Люди и события ХХ века. Гонщики "Бенц" 1894-1925.
Биографии: Барни Олдфилд. Боб Бёрман. Джон Пэрри-Томас. Вилли Вальб. Фердинандо Минойя. Адольф Розенбергер.
01. Барни Олдфилд на гоночном "Форде 999", рядом стоит Генри Форд, 1902. (Этот автомобиль сегодня находится в коллекции Музея Генри Форда в Гринфилд Виллидж в Мичигане. Фото из коллекции Музея.)
02. Олдфилд на 70-сильном Ford 999.
03. Олдфилд за рулём 8-цилиндрового Winston Bullet, 1903.
04. В 1904-1907 Олдфилд вытупал за заводскую команду Peerless на машинах Green Dragon.
На трассе Олдфилд вёл себя как настоящий шоумен, на радость своим поклонникам. Всегда с сигарой во рту, в кино, в жизни, и на гонках. Выигрывая первый круг или заезд, он намеренно проигрывал следующий, чтобы в финале, полном драматизма и накала страстей, вырвать победу на последних секундах. Публика его боготворила. Вне трассы он тоже отличался непредсказуемым поведением, а иногда и буйными потасовками в барах. Американская Автомобильная Ассоциация (ААА) не раз приостанавливала его членство в период 1910-1914 гг. за различные нарушения регламента и "небрежное" вождение во время соревнований. Однако, все его нарушения компенсировались постоянно пополняемой копилкой рекордов.05. Б. Олдфилд за рулём.
06. Барни Олдфилд устанавливает новый рекорд в заезде на 1 милю за 51 4/5 секунды. Лейксайд, Сан Диего, Калифорния, 9 мая 1908.
07. Олдфилд на "Бенце". Трасса в Атланте, 18 ноября 1909.
08. Олдфилд за рулём своего Lightning Benz (проданного позднее в 1910 году Бобу Бёрману), Дейтона-Бич, 16 марта 1910.
09. Олдфилд на "Бенце" с, традиционно, номером 19, на трассе Хоторн, Чикаго, 4 июля 1910.
В 1903 в Индианаполисе Олдфилд промчал 1 милю за 59,6 секунд. Месяц спустя он проехал 5-мильный отрезок за 4 мин 55 сек. В 1908 в Сан-Диего он проехал милю за 51,8 сек. В 1909, на 150-сильном "Бенце", стал победителем на трассе в Индианаполисе. 16 марта 1910 года в Дейтона-Бич, во Флориде, он установил рекорд скорости 131,7 миль в час на купленном недавно 200-сильном Blitzen Benz. На следующий день после рекорда Олдфилд получил телеграмму от германского императора Вильгельма II с поздравлениями.10. Олдфилд на Lightning Benz. Индианаполис, 1910.
11. Олдфилд перед заездом в Индианаполисе на Lightning Benz, 29 мая 1911.
12. "Блитцен Бенц" Барни Олдфилда.
После дисквалификации со стороны ААА Олдфилд в марте 1911 был вынужден продать "Бенц" Эрни Морозу (Ernie Moross), который сразу нанял Боба Бёрмана в качестве пилота "Бенца" для предстоящих в марте заездов в Дейтона-Бич. В 1914 выиграл гонку из Лос Анджелеса в Феникс, и был удостоен медали "Маэстро гонщик мира". В 1916 он преодолел порог скорости 100 миль в час при прохождении круга на трассе Indianapolis Speedway.13. Барни Олдфилд соревнуется в скорости с лётчиком Линкольном Бичи (фото из Библиотеки Конгресса США), 28 июня 1912.
14. Бичи против Олдфилда, 24-25 января 1914.
15. Линкольн Бичи (1887-1915) на своём биплане Кёртис, 1913.
Барни отошёл от больших гонок в 1918, но не пропал из виду. Он ездил по стране с выступлениями, снимался в кино и ТВ, участвовал в разных шоу и постановках, так или иначе был связан с гоночным бизнесом, а в 1932 предпринял попытку вернуться на гоночную трассу.16. Олдфилд на трассе Legion Ascot Speedway. Лос-Анджелес, 1932.
Олдфилд снялся в 6 короткометражках и 3 художественных фильмах, играя гонщиков. Самые известные фильмы с его участием: The Speed Kings (1913), The Speed Demon (1925), The First Auto (1927), Blonde Comet (1941). Будучи настоящим "селебрити" своих дней, он даже принял участие в мюзикле The Vanderbilt Cup (1906), с которым гастролировал по стране больше 2 месяцев.17. Барни Олдфилд.
