918, но после захвата Грузии большевиками, вынужден был
выехать в Турцию, надеясь на скорое возвращение.
01. Фотопортрет князя Д. Джорджадзе с памятной надписью.
В 1921 он оказался в Риме, где познакомился с известным гонщиком Ферруччо Дзаниратти (Ferruccio
Zaniratti), который научил его водить автомобиль, и к 1930 году он уже стал опытным гонщиком.
02. Князь Д.А. Джорджадзе
03. Д. Джорджадзе на Mercedes SSK под номером №2 на гонках Spa 24Hours (фото motorsportimages.com), 1931.
04. Газета Motor Sport, октябрь 1931.
К тому времени князь переехал во Францию, где создал свой автопарк, предоставляя рабочие места грузинам-эмигрантам. Параллельно он занимался
автогонками. 5 июля 1931 года, в паре с итальянцем Гоффредо Дзехендером (Goffredo Zehender), он выиграл гонку 24h Spa-Francorchamps в Бельгии
на машине Mercedes-Benz SSK 7.1 под стартовым номером 2. В той гонке участвовал и Владимир Нарышкин, пришедший десятым, и Борис Ивановский в
паре со Стоффелем, сошедший с дистанции.
05. Джорджадзе на Mercedes SSK, "24 часа Спа", 1931.
06. Дзехендер и Джорджадзе на финише "24 часа Спа" (фото motorsportimages.com), 1931.
07. Дзехендер и Джорджадзе - победители "24 часа Спа" (фото motorsportimages.com), 1931.
Кроме местных соревнований, князь участвовал в гонке в Брукландсе (как всегда, на своём белом "Мерседесе"), он также был заявлен на участие в
Ле Мане в июне 1932, в качестве запасного экипажа, а 10 июля принял участие в гонке в Спа вместе с французом Анри Стоффелем (Henri Stoffel) снова
на Mercedes-Benz SSK 7.1, но не финишировал из-за поломки. Кстати, в тот год десятым пришёл экипаж испанца Пепе Тексидора и Владимира Нарышкина,
обойдя экипаж братьев Нотомб.
08. Журнал Motor Sport, июнь 1932.
В 1937 князь Дмитрий Джорджадзе женился на дочери американского миллиардера Одри Эмери (бывшая супруга Великого Князя Дмитрия Павловича). В 1940
купил плантацию с конным заводом в Южной Каролине, США, и довольно быстро стал известным и успешным конезаводчиком. Его клиентами были Кларк Гейбл,
Фред Астер.
09. Как настоящий грузин, Джорджадзе очень любил лошадей.
10. Свадебное фото Д. Джорджадзе и Сильвии Эшли, 26.10.1956.
После неожиданного развода с Эмери, Джорджадзе пробовал себя в разных областях деятельности, жил в Аргентине, Индии, Доминикане. Второй
женой князя стала актриса Сильвия Эшли, они поженились в 1956. В США князь Джорджадзе вместе с князем Сержем Оболенским управляют отелем
"Амбассадор" в Нью-Йорке. В 1963 он переезжает в Монте-Карло. По возможности Дмитрий помогал родственникам, оставшимся в Грузии. Еще задолго до
этого Сталин несколько раз приглашал его вернуться, но Джорджадзе благоразумно отклонял приглашение, понимая, чем это может кончиться. Умер в
Ницце в 1985, так и не успев осуществить свою мечту - посетить родную Грузию.
11. Князь Дмитрий Джорджадзе.
12. Обложка книги A Man In the Panther Skin, 1985.
13. Страница из книги.
(*) Всего 35 моделей SSK было построено в 1928-1932 гг., и самыми громкими победами были на Mille Miglia 1931 (Рудольф Караччиола и Вильгельм
Себастиан), 24 Hour Spa 1931 (Гоффредо Дзехендер и Дмитрий Джорджадзе), а также место в Гран-При Монако 1929 (Караччиола), 2 место в Ле-Мане
1931 (Борис Ивановский и Анри Стоффель).
14. SSK 1928 года (из коллекции Mercedes Benz Classic) на Фестивале в Гудвуде показывает свою мощь, 2014.
ФОТОГРАФИИ:
01. Фотопортрет князя Д. Джорджадзе с памятной надписью.