18. Барни Олдфилд в роли автогонщика в фильме Blonde Comet, 1941.
ФОТОГРАФИИ:
01. Барни Олдфилд на гоночном "Форде 999", рядом стоит Генри Форд, 1902. (Этот автомобиль сегодня находится в коллекции Музея Генри Форда в Гринфилд Виллидж в Мичигане. Фото из коллекции Музея.)
02. Олдфилд на 70-сильном Ford 999.
03. Олдфилд за рулём 8-цилиндрового Winston Bullet, 1903.
04. В 1904-1907 Олдфилд вытупал за заводскую команду Peerless на машинах Green Dragon.
05. Б. Олдфилд за рулём
06. Барни Олдфилд устанавливает новый рекорд в заезде на 1 милю за 51 4/5 секунды. Лейксайд, Сан Диего, Калифорния, 9 мая 1908.
07. Олдфилд на "Бенце". Трасса в Атланте, 18 ноября 1909.
08. Олдфилд за рулём своего Lightning Benz (проданного позднее в 1910 году Бобу Бёрману), Дейтона-Бич, 16 марта 1910.
09. Олдфилд на "Бенце" с, традиционно, номером 19, на трассе Хоторн, Чикаго, 4 июля 1910.
10. Олдфилд на Lightning Benz. Индианаполис, 1910.
11. Олдфилд перед заездом в Индианаполисе на Lightning Benz, 29 мая 1911.
12. "Блитцен Бенц" Барни Олдфилда
13. Барни Олдфилд соревнуется в скорости с лётчиком Линкольном Бичи (фото из Библиотеки Конгресса США), 28 июня 1912.
14. Бичи против Олдфилда, 24-25 января 1914.
15. Линкольн Бичи (1887-1915) на своём биплане Кёртис, 1913.
16. Олдфилд на трассе Legion Ascot Speedway. Лос-Анджелес, 1932.
17. Барни Олдфилд
18. Барни Олдфилд в роли автогонщика в фильме Blonde Comet, 1941.
ИСТОЧНИКИ:
1. Barney Oldfield biography at Britannica.com (www.britannica.com/biography/Barney-Oldfield)
2. Barney Oldfield (I) at IMDb (www.imdb.com/name/nm0646117/)
3. Владимир Коваленко. "Барни Олдфилд и Молниеносный Бенц в 1910 году". Альманах "История мирового автоспорта" №29, 2021
4. The First Super Speedway. A Mark Dill Enterprises, Inc. website (www.firstsuperspeedway.com/photo-gallery/barney-dragon-resting)
5. The First Super Speedway. A Mark Dill Enterprises, Inc. website (www.firstsuperspeedway.com/articles/national-points-championship)
01. Бёрман с механиком за рулём "Бьюика", 1908. (фото из журнала Car Life, 1962).
02. Боб Бёрман, 1909.
03. Луи Шевроле и Боб Бёрман на "Бьюиках", 1910.
04. Король Скорости - "Дикий Боб" Бёрман.
В 1911 году, в песках Дейтона-Бич во Флориде, он побил рекорд скорости Барни Олдфилда, улучшив его сразу на 10 миль (141,7 миль в час/228,1 км/ч), причём на том же 200-сильном "Блитцен-Бенце", на котором годом ранее установил рекорд Олдфилд. Рекорд Бёрмана продержался до 1924. Владелец компании Firestone Tire & Rubber Харви Файрстоун, бывший спонсором "Короны короля скорости", 29 мая 1911 года, перед стартом первой гонки в Индианаполисе, вручил корону Бобу Бёрману.05. Боб Бёрман в любимом "Блитцен Бенце", который он приобрёл у Барни Олдфилда в 1910.
06. Гонка в Дейтона-Бич, Флорида, 1911.
07. Боб Бёрман (фото из Библиотеки Конгресса США), 1911.
08. Файрстоун передаёт корону королю скорости "Дикому" Бобу Бёрману, 1911.
09. Бёрман с короной "короля скорости" Файрстоуна (копия короны английского короля Георга IV) в Индианаполисе, 29 мая 1911.
10. Бёрман на "Бенце" под №45. Индианаполис, 1911.
Бёрман принял участие в первых пяти гонках "Индианаполис 500" в 1911-1915 гг., показав лучший результат (6-й) в 1915. В 1915 он выиграл гонку на трассе в Оклахома-Сити.11. На финише выигранной гонки в Оклахома-Сити, 29 апреля 1915.