02. Князь Д.А. Джорджадзе
03. Д. Джорджадзе на Mercedes SSK под номером №2 на гонках Spa 24Hours (фото motorsportimages.com), 1931.
04. Газета Motor Sport, октябрь 1931.
05. Джорджадзе на Mercedes SSK, "24 часа Спа", 1931.
06. Дзехендер и Джорджадзе на финише "24 часа Спа" (фото motorsportimages.com), 1931.
07. Дзехендер и Джорджадзе - победители "24 часа Спа" (фото motorsportimages.com), 1931.
08. Журнал Motor Sport, июнь 1932.
09. Как настоящий грузин, Джорджадзе очень любил лошадей.
10. Свадебное фото Д. Джорджадзе и Сильвии Эшли, 26.10.1956.
11. Князь Дмитрий Джорджадзе.
12. Обложка книги A Man In the Panther Skin, 1985.
13. Страница из книги.
14. SSK 1928 года (из коллекции Mercedes Benz Classic) на Фестивале в Гудвуде показывает свою мощь, 2014.
ИСТОЧНИКИ:
1. Gael Elton Mayo. "Man in a Panther Skin". Kensal Press, 1985
2. Игорь Оболенский. "Князь Дмитрий Джорджадзе: покорить Голливуд". Спутник Грузия, 24.03.2017 (https://sputnik-georgia.ru/20170324/Knjaz-Dmitrij-Dzhordzhadze-pokorit-Gollivud-235231927.html)
3. Игорь Оболенский. "Дмитрий Джорджадзе - победитель великого князя". Спутник Грузия, 17.03.2017 (https://sputnik-georgia.ru/20170317/Dmitrij-Dzhordzhadze-pobeditel-velikogo-knjazja-235231476.html)
4. Малхаз Эбралидзе. "Автогонщик в тигровой шкуре". "Тбилисская неделя", 28 апреля 2012 (https://tbilisi.media/cultures/53037-avtogonschik-v-tigrovoy-shkure/)
5. Архив журнала "Racing Sport Cars" (www.racingsportscars.com/driver/archive/Dimitri-Djordjadze-RUS.html)
6. Журнал "Motor Sport Magazine" (www.motorsportmagazine.com)
7. "Дмитрий Джорджадзе. Спортсмен, бизнесмен." Портал Mematiane.ge (на грузинском) (https://mematiane.ge/product-details.php?id=1037)
Татаринов Владимир Валерианович (Valeriani-Vladimir de Tatarinoff/V. Tatarinoff), (1877 - 1955 ?)
Владимир Татаринов родился в дворянской семье в Пензенской губернии в 1877 г. Закончив в 1900 г. Физико-математический факультет Новороссийского
университета, он работал на строительстве Одесской электростанции, а в 1906 уехал в Германию, где работал на механическом заводе Бергмана в
Магдебурге.
В 1903 Татаринов побывал в Париже, где познакомился с французскими авиаконструкторами и лётчиками, и присутствовал при первых полётах Уилбура
Райта, после чего "заболел" авиацией.
Татаринов был известен как талантливый изобретатель. В 1908 году он спроектировал "махолёт" неизвестного ранее типа, получив моральную поддержку
в широких массах и правительстве. Значительную поддержку проект Татаринова получил у известного специалиста по баллистике князя А.Г. Гагарина, в
ту пору - бывшего директора политехнического института. Премьер П.А. Столыпин рекомендовал военному министерству поинтересоваться разработками
Татаринова. "Аэромобиль" изготавливался на заводе Лесснера, а двигатель - во Франции.
01. Проект вертолёта В.В. Татаринова. Рисунок из книги В.Р. Михеева.
В 1908 г. в отечественной прессе стали появляться заметки типа: "Если воздушный шар француза Монгольфье открыл собою мировую эпоху воздухоплавания,
то - мы говорим это с непоколебимой уверенностью - русскому изобретателю Владимиру Валериановичу Татаринову будет принадлежать заслуга открытия
принципа свободного висения и передвижения в воздухе при помощи аппарата тяжелее воздуха".
02. Проект вертолёта Татаринова 1908-1909.