В 1916 "Дикий Боб", управляя своим "Пежо" под №7, трагически погиб в гонке в городе Корона (Калифорния). Его гибель сподвигла его друзей гонщика Барни Олдфилда и автомобильного конструктора Гарри Миллера на создание в 1917 первого каркаса безопасности в гоночных автомобилях. В 2011 имя Роберта Бёрмана было внесено в списки Национального зала славы гонщиков.12. Боб Бёрман на "Пежо" под №7 на Лос-Анжелесской трассе, 5 марта 1916.
13. Джон Пэрри-Томас.
14. Пэрри-Томас за рулём бывшего "Бенца" - Higham-Thomas Special 'BABS'.
15. Автомобиль BABS, зарытый в пески Pendine в 1927, и откопанный в 1969, в экспозиции "Музея Скорости" в Южном Уэльсе, Великобритания.
ФОТОГРАФИИ:
01. Бёрман с механиком за рулём "Бьюика", 1908. (фото из журнала Car Life, 1962)
02. Боб Бёрман, 1909.
03. Луи Шевроле и Боб Бёрман на "Бьюиках", 1910.
04. Король Скорости - "Дикий Боб" Бёрман.
05. Боб Бёрман в любимом "Блитцен Бенце", который он приобрёл у Барни Олдфилда в 1910.
06. Гонка в Дейтона-Бич, Флорида, 1911.
07. Боб Бёрман (фото из Библиотеки Конгресса США), 1911.
08. Файрстоун передаёт корону королю скорости "Дикому" Бобу Бёрману, 1911.
09. Бёрман с короной "короля скорости" Файрстоуна (копия короны английского короля Георга IV) в Индианаполисе, 29 мая 1911.
10. Бёрман на "Бенце" под №45. Индианаполис, 1911.
11. На финише выигранной гонки в Оклахома-Сити, 29 апреля 1915.
12. Боб Бёрман на "Пежо" под №7 на Лос-Анжелесской трассе, 5 марта 1916.
13. Джон Пэрри-Томас
14. Пэрри-Томас за рулём бывшего "Бенца" - Higham-Thomas Special 'BABS'
15. Автомобиль BABS, зарытый в пески Pendine в 1927, и откопанный в 1969, в экспозиции "Музея Скорости" в Южном Уэльсе, Великобритания.
ИСТОЧНИКИ:
1. Indianapolis Motor Speedway Museum (www.imsmuseum.org/fame_inductee/bob-burman/)
2. Vanderbilt Cup Races (www.vanderbiltcupraces.com/drivers/bio/robert_burman)
3. журнал Car Life (Motor Publications Inc., N.Y.C.), декабрь 1962.
4. Иван Матковский. "Скоростные рекорды Джона Пэрри-Томаса". Сайт "Люди", 29.01.2017 (www.peoples.ru/champions/john_parry-thomas/)
01. В. Вальб и Пауль Гасс на Benz-Rennwagen 10/30 PS, 1921.
02. Вальб за рулём Tropfenwagen инженера Румплера (дизайн Ф. Порше).
03. Вилли Вальб возле Benz Tropfenwagen. Гран-При Европы, Монца, 9 сентября 1923.
После образования компании "Даймлер-Бенц" он перешёл под руководство Альфреда Нойбауэра, и как гонщик, и как помощник менеджера команды. В качестве заводского гонщика он участвовал в Гран-При Германии 1928 года, где занял 3 место.04. Вилли Вальб за рулём "Мерседеса" Typ K на гонке Solitude race. Штуттгарт, 12 сентября 1926.
05. Гран-При Германии. Вилли Вальб и Кристиан Вернер на №4, Отто Мерц и Ойген Зальцер на №5, Георг Кимпель и Адольф Розенбергер на №1. Нюрбургринг, 15 июля 1928.
06. Тройная победа на машинах Mercedes-Benz Type SS на Гран-При Германии. Стоят: в центре, в белом комбинезоне Кристиан Вернер, справа от него: гонщики Рудольф Караччиола, Отто Мерц и менеджер команды Альфред Нойбауэр. Сидят (слева направо): Фердинанд Порше, гонщики Вилли Вальб, Эрнст Карстенс, Георг Кимпель, директор Карл Шипперт. Нюрбургринг, 15 июля 1928.
Когда Auto Union начал выступать на автомобильных соревнованиях, он перешёл в "Ауто Унион" уже старшим менеджером команды. Благодаря ему в "Ауто Унион" появился великолепный гонщик Берндт Роземайер, ставший постоянным конкурентом "Серебряных стрел". Уйдя из автоспорта, он стал сервис-менеджером VW и головного офиса Porsche в Штуттгарте, где работал до последнего дня.07. Слева направо: менеджер команды Auto Union Вилли Вальб, Фердинанд Порше и гонщик Берндт Роземайер.