"Летательная машина. В газетах появилось сообщение о новом типе летательных машин (тяжелее воздуха), изобретённых В. В. Татариновым. Как передают
со слов изобретателя, летательная машина, называемая им аэромобилем, основана, главным образом, на принципе висения или стояния в воздухе.
Аэромобиль ничего общего не имеет ни с аэропланом, ни с воздушными кораблями иностранного типа. Летательная машина Татаринова в состоянии будет
подымать значительный груз и развивать большую скорость. Машина проектируется вся из металла с двигателем значительной силы."
("Северный край", 5 апреля 1908)
"Вчера на территории воздухоплавательного парка в присутствии инженер-генерал Вернандера, генерала Кованько и офицеров парка состоялось освящение
эллинга и лаборатории для сооружения аэромобиля Татаринова и закладка первого аэромобиля." ("Русское слово", 03 июня 1908)
"В мою задачу входит исключительно создание аппарат который сможет подняться вертикально от земли, чего еще никто не достиг".
(В. Татаринов в газете "Голос Москвы", 11 августа 1909)
03. Вертолёт Татаринова, 1909. Иллюстрация из книги В.Р. Михеева.
Однако, к оговорённым срокам он не успел завершить работу, и военное министерство аннулировало контракт. В ноябре 1910, осознав ошибки при
проектировании, и устав от нападок прессы, расстроенный Татаринов сжёг мастерскую и недостроенный аппарат.
(*) "Аэромобиль" Владимира Татаринова и вертолеты Игоря Сикорского и Чеслава Танского были первыми летательными аппаратами данного типа в
России. Идеи Татаринова были использованы позднее в проектном бюро МАИ.
04. Отрывок статьи о В. Татаринове.
С августа 1914 Татаринов участвовал в обороне крепости Ивангород на реке Нарва, в качестве инженера-электрика, а с 1915 - в составе гарнизона
Брест-Литовской крепости в чине прапорщика. В октябре 1917 он оставил военную службу, а впоследствии - эмигрировал из России.
Новая страница в судьбе Татаринова открывается во Франции в 1930 году. В этот год Daimler-Benz отказался от официального участия в автомобильных
гонках, оставив эту возможность частникам. Вместе с Борисом Ивановским Татаринов создал частную команду на машинах Mercedes-Benz SSK 7.1L. В 1931
команда Татаринова (Ивановский и Стоффель) стала второй в общем зачёте в Ле-Мане. В июне 1932 в Ле-Мане команда Татаринова снова была заявлена в
составе: месье Анри Стоффель, князь Джорджадзе, г-н де Татаринофф, однако 2 машины не были доставлены в Ле-Ман вовремя, и фактически стартовал
только экипаж Стоффеля.
05. Результат гонок 1931 года в Ле Мане.
О дальнейшей судьбе талантливого изобретателя, к сожалению, ничего неизвестно.
ФОТОГРАФИИ:
01. Проект вертолёта В.В. Татаринова. Рисунок из книги В.Р. Михеева.
02. Проект вертолёта Татаринова 1908-1909.
03. Вертолёт Татаринова, 1909. Иллюстрация из книги В.Р. Михеева.
04. Отрывок статьи о В. Татаринове.
05. Результат гонок 1931 года в Ле Мане.
ИСТОЧНИКИ:
1. В.Б. Шавров. "История конструкций самолетов в СССР до 1938 года.", Москва, "Машиностроение", 1968.
2. Leif Snellman. "Surprising victory by Sommer with Alfa Romeo" by Hans Etzrodt. (www.kolumbus.fi)
3. "Татаринов Владимир Валерианович". Сайт "Самоделкин" (http://www.susam.ru/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id=607&Itemid=1)
4. В.Р. Михеев. "Вертолеты дореволюционной России", Москва, изд. МАИ, 1992.
5. "К полёту… не готов!". Живой Журнал, 12.08.2009 (https://shusharmor.livejournal.com/89324.html)
6. Роман Самохвалов. "Аэромобиль Татаринова, 1909". Сайт стендовых моделистов, 01.07.2011 (https://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=9729)
7. H. Nowarra, G. Duval. Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969. Aero Publishers, 1970.
8. В.В. Татаринов. "Нагнетательный беспоршневой пресс", 1906. Архив РГБ.
© Dottore & Dottore.Ru, 2022.