ФОТОГРАФИИ:
01. В. Вальб и Пауль Гасс на Benz-Rennwagen 10/30 PS, 1921.
02. Вальб за рулём Tropfenwagen инженера Румплера (дизайн Ф. Порше).
03. Вилли Вальб возле Benz Tropfenwagen. Гран-При Европы, Монца, 9 сентября 1923.
04. Вилли Вальб за рулём "Мерседеса" Typ K на гонке Solitude race. Штуттгарт, 12 сентября 1926.
05. Гран-При Германии. Вилли Вальб и Кристиан Вернер на №4, Отто Мерц и Ойген Зальцер на №5, Георг Кимпель и Адольф Розенбергер на №1. Нюрбургринг, 15 июля 1928.
06. Тройная победа на машинах Mercedes-Benz Type SS на Гран-При Германии. Стоят: в центре, в белом комбинезоне Кристиан Вернер, справа от него: гонщики Рудольф Караччиола, Отто Мерц и менеджер команды Альфред Нойбауэр. Сидят (слева направо): Фердинанд Порше, гонщики Вилли Вальб, Эрнст Карстенс, Георг Кимпель, директор Карл Шипперт. Нюрбургринг, 15 июля 1928.
07. Слева направо: менеджер команды Auto Union Вилли Вальб, Фердинанд Порше и гонщик Берндт Роземайер.
01. Минойя за рулём Isotta Fraschini на Coppa Florio. Брешия, 1907.
02. Минойя на "Изотта Фраскини" в Дьеппе, 1908.
03. Команда "Лорен-Дитрих": Ф. Минойя (№38), Артур Дюрэ (№5) и Анри Ружье (№22) на Гран-При Франции в Дьеппе. 7 июля 1908.
В "Тарга Флорио" 1922 участвовали 2 полуторалитровых "Мерседеса", одним из которых управлял Минойя. В 1923 он, управляя первым в мире среднемоторным гоночным автомобилем класса "Гран-При" Benz Tropfenwagen, занял четвёртое место в Монце на Гран-При Италии, оставив позади заряженные турбированные "Фиаты".04. Фернандо Минойя на "Мерседесе", Тарга Флорио, 1922.
05. Команда "Бенц" на Гран-При Италии 1923 года: Франц Хёрнер (№7), Вилли Вальб (№13), Фернандо Минойя (№1), Монца, 1923.
06. Минойя за рулём Benz Tropfenwagen на пит-стопе в Монце, Гран-При Европы, 9 сентября 1923.
07. Фелисе Наззаро на "Фиате" и Ф. Минойя на каплевидном "Бенце", Гран-При Италии. Монца, 1923.
07a. напряженный момент соревнования между Наззаро и Минойя запечатлён художником
08. Ф. Минойя на Гран-При в Сан-Себастьяне, 1926.
09. Минойя на пит-стопе в "Тарга Флорио", 1929.
В 1931 под эгидой AIACR был учреждён Чемпионат Европы, состоявший из трёх 10-часовых Гран-При: Италии, Франции, Бельгии. Несмотря на то, что Минойя не был первым ни в одном Гран-При, по очкам он стал первым Чемпионом Европы, в составе команды "Альфа Ромео".10. Первый Чемпион Европы Фернандо Минойя, 1931.
ФОТОГРАФИИ:
01. Минойя за рулём Isotta Fraschini на Coppa Florio. Брешия, 1907.
02. Минойя на "Изотта Фраскини" в Дьеппе, 1908.
03. Команда "Лорен-Дитрих": Ф. Минойя (№38), Артур Дюрэ (№5) и Анри Ружье (№22) на Гран-При Франции в Дьеппе. 7 июля 1908.
04. Фернандо Минойя на "Мерседесе", Тарга Флорио, 1922
05. Команда "Бенц" на Гран-При Италии 1923 года: Франц Хёрнер (№7), Вилли Вальб (№13), Фернандо Минойя (№1), Монца, 1923.
06. Минойя за рулём Benz Tropfenwagen на пит-стопе в Монце, Гран-При Европы, 9 сентября 1923.
07. Феличе Наззаро на "Фиате-805" и Ф. Минойя на каплевидном "Бенце", Гран-При Италии. Монца, 1923.
07а. напряженный момент соревнования между Наззаро и Минойя запечатлён художником. Монца, 1923.
08. Ф. Минойя на Гран-При в Сан-Себастьяне, 1926.
09. Минойя на пит-стопе в "Тарга Флорио", 1929.
10. Первый Чемпион Европы Фернандо Минойя, 1931.
01. Адольф Розенбергер за рулём Mercedes-Tourenwagen, на гонке 20 апреля 1924.
02. Розенбергер за рулём Benz Tropfenwagen, 1925.
03. Розенбергер в гонке на аэродинамичном Benz Tropfenwagen.
04. После награждения в Касселе, 1925.
Он побеждал на берлинской трассе AVUS в 1925 и 1926, на Штуттгартской трассе с 1925 по 1927, в 1927 на открытии новой трассы Нюрбургринг он пришёл вторым, уступив Караччиоле. В 1926 попал в катастрофу на Гран-При Германии, после которой трасса AVUS была закрыта на десятилетия.05-06. Адольф Розенбергер (слева, который курит) приобнимает за плечо Фердинанда Порше. Справа - молодой Караччиола. Нюрбургринг, 19 июня 1926.
07. Розенбергер за рулём "Мерседес-Бенц".
08. Р. Караччиола (№1) и А. Розенбергер (№2) на Mercedes-Benz Model S, и фон Мош (№3) Mercedes-Benz Model K, на открытии трассы Нюрбургринга. Берлин, 19 июня 1927.
09. Тройная победа "Мерседес-Бенц" на Гран-При Германии. Георг Кимпель и Адольф Розенбергер (№1), Отто Мерц и Ойген Зальцер (№5), Кристиан Вернер и Вилли Вальб (№4). Нюрбургринг, 15 июля 1928.
В 1931 он, вместе с Фердинандом Порше основал компанию Porsche GmbH, вложив 30 тысяч марок в новое предприятие, а также стоял у истоков создания концерна Auto Union в 1932. После прихода к власти Гитлера, над Розенбергером начинают сгущаться тучи. У него отозвана лицензия гонщика, несмотря на его великолепные результаты - только гонщики арийского происхождения имели право быть лучшими, евреям было не место среди чемпионов. И он становился нежелательным в компании "Порше", ведущей успешный бизнес с новой нацистской властью. В 1935 Розенбергер был арестован Гестапо, но один из его влиятельных коллег, барон фон Вейдер-Мальберг, помог добиться освобождения. Розенбергер не стал более испытывать судьбу, и сразу покинул Германию вместе с родителями, стал представителем компании "Порше" в Великобритании, а начавшаяся вскоре Вторая мировая война заставила его эмигрировать в Америку, изменив имя на Алан Артур Роберт. В Калифорнии он занимался автомобильным бизнесом.10. Фото А. Розенбергера из архива Гестапо, перед отправкой в нацистский концлагерь, 1935.
11. Алан Артур Роберт (Розенбергер) с коллегами по компании. Лос-Анджелес, 1950-е гг.
ФОТОГРАФИИ:
01. Адольф Розенбергер за рулём Mercedes-Tourenwagen, на гонке 20 апреля 1924.
02 Розенбергер за рулём Benz Tropfenwagen, 1925.
03 Розенбергер в гонке на аэродинамичном Benz Tropfenwagen.
04 после награждения в Касселе, 1925.
05-06 Адольф Розенбергер (слева, который курит) приобнимает за плечо Фердинанда Порше. Справа - молодой Караччиола. Нюрбургринг, 19 июня 1926.
07 Розенбергер за рулём "Мерседес-Бенц"
08 Р. Караччиола (№1) и А. Розенбергер (№2) на Mercedes-Benz Model S, и фон Мош (№3) Mercedes-Benz Model K, на открытии трассы Нюрбургринга. Берлин, 19 июня 1927.
09 Тройная победа "Мерседес-Бенц" на Гран-При Германии. Георг Кимпель и Адольф Розенбергер (№1), Отто Мерц и Ойген Зальцер (№5), Кристиан Вернер и Вилли Вальб (№4). Нюрбургринг, 15 июля 1928.
10 Фото А. Розенбергера из архива Гестапо, перед отправкой в нацистский концлагерь, 1935.
11 Алан Артур Роберт (Розенбергер) с коллегами по компании. Лос-Анджелес, 1950-е гг.
ИСТОЧНИКИ:
1. Ronnie Schreiber. Porsche's Forgotten Man, Adolf Rosenberger: Dr. Porsche's Jewish Partner, Авто-альманах The truth about cars, 25.04.2016 (www.thetruthaboutcars.com/2016/04/porsches-third-forgotten-man-adolf-rosenbergerdr-porsches-jewish-partner-part-one/)
2. Eberhard Reuss. Der Mann, der Porsche machte. SWR2, 24.10.2017 (www.swr.de/swr2/programm/broadcastcontrib-swr-14006.html)
© Dottore & Dottore.Ru, 2022.